Система
персонажей
поэмы Гоголя "Мертвые души"
Одинзадругимследуютуменягерои - одинпошлеедругого.
НиколайГоголь.
ПушкинотдалГоголюсвойсюжет, изкоторогосамхотелсделатьчто-товродепоэмы. Этобылсюжет "Мертвыхдуш". Гогольизображаетбольшойгубернскийгородиименияпомещиковэтойгубернии. Крупнымпланомвпоэменарисованыобразыпомещиков, этих "хозяевжизни", которыеотвечаютзасудьбународа. Авторсоздаеттипическиехарактеры, крепостникидворяненередкоузнаваливперсонажах "Мертвыхдуш" самихсебя. Амеждутем, этиобразы "непортретысничтожныхлюдей; напортив, внихсобранычертытех, которыесчитаютсебялучшимидругих". Толькоэтилицавысшегообществаникчемныипошлы, онилишенызнаниягражданскогодолга, чести, совести. ОтношениепомещиковкафереЧичиковаобнаруживаютполнотуэгоистичнойзамкнутостииравнодушиякинтересамобщества, духовноеинравственноеуродство. Этиобщиечертывыливаютсявотличительныесвойствакаждогодушевладельца. Стремясьсоздатьтипическийобраз, Гогольиспользуетописаниеусадьбыинтерьер. Так, хозяйствоМанилова "шлокак-тосамособою".
Егопоместье–этопарадныйфасадпомещичьейРоссии. Претензиинаизысканностьподчеркиваютпустотуобитателейусадьбы. Одинокийдом, редкиекустысирени, серенькиеизбыпроизводятгнетущеевпечатление. Вкомнатахрядомсдорогоймебельюстояткресла, покрытыерогожей. Ахозяиннепонимает, невидитупадкасвоегохозяйство. ПонатуреМаниловобходителен, вежлив, новсеэтопринялоунегосмешныеформы. Слащавость, сентиментальностьсоставляютсущностьегохарактера. ДажеречьМаниловаслишкомтуманна: "какая-нибудьэтакаянаука", "пареньеэтакое". Онникомунедоставилпользыиживетпустяками. Жизнионнезнает, реальностьзаменяетсяпустымифантазиями. Итак, Манилов–человек "таксебе, нитонисе".
Коробочка– "однаизтехматушек, небольшихпомещиц, которыеплачутсянанеурожаииубытки, амеждутемнабираютпонемногуденьжоноквмешочки…" Онанепредаютсямечтаниям, какпредыдущийобраз, онарасчетливаизанятатольконакоплениемисвоимхозяйством. Захваченнаяжаждойнаживы, онаторгуетвсем: салом, пенькой, крепостными. Людидлянее–всеголишьодушевленныйтовар. ОнадаженеудивляетсястранномупредложениюЧичикова, нобоитсяпродешевить: "Онитого…онибольшекак-нибудьстоят", - оотправляетсявгородузнатьцену. Чичиков, авместеснимиавтор, называетее "дубинноголовой".
