Реферат: Сатира на пороки и лица. Журналисты 18 века в борьбе с самодержавием и крепостничеством - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Сатира на пороки и лица. Журналисты 18 века в борьбе с самодержавием и крепостничеством

Рефераты по литературе и русскому языку » Сатира на пороки и лица. Журналисты 18 века в борьбе с самодержавием и крепостничеством

Министерство общего и профессионального образования РФ

Оренбургский государственный университет

Кафедра журналистики

Контрольная работа

по предмету «История отечественной журналистики»

Сатира на пороки и лица.

Журналисты XVIII века в борьбе с самодержавием и крепостничеством.

Выполнил: студент гр. 00-ЖЗО

Алексей Мороченков

Проверила: старший преподаватель кафедры журналистики Жаплова Т.М.

Оренбург, 2003

XVIII век – пора младенчества русской журналистики. 17 1702 года появилась первая русская газета – «Ведомости о военных и иных делах, случившихся в Российском государстве и в иных окрестных странах, достойных знания и памяти». Сначала журналистика в России была только государственная. Только с появлением в 1759 – 64 годах частных журналов стала возможна критика в них самодержавно-крепостнического строя.

В 40-50-е годы 18 века началось оживление русской литературы. Среди литераторов выделялись Михаил Ломоносов и Александр Сумароков. Позже к ним присоединился Василий Тредьяковский. Вокруг этих корифеев сформировались группы, которые жаждали выйти в народ. В частности сумароковцы – выходцы из Санкт-петербургского сухопутного шляхетного корпуса и Московского университета. Благодаря - ним впервые в России появляется частная журналистика.

Сумароков – один из первых издателей написал прошение на высочайшее имя разрешить выпускать журнал, в котором в том числе просил цензоров не править его слог. Так появилась «Трудолюбивая пчела» , выходившая в течение 1859 года в Санкт-Петербурге.

Это издание не представляет для нас интереса, так как Сумароков был убежденным монархистом. Однако в журнал он включает эпиграммы, сатиры, памфлеты, басни, сатирические послания Шуваловым-Воронцовым. Сумароков не клеймит какие-то пороки, он называет лица, которые ему не нравятся. Здесь впервые появляются, изображенные в сатирическом ключе дьяки и подьячие.

Большое место в журнале занимают сумароковские притчи и эпиграммы, басни, сатирические послания. В сатире авторы (Аблесимов, Сергей Глебов, Игорь Дмитриевский, Григорий Козицкий, три брата Нарышкиных и Тредьяковский) часто используют говорящие фамилии.

Второй частный журнал - «Праздное время в пользу употребленное» - издавался в1759-60 годах в Петербурге группой учеников шляхетного корпуса. В этом издании впервые появляется вопрос: правомочна ли сатира? На него журналисты дают следующий ответ: «Сатира должна хулить порок, а не лица». В этом журнале работали Михаил Херасков, Сергей Порошин и Алексей Нартов.

С приходом в 1760 году в журнал Александра Сумарокова меняется политика «Сатира должна быть вообще в издании». Он пишет притчу «Два дочери подьячих», где называет подьячих - «крапивно семя». Тот же автор пишет «Письмо о пространстве разума в пределах оного», где говорит о справедливости социального расслоения: «грубость и невежество поселянина есть немалое для нас благодеяние».

В «Праздном времени…» появляются политические материалы, в которых Сумароков нападает на Ломоносова, Тредьяковского, на современных властьпридержащих.

Сатирическая деятельность Сумарокова показала возможность использовать журнал, литературу в политической борьбе.

В становлении и развитии московской журналистике большую роль сыграл Михаил Херасков. Он заведовал библиотекой, типографией при Московском университете. 1760 году он вместе с выходцами своего кружка начал издавать журнал «Полезное увеселение» , который видел свет в течение двух лет.

Политическая позиция этого издания – осторожный дворянский либерализм. В журнале была представлена сдержанная критика социального порядка России. «Полезное увеселение» с одной стороны – университетское издание, а с другой – издание, призванное решать социальные вопросы. Отказ от политики был основой издания.

Херасков считал, что поэзия существует для исправления нравов: «превознося добродетель, смягчая нравы, подавая порочным совет, честным отраду».

На смену этому изданию при университете появляется следующее - «Свободные часы» , январь – декабрь 1763г. Издает его тот же Херасков. Теперь журнал несет в себе политическую направленность – Херасков восхваляет императрицу Екатерину. В «Свободных часах» материалы нравоучительно-дидактического характера.

Одновременно с этим журналом в Москве начинает издаваться еще один – «Невинное упражнение» , январь-июнь 1763г. В журнале много переводов. Характер оригинальных произведений – философский. Издавался он, скорее всего, Екатериной Дашковой.

В течение 1764 года в Москве издавался еще один журнал – «Доброе намерение» . Издавал его студент Московского университета Владимир Санковский. В журнале преобладали нравоучительно-дидактические материалы. Они часто зачитывались студентам на лекции.

Здесь много переводов из английского журнала «Спектатор», датского «Модного магазина», немецкого «Патриота». С переводов берет начало новый жанр – гистории.

В июне 1764 года в журнале появилась и политическая тема: «Стихи на высокоторжественный день восшествия на престол е. и. в.», написанные Санковским.

