МОТИВ ИГРЫ И ТЕАТРА В РОМАНЕ “ВОЙНА И МИР”
Все мы, святые и воры,
Из алтаря и острога,
Все мы — смешные актеры
В театре Господа Бога.
Н. Гумилев
Слово “театр” имеет множество значений. Это и театр как театр, это и жизнь, также театр военных действий.
Принято считать, что наша жизнь — это игра, сцена. Избитая, пошлая фраза — “что наша жизнь — игра” (Германн, опера “Пиковая дама”). Почему мотиву игры и театра в романе уделяется так много места?
“Война и мир” — это проекция нашей жизни. Роман был задуман как большая книга, содержащая в себе откровения и заветы, притчи, гармонию и красоту, веру в Бога и любовь. Это даже не роман, не эпопея, а именно книга, точнее Библия. То есть — наша жизнь. В нашей жизни (в настоящее время) мы ходим в театр, чтобы получить дополнительное образование; удовольствие от хорошей игры актеров в интересных нам произведениях. В театр у Толстого любят ходить отрицательные герои — представители светского общества. Стены, отделанные бархатом и золотом, красивые хрустальные люстры, дамы в роскошных туалетах, слащавые мужчины во фраках, французская речь — все это создает впечатление ненатуральности, лжи и лицемерия. Это все — театр, то есть игра на зрителя. Бестолковые разговоры о внешности и поведении, сплетни. Перед спектаклем актеры репетируют, заучивают роль, накладывают грим, и вот настает их час и они показывают свой спектакль зрителям. Причем точно таким же актерам.
И Анна Павловна Шерер, и Анатоль Курагин, и Элен, и многие другие — все они играют друг для друга бессмысленный спектакль. Интересна сцена, когда Наташа присутствует в театре. Начинается спектакль, и зрители “с жадным любопытством устремили все внимание на сцену”, Наташа тоже стала смотреть. Но она ничего не понимала: все удивляло ее, она не видела ничего, кроме крашеных стен, странно наряженных мужчин и женщин, при ярком свете странно двигавшихся, говоривших и певших. Она понимала, что должен был представлять собой спектакль, но все это ей казалось настолько “вычурно-фальшиво”, ненатурально, что порой ей становилось смешно. И глядя на лица зрителей, она видела в их глазах выражение опять же ложное. В какой-то момент ей даже стало дурно, она как будто задохнулась в этом мертвом воздухе. Наташа была слишком естественна, чтобы жить и играть по правилам светского общества. Также и князь Андрей (горячо любимый мною) не любил ходить в театры, он чувствовал двойственность такого существования.
Театр — театр военных действий. Князь Андрей считал, что войну надо понимать и воспринимать как общее, “самое гадкое дело в жизни”, а не играть.
“Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость”. Для князя Андрея война не игрушка, он считает, что с этим бедствием можно справиться только “всем миром”. “А то война — это любимая забава праздных и легкомысленных людей...” Солдаты — актеры, а главнокомандующий — режиссер;такое восприятие войны ложно. Невозможно решить проблему страны простым спектаклем.
Тушин воспринимал театр военных действий как свой фантастический мир. Для него неприятельские пушки были трубками, муравьями представлялись ему французы, а самого себя представлял огромного роста, мужчиной, “который обеими руками швыряет французам ядра”. Он был настолько увлечен своим спектаклем, что не услышал команды “отступать”.
Святки в доме Ростовых — тоже своего рода театр. Торжественные и скучные поздравления соседей, новые и роскошные платья... Опять же все это было ненатурально. “И в этом не было ничего особенного, ознаменовывающего святки”. И только в безветренном морозе, в зимнем свете звезд ночью, в ярком солнце днем чувствовалась истина.
Тема игры связана с игрой в карты Долохова и Николая Ростова. Долохов обыграл Николая, предчувствуя невезение в любви: 30 серебреников + 13 (сумма возрастов Долохова и Сони; чертова дюжина). Многие люди считают жизнь игрой в карты. Кому-то везет, кому-то —. нет. Некоторые люди играют честно, а кто-то “мухлюет”.
Вообще, всякое действие или проявление чувств человека можно назвать игрой. Конечно, существуют люди, которые естественны, живут “постоянной жизнью”. Но какая женщина — не актриса?! А кокетство? А умение вести себя в обществе мужчин? Все это актерское мастерство. Но нельзя говорить, что женщина — только актриса, в смысле — притворщица. Это происходит непроизвольно, это даже нравится мужчинам.
И мы не задумываемся над тем, что это — лишь игра... А если так, то человек должен понимать, что его спектакль, может быть, будет неинтересен, что он должен нести ответственность за свое творение.
Как наш мир — творение Господа Бога.
Множатся пытки и казни...
И возрастает тревога,
Что, коль не кончится праздник
В театре Господа Бога?!
Другие работы по теме:
Кутузов и Наполеон в романе-эпопее Толстого Война и мир
Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» является, по мнению известных писателей и критиков, «величайшим романом в мире». «Война и мир» – это роман‑эпопея, событий из истории страны, а именно войны 1805–1807 гг. и Отечественной войны 1812 г. Центральными героями войн были полководцы – Кутузов и Наполеон.
Мотивы игры и театра в Войне и мире Льва Толстого
Мотивы игры, маски, маскарада, театра в мировой литературе едва ли не столь же древние, как сама литература, и, что особенно интересно, их наличие резко преобладает в тех произведениях европейской литературы, которые связаны с античной традицией. Так, велико их значение в произведениях тяготевшего к античному театру А.
