Средне общеобразовательная школа № 55
В.М. Шукшин
(1929 – 1974)
Известный русский писатель Василий Макарович Шукшин родился в деревне Сростки на Алтае. Служил на флоте, окончил ВГИК.
Появление рассказов Василия Шукшина было одним из наиболее значительных событий в литературной жизни 60-х гг. Замечены они были сразу, хотя прошло известное время, прежде чем критика заговорила о них. Начинал Шукшин скромно, как бы пробуя тропу, на которую выходил. Однако его небольшие, в несколько страничек, вещи, похожие при первом и не слишком внимательном взгляде на бытовые зарисовки, не затерялись в потоке журнальных публикаций. Что- то было в них, заставившее вслушаться в новых голос.
Впрочем, заметно было, что Шукшин наследует и развивает некоторые важные исходные положения, выдвинутые прозой 50-х гг., произведения В. Тендрякова, Г. Троепольского, Е. Дороша.
Принципиальная новизна Шукшина связана главным образом с типами и характерами, которые он вывел. Назвав одним из своих сборников «Характеры», он очень точно определил центр своих интересов. Можно добавить, что его интересует весьма определенный социальных тип, возникший в недавние годы на пороге города, деятельно врастающий в городскую жизнь, но еще накрепко связанный с деревней. Оторванный от родных корней, он не принадлежит ни городу, ни деревне, находясь как раз в той промежуточной жизненной сфере, где скрестились различные влияние и где формируются новые характеры.
Собственно, герой Шукшина и был открытием нового характера. Мы уже давно заметили присутствие его в жизни, те или иные черты его возникали, время от времени на страницах книг, но в такой цельности и завершенности облика он впервые предстал у Шукшина.
Оказалось, что его небольшие рассказы гораздо больше дают для понимания окружающего нас мира, чем может дать иной роман. В этом отношении творчество Шукшина как бы заново открывало возможности «малой» прозы. Те, кто ожидал, что только толстый роман способен «открыть глаза» на жизнь, находил, что именно это гораздо успешнее может сделать порою небольшой рассказ. Неожиданность Шукшина была в его способности нарисовать на нескольких страницах психологически сложный тип, не укладывающийся ни в какую известную прежде мерку. Не деревенских и не городской, «странных человек» Шукшин представлял вдруг перед нами как одна из интереснейших фигур времени. Это приковывало к себе внимание. Открытие, сделанное Шукшиным, заставляло переосмыслить некоторые сложившиеся представления. Огромный человеческий массив, откуда он черпал своих героев, вдруг заговорил на свойственном ему языке. «Феномен Шукшина», пожалуй, ярче всего проявился в том, что он, как некогда Чехов, открывал для литературы целый материк с особенностями его быта, природы, национальной жизни. Этот материк был ни «городам» и ни «деревней» - Россией.
«Так у меня вышло к сорока годам, - писал Василий Шукшин, - что я – ни городской до конца, ни деревенских еже. Ужасно неудобное положение. Это даже – не между двух стульев, а скорее так: одна нога на берегу, другая в лодке. И не плыть нельзя, и плыть вроде как страшновато. Но и в этом положении есть свои «плюсы»... От сравнений, от всяческих «отсюда - сюда» и «отсюда - туда» невольно приходят мысли не только о «деревне» и о «городе» - о России».
Ни «деревня» и ни «город» - это уже следующий и, вероятно, неизбежный шаг на том пути, какой проходит на наших глазах рассказ. Мысль эта у Шукшина связана, прежде всего, с его жизненным чувственным опытом. Он пишет только о том, что связано с его судьбой.
Все чудаки у Шукшина – люди добрые, не корыстной и не завистливой души. Генетически они связаны с Иванушкой – дурачком, перемудрившим умников и знатоков жизненной практики. Правда, у Иванушки – дурачка всегда есть доказательство его несомненной победительности. Шукшинский «чудик» таких доказательств предъявить не может. Так ведь он не из сказки, хотя и связан с нею отдельным родством, а из самой что ни на есть действительной, сущей жизни, где победа дается куда труднее. Бронька или Алеша Бесконвойный, не говоря уж о Моне Квасове, нисколько не победительны – какие уж там победы, скорее шишки да синяки. Но ведь с другой стороны… Что – то выделяет их, чем – то выше они тех самых благоразумных и победительных тактиков, от которых выслушивают всякого рода поучения и получают синяки. Шукшин всегда остро чувствует это духовное превосходство своего героя, чаще всего скрытое от поверхностного взгляда.
У благоразумных тактиков и стратегов жизненного успеха не бывает таких вопросов, какие мучают шукшинского чудака. О чём думает Алеша Бесконвойный в своей субботней бане? «Никто бы не поверил, наверное, но Алеша серьезна, вдумался в жизнь: что в ней за тайна, надо ее жалеть, например, или можно помирать спокойно – ничего тут такого особенного не осталось?.. Он даже напрягал свой ум так: вроде он залетел высоко – и оттуда глядит на землю.… Но понятней не становилась: представлял своих коров на поскотине – маленькие, как бабушки.… А про людей, про их жизнь озарения не было. Не озаряло. Как все же: надо жалеть свою жизнь или нет? А вдруг да потом, в последний момент, как заорёшь, что вовсе не так жил, не то делал? Или так не бывает?»
