Классические
танка в письменной (а в устной и того дольше) форме существуют, начиная с VIII
в.и успели претерпеть множество изменений. Темы таких танка жёстко регламентированы
и как правило представляют из себя песни любви или разлуки, песни, написанные
на всякий случай или в пути, в них человеческие переживания происходят на фоне
смены сезонов года и как бы вплавлены (а точнее – вписаны) в них.
Классические
танка содержат по пять строк в 5 – 7 – 5 – 7 – 7 слогов соответственно и это
малое пространство не позволяет перевести на другие языки весь тот
ассоциативный ряд, который возникает у читающего (или пишущего) японца.
Поскольку танка несут в себе ключевые слова, отвечающие за возникновение
определённых ассоциаций, то посредством перевода на другие языки всех смыслов
этих слов можно добиться примерного воссоздания первоначальной логической
цепочки. Также следует отметить, что танка хоть и являются стихотворной формой,
но рифмы не имеют.
Форма
танка многое пережила на своём веку, были и взлёты, и падения, составлялись
различные сборники, самым первым из которых было «Собрание мириад листьев»
(«Манъёсю», 759 г.), содержащее 4500 стихотворений. Постепенно антологии танка
стали издаваться по указу императора, а сами танка как жанр развивались под
зорким оком придворных поэтов.
К
концу же XIX века танка превратилась в довольно монотонные повторения одного и
того же, что вызывало у приверженцев традиций горечь, а у прозападных поэтов –
желание отречься и негодование. Но случилось так, что на рубеже XIX и XX веков
два совершенно разных поэта (Ёсано Акико и Исикава Такубоку) смогли привнести в
жёстко регламентированный объём танка новые чувства и взгляды, создав образы,
хоть и переплетавшиеся с классическими, но несшие в себе свежесть и
незатёртость.
В
японской поэзии существует ещё один, не менее важный жанр, который носит
название хайку (хокку). Хайку представляют собой трёхстиший в 17 слогов,
которые по традиции записывались в одну строку.
Первые
хайку появились в XII веке – в шуточной форме. В первых поэтических антологиях,
появившихся в VIII и X веках («Собрание мириад листьев» и «Собрание новых и
старых песен Японии») есть стихи танка, записанные в интересной манере: одно
стихотворение писали два автора, например, первые три строки – один автор,
последние две – другой. Или наоборот, первый автор писал две строки, второй
автор – три. И к XII веку эти части одного стихотворения стали приобретать
самостоятельность, что привело к возникновению рэнга («связанные строфы»),
жанра, основанного на строгих правилах. Правила рэнга сохранились благодаря
памятнику того времени – «Нынешнее зерцало» (Има качами).
В
XIII в. серьезные рэнга стали противопоставляться шуточным, побочному направлению
в этом жанре. А после появления антологии «Новое собрание горы Цукуба» рэнга
стала популярны среди горожан и крестьянства, в них вошли новые пласты языка,
бытовые темы, комические ситуации и простонародный юмор. Так возник новый
популярный массовый жанр – хайкай рэнга. И именитые поэты завели привычку при
прощании оставлять последнее слово за собой посредством стихотворной шутки –
хайкай.
Позже
хокку (т.е. начальные три строфы рэнга в 17 слогов) отделились от цепочек рэнга
и приобрели самостоятельное значение и серьезный характер. Шуточные хокку ушли
в прошлое с появлением на литературной сцене поэта Мацуо Басё, а сами хокку
превратились в самостоятельный серьезный жанр, который занял наряду с танка
главенствующее место в японской поэзии и в творчестве таких поэтов, как Ёса
Бусон и Кобаяси Исса.