Наташа Ростова, или поиск женской добродетели в романе Льва Толстого Война и мир
Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. И из всех этих героев больше всего мне понравилась Наташа Ростова. Кто такая Наташа Ростова? Когда Марья Болконская попросила Пьера Безухова рассказать о Наташе, он ответил: «Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос.
Наташа Ростова в церкви Разумовских. Анализ эпизода романа Толстого Война и мир
В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» множество персонажей, но любимой героиней Толстого, без сомнения, является Наташа Ростова. Она занимает центральное место среди образов романа, потому что воплощает саму жизнь с ее крайностями и бесконечными изменениями. Наташа непосредственна и естественна, она находится в гармонии с окружающим ее миром, она наделена счастливой чертой ощущать полноту жизни.
Мотив дуэли в произведениях отечественной классики XIX в.
Мотив дуэли в произведениях отечественной классики XIX в. Дуэль как социальное явление целой эпохи является одной из проблем, поднимаемой в классической литературе. Для того чтобы дать ей объективную оценку сегодня, следует воспринимать данное явление с позиций особенностей эпохи, нравственных и эстетических ценностей времени.
Вечные темы в романе "Война и мир" Л.Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой – великий писатель. Роман-эпопея "Война и мир". Толстой - тонкий психолог. Многогранность и сложность человеческой личности в главных героях романа. Духовная красота героев Толстого.
Бургундский отель
«Бургу́ндский оте́ль» (фр. L'Hфtel de Bourgogne) — крупнейший драматический театр Парижа в XVII в. и первый стационарный театр Франции, ныне не существующий.
Андерсонс, Марис
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.1.1 Государственного театра юного зрителя Латвийской ССР 2.1.2 Новый Рижский театр 2.2 Фильмография
Бордуков, Александр Сергеевич
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.2 Фильмография Список литературы Введение Александр Сергеевич Бордуков (род. 1946) — советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, заслуженный артист России.
Ирано-византийские войны
Введение 1 Ирано-византийская война 420—422 годов 2 Ирано-византийская война 502—506 годов 3 Ирано-византийская война 526—532 годов 4 Ирано-византийская война 542—562 годов
Бурджалян, Аркадий Сергеевич
Аркадий Сергеевич Бурджалян (26 декабря 1879 года (7 января 1880) Астрахань — 4 сентября 1946 года Ереван) — армянский советский и русский актёр и режиссёр, заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1934).
Беккер, Борис Израилевич
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.1.1 Ленком 3.2 Фильмография Список литературы Введение Борис Израилевич Беккер (1929—2011) — советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист России (1993)[1].
Война за наследство
— распространившийся в Европе Нового времени (XVII и XVIII века) тип вооружённого конфликта между государствами, состоявший в споре за наследование выморочного престола того или иного государства. Посадив на пустующий престол своего ставленника, то или иное государство надеялось добиться изменения его внешней политики, а иногда и территориальных уступок.
Военная история Греции
Древняя Греция Около 1200 до н. э. — Троянская война 800 до н. э. — Мессенские войны 500—449 до н. э. — Греко-персидские войны 460—445 до н. э. — Первая Пелопоннесская война
Борисов, Виктор Алексеевич
Введение 1 Биография 2 Фильмография 2.1 Театр 2.2 Кино Введение Виктор Алексеевич Борисов (род. 26 мая 1953 года) — советский и российский актёр театра и кино, Заслуженный артист России.
Война за независимость Мозамбика
Война за независимость Мозамбика — война между Португалией и Фронтом освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО), выступавшим за независимость страны. Часть Колониальной войны Португалии.
Борисов, Михаил Борисович
Михаил Борисович Борисов (8 февраля 1949, Москва) — советский и российский режиссёр, актёр. Заслуженный деятель искусств России, профессор театрального института им. Б.Щукина, зав. кафедрой РАТИ (ГИТИС), актер театра им. М.Ермоловой, режиссер-постановщик спектаклей театра Сатиры, театра им.
Первая Священная война
Первая Священная война Первая Священная война (около 595-583 до н. э.) была вызвана намерением гавани Кирры, расположенной неподалеку от Дельф, взимать пошлины с посещающих Дельфы паломников, что нарушало священные права граждан на свободное посещение святилища. Дельфы были поддержаны Афинами во главе с Солоном.
Антоненко, Григорий Николаевич
Введение 1 Биография 2 Почетные звания и награды 3 Творчество 4 Роли в театре 4.1 Роли в кино Список литературы Введение Григорий Николаевич Антоненко — актёр театра и кино театра, народный артист Украины (1996)[1].
Бакштаев, Леонид Георгиевич
Леони́д Гео́ргиевич Бакшта́ев (1934—1995) — советский актёр театра и кино, народный артист Украинской ССР. Биография Леонид Бакштаев родился в селе Добрынь Гомельской области.
Бадалбейли, Бадал-бек Башир оглы
Бадал-бек Башир оглы Бадалбейли (азерб. Bədəl bəy Bəşir bəy oğlu Bedəlbəyli; 1875 — 12 сентября 1932) — азербайджанский общественный деятель просвещения, педагог, актёр театра. Брат актёра театра и кино Ахмедбека Агдамского, двоюродный брат Узеира Гаджибекова.
Сестры Ананьины
Офицерские дочери, две сестры, Марья и Ольга, — первые актрисы на драматической сцене, о которых впервые упоминается в летописях русского театра.