496 – 406 гг. до н. э.
Софокл занимает почетное место в триаде великих трагиков. Младший современник и ученик Эсхила Софокл запечатлел пору расцвета афинской демократии, сумев достойно сменить своего учителя и стать любимым драматургом современников. Он был поистине любимцем богов, прожил долгую и счастливую жизнь, наделенный всевозможными талантами, драматическими и музыкальными способностями, он обладал чувством ритма и сценического пространства, отличался отменным здоровьем, был внешне привлекателен, неутомим в работе. Греки считали Софокла идеалом гармонического человека, являвшего собой физическое, духовное, нравственное совершенство. Он участвовал почти в 30 драматургических состязаниях, 24 раза был первым, в остальных случаях – вторым. Софокл написал 123 пьесы, но до нас дошли лишь 7. Это трилогия о царе Эдипе (“Царь Эдип”, “Эдип в Колоне”, “Антигона”), “Электра” (близкая по сюжету к “Хоэфорам” Эсхила, т. е. ко второй части “Ористеи”), “Филоктет”, “Трахиянянки”, “Аякс”. Он входил в кружок людей искусства, окружавших Перикла, вождя афинской демократии, находился с ним в дружеских отношениях.
Его не раз выбирали на общественные должности, например казначеем, даже военным стратегом и дипломатом, но тут его успехи были скромнее, чем на драматургическом поприще. Человек традиционных консервативных взглядов, Софокл примкнул к олигархическому заговору 411 г. до. Н. э., но, когда заговорщики потерпели неудачу и были схвачены, Софокла не тронули, учитывая его возраст, ему тогда исполнилось восемьдесят пять лет, да и слава первого трагика не позволила этого сделать. После смерти, наступившей в возрасте девяноста лет, Софокла, подобно Гомеру, Архилоху и Эсхилу, причислили к лику героев. Было решено устраивать жертвоприношения в его честь, сооружена бронзовая статуя и издан закон относительно выверенного текста и списка трагедий Софокла (а также Эсхила и Еврипида), хранившихся в специальном месте. Актерам запрещалось отходить от канонического текста; ведь гений считался национальным достоянием Греции.
По словам Гете, “никто не знал сцены и своего ремесла, как Софокл”. Продолжая дело Эсхила, Софокл придал трагедии, всем ее элементам законченность и совершенство. Если у Эсхила герои нередко выступают как орудие богов, внешних сил, то у Софокла персонажи более “очеловечены” , более самостоятельны в своих действиях и поступках, хотя все же остаются ограниченными в своих знаниях. А потому человек бессилен противостоять злому року, не в состоянии переломить уготованную ему судьбу. Классическая “трагедия рока” – “Царь Эдип”, герой которой не может уйти от судьбы, несмотря на все свои усилия, которые приводят его лишь к противоположным результатам.
Некогда могущественный царь покрывает себя позором. И в то же время Софокл показывает людей “такими, какие они должны быть”, то есть героизированными, возвышенными, наделенными высокими нравственными качествами. Таков Эдип, который ищет преступника, т. е. самого себя, а потом беспощадно себя казнит; такова и Антигона из одноименной трагедии, которая совершая погребальный обряд над братом, объявленным Креонтом “врагом”, - выполняет свой высший долг, но тем самым обрекает себя на смерть.
Софокл выступает как мастер четко выписанных человеческих характеров. Он использует прием контраста, противопоставляя одних героев другим: Эдипа Креонту (в “Царе Эдипе”), Антигону Исмене (в “Антигоне”). Его трагедии обычно имеют развернутые “предыстории”. Многие обстоятельства выясняются в процессе развития событий. На глазах зрителей обычно происходит развязка, и мы непременно обнаруживаем отголоски прошлого в настоящем. Блистательный образец такой композиции – трагедия “Царь Эдип”. Она не случайно считается одним из шедевров мировой драматургии. Мастерски владея архитектоникой, построением пьесы, Софокл придает партиям “очаровательную сладость и величие”; хор же, в свою очередь, удачно дополняют исполненные драматизма диалоги. Пьесы Софокла столь совершенны и гармоничны, что его называли “Фидием литературы”.
Другие работы по теме:
Арес
Одно имя Ареса вызывало у греков ужас, хотя в облике бога, его носившего, не было ничего внушающего отвращение. Отвратительным было то, что Арес ненавидел Эйрене, богиню мира, и был неразлучен с Эридой, злостной богиней раздора.
Литературный герой ФИЛОКТЕТ
ФИЛОКТЕТ - герой трагедии Софокла «Филоктет» (поставлена в 409 г. до н.э.), сын Пеанта, царя нескольких фессалийских городов (в Магнесии), получивший некогда лук Геракла со смертоносными стрелами за то, что один решился зажечь его погребальный костер и спас от жестокой боли. Трагедии о Ф. создали (кроме Софокла) и Эсхил, и Еврипид (обе хронологически предшествовали Софокловой), но последние произведения не сохранились.
«Категории мифов»
Знание греческих богов, их происхождения, знание олимпийских богов, атрибуты греческих богов
Литературный герой ЭЛЕКТРА
ЭЛЕКТРА - 1) героиня трагедии Эсхила «Хоэфоры» («Приносящие возлияние»; вторая трагедия из трилогии «Орестея», 459 г. до н.э.), дочь микенского царя Агамемнона и Клитемнестры. Согласно пророчеству Аполлона Дельфийского Клитемнестра и ее любовник Эгисф, захватившие верховную власть в Микенах после убийства Агамемнона, должны погибнуть от руки Ореста, сына Агамемнона и Клитемнестры.