Термин
«хайку» выдвинул в конце XIX – начале XX в. поэт и теоретик стиха Масаока Сики,
пытавшийся реформировать традиционный жанр. В XVII – XVIII вв. на поэзию хайку
оказала влияние дзэн-буддийская «эстетика надосказанности», понуждающая
читателя и слушателя участвовать в акте творения. В поэзии хайку большую роль
сыграли сформулированные Басё в форме бесед с учениками и записанные ими
эстетические принципы саби («печаль») и ваби («простота», «опрощение»), каруми
(«легкость»), тариавасэ («сочетаемость предметов»), фуэй рюко («вечное,
неизменное и текущее, нынешнее»). Эти и другие принципы поэзии были развиты в
конце XIX века знаменитым поэтом, реформатором стиха Масаока Сики и его
учениками: Кавахигаси Хэкигодо, Найто Мэйсэцу и Такахама Кёси. Теория стиха
хайку, принадлежащая Масаока Сики, оказала огромное влияние на весь мир
классических жанров в XX веке и ощущается в творчестве многих поэтов и сегодня.
Масаока стремился сохранить и возродить классический жанр трёхстиший, вступив в
единоборство с изжившими себя традициями, его главной целью стало создание
«истинного пейзажа», а не просто схематичной картины природы.
В
эпоху увлечения всем европейским в японской культуре стихосложения возник ещё
один жанр – киндайси, что означает «поэзия новой эпохи». В нашем собрании кроме
двух классических жанров – пятистишия танка и трехстишия хайку, представлен еще
один поэтический жанр – киндайси, возникший в эпоху увлечения всем европейским.
Разные критики воспринимают термин «киндайси» по-своему, но в общем и целом, в
этом случае можно говорить о стихотворении, написанном на старом литературном
языке бунго или на современном разговорном языке кого, в котором выделяется
явный метрический рисунок, основанный на традиционных ритмических схемах, хотя
и в разных сочетаниях.
Лирическая
дневниковая литература (никки) в Японии всегда считалась одним из важнейших
жанров, а первым произведением этого жанра признан «Дневник путешествия из
Тоса» (ок. 935 г.) поэта и теоретика стиха Ки-но Цурасюки. Дневники, как
правило, не носили регулярного характера, и записи воспроизводились вместе со
стихами. Использовались стихотворения соответствующего периода, а не только
стихи автора дневника. Причём, дневниковые записи не всегда назывались явным
образом, в названии могло стоять «Повесть» или «Собрание стихотворений».
Классическим примером является «По тропинкам Севера» Мацуо Басё – это явно
дневник, но как мы видим, в названии ничего подобного не написано.
Книги
«Дневник Идзуми Сикибу» и «Дневник Мурасаки Сикибу», двух фрейлин
императорского двора и лучших писательниц своей эпохи, представляют
средневековую женскую традицию ведения дневников и, наряду с «Дневником
эфемерной жизни» писательницы Митицуна-но хаха, а также «Дневником путешествия
в Тоса» составляют четыре лучшие дневника эпохи Хэйан (IX – XI вв.). К
дневникам относят и поэтичную «Непрошенную повесть» XIII в. писательницы Нидзё.
Все эти неподражаемые образцы дневниковой литературы, жемчужины японской
словесности, прославили этот жанр и создали некоторые из его законов. А в XX
веке никки обрел новую жизнь на страницах таких произведений, как «Дневник,
написанный латиницей» прекрасного поэта танка Исикава Такубоку.
Другие работы по теме:
Богиня Аматэрасу
Аматэрасу, в японской мифологии богиня солнца и глава пантеона синтоистских богов; полное имя Аматэрасу-о-ми-ками, что значит "величественная, которая заставляет небеса сиять".
Разное -
Вы бросали в нас цветами Незнакомого искусства, Непонятными словами Опьяняя наши чувства. Н. Гумилев Колокол смолк вдалеке, Но ароматом вечерних цветов
Маяковский в. в. - Маяковский
Маяковский о месте поэта в рабочем строю alignjustifyМаяковский о месте поэта в рабочем строю рубеже нового периода в жизни страны и в своём собственном творчестве у Маяковского возникает необходимость заново пересмотреть и до конца продумать свои взгляды на сущность литературы и на положение и задачи писателя в социалистическом обществе.
«Тема «Памятника»
«Тема «Памятника» и бессмертия поэта в русской литературе», написанный Грыдиной Анной Олеговной, ученицей 10 класса
Хуглары
В средние века хранителями и распространителями героического эпоса и народной поэзии в течение долгого времени были профессиональные певцы-исполнители. В Кастилии их называли хугларами.
