Бедная Лиза” Н.М. Карамзина
и “Барышня-крестьянка” А.С. Пушкина
Сентиментализм – одно из самых значительных литературных направлений XVIII века в России, ярчайшим представителем которого стал Н.М. Карамзин. Русские повести, главным содержанием которых являлся рассказ автора о чьей-либо любви, а величайшей ценностью – чувствительность, возведённая в ранг объекта поклонения и преклонения, появлялись и до Карамзина, но именно его “Бедной Лизе” предстояло стать лучшим произведением сентиментализма, а её героям и идеям прочно войти не только в литературу, но и в саму культуру, быт людей. (Предположительное место гибели Лизы – Лисин пруд около Симонова монастыря стал местом паломничества поклонников Карамзина: “В струях сих бедная скончала Лиза дни. Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни”.)
Пушкин, когда он писал “Барышню-крестьянку”, одну из повестей Белкина, совершенно определённо ориентировался на “Бедную Лизу”, превратив “печальную быль” в “роман” со счастливым концом.
Герои этих повестей (“Барышня-крестьянка” и “Бедная Лиза”) действительно похожи. Эраст – светский молодой человек “с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным”. Алексей, сын помещика Берестова, хотя и жил в деревне, но воспитан был “в *** университете” и вёл себя как городской повеса. Они оба думали “только о своём удовольствии” (Эраст “искал его в светских забавах”, а Алексей ухаживал за барышнями и крестьянскими девушками); один “скучал и жаловался на судьбу свою”, другой производил впечатление на девушек тем, что “явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности”. Но для обоих героев всё меняется с появлением в их жизни любви. Эраст влюбляется в чистую “дочь природы” – крестьянку Лизу. Она представляется ему прекрасной пастушкой, ведь он “читывал романы, идиллии”. Алексей на прогулке встречает Акулину, идущую за грибами; его голова тоже наполняется “романическими мыслями”. Но у наших героинь только внешнее сходство. Конечно, обе они выросли в деревне, вдали от городской жизни. Но Лиза (Карамзина), хотя и дочь “богатого поселянина”, всего лишь крестьянка, которая вынуждена сама зарабатывать себе на жизнь, она “дура безграмотная” перед барышней Лизанькой (!) Муромской, отец которой потакает всем её капризам. Для Муромской перевоплощение в крестьянку – игра, развлечение; она совсем не пастушка, хотя “знания света и жизни” у неё тоже нет. Но Лизанька может почерпнуть его из книжек: “Уединение, свобода и чтение рано... развивают чувства и страсти”.
В произведении Карамзина есть сложный конфликт. Прежде всего, это конфликт социальный: пропасть между “богатым дворянином” и бедной поселянкой очень велика. Но, как известно, и “крестьянки любить умеют”. Чувствительность – высшая ценность сентиментализма – толкает героев в объятия друг к другу, даёт им миг счастья, а затем приводит Лизу к гибели (она “забывает душу свою” – кончает с собой). Эраст тоже наказан за своё решение оставить Лизу и жениться на другой: он будет вечно корить себя её смертью. Их встреча, “примирение”, возможна лишь на небесах.
Для Алексея тоже существует эта проблема (он барин, она крестьянка). Появляется и невеста-разлучница (барышня Муромская), на которой Алексей должен жениться. Но он вопреки воле отца останавливает свой выбор на Акулине и предлагает ей руку и сердце. Казалось, назревает катастрофа (или немилая женитьба, или родительское проклятие).
Но Пушкин улыбается: смерти и разлуки не будет, потому что нет и самого конфликта. Алексею лишь навязана роль Эраста (он ещё размышлял, “какую роль... играть в присутствии Лизы”, не зная, что он уже актёр в спектакле, ею поставленном). Алексей узнаёт, что барышня Муромская и его возлюбленная Акулина – одно лицо. Таким образом, всё кончается благополучно. Возможно, поэтому исчезает из повести Пушкина рассказчик, ведь его роль – сочувствовать героям – не нужна. Игра Лизы известна с самого начала. Незачем плакать (“проливать слёзы нежной скорби”), нет того, над чем можно сокрушаться: обе пропасти (барин – крестьянка, а также ненависть родителей Лизы и Алексея) преодолены.
Пушкин напрямую ссылается на Карамзина: Алексей учил читать Акулину по повести “Наталья, боярская дочь” (в которой тоже часто используется эффект неожиданного узнавания).
Тема “Бедной Лизы” появляется и в других произведениях Пушкина. В “Станционном смотрителе” Дуню соблазняет и увозит гусар, и это приносит несчастье не ей самой, а её отцу (он спивается и умирает). В “Пиковой Даме” и “Евгении Онегине” рассматривается дальнейшая жизнь карамзинской Лизы, судьба, которая ожидала Лизу, если бы она не кончила самоубийством (Пушкин несколько раз называет Татьяну “бедной Таней”).