Вокальная музыка барокко. Оперные школы
Музыкальная культура эпохи барокко характеризуется появлением и развитием следующих вокальных и музыкально-театральных жанров: оперы, оратории, кантаты, пассионов (страстей).
Счастье в умеренности
Многие заболевания развиваются от раздражений, от излишеств и перенапряжения, от невозможности разрядить свои отрицательные эмоции. Схема развития болезни.
Трагедия Софокла "Царь Эдип"
Софокл — великий греческий драматург, подаривший одно из самых восхитительных произведений — трагедию “Царь Эдип”.
Роль античной культуры в развитии литературы
Искусство греков — высочайшее искусство, норма и первообраз высокого искусства. В. Г. Белинский Тот же В. Г. Белинский, восхищенный только что прочитанными «Жизнеописаниями» древнегреческого историка Плутарха, писал: «На почве Греции и Рима выросло новейшее человечество. Без них средние века ничего не сделали бы…
Конфликт личности и государства в поэме Пушкина Медный всадник
Во все времена взаимоотношения личности с властью беспокоили людей. Одним из первых тему конфликта личности и государства в литературе еще в V веке до нашей эры поднял Софокл. Конфликт этот был неизбежен, проблема эта оставалась актуальной и в XIX веке, во времена Пушкина, актуальна она и по сей день.
Личность и государство в творчестве А. С. Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Конфликт личности и государства во все времена неизбежен. Поэтому взаимоотношения личности с властью беспокоили людей всегда. Одним из первых эту тему в литературе поднял Софокл в V веке до нашей эры. Проблема эта оставалась актуальной и во времена Пушкина в XIX веке, как она актуальна и по сей день.
Драматургия Софокла
1.Вступ Софокл (497 - 408 рр..) Походив з афінського передмістя Колони, був сучасником і гарячим шанувальником Перікла. Софокла називають Гомером грецької драматургії, бажаючи цим сказати, що Софокл так само повно і яскраво відображає «золоте століття» Перікла, як Гомер зобразив у своєму епосі життя, характер та подання епічної Греції.
Софокл (496—405 гг. до н. э.)
Софокл был любимым драматургом V в. до н. э.; его трагедии даже двадцать раз занимали первое место. Писатель имел и общественные обязанности: он был избран стратегом, председателем коллегии казначеев, жрецом бога Асклепия.
Образ ідеальної людини в трагедії Софокла "Цар Едіп"
Творчий шлях драматичного поета Софокла у контексті давньогрецької літератури класичного періоду IV сторіччя до н.е. Трагедія "Цар Едіп", як важлива частина античної літератури. Змалювання образів героїв та трансформації людської свідомості у творі.
Театр 2
Оглавление Оглавление 2 Введение 3 1. Происхождение древнегреческой драмы и театра. 4 2. Театр демократических Афин (V век до нашей эры) 8 2.1. Эсхил (525-456 до н. э.). 8
Древнегреческий театр 2
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР Греки любили театр страстно в античном театре пьеса ставилась только один раз — повтор её был величайшей редкостью, а сами представления давались всего три раза в год — во время праздников в честь бога Диониса. Античный театр напоминал открытый стадион: ряды его поднимались вокруг площадки, где происходило действие.
Художественная культура Древней Греции
Художественная культура Древней Греции Греки активно интересовались окружающим миром и природой в целом. Архитектура В истории Древней Греции насчитывается немало выдающихся памятников зодчества. Все они включали декоративные рельефы и скульптурные изображения. Наилучшие их образцы принадлежат к классической эпохе.
Древнегреческий театр
Происхождение древнегреческого театра. Как выглядел древнегреческий театр?. Организация представлений.
Творчество Софокла
Биография Софокла. Великие современники Софокла: Эсхил, Еврипид, Аристофан. Древнегреческий театр или великие трагики древности. Творчество Софокла с древних времен и по сей день.
Антигона (Antigone)
Трагедия (442 до н. э.) Софокл (Sophocles) 496–406 до н. э. Античная литература. Греция.
Трахинянки
(Trachiniai) — Трагедия (440–430-е до н. э.) Софокл (Sophocles) 496–406 до н. э. Античная литература. Греция.
Муне-Сюлли, Жан
Жан Муне-Сюлли (фр. Jean Mounet-Sully; род. 27 февраля 1841 г. Бержерак — ум. 1 марта 1916 г. Париж) — выдающийся французский актёр. Жизнь и творчество Родился в обеспеченной семье адвоката. Впервые вышел на сцену в парижском театре Одеон в 1868 году. В 1870 году, с началом франко-прусской войны был призван в армию, служил в звании лейтенанта в Дордони.
Античная литература 2
План Введение 1 Общие сведения 2 Эстетика античной литературы 2.1 Мифологичность 2.2 Публичность 2.3 Музыкальность 2.4 Стихотворная форма 2.5 Традиционность
Биография Маргарет Тэтчер
Исторический путь становления как лидера партии консерваторов Маргарет Тэтчер - женщины, обладающей самой мощной властью в мире. Специфика политического лидерства "Железной леди". Деятельность на посту премьер-министра. Итоги ее руководства страной.
Софокл и греческий театр
Реферат ученицы 9 "С" класса школы №27 Ищенко Алисы По теме: "Софокл. Греческий театр." Содержание: Стр. Детство и юность Софокла 2
Софокл
Античным ученым были известны 123 драмы Софокла; таким образом, за свою долгую творческую жизнь (Софокл умер в 406 г.) поэт выступил перед афинскими зрителями свыше тридцати раз, одержав при этом двадцать четыре победы.
Еврипид
Еврипид (485 или 480–406 до н.э.), греческий поэт, автор трагедий, считающийся (вместе с Эсхилом и Софоклом) одним из столпов греческой драмы.