Поэзия В. А. Жуковского
В начале XIX столетия в России сложилось новое литературное течение – романтизм. Он пришел на смену. Психологическое течение русского романтизма возглавили Жуковский и Батюшков.
О назначении поэта и поэзии по творчеству Маяковского
В чем заключается сущность поэзии, ее «сокровенный смысл» и назначение? В каких отношениях находятся поэзия и действительность, поэт и его эпоха? Должна ли лира служить великой цели, к которой стремится народ, новые и новые поколения? Ответ на эти вопросы Владимир Владимирович Маяковский ищет всю жизнь, тема поэта и поэзии пульсирующим нервом проходит через все творчество поэта, — «горлана-главаря».
Народное творчество и настоящее
Не буду выяснять, что такое устное народное творчество, так как более или менее четкое определение этого понятия существует, хотя универсального определения нет, так как жанровое разнообразие очень большое, а специфика развития того или другого жанра еще пестрее. Определений на сегодня существует много, и все они не охватывают глубинной сути народного творчества, так как она в некоторых своих жанрах старается быть консервативной (свадебные песни или другие, которые связаны, например, с Сочельником, Рождеством, рождением, крещением, похоронами и т.п.).
Противопоставление действительности и идеала в поэзии Бодлера
Бодлер собирает поздние цветы романтизма. Бунтарский дух свойствен не только его поэзии, Бодлера можно считать романтиком жизни. Тогдашняя Франция казалась ему нудным пустым царством буржуа. Это понятие означало для поэта не классовую, а духовную категорию. Поэт не принимает такой мир, он стремится обновить его.
Образ Ленского в романе Евгений Онегин
Образ Ленского в романе "Евгений Онегин" Автор: Пушкин А.С. Другой путь, которым шла дворянская интеллигенция 20-х годов XIX века, раскрыт в образе Ленского. Это путь увлечения модными в то время философскими учениями и оторванной от жизни, мечтательной романтической поэзией:
Стихотворение А.А. Фета Поэтам, Восприятие, истолкование, оценка
Автор: Фет А.А. «Дарование Фета совершенно самобытное, особенное, до того особенное, что особенность переходит у него в причудливость, подчас самую странную неясность или в такого рода утонченность, которая кажется изысканностью». Так писал о творчестве А.А. Фета Аполлон Григорьев, который был советчиком в творческих делах поэта.
Анализ стихотворения Памятник
Анализ стихотворения "Памятник" Автор: Державин Г.Р. В 1795 году Державин Гаврил Романович написал стихотворение «Памятник», в котором высказывает свою точку зрения на поэта и поэзия. Свое творчество он уподобляет «чудесному , вечному» памятнику. В русской литературе Державин стал основоположником автобиографической поэзии и был первым русским автором, избравшим темой своих стихотворений собственную славу.
Бессмертная лирика Басё
Каждый, кто хотя бы немного знаком с японской поэзией, и даже тот, кто вовсе не знаком с ней, наверняка слышал имя великого поэта-странника XVII века Мацуо Басе. Неистощимым источником вдохновения Басе были его дорожные впечатления.
Традиционная японская литература
Японская литературная традиция считается весьма древней и высокоразвитой. Хотя самые ранние письменные произведения относятся к VIII в. н. э., существуют основания считать, что устная традиция восходит к несравненно более раннему периоду.
Маяковский "о месте поэта в рабочем строю"
На рубеже нового периода в жизни страны и в своём собственном творчестве у Маяковского возникает необходимость заново пересмотреть и до конца продумать свои взгляды на сущность литературы и на положение и задачи писателя в социалистическом обществе.
Пушкинская тема в творчестве А. А. Ахматовой
Судьба наградила Анну Ахматову счастливым даром. Её внешний облик "царский профиль" отчетливо и красиво выражал личность. Но Бог одарил Ахматову не только внешней красотой, а и душевной. Анна Ахматова великий поэт и лирик!
