Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Автор: Лермонтов М.Ю.
Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» представляет собой сложное композиционное единство пяти повестей-новелл, объединенных фигурой главного героя - Печорина. В каждой из повестей Печорин вступает в отношения с новыми персонажами, раскрываясь при этом тоже по-новому.
С Печориным в романс связаны судьбы четырех женщин: черкешенки Бэлы («Бэла»), длинноволосой «ундины», подруги контрабандиста Янко («Тамань»), княжны Мери и княгини Веры («Княжна Мери»); эту галерею женских образов завершает эпизодическая фигура Насти, «хорошенькой дочки старого урядника» («Фаталист»).
Героини не вступают в отношения ни друг с другом, ни (за немногими исключениями) с другими персонажами. Они предстают как своего рода зеркало, отражающее те или иные стороны характера и духовного мира Печорина. Однако женские образы имеют и самостоятельное значение.
Первая из повестей посвящена Бэле, шестнадцатилетней дочери черкесского князя, и названа ее именем. Вспоминая Бэлу, рассказчик (Максим Максимыч) рисует пленительный портрет юной горянки: «...высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серпы...». Бэла - «дева гор», выросшая в естественной среде, в окружении гордых и горячих людей. Она легка и грациозна, но в то же время пуглива и «дика». Героиня необразованна и с трудом изъясняется на русском языке, но ее глаза говорят о напряженной внутренней жизни: они то «заглядывают вам в душу», то сверкают, «будто два угля», то тускнеют от горя.
Бэла выросла в патриархальной обстановке, воспитывалась в мусульманской вере. Безраздельная преданность любимому мужчине во многом обусловлена этими обстоятельствами. Однако героиня верна не только в любви. Верность - органическое свойство с натуры. Поэтому перед смертью княжна отказывается изменить вере своих предков и принять христианство, хотя ей больно думать, что другая женщина будет в раю подругой Печорина.
История Бэлы трагична. Брат предает ее ради красавца-скакуна, отец погибает от руки Казбича, а Печорин, ставший смыслом ее жизни, охладевает к ней. Кинжальный удар обрывает жизнь Бэлы. «Она хорошо сделала, что умерла», - замечает рассказчик, сознавая, что рано или поздно Печорин бросил бы наскучившую ему «дикарку».
По-своему трагична и история Мери. Подобно Бэле, она становится игрушкой в руках Печорина. Ухаживая за Мери и добиваясь ее благосклонности, он лишь тешит свое самолюбие. Но в то же время общение с Печориным пробуждает в Мери душу, заставляет ее не только страдать, но и (благодаря страданию) мыслить.
Мери принадлежит к тому же сословию, к той же культурной среде, что и Печорин. Она умна, образованна, начитанна. Вернер сообщает, что княжна читает Байрона в подлиннике и знает алгебру (даже княгиня Литовская, мать Мери, «питает уважение» к уму и знаниям дочери).
Встретив Мери впервые, Печорин сразу отмечает в ее облике черты, указывающие на принадлежность к аристократическому обществу. Мери одета «по строгим правилам лучшего вкуса: ничего лишнего»; ее походка легка и благородна; от нее вест «неизъяснимым ароматом». Кроме того, княжна «прехорошенькая»: у нее длинные ресницы и удивительные, «бархатные», глаза.
Княжна смотрит на своих поклонников из числа «водяной» молодежи «с некоторым презрением». Вернер видит в этом аристократическую заносчивость, но дальнейшие события показывают, что нравы и обычаи «водяного общества» заслуживают «некоторого презрения».
Мери молода и потому непосредственна и «чувствительна». Она «легче птички» бросилась на помощь Груши никому, когда тот уронил стакан и не смог его поднять (мешали костыли).
Параллельно с историей княжны развивается роман Печорина с Верой - единственной женщиной, к которой герой испытывает глубокое, проверенное временем чувство. Для Печорина Вера олицетворяет собой идеал женщины. Она красива, умна, тактична. Печорин ценит в Вере то, что она понимает его, знает все его недостатки, но все-таки любит. Однако этот образ, но мнению ряда критиков (от Белинского до Набокова), уступает другим женским персонажам в художественной убедительности.
