Стихотворение
Бальмонта “ Я мечтою ловил уходящие тени … “ было написано в 1895 году.
Я
считаю, что это стихотворение наиболее ярко отражает творчество Бальмонта и
является гимном символизма.
В
стихотворении “Я мечтою ловил уходящие тени…”, как легко убедиться, есть и
“очевидная красота” и иной, скрытый смысл: гимн вечному устремлению
человеческого духа от тьмы к свету.
Вся
образная структура стихотворения Бальмонта построена на контрастах: между
верхом («И чем выше я шел…»), и низом («А в низу подо мною...»), небесами и
землей (оба эти слова в тексте пишутся с большой буквы - значит, им придается
исключительно весомое символическое значение), днем (светом) и тьмой
(угасанием). Лирический сюжет заключается в движении героя, снимающем указанные
контрасты. Восходя на башню, герой покидает привычный земной мир в погоне за
новыми никем не изведанными прежде ощущениями. Он мечтает («Я мечтою ловил …»),
остановить ход времени, приблизится к вечности, в которой обитают «уходящие
тени». Это ему вполне удается: в то время как «для уснувшей Земли» наступает
ночь - пора забвения и смерти для героя продолжает сиять «огневое светило», приносящее
обновление и духовный подъем, а далекие очертания «выси дремлющих гор»
становятся все более зримыми. Наверху героя ждет неясная симфония звуков («И
какие-то звуки вокруг раздавались...»), что знаменует его полное слияние с
высшим миром.
Величественная
картина, воссозданная в стихотворении, уходит корнями в романтические
представления о гордом одиночке, бросающем вызов земным установлениям. Но здесь
лирический герой вступает в противоборство уже не с обществом, а со вселенскими,
космическими законами и выходит победителем ( «Я узнал, как ловить уходящие
тени...»). Тем самым Бальмонт намекает на богоизбранность своего героя (а в
конечном счете и на свою собственную богоизбранность, ведь для старших
символистов, к которым он принадлежал, была важна мысль о высоком, «жреческом»
предназначении поэта).
Однако
стихотворение покоряет главным образом не своей идеей, а чарующей пластикой, музыкальностью,
которая создается волнообразным движением интонационных подъемов и спадов, трепетными
переливами звуковой структуры (особую нагрузку несут шипящие и свистящие
согласные, а так же сонорные « р» и « л »), наконец, завораживающим ритмом
четырехстопного анапеста (в нечетных строках он утяжелен цезурным
наращиванием). Это что касается языка. Что же касается содержания стихотворения
- оно наполнено глубоким смыслом. Человек идет по жизни все выше и выше, ближе
и ближе к своей цели.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта litra/
Другие работы по теме:
Серебряный век русской поэзии - серебряный век русской поэзии
Начало XX столетия вошло в историю литературы под красивым именем “серебряного века”. На этот период пришелся великий взлет русской культуры, обогативший поэзию новыми именами. Начало “серебряного века” пришлось на 90-е годы XIX столетия, его связывают с появлением таких замечательных поэтов, как В.
Гравитационное поле вертикального стержня
Гравитационное поле вертикального стержня В. В. Орлёнок, доктор геолого-минералогических наук Некоторые небольшие по диаметру и уходящие на большую глубину интрузии могут быть аппроксимированы вертикальным стержнем или цилиндром (рис.28).
Стихотворение Маяковского Прозаседавшиеся
В.В. Маяковский был прекрасным поэтом-сатириком. К числу его сатирических произведений относится стихотворение «Прозаседавшиеся» (1922), обличающее бюрократизм. Уже в самом названии стихотворения заложен его глубокий смысл.
Основные настроения поэзии Константина Бальмонта
Поэзия К.Д. Бальмонта вобрала в себя как традиции XIX в., так и новые веяния XX в. Смена настроения в его творчестве произошла на рубеже столетий. В его новых стихах не осталось ни следа прежней безнадежности и уныния, они преисполнены радости, напора буйных сил. Сборники "Горящие здания" (1900 г.) и "Будем как Солнце" (1902 г.) вместе с книгой "Только любовь" (1903 г.) считаются наиболее характерными и лучшими в литературном наследии Бальмонта.
Творчество Бальмонта в контексте поэтики символизма
Автором этого стихотворения восторгались — «гений». Его низвергали — «стихотворная болтовня». Над ним подтрунивали. Его изучали. Им любовались. И до сих пор нет однозначной точки зрения на К. Д. Бальмонта, поэта, переводчика, эссеиста, большого мастера русской литературы. Его современник А. Блок, отдавший в молодости дань символизму, сказал о нем удивительные слова: «Когда слушаешь Бальмонта — всегда слушаешь весну».
Стихотворение Шепот, робкое дыхание
А.А. Фет — один из выдающихся русских поэтов XIX века. Он избрал предметом художественного изображения «вечные» человеческие чувства и переживания, тайны жизни и смерти, сложные взаимоотношения между людьми. В.С. Соловьев так отзывался о поэзии Фета: «…Вечная красота природы и бесконечная сила любви — и составляют главное содержание…».
Анализ стихотворения К.Д.Бальмонта Я не знаю мудрости
Автор: Бальмонт К. Стихотворение К.Д.Бальмонта «Я не знаю мудрости» написано в 1902 году. Оно входит в сборник «Только любовь» (1903 год), который наряду с другими книгами («Горящие здания», «Будем как солнце») упрочил авторитет К.Д.Бальмонта как одного из ведущих поэтов символистского направления.
