Рецензия на рассказ А. П. Платонова “Потомки солнца”
Что это – “советская литература”? Сколько ее описаний найдет читатель, от непримиримого набоковского “картонные тихие донцы на картонных же хвостах-подставках”, показывающего неуклюжесть и искусственность этой литературы, до нетерпящего возражений определения места “тихих донцов” и их авторов в истории: “Видимо, наше поколение – последнее, которое своими глазами видело тот тысячелетний уклад, из которого мы вышли без малого все и каждый. Если мы не скажем о нем и решительной его переделке в течение короткого времени – кто же скажет?” - данного одним из писателей того периода, С. Залыгиным. Часто мы встречаем именно такие точки зрения: отрицание любой, в том числе и художественной ценности произведений советской литературы либо признание только их исторической роли. И это было бы верно, если бы не было еще одной стороны этой литературы: авторы рассказов, повестей, романов нередко талантливы, а талант не способен находиться в рамках идеологии, да и в любых других. И наряду с описанием эпохи в произведениях появляются темы вечные, существующие вне времени. Часто и авторы таких произведений объявляются “вне времени” настоящего, но обретают бессмертие в будущем. К таким “почти юродивым”, после смерти обреченным на славу святых, сейчас относят А. П. Платонова. Попробуем разобрать один из его рассказов, определить в нем автора, чтобы понять: кто он на самом деле, этот “нечаянный” художник?
“Потомки Солнца” - название, отражающее жанр произведения – рассказ-фантазия. В рассказе четыре части, образующие странную, “юродивую” композицию. “Он рос во сне”, - говорит писатель о своем герое в конце первой части, а вторую начинает фразой: “Он вырос в великую эпоху электричества и перестройки земного шара”. Читатель чувствует какое-то недостающее звено в этой цепи времени, что-то упущенное автором, то, что из “сна” сделало “эпоху электричества”. Но чуть позже, вместо разгадки потерянного эпизода жизни “нежного, печального ребенка”, героя первой части, читатель узнает, что эту “эпоху” создал сам “нежный мальчик”, ставший инженером-пиротехником Вогуловым. Он сотворил время, в котором вырос – странный алогизм для многих, но не для Платонова. Его герой существует независимо от времени: он способен сначала сотворить мир, а потом вернуться в него ребенком и вырасти, чтобы стать гением, творцом новой вселенной. Читателю неясна цель работы Вогулова. Это не перестройка планеты для “дальнейшего роста человечества”, как могло показаться вначале, ведь, перестроив Землю, герой решает взорвать Вселенную, на месте которой должно, по его расчетам, образоваться нечто новое, “сверхэнергетическое”. После взрыва человечество исчезнет, исчезнет мир – и никакого “роста” уже не будет; а что будет – неизвестно и самому Вогулову. Он работает “с горящей в сердце ненавистью”, но бесцельно. В его труде нет и не может быть души: “Чтобы земное человечество в силах было восстать на мир и на миры и победить их – ему нужно…убить в себе плавающее теплокровное сердце”. Герой Платонова “восстал на миры”, превратил себя в “мозг невиданной, невозможной, неимоверной мощи”, и логично предположить, что сердце в Вогулове уничтожено. Но
логика несовместима с прозой Платонова: из последней части рассказа читатель узнает, что “было сердце и страдание у инженера Вогулова”, такие, “каких не должно быть у человека”. Здесь, в заключительной части, находится то звено, пустоту на месте которого мы почувствовали на стыке первой и второй частей: “сон” в “эпоху электричества и перестройки земного шара” превратила любовь, ставшая мыслью. “Сила любви и энергия сердца” - только они заставляют человека делать возможным невозможное. Такая идею выделяет сам автор в рассказе, и будто бы к этой же мысли подводит он и читателя.