В ярко индивидуализированных образах героинь автор воплотил разнообразные оттенки женского характера и психологии, показал различные социальные типы. Вера и княжна Мери - светские дамы, принадлежащие к той же социальной среде, что и Печорин. Черкешенка Бэла и длинноволосая девушка из «Тамани» - экзотические «дикарки», выросшие в обстановке, бесконечно далекой от мира дворянской культуры. При всех различиях героини сходны в одном: каждая из них становится жертвой Печорина - жертвой его эгоистических страстей, прихотей и честолюбия; каждой Печорин приносит зло. Погибает Бэла, вынуждена бежать из родного дома подруга Янко, страдает Вера, унижена Мери. Но в то же время именно Печорин открывает для любящих его женщин возможность ощутить всю полноту эмоциональной жизни, именно благодаря встрече с ним героини узнают нечто важное о собственной душе.
Другие работы по теме:
Лермонтов м. ю. - Печорин портрет своего поколения
В романе. Герой нашего времени. Михаил Юрьевич Лермонтов затрагивает те же проблемы которые часто звучат в его лирике почему умные и энергичные люди не могут найти себе место в жизни почему они старятся в бездействии.
Герой нашего времени Лермонтова социально-психологический роман
Великого русского поэта М. Ю. Лермонтова есть все основания считать родоначальником отечественной прозы. Если А. С. Пушкина принято считать создателем первого реалистического стихотворного романа о современности, то, на мой взгляд, Лермонтов является автором первого социально-психологического романа в прозе, развернуть эту тенденцию Лермонтову помешала смерть.
Тема одиночества в творчестве Лермонтова
Тема конфликта человека и общества, начатая Байроном, получила свое развитие в сочинениях и Пушкина, и Лермонтова не случайно. Дело в том, что «английский сплин», которым был болен Чайльд Гарольд, имеет аналогию — «русскую хандру». «Русская хандра» получила такое широкое распространение, что стала поистине болезнью века, и величайшие русские писатели не могли, конечно, не отразить это явление в своих произведениях.
Идейно-композиционная роль главы Тамань в романе Лермонтова Герой нашего времени
В романе «Герой нашего времени» Лермонтов поставил своей задачей всесторонне и многогранно раскрыть личность своего современника. При этом Лермонтов отмечает, что стремится раскрыть внутренний мир героя, написать «историю души человеческой». На это нацелены все художественные средства, используемые автором, и прежде всего необычная композиция романа.
Нравственные проблемы в романе Лермонтова Герой нашего времени
«Герой нашего времени» — первый русский психологический роман. В нем, состоящем из нескольких разнотипных повестей, четко прослеживается логика развития характера главного героя. В романе поставлены важные социально-философские проблемы, присущие поколению современников Лермонтова. Основное внимание автор уделяет внутреннему миру главного героя, Печорина, у которого сильно развито чувство личности.
Сочинение-вывод на тему Образ Печорина в романе М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Сочинение-вывод на тему 8220 Образ Печорина в романе М.Ю. Лермонтова 8220 Герой нашего времени 8221 Эпиграф: “Я давно уж живу не сердцем, а головою… Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его”. (Печорин, “Герой нашего времени” ) Михаил Юрьевич Лермонтов в своих произведениях затрагивал проблемы нравственности и моральности, зная при этом, что не каждый читатель поймет истинную суть его изложений.
Значение Лермонтова в истории русской литературы
Автор: Лермонтов М.Ю. Значение Лермонтова в истории русской литературы определяется прежде всего тем, что его поэзия, по выражению Белинского,— «совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Творчество Лермонтова с наибольшей полнотой и с предельной художественной силой выразило идейные течения и настроения, характерные для 30-х годов XIX века.
Отношение Печорина к миру и собственной личности по роману М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Отношение Печорина к миру и собственной личности (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени") Автор: Лермонтов М.Ю. В предисловии к роману Лермонтов так охарактеризовал главного героя: « Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии ». Автор хотел показать « современного человека, каким он его понимает, и к его и вашему несчастью, слишком часто встречал».
Печорин и водяное общество в романе М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени.
Печорин и "водяное общество" в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Автор: Лермонтов М.Ю. До сих пор прослеживались попытки Печорина сблизиться с людьми, далекими от его круга. Безуспешность этих попыток, как видели, объясняется не узостью героя, а ограниченностью тех, с кем сводила его судьба.