2 января 1769 года прохожим на улицах раздавали первые листки «Всякой всячины». Этот журнал формально издавал Григорий Козицкий, реально же он только переводил материалы ЕкатериныII. К журналистике императрица обратилась с целью руководить общественным мнением России, найти себе сторонников.

Этот журнал выступал за «сатиру в улыбательном духе». Здесь высмеиваются пороки общества, класса, но не задеваются конкретные лица. Государыня считает себя непогрешимой, не принимает советов и критики. Все дурное в государстве, по ее мнению, - ошибки прежних государей. Порядок непогрешим: «Если бы взяток не предлагали, взятничества бы не было».

Журналисты «Всякой всячины» (а позже «Барышка всякой всячины») должны были писать о достоинствах русской жизни при этой государыне.

Уже в конце января появляется журнал с названием, пародирующим «Всякую всячину» - «И то и сё» . Издатель – Михаил Чулков. Политическое мировоззрение этого издания неотчетливо, зато четко прослеживается стремление защитить маленького человека.

В феврале появляется другой журнал – «Ни то ни сё» . Изначально журнал наполнен очень умеренной критикой, только переводными произведениями. Позже – дифирамбами.

В конце февраля появляется еще один журнал – «Полезное с приятным» , который издавался преподавателями Сухопутного шляхетного корпуса Иоганом де Тейльсом и Иваном Румянцевым. В полемике со «Всякой всячиной» он не участвовал и публиковал только переводные произведения.

С 1 марта по 4 апреля ежедневно (!) выходит другой журнал – «Поденщина» , издаваемый дилетантом в литературе – Василием Тузовым. Здесь были и оригинальные произведения. В частности заметка о том, как некий помещик ехал из Алатыря в Петербург (намек на Новикова).

С 1 апреля и до конца года против Екатерины выступает еще один журнал - «Смесь» . Здесь было опубликовано 30 оригинальных полемических статей. Появляются материалы, обличающие привычные объекты сатиры: барские пороки, взятничество чиновничества, неправедных судей. В этом журнале заговорили о тяжелой жизни простого народа. Издание решало вопрос: «Кто полезнее обществу: простой народ или Надмен, затравивший 6 диких уток и 120 зайцев?». Издатель – Федор Эмин.

В июне 1769 года Эмин издавал еще один журнал – «Адская почта». Этот журнал издавался с целью коммерческой выгоды. Характер издания – антидворянский, здесь можно найти много материалов против крепостничества. И, тем не менее, журнал признавал правоту феодального режима, т.е. отражал взгляды французских буржуа той поры.

Центром же полемики был журнал Новикова «Трутень» , начавший издаваться 1 мая 1969 года. В противоположность «Всякой всячине» журнал выступал за смелую действенную сатиру на лица, требовал разоблачения конкретных носителей зла, не признавал мнимой сатиры «на пороки», бессильной что-либо исправить. Именно он сумел задеть больные стороны социальной жизни, показав пороки, которые надеялся исправить.

Во втором номере «Трутня» помещено «Письмо дяди к племяннику», в котором дядя рекомендует племяннику поступать в приказную службу, либо проситься на родину прокурором – всегда в достатке будешь. В ответ Екатерина во «Всякой всячине» от имени Афиногена Перочинова дает рекомендацию никогда не называть слабости пороком и во всех случаях сохранять человеколюбие. Так начинается полемика между этими двумя журналами.

Новиков в своем журнале не критиковал устои крепостничества, но сочувствовал крестьянам, их бедственному положению. В «Трутне» он показывает типичную картину взаимоотношений помещика с крепостными в переписке между Барином и старостой принадлежащей ему деревни Андрюшкой. В ответ на просьбы и жалобы крепостного Филатки, который оказался в бедственном положении, Барин просит крестьянина впредь челобитными его не доставать и платить деньги в срок. Старосту же, присланным Барином ревизор должен прилюдно высечь и взыскать с него 100 рублей.

На 1770-й год перешли только два «сатирических» издания – «Барышок…» и «Трутень». Вскоре и они прекращают свое существование.

В июне того же года Новиков начинает издавать другой журнал – «Пустомеля» , в котором продолжает линию «Трутня».

На протяжении всей своей сатирической деятельности (1769-1774) Новиков стоял за создание таких отношений, при которых помещики становятся отцами своих крепостных. В очередном своем журнале – «Живописец» в «Отрывке из путешествия в *** И*** Т***» он подчеркивает, что не нашел отеческого отношения помещиков к крестьянам.

Сатирическую линию Новикова продолжает Иван Крылов сначала в своем журнале «Почта духов» , сюжет которого основывался на том, что ухудшение нравов захватило не только земной мир, но и тех, кто населяет потустороннее царство. Авторская позиция здесь сближается с позицией мольеровского Мизантропа, который критикует, надеясь на исправление, любя. Сатира здесь перемежается философскими рассуждениями, а ирония появляется лишь изредка.

Журнал же «Зритель» , издававшийся с февраля по декабрь 1772 года весь выдержан в иронико-сатирическом ключе.

Журналисты XVIII века открыли для себя возможность нести в массы сатирические материалы, влиять с их помощью на общественное мнение, и тем самым обращать внимание властьпридержащих на назревшие в обществе проблемы.