Автор: Чехов А.П.
В своем творчестве Ф. М. Достоевский и А. П. Чехов значительное место уделяют теме “маленького человека”. Целую повесть посвящает Достоевский “униженным и оскорбленным” “маленьким людям”. А роман “Преступление и наказание” первоначально задумывался как рассказ о “пьяненьких”, семье спившихся и опустившихся людей. Чехов эту тему раскрывает в таких рассказах, как “Ионыч”, “Палата № 6”, “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”.
В рассказе “Палата № 6” доктор Андрей Ефимович Рагин замыкается в себе и успокаивает свою совесть, постепенно усыпляет ее, приучает себя за долгие годы службы не обращать внимания на страдания людей. В конечном счете такая жизненная позиция приводит самого Рагина на больничную койку палаты для душевнобольных. Наступает запоздалое прозрение, но поздно. Рагин не смог вынести тех унижений, которым подвергались его больные на протяжении долгих лет, он умер от апоплексического удара.
Следует отметить, что эти писатели по-разному относятся к “маленькому человеку”. Достоевский сочувствует ему, а Чехов иронизирует над ним, высмеивает его недостатки, узость мышления, кругозора, представлений о жизни и мире.
Однако прежде чем перейти к анализу произведений, в которых героями являются “маленькие люди”, следует понять, что подразумевают писатели под понятием “маленький человек”. У Чехова “маленькие люди” -это мещане, обыватели. Это люди, жизнь которых приобрела устойчивый уклад, каждый день их стал исполнением сложившихся привычек. У них узкий круг интересов, они мало читают, мало знают. Если бы жизненные обстоятельства не били бы их постоянно, если не было бы скучной обязанности жить, то они остановились бы, замерли, погрузились бы в сладкую дремоту и оставались бы в таком состоянии месяцы, годы, века. Чехов восстает в своих рассказах против убогого и скудного мира “маленьких людей”, так как они создали для себя (каждый по-своему) футляр и не желают знать, что за ним, что вне его. И поэтому писатель смеется, даже подчас издевается над их тупостью, невежеством, чинопочитанием, глупостью; он хочет растормошить их, уязвить, уколоть, заставить их жить. Каковы идеалы таких людей? Иметь садик с крыжовником и набивать свое пузо, пока оно не лопнет (“Крыжовник”) пугать всех, и себя в том числе, безукоснительным исполнением всех бессмысленных циркуляров и правил, ненавидеть любое проявление жизни, радости, счастья (“Человек в футляре”) бессмысленно копить деньги и скупать недвижимость неизвестно зачем (“Ионыч”). Такая жизнь- это полное отсутствие даже попытки осмыслить свое существование. “Маленькие люди” Чехова в основном недотепы, растяпы, приспособленцы.
В восприятии Достоевского “маленькие люди” заслуживают сострадания и милосердия. Они — личности, попавшие в униженное положение в силу жизненных обстоятельств, зачастую трагических (Мармеладов, Соня, Катерина Ивановна). Нет в книгах Достоевского смеха над этими людьми. Он уважает, любит их и сочувствует им. Но и в некоторых рассказах Чехова мы можем встретить сочувствие к “маленькому человеку”. Вот перед нами кучер Иона. У него умер сын. Он пытается выговориться, поделиться своим горем хоть с кем-нибудь. Но нет у него места, куда можно было бы пойти. Тоска гложет его сердце. Казалось бы, вот-вот наружу выплеснутся боль и горечь утраты, и кучер с рыданиями начнет свой бессвязный рассказ случайному попутчику. Но этого не происходит. Иона - маленький человек, и его окружают маленькие люди, которые оказываются неспособными понять и сострадать. Этот рассказ об одиночестве, о разобщенности людей.
