Родион Раскольников, главный
герой романа, - молодой человек, выходец из обедневшей дворянской семьи,
студент юридического факультета университета, вынужденный из-за отсутствия
средств оставить учение. Живя в тесной коморке, похожей на гроб или шкаф, на пятом
этаже многоэтажного дома близ Сенной, Раскольников постоянно наблюдает за
жизнью бедноты Петербурга. Раскольников – умный, гордый, необщительный юноша,
полный сознания собственной исключительности. Он страдает от голода и лишений,
от унижений, которым подвергаются его мать и сестра.
Раскольников
чувствует себя никому не нужным, отвержённым среди богатых особняков,
разряженной публики. Подавленный нищетой и несправедливостью жизни.
Раскольников решается на убийство процентщицы Алёны Ивановны. Идея заключается
в том, что, по мнению Родиона, можно совершить преступление ради общего блага,
преступление «по совести»: можно убить «глупую, бессмысленную, ничтожную, злую,
больную, никому не нужную, а напротив, всем вредную старушонку», взять её
деньги и загладить это «крохотное преступленьице» тысячами добрых дел.
Раскольников много думал об этой идее, пока не нашёл ей объяснение. Он пришёл к
выводу, что всё человечество издавна делится на две категории: на людей
обыкновенных, подчиняющихся силе, «тварей дрожащих», и на сверхлюдей, которым
всё дозволено и которые не остановятся ни перед чем, даже преступлением, как,
например Наполеон. И это, думает Раскольников, вечный и непреложный закон: «Кто
крепок и силён умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у
них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель…Так доселе
велось и так всегда будет!»
Уверовав в эту
идею, Родион хочет испытать себя: кто он – «тварь дрожащая» или «властелин
судьбы»?
Но, убив
старуху-процентщицу, Раскольников убедился, что он вовсе не «существо высшего
порядка», так как преступление не принесло ему ничего, кроме страданий и мук
совести.
И вот, пытаясь
переделать в себе человеческую натуру, отделить волю от совести, Раскольников
приходит к трагическому раздвоению. Играя роль «властелина», он понимает, что
такая роль не для него. Убив процентщицу, Родион убивает всё то человеческое,
что связывало его с окружающим миром, с людьми: «Я сам себя убил, а не
старушонку».
После убийства
Раскольников переживает состояние отрешённости от мира, его душа объята
«мёртвым холодом». Это ужасное ощущение становится расплатой за совершённое
преступление. Герой понял, что все люди незримо связаны между собой и каждый
человек, его жизнь – безусловная ценность, поэтому никто не имеет права
распоряжаться жизнью другого человека. Трагизм Раскольникова – в ложности
теории «наполеонизма». Он понял это, совершив преступление, но возвратиться к
прежней, нормальной жизни смог только через страдания.
Лужин –
предприниматель средней руки, это разбогатевший «маленький человек», которому
очень хочется стать человеком «большим», превратиться из раба в хозяина жизни.
В этом корни его «наполеонизма», но как они похожи на социальные корни
раскольниковской идеи, её пафос социального протеста угнетённой личности в мире
униженных и оскорблённых! Ведь Раскольников – нищий студент , которому тоже
хочется подняться над своим социальным состоянием. Но гораздо важнее для него
видеть себя человеком, превосходящем общество в нравственно-интеллектуальном
отношении, несмотря на свое социальное положение. Так появляется теория о двух
разрядах; и тому и другому остаётся лишь проверить свою
принадлежность к высшей категории. Таким образом, раскольников и Лужин
совпадают именно в стремлении стать выше тог положения, которое отведено им
законами социальной жизни, и тем самым возвыситься над людьми. Раскольников
присваивает себе право убить ростовщицу, а Лужин – погубить Соню, поскольку они
оба исходят из неверной посылки, что они лучше других людей, в частности тех,
которые становятся их жертвами. Только понимание самой проблемы и методы Лужина
гораздо пошлее, чем у Раскольникова. Но это единственная разница между ними.