Немалую роль в рассказе играет понятие “любовь”, которое автор пытается осмыслить. Герой – “рос, и все неудержимее, страшнее клокотали в нем спертые, сжатые, сгорбленные силы”, но он “рос во сне”, а утром “спокойный свет солнца встречал его”, и “все внутри затихало, забывалось и падало”. Во второй части “сон” исчезнет: Вогулов работает “бессонно”. Пожалуй, “сон” не исчезает, а трансформируется в реальность. Это прослеживается на уровне звуковой и отчасти смысловой организации словосочетаний, характеризующих состояниеребенка во сне в первой части и взрослого Вогулова во второй: в “нежном мальчике” ночью пробуждались“с
пертые, с
жатые, с
горбленные с
илы”, а “главного руководителя работ по перестройке земного шара” Платонов описывает как “с
едого с
огнутого человека”. Таким образом, едва заметные, “ночные” проявления “сжатых сил” в ребенке становятся видимыми и
яркими во взрослом герое. А зная “пропущенное звено” между первой и второй частями, отмеченное выше – любовь Вогулова, читатель понимает: “энергия сердца” для Платонова – это сила, способная вызволить в человеке все его тайные возможности. Что еще подчеркивает автор в своем герое? “Бешенство и безумие”, которых так много было в Вогулове, что хватило на весь мир: “неудобна и безумна Земля”, “безумна” работа по ее переделке, “бешено и неистово” человечество в борьбе с природой, в борьбе, которой руководит гениальный инженер-пиротехник. В этом бешеном темпе ничто не остается неизменным, а “ранний спокойный свет солнца”, тот, что заставлял “печального ребенка” забывать о ночных снах, становится “ультрасветом”, основой всех работ. Звезда, в течение веков вдохновлявшая влюбленных и поэтов, превращается в разрушающую силу, выраженную набором формул на бумаге. И здесь читатель задумывается: действительно ли изменения, произошедшие в герое, заставившие его переделывать планету в “дом человечеству”, положительны? “Любовь стала мыслью” и сотворила “совершенно новый тип человека – свирепой энергии и озаренной гениальности”, но для чего? Чтобы созидать: из солнца получать усовершенствованный “ультрасвет”, с помощью которого познавать непознанное, делать возможным невозможное – после первого прочтения именно такое впечатление остается у эмоционального, но невнимательного читателя. А между тем Платонов вскользь упоминает, что “большие синие глаза” ребенка стали “блестящими ненавидящими” глазами гения. Почему “ненавидящими”? Ответ, спрятанный за “юродивыми” предложениями и сочетаниями слов, мы найдем в тексте: Вогулов ненавидит мир и себя за то, что он не может уничтожить сердце, оно живо в нем. Мы поймем это раньше, чем дочитаем рассказ до конца: автор откроет нам, что “в редкие моменты забвения или экстаза в разбухшей голове Вогулова сверкало что-то иное, мысль не этого дня” - воспоминания детства, юности, любви… Эта тема – человеческого, а не безумно гениального – в произведении характеризуется мотивом дороги. Дорога открывается взору мальчика; став взрослым, он пытается закрыться от нее стеной науки, уйти от человеческого – но “стена дала трещину и Вогулову стала видна – дорога”. Эллипсис – но какой странный: слово не пропущено, просто его появление оттянуто на мгновение, как будто писатель решил открыть нам тайну и наслаждается мигом тишины перед оглашением ее. Так и есть: дорога в рассказе символизирует вечное, жизнь, в отличие от работ человечества. Не исчезнет она после превращения любви в мысль, не затеряется при перестройке Земли. Не пропадет и сердце Вогулова, часть этого вечного. Душа в герое сожмется до “беспокойной неистощимой гениальности”, а в стремлении к “нормальному состоянию” она будет метаться, разрушать, творить, пока не уничтожит мир “без страха и без жалости”, только с “болью о…утраченном”. Мы приблизились к основному: сердце для Платонова в этом рассказе – “спокойный свет солнца”, а перерождение “силы любви” в ненавидящую гениальность подобно “перенапряженному свету”: он уже не тождественен солнечному, но зависим от него, и рано или поздно возвращается в обычное состояние из “ненормального”, разрушая все на своем пути. Вот почему писатель говорит, что “Вогулов размечет вселенную”: для его “ультралюбви” уже невозможно возвращение к любви обыкновенной, а значит, не осталось ничего, что могло бы остановить его “мысль”.