Некуда пойти и Семену Мармеладову из романа “Преступление и наказание”. Быть может, только дочь его Соня способна ему сострадать и поддерживать его бессмысленную жизнь жалкими грошами, нажитыми грехом. “Маленькие люди” Достоевского - это люди преддна. Они еще не опустились совершенно, они еще способны чувствовать, но унижены своим скотским существованием. Мармеладов, Соня, Раскольников уже не считают себя принадлежащими к честным людям. “Маленькие люди” у Достоевского - отверженные, падшие, но еще способные подняться и воскреснуть (именно так происходит с Соней и Раскольниковым). Любой может обидеть их. Пожалуй, все, кроме князя Мышкина, смотрят на Настасью Филипповну как на красивую куклу, имущество. Лужин хочет жениться на Дуне и рассуждает об этом так, как будто ему предстоит выгодная сделка, покупка товара. Дуня идет на это, чтобы спасти от нищеты брата. Но Раскольников не соглашается на такую унизительную жертву, понимая, что Дуня платит своим человеческим достоинством. Для Достоевского понятие “человеческое достоинство” очень много значит.
Можно жить в нищете, опуститься, спиться, пойти по “желтому билету”, даже убить, но не потерять человеческого достоинства. Для Достоевского это качество — залог воскресения личности, ее возрождения. Все “маленькие люди” Достоевского - от Макара Девушкина до Семена Мармеладова — наделены этим качеством. А Мармеладов погибает (практически кончает жизнь самоубийством, бросившись под пролетку) именно тогда, когда понимает, что он лишился этого в высшей степени человеческого качества.
Для А. П. Чехова понятие “человеческое достоинство” также в высшей степени значимо. Человек без этого качества - это недочеловек, манекен, живой труп. У Чехова есть герои, которые просто лишены человеческого достоинства. Это герой из рассказа “Толстый и тонкий”. Герой, даже не имеющий в рассказе имени (так он жалок), просто названный Чеховым Тонким, на глазах читателя теряет человеческий облик, превращается в льстеца и угодника, узнав, что Толстый (его бывший гимназический товарищ) стал статским советником. “Электричества чин” превратил Тонкого в недочеловека. Над таким героем Чехов саркастически смеется, отказывая ему в каком бы то ни было сочувствии. Унижение (в каких бы то ни было обстоятельствах), по мнению Чехова, не достойно человека, каким бы социальным статусом он ни обладал.
Как мы увидели, А. П. Чехов и Ф. М. Достоевский по-разному изображают “маленького человека”. Достоевский показывает нам духовный мир “маленьких людей”, который достаточно богат, хотя и противоречив, а Чехов, скорее, высмеивает недостатки “маленького человека”.
Другие работы по теме:
Достоевский ф. м. - Тема
Тема "маленького человека" впервые была затронута в творчестве А.С.Пушкина ("Станционный смотритель"), Н.В.Гоголя ("Шинель"),М.Ю.Лермонтова ("Герой нашего времени"). Герои произведений этих выдающихся писателей - Самсон Вырин, Акакий Акакиевич, Максим Максимыч - стали нарицательными, а тема прочно вошла в литературу.
Тема Кол-во страниц
Аверин, Б. А. Детство, отрочество и юность в изображении Л. Н. Толстого. / Б. А. Аверин. // Толстой Л. Н. Детство, Отрочество. Юность. – Л., Художественная литература, 1980. – С. 5-13
Билеты по Литературе (2003г., МТЭТ РГТЭУ)
1. Назовите основные проблемы России в творчестве писателей второй половины 19 века. 2. Кто из писателей второй половины 19 века произвёл на вас особое впечатление? Какие его произведения вы назовёте?
Сюжет жизни А.П.Чехова
Автор: Чехов А.П. Общество ждет и надеется... В. Г. Короленко Жизнь Чехова в чем-то сродни его художественным созданиям. Не так-уж много в ней внешне драматических эпизодов. Не было у Чехова ни дуэлей с роковым исходом, как у Пушкина и Лермонтова, ни ссылки, как у Чернышевского, ни политической эмиграции, как у Герцена, ни гражданской казни, как у Достоевского, ни ухода из отчего дома, как у Льва Толстого.
Униженные и оскорбленные в романе Достоевского Преступление и наказание 1
Этот роман относится к наиболее сложным произведениям русской литературы и занимает особое место в творчестве Достоевского. Повествование ведется неспешно, неторопливо, но оно держит нас в постоянном напряжении. Достоевский никогда раньше не изображал так широко страшную картину жизни людей в России середины XIX века, нищету и страдания обездоленных.
