Реферат: Портрет как средство характеристики героев романа Л. Н. Толстого Война и мир. - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Портрет как средство характеристики героев романа Л. Н. Толстого Война и мир.

Рефераты по литературе и русскому языку » Портрет как средство характеристики героев романа Л. Н. Толстого Война и мир.
Портрет как средство характеристики героев романа Л. Н. Толстого "Война и мир".

Автор: Толстой Л.Н.

В романе Л. Н. Толстого "Война и мир" более пятисот действующих яиц, И все они совершенно разные, непохожие друг на друга, но чрезвычайно яркие и реальные. Мастерство Толстого заключается в умении создать грандиозную галерею разнообразных человеческих типов. Одной из форм типизации и индивидуализации для писателя была портретная характеристика.

Мельчайшая портретная деталь является средством раскрытия содержания произведения. Поэтому особенность портрета е произведении Толстого следует связывание со всем строем его художественного мышления. На первый взгляд, самая мелкая и незаметная деталь играет огромное значение, помогает нам составить мнение о человеке.

Разнообразные душевные движения героя, отраженные в его внешнем облике, делают мысли, чувства, ощущения его видимыми и конкретными. Конечно, следует учитывать, что портретное описание не было для Толстого самоцелью.

Портрет создает у читателей яркое зрительное представление о внешности героев. Но его особенность заключается в том, чтобы показать еще и внутренний мир героев. Однако все индивидуальные черты и детали внешности, как, например, черные глаза Наташи, восточный тип лица графини Ростовой или коричневатый фрак или высокое жабо Пьера, не могут быть прямо соотнесены с внутренним, душевным обликом героев. Толстой использует разнообразные оттенки для описания, например, улыбки. Улыбку Элен Толстой называет улыбкой "вполне красивой женщины", "молодой, неизменной, самодовольной", а улыбку Наташи Ростовой - "детской, торжественной", "улыбкой радости и успокоения".

Обратим внимание на такую деталь, как глаза. Глаза Долохова были "ясные, голубые, прекрасные и наглые", а у Пьера - "дружелюбные".

Чтобы донести до читателя как можно точнее и четче свое представление о герое, Толстой использует прием сравнения и сопоставления.

Так, например, красавец Анатоль Курагин сравнивается со зверем. Анатоль, по описанию автора, напоминает гладкого хищника, подчиняющегося "звериному чувству".

О Лизе Волконской сказано так: "Маленькая княгиня, как старая полковая лошадь, услыхав звук трубы, бессознательно и забывая свое положение, готовилась к привычному галопу кокетства".

Большое значение в создании портретной характеристики имеет подбор оценочной лексики. При описании Адольфа Берга автор пишет так: он "свежий, розовый", всегда "безупречно вымыт", "безупречно застегнут", "причесан". Как ни странно, именно такой подбор лексики для подчеркивания безупречного вызывает отрицательное отношение к персонажу. С этой же целью дано описание князя Василя с его "надушенной, сияющей лысиной".

У Толстого всех героев можно разделить на любимых и нелюбимых. При этом отношение автора можно понять через портретную характеристику.

Княжна Мэри некрасива, у нее тяжелая походка, неуклюжая фигура. Но все это забывается, когда читаешь о ее "прекрасных глазах", которые "со спокойствием и лучистостью смотрели и нежной любовью". Мы видим, что несмотря на внешнюю некрасивость, эта героиня душевно прекрасна. Или "маленький, грязный, худой" Тушин, но он "вопросительно глядел большими и бодрыми глазами", а лицо его озарялось "тихой улыбкой".

Л.Н. Толстой часто использует прием показа портретной характеристики в развитии. Внешность героя складывается постепенно, по этапам его жизненного пути, и если проследить ее на протяжении всего романа, то перед нами выстроится такая биография человека, в которой средствами портрета создан процесс глубоких психологических изменений. Особенно ярко мы можем увидеть это на примере Наташи Ростовой.

Мы встречаем ее тринадцатилетней девочкой. Она "черноглазая с большим ртом", "некрасивая, но живая", "тоненькая", "грациозная". В пятнадцать лет в ней еще много детского: встречая своего брата, "держась за полу его венгерки", "она прыгает, как коза, на одной ноге и пронзительно визжит". В восемнадцать лет она уже невеста Андрея Болконского. Анатоль сразу оценил "достоинство ее рук, плеч и волос".

В ночь свидания с умирающим князем Андреем "худое и бледное лицо ее было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны". В двадцать лет Пьер сразу не узнал ее, это уже не девочка, а "дама в черном платье", она "действительно постарела", но сохранился ее "внимательный, ласково-любопытный взгляд", который помог Пьеру увидеть в ней прежнее "милое, доброе,,славное существо".

В двадцать два она стала "сильной матерью", в которой "часто было видно одно лицо ее и тело, а души вовсе не видно". Но иногда, в редкие минуты, когда она загоралась прежним пламенем, "она бывала еще более привлекательной, чем прежде".

Итак, от тринадцати до двадцати двух - девять лет из жизни героини, и как тонко, внимательно и бережно показано изменение ее внешности, .

Весь роман Толстого построен на антитезе. И даже портреты почти всех персонажей противопоставлены друг другу. Например, Кутузов и Наполеон. Оба они не отличаются особой внешней привлекательностью, но автор все же противопоставляет "огромной толщины телу, с сутуловатой спиной", "тяжелой, большой, изуродованной голове" Кутузова "круглый живот", жирные ляжки коротких ног Наполеона. Таких параллелей в романе множество. Это Элен и Наташа, Пьер и Анатоль, князь Андрей и Долохов, Борис Друбецкой и Николай Ростов.

Детали портрета даются Толстым в отрогом соответствии с сюжетной необходимостью. Толстого по праву можно назвать мастером портрета.