Униженные и оскорбленные
Тема «маленького человека» является одной из сквозных тем русской литературы, которой постоянно обращались писатели. Первым ее затронул А.С.Пушкин в повести «Станционный смотритель» и поэме «Медный всадник» .Продолжателями этой темы явились Н.В.Гоголь ,
Создавший в «Шинели» бессмертный образ Акакия Акакиевича , М.Ю.Лермонтов ,противопоставивший Печорину доброго штабс-капитана Максима Максимыча. С этой темой в русской литературе связаны лучшие гуманистические традиции. Писатели предлагают людям задуматься о том, что каждый человек имеет право на жизнь и на счастье.
Ф.М.Достоевский является не просто продолжателем традиций русской литературы , но и дополняет ее , т.к открывает новый аспект этой темы. Достоевский становится певцом «бедных людей» , униженных и оскорбленных. Своим творчеством Достоевский пытается доказать, что всякий человек ,кто бы он ни был, имеет право на сочувствие и сострадание.
Роман Достоевского «Преступление и наказание» -это «психологический отчет одного преступления», преступления ,которое совершил бедный студент Радион Раскольников, убивший старуху- процентщицу .Однако в романе речь идет о необычном уголовном преступлении . Это ,если так можно выразиться , идеологическое преступление ,а исполнитель его –преступник- мыслитель убийца-философ.
Он убил ростовщицу отнюдь не во имя обогащения и даже не ради того, чтобы помочь своим близким : матери и сестре. Это преступление явилось следствием трагических обстоятельств окружающей действительности, результатом долгих и упорных размышлений героя романа о своей судьбе, о судьбе всех «униженных и оскорбленных» о социальных и нравственных законах, по которым живет человечество.
Жизнь предстают перед героем ,как клубок неразрешенных противоречий .По всюду он видит картины нищеты, бесправия, подавления человеческого достоинства. На каждом шагу ему встречаются отверженные и гонимые люди, которым некуда деться. Их примером служат Соня Мармеладова, Катерина Ивановна и многие другие. Да и сам Раскольников оказался не в лучшем положении. Ему тоже, по существу, некуда пойти. Живет он впроголодь, ютится в маленькой каморке, похожей на шкаф, откуда его вот-вот вышвырнут на улицу. Под угрозой оказалась судьба матери и сестры.
В разговоре Мармеладова с Раскольниковым в кабаке звучит мысль о том, что в нищем, а значит и в нем, никто не подозревает благородства чувств. Между тем Мармеладов способен глубоко чувствовать, понимать, страдать не только за себя, но и за голодных детей, оправдывать грубое отношение к себе жены, ценить самоотверженность Катерины Ивановны и Сони.
При всей, казалось бы, потере Мармеладовым человеческого облика его невозможно презирать. В словах Мармеладова- боль за то , что его, однажды выгнав из человеческой компании, уже больше никогда в нее не допустят.
Слушая вместе с Раскольниковым исповедь Мармеладова, некоторые из нас могут подумать: «зачем нам сегодня всё это? Какое нам дело до вечно пьяного чиновника с его витиеватыми речами, какой-то мазохистской склонностью рассказывать о своих пороках». В наш деловой век мы рассуждаем просто: Мармеладову был дан шанс, и тот его не использовал.
Его превосходительство Иван Афанасьевич зачислил его на службу и назначил жалованье. Словно в царство божье переселился наш герой: дома ходят на цыпочках, кофеем перед службой поят, сколотились и купили приличное обмундирование, жена стала ходить похорошевшая и по молодевшая. Казалось бы, живи да радуйся, да тянись на службе, выходи в люди. Так нет, на другой же день после получения, жалованье было выкрадено и пропито. «Сам виноват»,-сказали бы мы теперь. Осудить другого просто. Русская литература учит нас не судить, а сострадать. Это гораздо труднее, так как требует от нас огромного труда души. Русские писатели не просто называют нам бедных, задавленных жизнью и униженных сильными мира сего людей. Нет, в бедном человеке, они видят, прежде всего, человека .
Вспомним жизнь Катерины Ивановны. Она больна чахоткой, о чём говорят красные пятна на её лице , которых так боится Мармеладов. Из его рассказа о жене мы узнаём , что она из дворянской семьи , воспитывалась в губернском дворянском институте. Выйдя замуж без родительского благословения , оказавшись в отчаянном положении , с тремя детьми на руках , она после смерти мужа вынуждена была выйти замуж за Мармеладова . «Можете судить потому, до какой степени её бедствия доходили , что она , образованная и воспитанная и фамилии известной , за меня согласилась пойти ! Но пошла ! Плача и рыдая и руки ломая , пошла ! Ибо некуда было пойти . »
Но облегчение не наступила и после замужества : муж выгнан со службы и пьёт , грозит выгнать квартирная хозяйка , бьёт Лебезятников , плачут голодные дети . Не жестокость руководит ею , когда она посылает Соню зарабатывать деньги проституцией , а отчаяние и безысходность. Катерина Ивановна понимает , что Соня принесла себя в жертву близким. Именно поэтому , когда Соня вернулась с деньгами , она весь вечер в ногах у неё на коленях простояла , ноги ей целовала , встать не хотела . » Мармеладов даёт жене точную характеристику , говоря , что она « горячая , гордая , непреклонная .» Но человеческая гордость её , как и Мармеладова попирается на каждом шагу , о достоинстве и самолюбии заставляют забыть.