Тема ответственности человека за свою судьбу в прозе Чехова
Антон Павлович Чехов — один из самих читаемых в мире прозаиков. Он прожил в двадцатом веке всего несколько лет, но искусство этого столетия неотделимо от его имени. Облик Чехова — человека и писателя — не тускнеет, он остается дорогим для людей всех стран и континентов. Его знают и любят миллионы, но к каждому он приходит как незаменимый, единственный в своем роде друг.
Образ маленького человека и его переосмысление в рассказах Антона Чехова
Чехов был не единственным, кто в своих произведениях развивал тему маленького человека, этот образ мы встречаем в творчестве и Пушкина, и Гоголя, и Достоевского. Но в его рассказах маленький человек неоднозначно переосмыслен: писатель отходит от создания привычного амплуа и изображает его не обиженным и оскорбленным, а агрессивным, настойчивым, иногда устрашающим окружающих, а где-то даже и смешным.
Тема маленького человека в романе Федора Достоевского Преступление и наказание
Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая традиции русской литературы, особенно Гоголя, Достоевский с болью и любовью пишет о «маленьком человеке», живущем в холодном и жестоком мире.
Ответственность человека за свою и чужую жизнь
(по рассказам А. П. Чехова «По делам службы») В 90-е годы XIX века в творчестве Чехова наступает перелом, связанный с изменением в общественной жизни. Тематика его произведений становится более серьезной.
Образы футлярных людей в рассказах Антона Чехова
В своих рассказах А. П. Чехов постоянно обращается к теме «маленького человека». Персонажи Чехова – духовные рабы общества, лишенного высших ценностей и смысла жизни. Томительная, будничная, серая действительность окружает этих людей. Они замкнулись в мирке, который сами себе создали.
Проблематика ранних произведений Достоевского
Из произведений раннего периода творчества Ф.М. Достоевского мною были прочитаны такие повести, как «Елка и свадьба», «Белые ночи», «Маленький герой», «Мальчик у Христа на елке». И хотя они составляют лишь незначительную часть всего творческого наследия Достоевского, уже по этим повестям можно судить об идейном и художественном своеобразии произведений великого русского писателя.
Изображение маленького человека
Почти всегда особое внимание окружающих не привлекают забытые, всеми униженные люди.Их жизнь, их маленькие радости и большие беды кажутся всем ничтожными, недостойными внимания. Таких людей и такое к ним отношение производила эпоха. Жестокое время и царская несправедливость заставляли «маленьких людей» замыкаться в себе, полностью уходить в свою душу, настрадавшуюся, с наболевшими проблемами того периода, они жили незаметной жизнью и незаметно умирали.
Анализ рассказов Чехова
В рассказах Чехова выделяется четыре темы: гибель человеческой души, любви, «маленького человека», нравственного выбора. Обычно герои произведений – это представители средней интеллигенции (учителя, врачи, инженеры). К художественным особенностям рассказов Чехова относятся лаконизм, отсутствие развёрнутых описаний, равнозначная система персонажей, подтекст, открытый финал, отсутствие ярко выраженной авторской позиции.
Гуманизм романа Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Гуманизм романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Гуманизм романа Достоевского «Преступление и наказание» раскрывается в разных аспектах. Прежде всего, все содержание романа пронизано гуманистической идеей сострадания. Оно выступает ведущей силой, заставляющей героев переживать, мыслить, действовать.
Проблема маленького человека в произведениях Ф. М. Достоевского
Автор: Достоевский Ф.М. Тема “маленького человека” является одной из сквозных тем русской литературы, к которой постоянно обращались писатели. Первым ее затронул А. С. Пушкина в повести “Станционный смотритель” и поэме “Медный всадник”. Продолжателями этой темы явились Н. В. Гоголь, создавший в “Шинели” бессмертный образ Акакия Акакиевича, М.
