Реферат: Судьба крестьянства в произведениях Шолохова - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Судьба крестьянства в произведениях Шолохова

Рефераты по литературе и русскому языку » Судьба крестьянства в произведениях Шолохова

СУДЬБА КРЕСТЬЯНСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М.А.ШОЛОХОВА.

В советское время тема судьбы

русской деревни стала чуть ли не ведущей, а вопрос великого перелома

актуален и в наши дни.

Судьба крестьянства, его положение в России всегда считались не экономической проблемой, а в первую очередь нравственной. В 20-м веке крестьяне

были прикреплены к земле и лишены возможности

пользоваться плодами своего труда, а тысячи крестьянских семей

вообще были уничтожены. Год сплошной коллективизации - 1929 -

официальные власти именовали "Годом великого перелома". Именно

тогда все самое талантливое, трудолюбивое, жизнеспособное население

деревень было уничтожено в ходе ликвидации кулачества как класса.

В русской литературе XX века тема крестьянской судьбы складывалась

очень непросто. Писателей заставляли, обязывали

создавать произведения о сельских жителях. Известно, что только за короткий

период 1929-34 гг. было напечатано более 300 произведений разных

жанров о коллективизации, о работе сознательных колхозников и

происках кулаков. Строились эти произведения по строгим канонам и часто сильно отличались от реальной

деревенской жизни. Немного

было произведений, в которых встречалась реальная картина, решались

реальные проблемы. В их числе, например, Котлован Платонова, Год великого перелома Белова. В. , Облава Быкова, По праву памяти Твардовского, Мужики и бабы Мажаева. В1930-м году появляется также роман В.Вересаева

"Сестры”. Одна из самых страшных сцен в романе Вересаева - раскулачивание семьи

старого крестьянина, главная вина которого в том, что на собрании он

высказал здравую мысль: «На своей земле мужик всегда будет работать

лучше, чем на общей».

Тогда же, в 1930 г., М.Шолохов задумывает, прервав работу над "Тихим

Доном", написать произведение о современности, о "перевоспитании

крестьян в духе коллективизма". Так

началась работа над "Поднятой целиной". Творческая история романа

необычна. ВСТАВКА№1 Поднятая целина - это, по словам автора, "ликвидация кулачества как

класса, сплошная коллективизация, массовое движение крестьянства в

колхозы..." Поднять целину - вовлечь в гигантское строительство нового мира громадный

слой инертного "непаханого крестьянства". ВСТАВКА№2

Шолохов писал произв-е, следуя трём установкам. Первое- это собственное авторское

видение, которое позволяет ему правдиво отобразить многое из того,

что творилось в деревне и в человеческих душах: естественное

нежелание отдавать нажитое добро, неограниченная власть людей,

иногда очень далеких от совершенства в нравственном смысле

(Макар Нагульнов, который угрожает крестьянам

оружием и говорит о своей готовности стрелять в баб и ребятишек,

если того потребует революция). Вторая установка- это те

идеологические догмы, которые писатель обязан был

отразить в романе (происки врагов, звериный образ кулака,

уморившего голодом свою мать, и мудрый секретарь райкома партии).

Все эти установки переплетаются в романе.

Поднятая целина сразу же была воспринята современниками Шолохова как нужная книга. Внешне конфликт романа разворачивается вокруг борьбы коммунистов с контрреволюционерами. В более широком смысле основной конфликт произ-я состоит в борьбе старого и нового. Главная мысль Подн. целины – нельзя бесчеловечно ломать сознание, привычный уклад жизни крестьянства, связанный с единоличным хозяйствованием на земле, нельзя делать преобразование в спешке.

Часто главы романы начинаются и заканчиваются описанием пейзажа. Он выполняет разные функции в романе. Во-первых, пейзаж – средство….ВСТАВКА ИЗ ТЕТРАДИ Во- вторых,….


Как я уже отмечала, существуют различные точки зрения на роман

М.Шолохова "Поднятая целина". Наиболее близка мне та, которая

рассматривает произведение как факт истории русской литературы XX века.

Без этого произ-я наше представление о теме

крестьянства в русской прозе предвоенных и послевоенных лет было бы

неполным. Даже те крупицы правды, которые автор смог донести в своём романе через

все политические установки, очень важны.