Бессмысленно искать помощи и сочувствия у окружающих , « некуда идти » Катерине Ивановне , везде тупик . Рассказывая о Соне и встретившейся Раскольникову девочке , писатель неслучайно останавливает внимание на их портретах : чистота и беззащитность показанные в портретах Сони и обманутой девочки , не соответствуют образу жизни , который они вынуждены вести , поэтому Раскольникову « странно и дико было смотреть на такое явление ».
Достоевский убедительно показывает , что иные отношения , кроме безразличия , любопытства , злорадной насмешки , противоестественны в этом мире . Люди смотрят друг на друга « враждебно и с недоверчивостью ». Все , кроме Раскольникова , слушают Мармеладова , « фыркая » , «улыбаясь » , «зевая » , а в общем равнодушно .Также равнодушна толпа зрителей, хлынувших посмотреть на муки умирающего Мармеладова . Во сне Раскольникова , так похожем на явь , лошадь секут «с наслаждением» , «хохотом и остротами».
Роман «Преступление и наказание» отразил тревогу Достоевского за будущее человечества. Он показывает , что такой жизнью , которою сейчас живут «униженные и оскорблённые» жить дальше нельзя». Опираясь на реальный материал действительности Достоевский выдвигал и освещал проблемы , имеющие всемирное значение , проблемы борьбы добра и зла в социальной жизни . во внутренней природе человека., проблемы любви и сострадания к ближнему .
Всё это – вечные темы жизни и искусства. В нашей сегодняшней жизни бедные люди, униженные и оскорблённые. тоже есть. Но обратит ли на них своё внимание наша литература – большой вопрос. Найдётся ли у нас критик, который скажет, как когда-то Белинский : «Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат:«Ведь это тоже люди – ваши братья»!
Другие работы по теме:
Русское неокантианство
Русское неокантианство конца XIX - начала XX вв. представляет собой сложное, неоднозначное явление. Нет никаких сомнений в том, что оно оказало существенное влияние на развитие русской философии и духовной культуры вообще.
Униженные и оскорбленные в романе Достоевского Преступление и наказание 1
Этот роман относится к наиболее сложным произведениям русской литературы и занимает особое место в творчестве Достоевского. Повествование ведется неспешно, неторопливо, но оно держит нас в постоянном напряжении. Достоевский никогда раньше не изображал так широко страшную картину жизни людей в России середины XIX века, нищету и страдания обездоленных.
Униженные и оскорбленные в русской классике по пьесе Горького На дне
В своей пьесе Горький как бы подытожил все свои наблюдения за жизнью «бывших людей». Как и в ранних рассказах, здесь герои писателя — «люди дна». Этот мир обездоленных и отверженных обществом Горький знал хорошо, потому что самому когда-то пришлось зарабатывать на хлеб вместе с такими, общаться с ними и пройти многие километры по дорогам России в их компании.
Тема маленького человека в романе Федора Достоевского Преступление и наказание
Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая традиции русской литературы, особенно Гоголя, Достоевский с болью и любовью пишет о «маленьком человеке», живущем в холодном и жестоком мире.
Проблематика ранних произведений Достоевского
Из произведений раннего периода творчества Ф.М. Достоевского мною были прочитаны такие повести, как «Елка и свадьба», «Белые ночи», «Маленький герой», «Мальчик у Христа на елке». И хотя они составляют лишь незначительную часть всего творческого наследия Достоевского, уже по этим повестям можно судить об идейном и художественном своеобразии произведений великого русского писателя.
Униженные и оскорбленные в рассказах Чехова Толстый и тонкий и Смерть чиновника
Рассказы А. П. Чехова «Толстый и тонкий» и «Смерть чиновника » были созданы писателем в начале творческого пути, когда вместе с юмористическими рассказами на узко бытовые темы он писал рассказы более широкого общественного значения. Среди них были «Хамелеон», «Унтер Пришибеев», «Маска» и др. В этих рассказах смешное не развлекает, а заставляет читателя задуматься.
Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более
разумном и велик Русская литература XIX в. была вся пронизана гуманистическими идеями. Писатели стремились своим творчеством изменить в жизни человека что-что к лучшему, дать нравственные ориентиры. Герои русской литературы всегда находили свое счастье в борьбе за счастье других, в служении людям, в помощи тем, кто в ней нуждается. «Делай добро!» — призывал Чехов, и лучшие герои произведений XIX в. следовали этому завету.
Изображение маленького человека
Почти всегда особое внимание окружающих не привлекают забытые, всеми униженные люди.Их жизнь, их маленькие радости и большие беды кажутся всем ничтожными, недостойными внимания. Таких людей и такое к ним отношение производила эпоха. Жестокое время и царская несправедливость заставляли «маленьких людей» замыкаться в себе, полностью уходить в свою душу, настрадавшуюся, с наболевшими проблемами того периода, они жили незаметной жизнью и незаметно умирали.