“Ультралюбви” второй, третьей и четвертой частей противопоставляется любовь первой – созидающая, превращающая “темные, неудержимые, страстные силы” в “человека”, любовь матери, “спасающая мир”. Т.е. рассказ построен на контрасте первой части и последующих – автор показывает, что сила, движущая миром, но одновременно способная разрушить его – любовь. Она вечна у Платонова, как вечна почти у всех авторов, какой бы век мы не выбрали, что дает право утверждать: Платонов не певец своего времени, скрывающий за “юродством” языка пустоту прозы, не форма произведения, а душа человека – вопрос, его мучащий. Именно поэтому неправильные обороты речивоспринимаются читателем не как раздражающая неграмотность, но как исстари почитаемые святыми молитвами песни “божьих людей”. “А что есть искусство? Молитва, музыка, песня человеческой души” (И. А. Бунин). У Платонова читатель найдет все три бунинских компонента искусства, и теперь уже без сомнений сможет сказать: Платонов не “нечаянный” мастер, он – Художник.
Другие работы по теме:
Тургенев и. с. - Рецензия на очерк и. с. тургенева бирюк
I. Описание сборника. Записки охотника. II. Рецензия на очерк И. С. Тургенева Бирюк Бирюк очерк из сборника. Записки охотника. Бирюк рассказ из Записок охотника. Был написан в году. По своей композиции не отличается от других произведений сборника с Петром Петровичем в очередной раз происходит интересная история которую он рассказывает в форме монолога.
Платонов. Потомки солнца
Рассказ «Потомки солнца» опубликован в первой части хрестоматии для XI класса. Эта книга была выпущена в 1993 году в Москве издательством «Просвещение».
Возвращение героя Платонова
Рассказ А.П. Платонова посвящен тяжелым послевоенным будням. Капитан Иванов вернулся, демобилизовавшись, домой. Его с нетерпением ждали жена и дети, Петрушка и Настя, но капитан привык жить своей жизнью на войне, привык к своим товарищам и домой не особенно торопился. Ждал поезда, задержался у знакомой девушки Маши, дома оказался только на шестой день.
Девятый сон Веры Павловны
Автор: Пелевин Виктор. Рассказ напоминает развернутую рецензию на «Что делать?» Чернышевского. Немного запоздала, правда, рецензия-то, но выполнена классно, мастерски. Героиня в должности туалетной уборщицы, рассуждающая о философских материях и стремящаяся изменить мир (!) — это такая же фантастика, как первоисточник.
Рецензия на рассказ Волшебный магазин Герберта Уэллса
Герберт Уэллс - выдающийся английский писатель, автор многих романов, рассказов. Несколько поколений читателей захватываются его фантастическими произведениями. Еще в начале ХХ столетия Уэллс предусмотрел огромные возможности, связанные с открытием космоса, межпланетными путешествиями.
Гуманизм в творчестве Андрея Платонова на примере рассказа Потомки солнца
Творчество писателя Платонова занимает особое место в русской литературы. Его интересно читать, анализировать, чувствовать. Произведения Платонова отличаются своей непредсказуемостью, неожиданностью событий. Еще в то время и доброжелатели, и хулители Платонова говорили о его странных героях, неожиданных, оборванных финалах, о невозможности пересказать произведение ни на основе логики событий, отраженных в нем, ни опираясь на логику его героев.
Рецензия на произведение Чехова Студент
Рецензия на произведение Чехова "Студент" Автор: Чехов А.П. Произведение начинается с описания пейзажа. Чехов начинает свой рассказ именно с этого, чтобы показать внутренне состояние души главного героя. Вначале, погода «хорошая, тихая», и настроение у студента тоже радостное. Но стемнело, и подул пронизывающий ветер, Иван вспомнил, как тоскливо было, когда он уходил из дома в академию, тема вечности и постоянно плохой жизни во все времена взволновала его мозг.