Тема любви в рассказе А. П. Чехова О любви
Автор: Чехов А.П. А. П. Чехов — один из величайших мастеров короткого рассказа. Никто не мог так искусно, как он, продолжить тему “маленького человека”, его мелких проблем, быта, показать глобальную проблему человеческого бытия.
Тема маленького человека в повести Шинель
Автор: Гоголь Н.В. Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. Она повествует читателю о судьбе так называемого «маленького человека». Эта тема раскрывается еще в начале произведения. Даже само имя Акакия Акакиевича может быть воспринято как результат переписывания.
Образ маленького человека по повести Шинель
Автор: Гоголь Н.В. Мы все вышли из гоголевской “Шинели”. Ф. Достоевский Русская литература с ее гуманистической направленностью не могла пройти мимо проблем и судеб простого человека. Условно в литературоведении она стала именоваться темой “маленького человека”. У ее истоков стояли Карамзин и Пушкин, Гоголь и Достоевский.
Тема маленького и лишнего человека в творчестве М.Горького
Автор: Горький М. Тема «маленького» и «лишнего» человека присутствует в литературе ещё со времён А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. С каких только сторон не пытались её рассмотреть! «Маленький» человек вызывал у читателя и сочувствие, и жалость, и уважение, и даже насмешку.
Рецензия на повесть А.П.Чехова "Степь"
А.П.Чехов признанный мастер маленького сатирического рассказа, и приступая к чтению повести "Степь", я ожидал насладиться мастерством Чехова, который посредством иронии, уничижительным юмором борется с пошлостью, нравственной низостью.
Анализ рассказа А.П. Чехова "Тоска"
Рассказы А.П. Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы.
Мое восприятие Достоевского
Сила и величие русских классиков XIX века заключались в глубоком демократизме, в бескомпромиссном служении правде жизни. Неослабевающий интерес к творчеству Достоевского во всем мире не случаен.
Модель мира в пьесах А.П.Чехова
Автор: Чехов А.П. Через все драматические произведения Чехова проходит, в сущности, единая, многогранная и многоликая тема — тема поисков смысла жизни русской интеллигенцией начала века. Близкие автору люди — люди обыкновенной судьбы, принадлежащие к заурядному потоку простой, массовой жизни, оказываются способными к возвышенным духовным исканиям.
Чем мне близок Антон Павлович Чехов
Автор: Чехов А.П. Впервые я познакомилась с творчеством Антона Павловича Чехова, когда была еще совсем маленькой. Рассказы «Детвора», «Каштанка», «Ванька» были первыми книгами, которые я прочитала сама. Они оставили глубокий след в моей памяти и в моей душе. Нельзя без волнения читать о судьбе маленького Ваньки, не переживать за потерявшую хозяина Каштанку.
Одоротивные образы в прозе Чехова
Text Text Graphics Исследовательская работа Одоративные образы и их роль в художественной прозе Чехова Graphics Оглавление: Оглавление: Введение……………………………………………………….…
Авшаров, Юрий Михайлович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.1.1 Московский академический театр Сатиры 2.1.2 Студия им. М. Чехова 2.2 Роли в кино 2.3 Режиссёрские работы в театре
Девятьяров, Александр Эдуардович
Введение 1 Театр 1.1 МХТ им. Чехова 1.2 РАМТ 2 Кино Введение Александр Эдуардович Девятьяров (12 марта 1985 года) — российский актёр. В 2006 году окончил Школу-студию МХАТ (курс С. И. Земцова и И. Я. Золотовицкого).
Артём, Александр Родионович
Александр Родионович Артём (наст. фам. — Артемьев; 1842—1914) — русский актёр. Биография Александр Артём сын крепостного крестьянина. После окончания московского Училища живописи, ваяния и зодчества (1878), работал учителем рисования и чистописания. С 1880-х гг. принимал участие в любительских постановках.
Мастерство художественных деталей в рассказах Чехова
После смерти Чехова Л. Н. Толстой сказал: "Достоинство его творчества то, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное". Действительно, предметом исследования Чехова (так же как и Толстого и Достоевского) стал внутренний мир человека. Но художественные методы, художественные приемы, которые использовали в своем творчестве писатели, различны.