ВНоздревеГогольподчеркиваетбесцельнуюактивность: "…онпредлагалвамехать, кудаугодно, хотьнакрайсвета, войтивкакоехотитепредприятие, менятьвсе, чтохотите". Нотаккакегоначинаниялишеныцели, тоничтодоконцаНоздревнедоводит. Вегоразрозненномимениитолькопсарнянаходитсявотличномсостоянии: средисобакон "какотецсредисемейства". Онсовершенноспокойнообманывает, унегонетникакихморальныхпринципов. Крестьянесвоимтрудомсоздаютвсеблагаиизбавляютпомещикаотзабот. Ноздревпривыкполучатьто, чтохочет, аесликто-топротивится, онстановитсяопасным: "Нинаодномсобрании, гдеонбыл, необходилосьбезистории". Онведетсебяразвязно, грубо. Гогольироническиназываетгероя "историческимчеловеком". Похожийнамедведя, Собакевичобладаетвсемисоответствующимиповадками. Веготеле "совсемнебылодуши". Мебельвдометоженапоминаетсамогохозяина. ТакГогольдостигаетяркостиивыразительностивописаниихарактерныхчертгероя. Онвсегдазаботитсятолькоосвоейвыгоде, иглавнаяегоцель–наполнениежелудка. Собакевич "хозяйственен", уменипрактичен: оннеразоряеткрестьян, таккакемуэтоневыгодно. Ковсемонотноситсяссобственнойметкой: плутимошенник. Собакевичзнает, чтовсевмирепродается, изаявляетЧичикову: "Извольте, готовпродать". Главныйгеройзаключает: "Нет, ктоужкулак, томунеразогнутьсявладонь". Теманравственногопадения, духовнойсмертидостигаетсвоейкульминациивглавеоПлюшкине. Вимениипоражаетветхость, опустошение. Кажется, жизньпокинулаэтудеревню: "Бревнонаизбахбылотемноистаро; многиекрышисквозили, какрешето…" ДухсмертиподчеркиваетГоголь: " никакбылонельзясказать, чтобывкомнатесейобиталоживоесущество…" Хозяинсамзаперсяотвнешнегомирвсвоемзамке. Подобноключнице, Плюшкин–рабвещей, нонехозяин. Из-засвоейстрастионнеможетотличитьполезныевещиотхлама: зерноимукагибнут, азаплесневыйкуличинастойкахранятся. Акогда-тоПлюшкин "толькобылбережливымхозяином". Жаждаобогащениязасчеткрестьянпревратилаеговскрягу.
ОтгероякгероюГогольобнажаетпреступнуюжизньпомещиков. Образыданыпопринципывсеболееглубокогодуховногооскуденияиморальногопадения. СовременникиГоголясчитали, чтомертвымидушамивпоэмеявляютсясамипомещики, а "позадимертвыхдуш–душиживые" (Герцен). Вкаждомраскрытаоднаизразновидностейдуховнойсмерти. РассказГоголяожизнипомещиковпревращаетсявобвинительныйакткрепостническойдействительности. Авторхочетразбудитьтакимобразомдушилюдей, единственнаяцелькоторыхвусловияхкрепостногоправо–прибиратьвсесебе. СпасениеРоссиионвиделвуничтожениитакиххозяевжизни.
Другие работы по теме:
Гоголь н. в. - Образ народа в поэме
Образ народа в поэме. Мертвые души. Поэма Мертвые души в творчестве Н. В. Гоголя занимает особое место. Глобальный план. Гоголя показать всю. Россию в разрезе все ее пороки и недостатки.
Гоголь н. в. - Две россии в поэме гоголя
Две России в поэме Гоголя "Мертвые души". "Мертвые" и "живые" души в поэме Гоголя. В начале работы над поэмой Н.В.Гоголь писал В.А.Жуковскому: "Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем". Так сам Гоголь определил объем своего произведения - вся Русь. И писатель сумел показать во всем объеме как отрицательные, так и положительные стороны жизни России той эпохи.
Гоголь н. в. - Смех сквозь слезы в поэме н. в. гоголя
Н. В. Гоголь вошел в литературу как непревзойденный мастер смеха. Повести Гоголя его поэма. Мертвые души просты по сюжету прозрачны по разборке характеров. И тем не менее существует неразгаданная и не поддающаяся разгадке тайна.
Образ автора в поэме Гоголя Мертвые души
Поэма «Мертвые души» — центральное произведение творчества Н.В. Гоголя. Особую роль в нем играет образ автора. Это не пассивный повествователь, а мудрый собеседник, которому просто необходимо вести неспешный разговор с читателем. В предисловии ко второму изданию «Мертвых душ» автор просит читателя помочь ему.