Тема труда в рассказе А.П.Платонова Корова
Тема труда в рассказе А.П.Платонова "Корова" Автор: Платонов А.П. «Труд – первое основное условие всей человеческой жизни. Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни».
Сочинение по прочитанному рассказу А.П.Платонова Неизвестный цветок
Сочинение по прочитанному рассказу А.П.Платонова "Неизвестный цветок" Автор: Платонов А.П. Я прочитала рассказ Андрея Платоновича Платонова «Неизвестный цветок». В этом произведении рассказывается о храбром и смелом маленьком цветочке, а почему я назвала его храбрым и смелым вы сейчас узнаете.
О чем я рассуждала, читая Котлован
Автор: Платонов А.П. Читая эту повесть, каждый, я думаю, размышляет над тем, что хотел сказать автор, а не над сюжетом или композицией, так как для самого Платонова важна была суть. Лично я в его повести нашла многое, над чем можно подумать, но больше всего меня поразили люди-
Рецензия на рассказ Л. Петрушевской Новые Робинзоны 2
Рецензия на рассказ Л. Петрушевской «Новые Робинзоны» Автор: Петрушевская Л.С. (II вариант) Главная тема этого рассказа-антиутопии — тема бегства от цивилизации, самоизоляции от царящего тоталитарного режима, от лжи, жестокости и насилия — трех главных столпов, на которых и держится это государство, в котором живут герои.
Рецензия на рассказ И.А. Бунина Ворон
Рецензия на рассказ И.А. Бунина "Ворон" Автор: Бунин И.А. Энциклопедией любовных драм можно назвать “Темные аллеи” – книгу рассказов о любви, созданную в годы второй мировой войны (1937-1944).
Аннотация к рассказу Платонова "Юшка"
Я хотел бы познакомить вас с творчеством Андрея Платоновича. Платонов - это русский советский писатель, в своих произведениях он создает особый мир, который поражает нас и заставляет задуматься.
Рецензия на рассказ И.А. Бунина Чистый понедельник
Глазунова Вероника РЕЦЕНЗИЯ НА РАССКАЗ «ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК» Внешние события рассказа "Чистый понедельник" не отличается большой сложностью и вполне вписывается в тематику цикла "Темные аллеи". Это повествование о прекрасной молодой любви двух безымянных людей – мужчины и женщины.
Рецензия на рассказ Леонида Андреева Бен Товит
ецензия на рассказ Л. Андреева "Бен-Товит" Творчество Леонида Андреева – яркий луч в русской литературе конца XIX начала XX века. В это время в духовной жизни общества происходят разительные перемены. Переосмысление роли поэта приводит к появлению множества новых направлений, которые неразрывно связаны с изучением человеческой психологии.
Размышляя над страницами рассказа А. Платонова Маркун
Размышляя над страницами рассказа Андрея Платонова «Маркун». Из писателей 20-х – 30-х годов нашего столетия мы не знаем и десятой части. Их произведения канули в небытие, а сами они были забыты. Большинство из них погубил только зарождавшийся в то время госзаказ на литературные произведения. Ведь писатель – это, как поэт, «не должность, а состояние души».
Платонов
Рецензия на рассказ А. П. а «ПОТОМКИ СОЛНЦА». Что это – «советская литература»? Сколько ее описаний найдет читатель, от непримиримого набоковского «картонные тихие донцы на картонных же хвостах-подставках», показывающего неуклюжесть и искусственность этой литературы, до нетерпящего возражений определения места «тихих донцов» и их авторов в истории: «Видимо, наше поколение – последнее, которое своими глазами видело тот тысячелетний уклад, из которого мы вышли без малого все и каждый.
Особенности стиля повести А.Платонова «Котлован»
Кроме механизмов — паровозов, динамо-машин, дизелей и болиндеров — прозу Андрея Платонова населяют люди, его литературные герои, которых автор тщательно и скрупулезно описывает. От этого они становятся не совсем живые.