Легкая поэзия классицизма
Этот род поэзии существовал уже в XVIII в. в пределах ортодоксального классицизма как одна из его маловлиятельных, но характерных тенденций («Душенька» Богдановича, «Евгению, жизнь званская», «Анакреонтические песни», 1804, Державина и т. д.).
Поэтическое новаторство Н. А. Некрасова
Главное для Н. А. Некрасова — социальная направленность его стихотворений, что, кстати, объясняет слова И. С. Тургенева, утверждавшего, что в стихах Н. А. Некрасова “поэзия не ночевала”.
Труверы
Труверы (ед. ч. troveres, trouveres, от глагола trover, trouver — находить, изображать, сочинять) — так назывались в средневековой Франции, с конца XI до начала XIV в., поэты, слагавшие произведения как лирические, так и эпические или повествовательные.
Союзный договор между Российской империей и Китаем 1896
Союзный договор между Российской империей и Китаем (точнее, маньчжурской империей Цин, частью которой тогда был Китай) был подписан в Москве 22 мая (3 июня) 1896 года. В случае нападения Японии на любую из сторон, а также на Корею, подразумевал совместные военные действия против агрессора.
Война годов Дзинсин
Война годов Дзинсин , или Смута Дзинсин (яп. 壬申の乱 дзинсин но ран?, «смута года водяной обезьяны») — вооружённый конфликт за Императорский престол в древней Японии в 672 году между старшим сыном покойного Императора Тэндзи, принцем Отомо, и его младшим братом, принцем Оама.
Мангёндэ
́ (кор. 만경대, 萬景臺, англ. Man'gyŏngdae; при японской власти Манкэйдай)[1] — малый населённый пункт (деревня) в 12-ти км. на юго-запад от Пхеньяна. Административно входит в провинцию Пхеньян. Название деревни состоит из элементов «десять тысяч» (ман), «пейзаж» (гён), «зеленый холм» (дэ), и связано с видом с местных холмов на реку Тэдонган.
Чин Пен
(кит. 陳平 Чэнь Пин, малайск. Chin Peng, настоящее имя Ван Вэньхуа Онг Бун Хуа (кит. 王文華, малайск. Ong Boon Hua), род. 22 октября 1924) — политический деятель в Малайзии. Вступил в Коммунистическую партию Малайи (КПМ) в 1940. Во время японской оккупации возглавлял Малайскую народную антияпонскую армию.
Британская военная администрация
(англ. British Military Administration) — орган, осуществлявший временное управление Объединёнными Малайскими Султанатами, Необъединёнными Малайскими Султанатами и Стрейтс-Сетлментс в период между окончанием Второй мировой войны и образованием Малайского Союза.
Новые левые Япония
Японские новые левые (яп. 新左翼 Синсаёку?) — общее название японской части общемирового движения новых левых. Японские новые левые включали в себя наиболее радикальных представителей студенческого движения выступавших против империалистической политики Японии и США и поддерживали национально-освободительные движения стран Третьего мира.
Японизм
В.ван Гог."Куртизанка" Японизм (от франц. Japonisme) — направление в европейском искусстве XIX cтолетия, сложившееся под влиянием японской цветной ксилографии (укиё-э и художественных ремёсел. Мотивы, техника и подача цвета в японском искусстве отразились на творчестве таких мастеров, как Мане, Гоген, Винсент ван Гог и других импрессионистов.
Бородин, Николай Николаевич
Николай Николаевич Бородин (Российская империя, 1870 — 5 сентября 1919, Лбищенск) — уральский казак, русский военачальник. Генерал-майор. Участник Русско-японской,Первой мировой и Гражданской войн. Участник Белого движения в Сибири.
Пекинский договор 1925
Пекинский договор 1925 года (Советско-японская конвенция 1925 года об основных принципах взаимоотношений) — договор между Японией и СССР об установлении дипломатических отношений, подписанный в 1925 году в Пекине.
Симадзаки Тосон
Симадзаки Тосон (Симадзаки Харуки, 1872—) — крупнейший из современных писателей Японии, признанный классик буржуазной литературы, создатель современного японского литературного языка.