Лужин опошляет, а тем самым дискредитирует теорию «разумного эгоизма». По его мнению,
лучше желать блага себе, чем другим, надо стремиться к этому благу любыми
средствами, и каждый должен делать то же – тогда, достигнув каждый своего
блага, люди и образуют счастливое общество. И получается, что Дунечке Лужин «помогает»
из лучших побуждений, считая свое поведение безукоризненным.
На
примере Лужина автор нам показывает двойника, нет скорее антипода
Раскольникова. Так, приводя всех персонажей романа в соотношение с главным героем,
Достоевский достигает главной своей цели – дискредитации человеконенавистнической
теории, рождённой самим несправедливым миром.
Другие работы по теме:
Достоевский ф. м. - Тема
Тема "маленького человека" впервые была затронута в творчестве А.С.Пушкина ("Станционный смотритель"), Н.В.Гоголя ("Шинель"),М.Ю.Лермонтова ("Герой нашего времени"). Герои произведений этих выдающихся писателей - Самсон Вырин, Акакий Акакиевич, Максим Максимыч - стали нарицательными, а тема прочно вошла в литературу.
Достоевский ф. м. - преступление и наказание - Достоевский
Роман "Преступление и наказание" был задуман Ф.М. Достоевским на каторге "в тяжелую минуту грусти и саморазложения". Именно там, на каторге, писатель столкнулся с "сильными личностями" ,ставящими себя выше нравственных законов общества. На вопрос: можно ли уничтожать одних людей ради счастья других - автор и его герой отвечают по-разному.
Достоевский художник бездны человеческой, человеческой бездонности
Достоевский художник 8230 бездны человеческой, человеческой бездонности В. Г. Белинский заметил еще в молодом Ф. М. Достоевском «талант необыкновенный и самобытный», который «резко отделился от всей толпы наших писателей». Эта самобытность Достоевского выразилась прежде всего в том, что писатель продемонстрировал удивительное умение войти в глубину психологии героя.
Красота спасет мир
Величайший психолог, тонкий знаток человеческой души Достоевский был прав. Красота спасет мир. В нашей жизни ведь далеко не все совершенно. Это несовершенство приводит к войнам и семейным раздорам, самоубийствам и экологическим бедствиям.
Идеальные герои Ф. М. Достоевского
Автор: Достоевский Ф.М. Ф.М. Достоевский, как и многие другие писатели, стремился изобразить идеального героя. Но идеал Достоевского – это центральный персонаж всего романа. Задача автора не только показать развитие характера главного героя, но и то, как его душа заставляет окружающих людей меняться.
Предметный мир в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Достоевский — тонкий психолог, исследователь человеческой души, первооткрыватель новых путей духа человеческого. Вот с какими понятиями больше и чаще всего отождествляется имя великого писателя в нашем сознании. Но если поверить наблюдениям литературоведов, то Достоевский, вернее его талант, блеснет еще одной потайной гранью.
В чем заключается наказание Раскольникова за преступление мини сочинение
Автор: Достоевский Ф.М. После преступления, совершенного Раскольниковым, начинается вторая часть романа – наказание. Раскольников все больше начинает ощущать мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности с человечеством». Самые близкие люди – мать и сестра – стали для него чужими и далёкими.
Образ Раскольникова по роману Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Федор Михайлович Достоевский — писатель-философ, ставивший и решавший в своих произведениях сложнейшие, вечные вопросы бытия. Его герои — необычные люди. Они мечутся и страдают, совершают злодейства и раскаиваются, находясь в бесконечном поиске истины. Таков и главный герой романа “Преступление и наказание” Родион Романович Раскольников. “Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся всякой встречи, не только встречи с хозяйкой.
Роман Униженные и оскорблённые
Автор: Достоевский Ф.М. Роман «Униженные и оскорблённые» по-своему передают характер разнородной действительности начала шестидесятых годов. Достоевский критикует капитализм. Зло, низость, жестокость и в то же время «сатанинская» притягательная сила капитализма воплощены в «Униженных и оскорблённых» в образе князя Валковского.
