Вчера, сегодня, завтра в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”
Прошлое страстно глядится
в грядущее
А. А. Блок
Пьеса Чехова “Вишневый сад” написана в период общественного подъема масс в 1903 году. Она открывает нам еще одну страницу его многогранного творчества, отражая сложные явления того времени. Пьеса поражает нас своей поэтической силой, драмматизмом, воспринимается нами как острое обличение социальных язв общества, разоблачение тех людей, чьи мысли и поступки далеки от нравственных норм поведения. Писатель ярко показывает глубокие психологические конфликты, помогает читателю увидеть отображение событий в душах героев, заставляет нас задуматься о смысле истинной любви и истинного счастья. Чехов легко переносит нас из нашего настоящего в далекое прошлое. Вместе с его героями мыживем рядом с вишневым садом, видим его красоту, ясно ощущаем проблемы того времени, вместе с героями пытаемся найти ответы на сложные вопросы. Мне кажется, что пьеса “Вишневый сад”- это пьеса о прошлом, настоящем и будущем не только ее героев, но и страны в целом. Автор показывает столкновение представителей прошлого, настоящего и заложенного в этом настоящем будущего. Лопахин отрицает мир Раневской и Гаева, Трофимов – Лопахина. Думаю, что Чехову удалось показать справедливость неизбежного ухода с исторической арены таких, казалось бы, безвредных лиц, как хозяева вишневого сада. Так кто же они, владельцы сада? Что связывает их жизнь с его существованием? Чем дорог им вишневый сад? Отвечая на эти вопросы, Чехов раскрывает важную проблему – проблему уходящей жизни, ее никчемность и консерватизм.
Раневская – хозяйка вишневого сада. Сам вишневый сад служит для нее “дворянским гнездом”. Без него жизнь для Раневской немыслима, с ним связана вся ее судьба. Любовь Андреевна говорит: “Ведь я родилась здесь, здесь жили мой отец и мать, мой дед. Я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и уж если так ужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом”. Мне кажется, что она страдает искренне, но вскоре я понимаю, что она на самом деле думает не о вишневом саде, а о своем парижском любовнике, к которому решила поехать вновь. Я был просто поражен, когда узнал, что она уезжает на деньги, присланные Анне ее ярославской бабкой, уезжает, не задумываясь над тем, что она присваивает себе чужие средства. И это, по-моему, эгоизм, но какой-то особенный, придающий ее поступкам видимость добродушия. И это, на первый взгляд, так. Ведб именно Раневская заботится болше всех о судьбе Фирса, соглашается дать деньги взаймы Пищику, именно ее Лопахин любит за некогда доброе отношение к нему.
Гаев, брат Раневской, тоже представитель прошлого. Он, как бы дополняет Раневскую. Гаев отвлеченно рассуждает об общественном благе, о прогрессе, философствует. Но все эти рассуждения пустые и вздорные. Пытаясь утешить Аню, он говорит: “Проценты мы заплятим, я убежден. Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано! Счастьем мщим клянусь!” Полагаю, Гаев, и сам не верит в то, что говорит. Я не могу не сказатть о лакее Яше, в котором я замечаю отражение циничности. Он возмущен “невежеством” окружающих, говорит о своей невозможности жить в России: “Ничего не поделаешь. Здесь не по мне, не могу жить.… Насмотрелся на невежество – будет с меня”. По-моему, яша оказывается сатирическим отражением своих хозяев, их тенью.
Утрату Гаевым и Раневской усадьбы, на первый взгляд, можно обьяснить их беспечностью, но скоро в этом меня разубеждает деятельность помещика Пищика, который изо всех сил старается сохранить свое положение. Он привык, что деньги сами регулярно идут ему в руки. Ивдруг все нарушается. Он отчаянно пытается выйти из такого положения, но его попытки пассивны, как и у Гаева с Раневской. Благодаря Пищику я понял, что ни Раневская, ни Гаев не способны ни к какой деятельности. На этом примере Чехов убедительно доказал читателю неизбежность ухода в прошлое дворянских усадеб.