Роман Униженные и оскорблённые
Автор: Достоевский Ф.М. Роман «Униженные и оскорблённые» по-своему передают характер разнородной действительности начала шестидесятых годов. Достоевский критикует капитализм. Зло, низость, жестокость и в то же время «сатанинская» притягательная сила капитализма воплощены в «Униженных и оскорблённых» в образе князя Валковского.
Униженные и оскорбленные в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Униженные и оскорбленные в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Ф. М. Достоевский — великий мастер психологического романа. В 1866 году он закончил работу над социальным, философским и психологическим романом “Преступление и наказание”. Это произведение принесло автору заслуженную славу и известность и стало занимать достойное место в русской литературе.
Образ Русской земли на страницах Слова о полку Игореве.
Образ Русской земли на страницах "Слова о полку Игореве". Автор: Древнерусская литература «Слово о полку Игореве» - великолепный памятник древнерусской литературы. Участившиеся половецкие набеги в 12 веке на Русь вынудили князя Игоря Святославича в союзе с его братом Всеволодом, сыном Владимиром и племянником Святославом Ольговичем двинуться на врага.
Герой и антигерой в прозе XIX века
Луначарский писал о произведениях Ф. М. Достоевского: «Все его повести и романы — огненная река его собственных переживаний. Это страстное стремление признаться в своей внутренней правде...» .
Двойственность мировоззрения Ф.М.Достоевского
Говоря о Федоре Михайловиче Достоевском, необходимо сразу сказать о двойственности, противоречивости писателя. С одной стороны — протест против социальной несправедливости, которую автор видел повсюду… .
Женские образы в прозе XIX века
Федор Михайлович Достоевский — писатель особого склада. Он не примыкал ни к либералам, ни к демократам, а вел в литературе свою тему, воплощая в образах обиженных и оскорбленных, поломанных судьбах людей идею всепрощения.
Природа в прозе XIX века
Федор Михайлович Достоевский — писатель городской стихии, Петербурга, поэтому в его творчестве мало развернуть картин природы, а где все же автор обращается к ее описанию это всегда ключ к предстоящим событиям.
Христианские мотивы в прозе XIX века
Обладая чутким сердцем, Достоевский болезненно откликался на страдания униженных и оскорбленных, которые всею силою души ненавидели хозяев помещичье-буржуазного общества.
Дети на страницах произведений Ф. М.Достоевского
Федор Михайлович Достоевский трепетно, бережно и искренне относится к своим героям. Описывая женщин и детей, он, как лакмусовой бумажкой, проверяет общество на гуманное, справедливое отношение к слабым и обездоленным.
Психологический портрет в русской литературе
В художественном произведении многое зависит от умения автора нарисовать словесный портрет своего героя. В нашей литературе почти все писатели мастерски этим искусством владели.
«Оригинальность» поздних героев Достоевского
Герои ранних романов Достоевского ординарны: это «бедные люди», «мечтатель», «неизвестный», «одна женщина», «обитатели Степанчикова», «униженные и оскорбленные», «молодой человек».
Спор о человеке в пьесе М. Горького На дне
Автор: Горький М. Пьеса М. Горького “На дне” написана в 1902 году. Она имела колоссальный успех и была поставлена на сценах не только российских, но и европейских театров. Интерес к ней объясняется в первую очередь тем, что писатель достоверно и подробно изобразил жизнь людей “дна”. Прежде на страницах русской классики рассуждали о жизни и смерти, о добре и зле в основном люди, принадлежавшие к высшему обществу.
Мой Достоевский размышления о прочитанном
Автор: Достоевский Ф.М. “Преступление и наказание” — роман, который традиционно считают произведением, наиболее характерным для Ф. М. Достоевского. В нем автор собрал и обобщил темы, которые были заявлены писателем ранее: “униженные и оскорбленные”, “маленький человек”, искания человеческой души, вера и неверие, теория и жизнь, добро и зло.
Достоевский Ф.М.
Русский писатель Федор Михайлович Достоевский (1821 - 1881) родился в Москве в семье врача. К 15-ти годам интересы Федора Достоевского уже определились. Он знал, что будущее его - литература.
Борьба двух миров в поэме Блока Двенадцать
Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего "розовое облако грез" и "милого воина", "одетого в серебро", до создателя поэмы "Двенадцать", с огромной силой выразившего страшную " музыку разрушения" и тоску по другой музыке, музыке "нового века", который "взойдет средь всех несчастных поколений".
Две России в поэме Гоголя Мертвые души Мертвые и Живые души в поэме Гоголя
На мой взгляд, Гоголь отразил в своей поэме не две, а три России: Россию "мертвых душ" - помещиков и чиновников, Россию крестьян, и в конце поэмы проявляется прекрасный художественный образ Руси-тройки, птицы-тройки. Сделано это настолько искусно и полно, что "Мертвые души" можно назвать исследованием русской жизни второй четверти прошлого века.
Кожинов В.В.
Русский критик, литературовед, философ, историк. Основные работы посвящены вопросам теории литературы, русской литературе XIX века, современному литературному процессу (в первую очередь поэзии).