Единство сатирического и лирического в поэме Гоголя Мертвые души
Казна творчества Николая Васильевича Гоголя собиралась на народной почве. Именно поэтому его произведения преисполнены в то же время и гневом, и любвью. Эти парадоксальные противоречия прослеживаются в течение всего произведения. Ведь противоречивым является уже то, что поэма имеет название «Мертвые души», то, что сатирическое и лирическое в ней выступает в единстве.
Поместье и его владелец по поэме Н.В.Гоголя Мертвые души сочинение-миниатюра
Автор: Гоголь Н.В. Люди давно подметили, что дом человека — не только его крепость, но и его зеркало. Любой дом несет на себе отпечаток личности его владельца. Н.В.Гоголь до предела довел эту черту в “Мертвых душах”, и сходство стало почти гротескным, так что получились как бы двойные портреты героев поэмы.
Тема дороги, пути в поэмах Мертвые души Н. В. Гоголя и Кому на Руси жить хорошо Н. А. Некрасова 2
Тема дороги, пути в поэмах «Мертвые души» Н. В. Гоголя и «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова Автор: Некрасов Н.А. Поиски. Глубины. Дороги... Вечная тема пути. Две поэмы-эпопеи: “Мертвые души” Н. В. Гоголя и “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова. Словно тонкой ниточкой пронизывает эта тема оба произведения, ведь только через странствующего, путешествующего героя можно показать такую необъятную страну, как Россия, решить глобальные проблемы.
Смысл названия поэмы Н. В. Гоголя Мертвые души
Автор: Гоголь Н.В. Название поэмы Гоголя “Мертвые души” многозначно. Несомненно влияние на поэму “Божественной комедии” Данте. Название “Мертвые души” идейно перекликается с названием первой части поэмы Данте — “Ад”.
Смысл названия поэмы Н. В. Гоголя Мертвые души 2
Смысл названия поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» Автор: Гоголь Н.В. В названии поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” отражается главная идея произведения. Если понимать название поэмы буквально, то можно увидеть, что в ней содержится суть аферы Чичикова: Чичиков покупал души умерших крестьян.
Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души
Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" Автор: Гоголь Н.В. "В дорогу! в дорогу!.. Разом и вдруг окунемся в жизнь со всей ее беззвучной трескотней и бубенчиками..." - так заканчивает Гоголь одно из самых проникновенных и глубоко философских лирических отступлений в поэме "Мертвые души".
Образ Плюшкина в поэме Н.В.Гоголя Мертвые души
Образ Плюшкина в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" Автор: Гоголь Н.В. Образ Плюшкина в имении Плюшкина прежде всего бросается в глаза ветхость, опустошение. По описанию Гоголя имение Плюшкина приобретает зловещий характер, невольно по спине пробегают мурашки. Когда я читал 6 главу, у меня было чувство, что в имении Плюшкина произошло какое-то бедствие.
Особенности композиции поэмы Н. В. Гоголя Мертвые души
Автор: Гоголь Н.В. Композиционное своеобразие поэмы Н. В.Гоголя «Мертвые души» определяется творческой задачей, которую ставил перед собой автор. Первоначально писатель предполагал создать грандиозное произведение, состоящее из трех частей. В первом томе перед читателями предстало бы сатирическое изображение современной автору России, а в следующих томах должны были произойти пробуждение души героя и его нравственное воскрешение.
Чичиков и чичиковщина по поэм Н.В. Гоголя Мертвые души
Чичиков и чичиковщина (по поэм Н.В. Гоголя "Мертвые души") Автор: Гоголь Н.В. Кто такой Чичиков? Мы знаем только, что он "не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод". И если все помещики - это изображения какого-либо качества, то Чичиков - собирательный образ всех этих персонажей.
ВСЯ РУСЬ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ МЕРТВЫЕ ДУШИ
Автор: Гоголь Н.В. Сюжет поэмы «Мертвые души» был, как известно, подсказан Гоголю Пушкиным. Он привлек писатели возможностью изъездить вместе со своим героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров. Перед читателем гоголевской поэмы проходит целая галерея образов помещиков, чиновников, крестьян.
Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя Мертвые души 2
Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» Автор: Гоголь Н.В. Среди персонажей гоголевской поэмы «Мертвые души» Чичиков занимает особое место. Будучи центральной (с точки зрения сюжета и композиции) фигурой поэмы, этот герой вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой - не только для чиновников города NN но и для читателя.
Изображение народа в поэме Мертвые души
Автор: Гоголь Н.В. “Идейным стержнем” поэмы И.В.Гоголя “Мертвые души” является “мысль о трагической судьбе народной”. На протяжении всего произведения автор упоминает людей “низкого класса”. Хотя среди образов крепостных крестьян и не выделяются столь яркие характеры, зато их разнообразие раскрывает всю картину крепостной России.
Типичные характеры поэмы Мертвые души
ТИПИЧНЫЕ ХАРАКТЕРЫ В ПОЭМЕ ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” В 1835 году Гоголь начал писать поэму “Мертвые души”. Сюжет для этого произведения подсказал ему Пушкин. Он рассказал об одном авантюристе, который, скупая мертвые души, разбогател. Произведение, над которым начал работу Гоголь, рисовалось ему как огромный роман в нескольких частях.
Повесть о капитане Копейкине
На первый взгляд, “Повесть о капитане Копейкине” ничем не связана с поэмой Н.В.Гоголя “Мертвые души”: нет переплетения сюжетных линий, отличная от поэмы стилистика, сказочная манера повествования.
Религиозно- нравстыенные искания Гоголя
С ценностями христианской веры был связан замысел трехтомной поэмы Гоголя Мертвые души. Автор вместе с читателем и героями должен был проследовать путем духовного возрождения из ада (первый том) в чистилище (второй том) и далее в рай (том третий). Предполагалось, то слово "мертвый" в названии поэмы будет указывать на неизбежное грядущее возрождение душа на самом деле не может умереть и должна воскреснуть.
Тема воспитания в поэме Н.В.Гоголя Мертвые души
Тема воспитания в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" Автор: Гоголь Н.В. Отец литературного героя даёт сыну, уезжающему учиться, наказ, который настолько западает отпрыску в душу, что предопределит будущую его судьбу. Выше всего на свете главный герой поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Павел Иванович Чичиков ставит деньги и всю жизнь посвятит сколачиванию капитала.
Смех сквозь слезы в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души
Смех сквозь слезы в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" Автор: Гоголь Н.В. Н. В. Гоголь вошел в литературу как непревзойденный мастер смеха. Повести Гоголя, его поэма "Мертвые души" просты по сюжету, прозрачны по разборке характеров. И тем не менее существует неразгаданная и не поддающаяся разгадке тайна Гоголя и тайна этого смеха.
Анализ эпизода Чичиков у Коробочки по поэме Н.В. Гоголя Мертвые души
Анализ эпизода Чичиков у Коробочки (по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души") Автор: Гоголь Н.В. В поэме «Мертвые души» Н.В.Гоголь, по его словам, стремился изобразить «всю Русь», но с «одного боку». И у него это получилось: он очень точно и правильно сумел показать как отрицательные, так и положительные стороны жизни России того времени.
Две России в поэме Гоголя Мертвые души Мертвые и Живые души в поэме Гоголя
На мой взгляд, Гоголь отразил в своей поэме не две, а три России: Россию "мертвых душ" - помещиков и чиновников, Россию крестьян, и в конце поэмы проявляется прекрасный художественный образ Руси-тройки, птицы-тройки. Сделано это настолько искусно и полно, что "Мертвые души" можно назвать исследованием русской жизни второй четверти прошлого века.
Две России в поэме Гоголя Мертвые души
Две России в поэме Гоголя "Мертвые души" В начале работы над поэмой Н.В.Гоголь писал В.А.Жуковскому: "Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем". Так сам Гоголь опредеил объем своего произведения - вся Русь. И писатель сумел показать во всем объеме как отрицательные, так и положительные стороны жизни России той эпохи.