На смену энертным гаевым приходит ловкий коммерсант и ушлый делец Лопахин. Мы узнаем, что он не длагородного сословия, чем несколько кичится: “Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, в желтых башмаках”. Осознавая всю сложность положения Раневской, он предлагает ей проект по реконструкции сада. В Лопахине ясно чувствуется та активная жилка новой жизни, которая постепенно и неотвратимо оттеснит на задний план жизнь бессмысленную и никчемную. Однако автор дает понять, что Лопахин не является представителем бубущего; он исчерпает себя в настоящем. Почему же? Очевидно, что Лопахиным руководит стремление личного обогащения. Исчерпывающую характеристику ему дает Петя Трофимов: “Вы богатый человек, скоро будете миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен!” Лопахин, покупатель сада, говорит: “ Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят здесь новую жизнь”. Эта новая жизнь представляется ему почти такой же, как жизнь Раневской и Гаева. В образе Лопахина, Чехов показывает нам, насколько хищническое капиталистическое предпринимательство античеловечно по своей природе. Все это невольно наталкивает нас на мысль, что стране необходимы совсем другие люди, которые будут вершить иные великие дела. И эти другие люди – Петя и Аня.
Одной мимолетной фразой Чехов дает понять, что представляет собой Петя. Он – “вечный студент”. По-моему, этим все сказано. Автор отразил в пьесе подъем студенческого движения. Именно поэтому, полагаю, и появился образ Пети. Все в нем: и жидкие волосы, и неопрятный вид – казалось бы, должно вызывать отвращение. Но этого не происходит. Напротив, его речи и поступки вызывают даже некоторую симпатию. Чувствуется, как привязаны к нему дейтвующие лица пьесы. Одни относятся к Пете с легкой иронией, другие- с нескрываемой любовью. Ведь именно он является олицетворением будущего в пьесе. В его речах слышится прямое осуждение отмирающей жизни, призыв к новой: “Дойду. Дойду или укажу другим путь, как дойти”. И указывает. Указывает его Ане, которую горячо любит, хотя искусно скрывает зто, понимая, что ему предназначен другой путь. Он говорит ей: “Если у вас есть ключи от хозяйства, то бросьте их в колодец и уходите. Будьте свободны как ветер”. Петя вызывает глубокие раздумья у Лопахина, который в душе завидует убежденноити этого “облезлого барина”, которой ему самому так недостает.
В конце пьесы Аня и Петя уходят восклицая: “Прощай, старая жизнь. Здравствуй, новая жизнь”. Эти слова Чехова каждый можетпонимать по-своему. О какой новой жизни мечтал писаиель, как он себе ее представлял? Для всех так и осталось загадкой. Но одно верно и правильно всегда: Чехов мечтал о новой России, о ноом вишневом саде, о Гордой и свободной личности. Идут годы, меняются поколения, а мысль чеховская продолжает тревожить наши умы, сердца и души.
Другие работы по теме:
Литературный герой РАНЕВСКАЯ
РАНЕВСКАЯ - героиня комедии А.П.Чехова «Вишневый сад» (1903). Образ Р., неуловимый в своей прелести, вобрал в себя родовые черты русской дворянской культуры, нашедшие свое литературное выражение в Лариных и Ростовых, Кирсановых и Лаврецких, Обломовых и Левиных. Поэзия образа Р. - в ее неразрывной связи с 337 усадьбой, старинным домом, вишневым садом.
Чехов а. п. - Будущее в пьесе а. чехова
Пьеса “Вишневый сад”, написанная Чеховым в 1904 году, может по праву считаться творческим завещанием писателя. В ней автор поднимает ряд проблем, характерных для русской литературы: проблема деятеля, проблема отцов и детей, проблема любви, страдания и другие. Все эти проблемы объединены в теме прошлого, настоящего и будущего России.
Чехов а. п. - Время и память в пьесе вишневый сад
Пьеса “Вишневый сад” написана в 1903 году, незадолго до смерти А. П. Чехова. Как и всякая пьеса, она населена различными действующими лицами: среди них главные, второстепенные, эпизодические. Все они говорят, страдают, радуются. У каждого героя свое лицо, одежда, привычки, возраст, социальное положение.
Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней по произведениям А. П. Чехова.
Автор: Чехов А.П. Главными врагами Чехова были ложь, лицемерие, пошлость, и всю жизнь он, по мере своих сил, старался бороться с пороками. Свой протест против этого Чехов выражал в своих рассказах. Особенно это хорошо видно в его поздних рассказах, написанных в последние годы жизни. Проанализировав увиденное, Чехов создает рассказы, в которых он протестует против существующей жизни.