Лиза живёт и в произведениях Толстого и Достоевского. В “Воскресении” молодой повеса соблазняет скромную девушку Катюшу. На станции она решает броситься под поезд, но её останавливает присутствие ребёнка (вспомним девочку в “Бедной Лизе”). Катюше суждено продолжать жить, и жизнь её будет полна грязи и унижений.
Образ героини Карамзина, видоизменённый и почти неузнаваемый, существовал в произведениях других писателей, несмотря на то что “Бедную Лизу”, “сказку весьма незамысловатую” (по выражению самого Карамзина), уже давно забыли.
Другие работы по теме:
Пушкин а. с. - повести белкина
“Повести Белкина” являются замечательным образцом реалистической прозы XIX века. Александр Сергеевич Пушкин создает в этом цикле незабываемую галерею образов, живущих и действующих на фоне прекрасной русской природы. Благородные и сильные, добрые и жестокие, серьезные и лукавые - эти герои живут в своем мире, но он прочно вошел в нашу жизнь.
Карамзин н. м. - Карамзин и русский сентиментализм
Карамзин имел огромное влияние на русскую литературу он преобразовал русский язык совлекши его с ходуль латинской конструкции и тяжелой славянщины и приблизив к живой естественной разговорной русской речи.
Тема Кол-во страниц
«Московский журнал» Н. М. Карамзина как образец европейского литературно-критического журнала
Одна из проблем романа Пушкина это проблема счастья и долга
На мой взгляд, эта проблема наиболее ярко освещена в финальном объяснении Евгения Онегина с Татьяной Лариной. Их прощальная встреча происходит в Москве, в доме мужа Татьяны. Онегин встречает Ларину в Москве, но теперь это уже не “уездная барышня”, в которой “все наруже, все на воле”, а “равнодушная княгиня”, “законодательница зал”.
Рецензия на фильм А. Сахарова Барышня-крестьянка
Я не очень хорошо знаком с современной отечественной кинематографией. Но те фильмы, что я мог посмотреть, изобилуют сценами насилия, крови, льющейся рекой. За всем этим, как правило, не видно сюжета. Вообще многие наши фильмы производят впечатление безысходности. Поколение, к которому я принадлежу, редко ходит в кинотеатры, превратившиеся сейчас в большие мебельные и автомобильные магазины.
Николай Михайлович Карамзин основатель русского сентиментализма
Принято скрывать свои сентиментальные настроения, относиться к проявлениям сентиментальности с иронией. Есть выражение: смотрит, как бедная Лиза — значит жалобно, униженно смотрит. Между тем, бедная Лиза — это та самая героиня романа Карамзина, любовной историей которой зачитывалась русская молодежь.
Основные проблемы любви в повести Карамзина Бедная Лиза
Основные проблемы любви в повести Карамзина 8220 Бедная Лиза 8221 Немалым успехом у читателей начала прошлого века пользовалась повесть Карамзина “Бедная Лиза”, которая оказала существенное воздействие на становление и развитие новой русской литературы. Сюжет этой повести очень простой: он сводится к грустной истории любви бедной крестьянской девушки Лизы и состоятельного молодого дворянина Эраста.
Краткое содержание Коварство и любовь Фридрих Шиллер
Миллер Луиза, согласно первоначальному замыслу Шиллера, который относится к лету 1782 г., должна была стать главной героиней его «мещанской драмы». Л.— сильный женский характер, что отличает ее от предшествующих героинь драматургии Шиллера: Амалии («Разбойники»), Леоноры («Заговор Фиеско в Генуе»); важно и то, что пьеса обращена к современности.
Есть ли у поэзии законы Сочинение - стилистический анализ
Автор: Разное Я не пишу стихи — Я ими плачу. Или плачу За долгое молчанье Своих друзей, Ушедших в немоту... В.Верт Чтобы научиться отличать поэтические произведения от прозаических, сравним два рассказа об одном и том же происшествии; например, рассказ Карамзина о смерти Олега и "Песнь о вещем Олеге" Пушкина.
Тема поэта и поэзии в произведениях Некрасова
Автор: Некрасов Н.А. В 1856 году было написано одно из самых главных стихотворений Некрасова – «Поэт и гражданин». В этом стихотворении резко противопоставлена позиция двух людей – поэта и гражданина. Поэт, отказавшийся от служения обществу, становится бесплодным.
Метель в повести А.С.Пушкина сочинение-раздумье
Автор: Пушкин А.С. А.С. Пушкина очень интересовала роль случайности и предопределенности в жизни человека. Он верил в рок, знал, что существуют фатальные обстоятельства, которые неподвластны воле человека и его планам. Собственная жизнь не раз давала ему повод задуматься о том, от каких странных мелочей зависит судьба.