Образ маленького человека по повести Шинель
Автор: Гоголь Н.В. Мы все вышли из гоголевской “Шинели”. Ф. Достоевский Русская литература с ее гуманистической направленностью не могла пройти мимо проблем и судеб простого человека. Условно в литературоведении она стала именоваться темой “маленького человека”. У ее истоков стояли Карамзин и Пушкин, Гоголь и Достоевский.
Добро и зло в понимании и изображении Достоевского
Автор: Достоевский Ф.М. Христос затем и приходил, чтобы человечество узнало, что и его земная природа, дух человеческий может явиться в таком небесном блеске, на самом деле, во плоти, а не то что в одной мечте и в идеале, — что это и естественно и
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Образ Петербурга присутствует почти в каждом произведении Достоевского. Петербург строился при Петре 1 на «крови и жертвах» простого народа. В нём сошлись Европа и Россия. Писатель не говорит о великолепной архитектуре и красоте города.
Философские проблемы в романе Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Мы все глядим в Наполеоны: Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно. А. С. Пушкин Я хочу рассказать вам о книге, которая не может не взволновать думающего читателя. Эта книга — роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Мне бы хотелось рассказать о философском направлении этого произведения, о его гуманистическом звучании, о значении этой книги для читателя сегодня.
Преступление и наказание
Роман "Преступление и наказание" был задуман Ф. М. Достоевским на каторге "в тяжелую минуту грусти и саморазложения". Именно там, на каторге, писатель столкнулся с "сильными личностями" , ставящими себя выше нравственных законов общества.
Женские образы в прозе XIX века
Федор Михайлович Достоевский — писатель особого склада. Он не примыкал ни к либералам, ни к демократам, а вел в литературе свою тему, воплощая в образах обиженных и оскорбленных, поломанных судьбах людей идею всепрощения.
Дети на страницах произведений Ф. М.Достоевского
Федор Михайлович Достоевский трепетно, бережно и искренне относится к своим героям. Описывая женщин и детей, он, как лакмусовой бумажкой, проверяет общество на гуманное, справедливое отношение к слабым и обездоленным.
Психологический портрет в русской литературе
В художественном произведении многое зависит от умения автора нарисовать словесный портрет своего героя. В нашей литературе почти все писатели мастерски этим искусством владели.
В мире Достоевского
Автор: Достоевский Ф.М. Одно слово, сказанное с убеждением, с полной искренностью и без колебаний, лицом к лицу, гораздо более значит, нежели десятки листов исписанной бумаги.
Смысл теории Раскольникова
Автор: Достоевский Ф.М. В своем социальном, психологическом и философском романе “Преступление и наказание”, написанном в 1866 году, Федор Михайлович Достоевский воспроизвел жизнь России в 60-е годы XIX столетия, когда страна переживала мощные социальные сдвиги и перемены.
Бог и грех в романе Преступление и наказание
Бог и грех в романе "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Бог и грех нераздельны. В бездне Бога открывается взгляд на бездну греха. В бездне греха рождается тоска по Богу. Именно так Достоевский ощущает жизнь. Именно про это он сочинял «Преступление и наказание». Точно так же, как творчество Льва Толстого генетически связано со «Словом о полку Игореве», Достоевский связан с «Молением» Даниила Заточника.
Роль образа Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Соня Мармеладова - центральный женский образ в романс Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эта героиня входит в число тех персонажей Достоевского, в которых писатель выразил свое представление о совершенном человеке. Сопя наделена особым даром: евангельские истины любви, бескорыстия, ненасилия даны ей от Бога, запечатлены в ее душе - они определяют ее отношение к миру, каждый из ее поступков.
Идеи героев в романе "Преступление и наказание"
"Человек есть тайна",- говорил Достоевский. Разгадать человека, понять его нелегко. Достоевский в романе "Преступление и наказание" глубоко исследует не только внутренний мир отдельного человека, но и психологию, типичную для разных слоев общества.
Достоевский и мировая культура
Влияние Достоевского на русскую и мировую культуру. Чуткая метафора Достоевского. Спасение от гнетущего бездушия механизмов и электроники. Проблемы, увиденные Достоевским в России. Общечеловеческие ценности. Драматический жанр романа.