Сюжет жизни А.П.Чехова
Автор: Чехов А.П. Общество ждет и надеется... В. Г. Короленко Жизнь Чехова в чем-то сродни его художественным созданиям. Не так-уж много в ней внешне драматических эпизодов. Не было у Чехова ни дуэлей с роковым исходом, как у Пушкина и Лермонтова, ни ссылки, как у Чернышевского, ни политической эмиграции, как у Герцена, ни гражданской казни, как у Достоевского, ни ухода из отчего дома, как у Льва Толстого.
Дворянство в пьесе Чехова Вишневый сад
Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад» была создана в 1903— 1904 годах. Относительно ее жанра — что это — драма или комедия? — спор продолжается и поныне. Сам автор настаивал на том, что это не драма, а комедия, местами даже фарс. Спор Чехова с постановщиком пьесы Станиславским имел принципиальное значение. Один из критиков писал, что «Вишневый сад» — это «памятник над могилой симпатичных белоручек».
Своеобразие конфликта в пьесе Антона Чехова Вишневый сад
А. П. Чехова в первую очередь интересовал внутренний мир его героев. Стандартная композиция с бурными событиями его не устраивала. «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни, — говорил.
Символическая связь образов пьесы Антона Чехова Вишневый сад с разными временными слоями
«Вишневый сад» была последней и, можно сказать, итоговой пьесой Антона Чехова. Он написал ее незадолго до смерти, в 1904 году, на стыке эпох, когда предчувствие изменений в обществе было особенно заметным. Накануне социального взрыва он как творческий человек, не мог не ощущать общего расположения духа, неуверенность момента почти невольно вызвала потребность осмыслить современную ему действительность из позиций прошлого и будущего.
Пьеса Вишневый сад комедия, драма или трагедия
А. П. Чехов написал в 1903 году замечательную пьесу "Вишневый сад". Мир искусства, так же как и общественно-политический мир ощущал потребность в обновлении. А. П. Чехов, будучи уже одаренным писателем, показавшим свое мастерство в кратких рассказах, входит в драматургию как открыватель новых идей.
Мильон терзаний хозяев вишневого сада по пьесе Антона Чехова
Почему до сих пор эта пьеса идет во многих театрах России и за рубежом? В комедии Чехова "Вишневый сад" мы видим сочетание драматического и комического, что связано с проблематикой произведения. В пьесе показан бег времени: прошлое, настоящее и будущее. Центральные герои — Раневская и Гаев.
Анализ пьесы А.П. Чехова Вишневый сад
Автор: Чехов А.П. Пьеса «Вишневый сад» - последнее драматическое произведение Чехова, печальная элегия об уходящем времени «дворянских гнезд». В письме к Н.А. Лейкину Чехов признавался: «Ужасно я люблю все то, что в России называется имением. Это слово еще не потеряло своего поэтического оттенка».
Старые и новые хозяева вишневого сада По пьесе А. П. Чехова Вишневый сад
Автор: Чехов А.П. Распалась связь времен… В. Шекспир В одной из книг, посвященных творчеству А. П. Чехова, я прочитала о том, что образ Гамлета помогал ему многое понять в облике его современников. Литературоведы много внимания уделили этому вопросу, я же отмечу то, что поразило меня в пьесе “Вишневый сад”, этой “лебединой песне” великого драматурга: подобно принцу датскому, герои Чехова ощущают свою затерянность в мире, горькое одиночество.
Вишневый сад символ гибнущей красоты, чистоты, гармонии
Пьеса «Вишневый сад» была написана А. П. Чеховым в 1903 году и впервые поставлена в 1904 году, за год до первой русской революции. В это время Россия стояла на пороге огромных перемен. В пьесе в основных чертах отражается вся Россия. Эта пьеса о прошлом, настоящем и будущем страны Это было время, когда разрушался старый уклад жизни, а на смену ему приходили новые люди - купцы, капиталисты из бывших мужиков вроде Лопахина
О чем меня заставила задуматься пьеса А.П. Чехова Вишневый сад
О чем меня заставила задуматься пьеса А.П. Чехова "Вишневый сад"? Автор: Чехов А.П. Пожалуй, начну с того, что классическая литература потому и называется таковой, что она нетленна. Вопросы, проблемы, затрагиваемые в пьесе, актуальны и по сей день. Автор обнажил перед читателем проблемы загнивающей эпохи.