Черты сентиментализма в повести Н.М. Карамзина Бедная Лиза
Автор: Карамзин Н.М. Николай Михайлович Карамзин стал наиболее видным представителем в русской литературе нового литературного направления — сентиментализма, популярного в Западной Европе в конце XVIII века. В созданной в 1792 г. повести «Бедная Лиза» проявились основные черты этого направления.
Обзор творчества
Автор: Гумилев Н.С. Николай Михайлович Карамзин — замечательный поэт, прозаик и историограф. Он открыл своим соотечественникам “Историю государства Российского”. Благодаря многолетнему титаническому труду Карамзина, русские люди узнали о самых отдаленных временах становления страны. Его труд — это не сухие факты и цифры, а жизнь во всем ее многообразии.
Карамзин Н. М. - Особенности творчества
Карамзин, хотя и был значительно моложе Радищева, принадлежал к той же эпохе русской жизни и литературы. Обоих глубоко волновали одни и те же события современности. Оба были писателями-новаторами.
Характеристика Эраста (Карамзин, повесть «Бедная Лиза»)
Характеристика Эраста. Сентиментализм – одно из самых значительных литературных направлений XVIII веке в России, ярчайшим представителем которого стал Н.М. Карамзин. Писатели – сентименталисты проявляли интерес к изображению обыкновенных людей и обыкновенных человеческих чувств.
Н.М. Карамзин Бедная Лиза
В 18-м веке не поприще литературы трудилось много замечательных людей, среди них – писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Его перу принадлежит такая повесть, как Бедная Лиза. В центре повести два характера: крестьянки Лизы и дворянина Эраста. Характеры героев проявляются в их отношении к любви.
Софья и Лиза в комедии Грибоедова “Горе от ума”
Женские образы в комедии Грибоедова “Горе от ума” играют немаловажную роль в реализации актуальности и художественного своеобразия комедии. Софья и Лиза являются типичными амплуа классицистической комедии.
Н. М. Карамзин и русский сентиментализм
Карамзин и его сторонники утверждали, что путь к счастью людей и всеобщему благу — в воспитании чувств. Любовь и нежность, как бы переливаясь из человека в человека, превращаются в добро и милосердие.
Карамзин Н. М.
Создатель "Истории государства Российского" (т. 1-12, 1816-29), одного из значительных трудов в Российской историографии. Основоположник русского сентиментализма ("Письма русского путешественника", "Бедная Лиза" и др.).
Цитатная характеристика Скалозуба и Фамусова
Автор: Грибоедов А.С. СКАЛОЗУБ «Куда как мил! И весело мне страх Выслушивать о фрунте и рядах; Он слова умного не выговорил сроду, - Мне все равно, что за него, что в воду» Софья
Карамзин Николай
(1766 - 1826) Родился 1 декабря (12 н.с.) в селе Михайловка Симбирской губернии в семье помещика. Получил хорошее домашнее образование. В 14 лет начал учиться в Московском частном пансионе профессора Шадена. Окончив его в 1783, приехал в Преображенский полк в Петербург, где познакомился с молодым поэтом и будущим сотрудником своего "Московского журнала" Дмитриевым.
Повесть Н.М. Карамзина Бедная Лиза
Автор: Карамзин Н.М. Литературное направление сентиментализм пришло в Россию из Франции в конце 18 века, обращалось в основном к проблемам человеческой души.
Анализ повести "Бедная Лиза"
Сюжет был перенесен на русскую почву, приобретя при этом особый национальный колорит и став основой для развития русского сентиметнализма, портретной прозы и способствовавший постепенному отходу русской литературы к более современным литературным течениям
Бедная Лиза . Карамзин Н.М.
Бродя среди развалин монастыря, автор представляет себе его прежних обитателей, но чаще привлекают его воспоминания о плачевной судьбе Лизы: Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!”
Барышня-крестьянка. Повести Белкина. Пушкин А.С.
“В одной из отдаленных наших губерний находилось имение Ивана Петровича Берестова”. После военной службы он вышел в отставку, жил барином, утроил свои доходы, завел суконную фабрику и “стал почитать себя умнейшим человеком во всем околотке”.
Богатырёв, Владимир Александрович
Введение 1 Биография 2 Режиссерские работы 3 Москва 4 РАМТ 5 Преподавательская деятельность 6 Премии и награды Введение Владимир Александрович Богатырёв — советский и российский режиссёр, преподаватель.
Карамзина, Екатерина Андреевна
План Введение 1 Биография Список литературы Введение Екатерина Андреевна Карамзина (1780, Ревель — 1851, Санкт-Петербург), урождённая Колыванова. Вторая супруга Н. М. Карамзина.