Анализ стихотворения А.Блока Ночь,улица,фонарь,аптека...
Анализ стихотворения А.Блока "Ночь,улица,фонарь,аптека..." Автор: Блок А.А. "Ночь,улица,фонарь,аптека..."Сразу можно обратить внимание на настроение лирического героя,его состояние.Все стихотворение пронизано тоской,чувством безысходности
Поэзия Серебряного века на примере лирики М. Цветаевой 2
Поэзия Серебряного века (на примере лирики М. Цветаевой) Автор: Цветаева М.И. Лирика серебряного века многообразна и очень музыкальна. Сам эпитет “серебряный век” звучит как колокольчик. Серебряный век подарил нам целое созвездие поэтов. Поэтов-музыкантов. Стихи серебряного века — это музыка слов.
Краткий анализ стихотворения Лермонтова Смерть поэта
Краткий анализ стихотворения Лермонтова "Смерть поэта" Автор: Лермонтов М.Ю. При анализе первой строфы важно отметить, что судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще и оформляется в романтических категориях: "оклеветанный молвой", "жажда мести", "поникнув гордой головой", "восстал... против мнений света", "свободный, смелый дар", "дивный гений", "торжественный венок".
Анализ стихотворения И.А. Бунина Ещё и холоден и сыр...
Анализ стихотворения И.А. Бунина "Ещё и холоден и сыр..." Автор: Бунин И.А. Стихотворение "Ещё и холоден и сыр..." написано Буниным в 1901 году. Оно относится к раннему этапу творчества писателя. В стихотворении мы видим февраль, конец зимы: "Ещё и холоден и сыр Февральский воздух...".
Анализ стихотворения Е. Баратынского Весна, весна Как воздух чист
Анализ стихотворения Е. Баратынского "Весна, весна! Как воздух чист!" Автор: Баратынский Е.А. Передо мною стихотворение Е. Баратынского « Весна, весна! Как воздух чист!». Это произведение написано одним из самых значительных русских поэтов первой половины XIX века.
Бальмонт: общая характеристика лирики
В историю русской литературы поэт вошел как один из виднейших представителей первого символистского поколения - так называемого "старшего символизма".
К Чаадаеву
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «». К Чаадаеву. Это стихотворение относится к 1818 году, а опубликовано в 1829 без ведома Пушкина, хотя до этого получило известность в рукописных списках. Посвящено Петру Яковлевичу Чаадаеву, одному из друзей Пушкина.
Лирика "Серебряного века"
Лирика “серебряного” века многообразна и музыкальна. Сам эпитет “серебряный” звучит, как колокольчик. Серебряный век- это целое созвездие поэтов. Поэтов - музыкантов. Стихи “серебряного” века - это музыка слов.
О поэтике Константина Бальмонта
Бальмонту суждено было стать одним из значительных представителей нового символического искусства в России. Однако у него была своя позиция понимания символизма как поэзии, которая помимо конкретного смысла имеет содержание скрытое.
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова Смерть поэта
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Смерть поэта" Автор: Лермонтов М.Ю. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» написано в 1837 году. Оно связано со смертью Пушкина. Основная тема стихотворения - конфликт поэта и толпы.
Краткий анализ стихотворения К Чаадаеву
Краткий анализ стихотворения "К Чаадаеву" Автор: Пушкин А.С. Тема вольности и борьбы с самодержавием звучит в стихотворении «К Чаадаеву». Написанное в форме дружеского послания, оно отражает те взгляды и политические настроения, которые объединяли Пушкина с его другом П. Я. Чаадаевым и со всеми передовыми людьми того времени.
Анализ стихотворения Брюсова Конь Блед
Автор: Брюсов В.Я. Читая стихотворения Брюсова «Конь Блед», написанное в 1903-1904 годах, чувствуешь что-то таинственное, что-то космическое, ведь, действительно, эпиграфом к нему служат строки из «Апокалипсиса», откровения апостола Иоанна Богослова. По «Апокалипсису», на землю прибудут четыре вестника, среди которых будет конь Блед.
Анализ стихотворения И.А. БУнина Забытый фонтан
Анализ стихотворения И.А. БУнина " Забытый фонтан" Автор: Бунин И.А. Стихотворение И.Бунина "Забытый фонтан", написанное в 1902 году подтверждает кредо поэта, выраженное им в словах:"Ищу я в этом мире сочетание прекрасного и вечного".
Анализ стихотворения "Фантазия" Бальмонта
Бальмонт – выдающийся поэт-символист Серебряного века. Одно из его произведений – стихотворение «Фантазия», написанное в 1893 году. Поэт описывает в нём спящий зимний лес, вложив в описание всю игру лирического воображения.
Бальмонт Константин Дмитриевич
Чествование двадцатипятилетия литературной деятельности к. Д. Бальмонта, организованное 11 марта 1912 г. М. А. Волошин назвал юбилеем "молодой" русской литературы.
Бальмонт К.Д.
Константин Бальмонт - русский поэт, переводчик. Родился в деревне Гумнищи Владимирской губернии в дворянской семье. Детские и отроческие годы прошли в родной усадьбе.