Драматургия
Автор: Чехов А.П. Как стилист Чехов недосягаем. В. Трофимов Краткость — сестра таланта. А. Чехов Антон Павлович Чехов всю жизнь тяготел к театру. Пьесы для любительских спектаклей были его первыми юношескими произведениями. Рассказы Чехова настолько насыщены диалогами, с помощью которых автор стремится выразить основные мысли персонажей, что они прямо-таки просятся на сцену.
А.П. Чехов и русский театр
Особенности драматургии Чехова, эстетика пьес, их жанровое разнообразие. Драматургия Чехова в современном театре, возможность новых интерпретаций.
Комедия А. П. Чехова «Вишневый сад»
Комедия Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» является величайшим произведением XX века. Нет, пожалуй, артиста и режиссера, который бы не хотел сыграть и поставить эту пьесу. Чем же так привлекательно это произведение?
Три поколения в пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад"
А. П. Чехов назвал свое произведение "Вишневый сад" комедией. Мы же, прочитав пьесу, относим ее скорее к трагедии, чем к комедии. Нам кажутся трагическими образы Гаева и Раневской, трагичны их судьбы. Мы сочувствуем и сопереживаем им.
Лопахин и Варя в пьесе Чехова Вишневый сад
Чтобы лучше понять непростые взаимоотношения Вари и Лопахина, необходимо хорошо понять, что представляет собой каждый из этих персонажей. Лопахин — один из центральных образов пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад».
Обличение недотепства в пьесе Чехова Вишневый сад
Каждая пьеса Чехова — это всегда произведение совершенно неповторимое, оригинальное. Читая любую из них, будь то «Чайка» или «Три сестры», «Дядя Ваня» или «Вишневый сад», мы сразу ощущаем атмосферу, в которой живут, страдают, любят герои. «Вишневый сад» — это пьеса о родине, о мнимых, настоящих хозяевах России, о близком превращении всей страны в прекрасный вишневый сад.
Социально-философский смысл драмы М. Горького На дне 2
Социально-философский смысл драмы М. Горького «На дне» Автор: Горький М. Начало двадцатого века ознаменовалось появлением таких пьес, как “Вишневый сад” А. П. Чехова и “На дне” М. Горького. Эти два произведения были столь нетрадиционны по своему построению, поставленным вопросам, что их авторы по праву стали считаться основоположниками современной драматургии.
Настоящее, прошлое, будущее в пьесе Вишневый сад
Автор: Чехов А.П. Конец девятнадцатого — начало двадцатого — время изменений. На рубеже веков люди живут накануне. Накануне же чего, мало кто понимает. Уже появляются люди нового поколения, тогда как продолжают существовать люди прошлого. Возникает конфликт поколений. Подобное уже изобразил Тургенев в романе “Отцы и дети”.
Будущее в пьесе Чехова "Вишневый сад"
Пьеса "Вишневый сад", написанная Чеховым в 1904 году, может по праву считаться творческим завещанием писателя. В ней автор поднимает ряд проблем, характерных для русской литературы: проблема деятеля, отцов и детей, любви, страдания и других.
Идейное содержание пьесы А. Чехова Вишневый сад
Автор: Чехов А.П. Последняя законченная пьеса Чехова — “Вишневый сад” — представляет собой итог всей его литературной деятельности. В ней отчетливо звучат некоторые из основных мотивов, разработкой которых он был занят, начиная с 80-х годов XIX века и до конца своей жизни.
Рецензия на пьесу А.П.Чехова Вишневый сад
Рецензия на пьесу А.П.Чехова "Вишневый сад" Автор: Чехов А.П. «Вишнёвый сад» - самое интересное произведение А.П. Чехова. 15 мая наш класс ездил в Архангельск в театр на постановку этого произведения.
Символом чего является вишневый сад по комедии Чехова Вишневый сад
Автор: Чехов А.П. Пожалуй, для Раневской вишневый сад – это прошлое, это его приятные воспоминания, ведь для нее продать сад, значит, изменить себе, своим привычкам, идеалам, жизненным ценностям. А все былое, связанное с садом, так греет душу и наполняет сердце Любви Андреевны счастьем. Она – человек прошлого, совершенно не приспособленный к жизни, а жить прошлым в своем имении – это самый простой вариант.
Закушняк, Александр Яковлевич
Александр Яковлевич Закушняк (1879—1930; псевдоним Самарский) — российский и советский артист театра и эстрады, чтец, основоположник реалистической школы литературного рассказывания, создатель жанра вечера рассказа[1]