От «внешнего» человека к «сокровенному»
Для Платонова, публициста и прозаика, характерно сложное, трагически напряженное восприятие человека и природы, человека и других людей. Революция в понимании писателя — процесс глубоко народный, творческий.
Сила женского характера в рассказе Платонова Песчаная учительница
Рассказ А.П. Платонова «Песчаная учительница» был написан в 1927 году, но по своей проблематике и выраженному к ней отношению автора этот рассказ больше похож на произведения Платонова начала 20-х гг. Тогда мировоззрение начинающего писателя позволило критикам назвать его мечтателем и «экологом всей планеты».
Рецензия на рассказ Ивана Николаевича Бойко «Мама»
Мама... Так трогательно и просто назвал Иван Бойко свой удивительный рассказ, насквозь пронизанный самой прекрасной любовью на свете – любовью к родной матери. Уже с первой страницы веет теплом и уютом, добротой и нежностью.
О творчестве Платонова
Слово о любимом писателе. Познакомившись недавно с «прекрасным и яростным миром» платоновской прозы, я понял, что его творчество соответствует уровню надежд и тревог, взлетов и падений двадцатого века.
Своеобразие романа А. Платонова Чевенгур
Автор: Платонов А.П. Роман “Чевенгур” — центральное социально-философское произведение А. Платонова, захватывающая драма народного правдоискателя — возник в известном смысле неожиданно среди небольших, бессюжетных повестей, рассказов, всей “микропрозы” писателя начала и середины 20-х годов.
Рецензия на рассказ В.М. Шукшина "Забуксовал"
Рассказ "Забуксовал" был написан Василием Шукшиным в 1971 году во время правления Леонида Брежнева. Это благополучное время развитого социализма. Уже позади тяжелые годы становления советской промышленности, война, послевоенное восстановление.
Акронический восход
— последний восход звезды, который происходит после захода Солнца. В процессе годового движения Солнце перемещается среди звёзд прямым движением с запада на восток. Поэтому, если в какой-то начальный момент времени восход звезды происходил после захода Солнца, то со временем, по мере приближения Солнца к звезде, время восхода этой звезды будет всё ближе и ближе ко времени захода Солнца.
Вавилонская башня 2
ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ Потомки Ноя составляли один народ и говорили на одном языке. Они населяли долину Сеннаар в бассейне рек Тигр и Евфрат."И сказали они: построим себе город и башню высотою до небес, и сделаем себе имя".Люди наделали множество кирпичей из обожженной глины и принялись за строительство.Но Господь счел их намерение гордыней и сделал так, что они начали говорить на разных языках и перестали понимать друг друга.Город и башня остались недостроенными, а потомки Ноя расселились по разным землям, образовав разные народы.Потомки Иафета пошли на север и населили Европу, потомки Сима остались в Юго-Западной Азии, потомки Хама направились к югу и поселились в южной части Азии и в Африке, а потомки его сына Ханаана заселили Палестину, отчего она получила название земли Ханаанской.Недостроенный город был назван Вавилоном, что, какутверждает Библия, означает
Кнютлинги
Введение 1 Генеалогия 1.1 Потомки Харольда Синезубого 1.1.1 Потомки Кнуда Великого Список литературы Введение Кнютлинги (иначе Кнутлинги, династия Горма) династия правителей Дании в VIII в.-1042 году; Норвегии 976 - 995, 1000 - 1014 и 1028-1035 короли Англии 1013-1014, 1016 - 1042.
Вавилонская башня
Вавилонская башня, постройка, которую, по библейскому преданию (Быт 11:1-9), потомки Ноя воздвигали в земле Сеннаар (Вавилония), чтобы достигнуть небес.
Платонов А.П.
Русский советский писатель - прозаик, драматург, публицист. В начале 20-х гг. сменил фамилию Климентов на фамилию Платонов Родился в семье слесаря железно-дорожных мастерских. С 13 лет начал работать. Окончил Воронежский ж.-д. политехникум (1924).