Герой нашего времени М.Ю.Лермонтова как психологический роман 2
«Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова как психологический роман Автор: Лермонтов М.Ю. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» считают первым русским социально-психологическим и философским романом. В связи со стремлением автора раскрыть «историю души человеческой» роман Лермонтова оказался насыщенным глубоким психологическим анализом.
Язык романа Лермонтова Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова,— писал Чехов.— Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах,— по предложениям, по частям предложения... Так бы и учился писать».
Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. В тысяча восемьсот тридцать восьмом году Михаил Юрьевич Лермонтов начал работу над «Героем нашего времени», опираясь на свои кавказские впечатления. В процессе создания произведения «Бела» и «Тамань» были опубликованы в виде отдельных повестей. При публикации «Фаталиста» в «Отечественных записках» редакция поместила извещение о том, что автор предполагает в ближайшее время издать «собрание своих повестей и напечатанных, и ненапечатанных».
Женские образы в романе Герой нашего времени 2
Женские образы в романе «Герой нашего времени» Автор: Лермонтов М.Ю. Нет ничего на свете прекраснее женщины... Тютчев Основа творчества писателя — вдохновение, ниспосланное свыше. И это вдохновение имеет женское начало. Неслучайно муза — женщина. К женским ногам слагают шпаги, во имя женщины совершают подвиги, ради нее же идут на преступления.
Печорин - портрет своего поколения по роману Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. В романе “Герой нашего времени” Михаил Юрьевич Лермонтов затрагивает те же проблемы, которые часто звучат в его лирике: почему умные и энергичные люди не могут найти себе место в жизни, почему они “старятся в бездействии”? Роман состоит из пяти частей: “Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист”.
Из двух друзей всегда один раб другого (Лермонтов Герой Нашего времени)
Сочинение-опровержение. Из двух друзей, всегда один раб другого. Эту нелепую фразу сказал Печорин - герой произведения М. Ю. Лермонтова "Герои Нашего времени". Я считаю, что его утверждение не верно, так как дружба основана на равноправии, взаимоуважении и на взаимном доверии. Такая мысль могла прийти в голову Печорина только потому, что у него самого не было никогда настоящих друзей.
Пейзаж в романе Лермонтова "Герой нашего времени"
Познакомившись с композицией романа "Героя нашего времени", которая необычна и сложна, мне хотелось бы отметить художественные достоинства романа. У лермонтовского пейзажа очень важная особенность: он тесно связан с переживаниями героев.
Печорин и другие герои романа М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. Мы изучили роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Посмотрим же в прошлое, в те времена, события которых описываются в романе. Это 30-е годы XIX века, время, когда правительство торжествовало над подавлением декабристского восстания, когда реакционная политика самодержавия стала ещё более откровенной и грубой.
Природа и цивилизация в романе М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени.
Природа и цивилизация в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Автор: Лермонтов М.Ю. Роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» - первый реалистичный роман с глубоким философским содержанием в русской литературе. Прочитав его, читатель знакомится с его сложной и необычной композицией, где биография главного героя изображена с нарушением хронологической последовательности.
Пейзаж и его роль в романе Лермонтова Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. В романе щедро показаны картины кавказской природы. Превосходный знаток Кавказа, Лермонтов даёт в романе ряд зарисовок Военно-Грузинской дороги («Бэла», «Максим Максимыч»), Тамани («Тамань»), Пятигорска и Кисловодска с их окрестностями («Княжна Мери»).
Женские образы в романе Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. На жизненном пути Печорина встретились четыре девушки: девушка-контрабандистка («Тамань»), Мери Лиговская (Княжна Мери), Вера (Княжна Мери), Бэла (Бэла). Для всех этих девушек встреча с главным героем была роковой.
Фатализм Печорина по роману М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Фатализм Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени") Автор: Лермонтов М.Ю. В романе "Герой нашего времени" Михаил Юрьевич Лермонтов рассуждает о том, почему умные и энергичные люди не находят применения своим недюжинным способностям и "вянут без борьбы" в самом начале своего жизненного пути.
Тема рока, фатума в романе Лермонтова Герой Нашего Времени
Автор: Лермонтов М.Ю. Печорин любит сомневаться во всем, поэтому он воздерживается от прямолинейного суждения. Герой приходит к мысли, что при любых обстоятельствах, несмотря ни на что, нужно действовать, проявлять свою волю и решимость. Смелость, жажда неизведанного, воля, неразделенное сомнение отличает Печорина от людей его поколения и позволяет автору называть его героем времени.