Реферат: Стихотворение А. С. Пушкина ...Вновь я посетил... Восприятие, истолкование, оценка 2 - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Стихотворение А. С. Пушкина ...Вновь я посетил... Восприятие, истолкование, оценка 2

Рефераты по литературе и русскому языку » Стихотворение А. С. Пушкина ...Вновь я посетил... Восприятие, истолкование, оценка 2
Стихотворение А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...» (Восприятие, истолкование, оценка)

Автор: Пушкин А.С.

Пожалуй, один из самых важных вопросов, стоящих перед художниками, писателями, поэтами, — это осмысление ими роли искусства, литературы в жизни общества. Нужна ли поэзия людям? Какова ее роль? Достаточно ли обладать стихотворным даром, чтобы стать поэтом? Эти вопросы глубоко волновали Пушкина. Размышления поэта на эту тему нашли полное и глубокое воплощение в его стихах. Видя несовершенство мира, он задумывался над тем, можно ли изменить его средством художественного слова, кому дается "судьбой витийства грозный дар".

Казалось, в стихотворении "Вновь я посетил..." нет столь высоких проблем, как в "Пророке", но это только на первый взгляд. Уже одно то, что тут он "изгнанником" провел два года, вызывает тревогу, а "опальный домик" эту тревогу усиливает. Десять лет прошло, но воспоминания живы: "здесь опять минувшее меня объемлет живо". Общие фразы о "минувшем" поэт усиливает "тяжелыми шагами за стеною" своей покойной нянюшки, ему кажется, что "вечор еще бродил" он в этих рощах.

Стихотворение, как маленькая пьеса, разворачивает образы и события. Тревожно Движение по "изрытой дождями" дороге вверх, в гору, где стоят три сосны — "одна поодаль, две другие друг к дружке близко".

И вот кульминация — сосны на месте,

Но около корней их устарелых

(Где некогда все было пусто, голо)

Теперь младая роща разрослась...

В результате читатель воистину ощущает масштабы времени, вещественность десяти лет, за период которых изменилось многое, да и сам поэт, "покорный общему закону", значительно переменился.

Как звон серебряной трубы звучит реплика:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь...

Ясно, что не к зеленым побегам растительности обращается поэт. Аллегория тут, как говорится, прозрачная. Пушкин обращается к тем, кто сменит его у поэтического и гражданского "руля", кто, возможно, станет лучше его - "и старую главу их заслонишь". В то же время он надеется, что потомки не забудут и его ("И обо мне вспомянут").

Свои мысли Пушкин выразил через описание природы. Мир природы входит в душу человека с момента его появления на свет, вызывая неподдельное изумление и восторг. С годами это восприятие становится спокойным и осмысленным, и от того, насколько глубоко способен человек видеть и чувствовать окружающую красоту, зависит во многом его нравственный облик. Поэт широко использует народные эпитеты, образы: "Меж нив златых и пажитей зеленых". Рассказывая об иных местах, где "иные берега, иные волны...", поэт вводит живую картину одинокого рыбака: "Через его неведомые воды плывет рыбак и тянет за собой убогой невод".

Новое приобретенное поэтом качество — мудрость — дается ему через страдание. И это не случайно. Ведь чтобы стать мудрым, человек должен пройти трудный путь исканий, ошибок, разочарований, испытав многочисленные удары судьбы. Поэтому, наверное, протяженность во времени приравнивается в стихотворении к душевному страданию. И это не просто ностальгия, так как будущее, воплощенное в потомке, пройдет "во мраке ночи".

В поздних произведениях Пушкина все чаще звучали раздумья о бренности человеческой жизни, о ее быстротечности, предчувствии близкой гибели. Наступало время подвести итог своей творческой деятельности, объективно оценить значение поэзии. В стихотворении "Памятник", написанном в 1836 году, Пушкин выразил уверенность в том, что народ России сохранит память о нем. Право на бессмертие дал поэту созданный им самим "памятник нерукотворный", потому что он всегда был голосом своего народа, его пророком.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

В этих строчках Пушкин очень емко и лаконично сказал о смысле и цели своей поэзии, видя свою основную заслугу в том, что, подобно поэту-пророку, пробуждал в людях доброту, милосердие, стремление к свободе и справедливости. Поэтому, соприкоснувшись с гуманистической пушкинской поэзией, мы ощущаем потребность стать лучше, чище, учимся видеть вокруг красоту, гармонию. Значит, поэзия действительно способна преобразовать мир.