Последние слова, написанные незадолго до смерти Василием Шукшиным: «Что с нами происходит?» Вопрос, на который он пытался – хотя едва ли ставил перед собою такую задачу сознательно – ответить всем творчеством.
«Никаких сюжетов не нужно, - говорил Чехов писателю Потапенко – В жизни нет сюжетов, в ней все перемешано – глубокое с мелким, великое с ничтожным, трагическое со смешным. Вы, господа, просто загипнотизированы и порабощены рутиной и никак не можете с нею расстаться. Нужны новые формы, новые формы…»
Форма у Шукшина не новая, а рассказы его были восприняты как несомненная новизна.
Шукшин захватывал новые жизненные пласты, рисовал малознакомые характеры, да и сама фигура автора, его очевидная близость к своим героям, его взгляд на его судьбу, на их место в жизни, на саму жизнь привлекли внимание необычностью, свежестью красок и впечатления. Все это сливалось с ощущением свежести, какое оставлял язык Шукшина – язык современного горожанина, впитавший в себя не только городской, но и деревенский сленг. В языке его запечатлены сложные процессы взаимопроникновения и противоборства, характерные для деревенского и городского укладов нашей жизни. Словом, перед нами было новое художественное явление, убеждающее цельностью облика, выразительностью отдельных черт.
Другие работы по теме:
Шукшин в. м. - Шукшин и его произведения.
Изучение творчества В. Шукшина - задача сложная и актуальная. Его искусство постоянно рождает споры, научные дискуссии. Однако истинное искусство всегда сопротивляется прямолинейности суждений.
Шукшин в. м. - Нравственные проблемы в рассказах в. шукшина.
Рассказы Василия Шукшина раскрывают все стороны повседневной жизни простого человека. Пи сатель как бы “рисует” картины жизни отдельных людей, их отношения, характеры, привязанности, стремления и многое другое, что только может происходить в жизни любого человека. Все рассказы написаны простым “народным” языком, возможно, поэтому они так легко читаются.
Шукшин в. м. - Мои размышления о творчестве в. м. шукшина
Сколько в русской во всей мировой литературе написано наверное сотни тысяч страниц о смерти и горе одиночества которое она несет. И как написано. Красиво Сам Шукшин постоянно сомневается мучительно размышляет о нашей жизни о ее смысле задает самому себе бесконечные вопросы дает на них часто неудовлетворительные ответы.
Шукшин в. м. - Искусство в жизни человека
О о эх воля моя воляВоля вольная моя. Воля сокол в поднебесье. Воля вольная моя. Воля милые края. Самобытный художник и человек. Василий Макарович Шукшин видел и ценил в людях индивидуальность оригинальный взгляд на мир.
Проза Василия Шукшина
Василий Шукшин не сразу приобрел известность. Приходила она исподволь, по мере того как все более широким становился диапазон его творчества, проникновеннее сила его мысли. Писатель, романист и драматург, режиссер, актер.
Быт и бытие в произведениях литературы 60-х и 90-х годов
Человек рождается не просто для того, чтобы есть и пить. Для этого гораздо удобнее было бы родиться дождевым червем. Так писал Владимир Дудинцев в романе “Не хлебом едины”. Поиски смысла жизни — это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Поэтому-то искания наших лучших писателей всегда были направлены на удожественное решение этого вечного вопроса.
Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы
(по рассказам В. Шукшина) Около тридцати лет назад не стало человека, который воспел жизнь со всеми ее звуками, красками, запахами. Это — Василий Макарович Шукшин. Шукшин снял 5 фильмов, выпустил 7 книг, сыграл два десятка ролей — в общем, достаточно, чтобы войти в историю русской культуры. Но он не знал этого.
Образ современника в отечественной прозе последних десятилетий
На протяжении всего творческого пути В.М.Шукшин пережил сложную эволюцию в своём отношении к деревне и к сельскому жителю. Герои его ранних произведений, органично живущие деревенской жизнью, постепенно утрачивают связь с землёй. Деревня перестаёт быть для молодых притягательной. Их манит город, но и там они не находят счастья.
Мои размышления о творчестве Шукшина
Искусство В. Шукшина как писателя, актера, драматурга не может оставить равнодушным ни одного человека. Зададим себе вопрос: чем же берут за душу и сердце произведения Шукшина? Ответ на него прост: крестьянский сын, он не только во всех тонкостях знал сельскую жизнь, он "чуял" ее нутром, сердцем, всем естеством своим, потому так естественны его герои, правдивы каждым своим поступком, жестом, речью, жизнью.
Срезал
Автор: Шукшин Василий. К старухе Агафье Журавлёвой приехал сын Константин Иванович. С женой и дочкой. Проведать, отдохнуть. Подкатил на такси, и они всей семьёй долго вытаскивали чемоданы из багажника. К вечеру в деревне узнали подробности: сам он — кандидат, жена тоже кандидат, дочь — школьница.
Рассказ Срезал
Автор: Шукшин В.М. Василия Макаровича Шукшина, как художника, задевали любые жизненные проявления, он не делил увиденное и услышанное на основное и побочное, а считал, что все, существующее в жизни человека, важно и заслуживает того, чтобы перейти на страницы рассказов и в кадры фильмов. Он никогда не искал материал для творчества специально, он жил, как все мы живем, видел и слышал то же самое, что и мы видим и слышим.
Охота жить
Автор: Шукшин Василий. Центральные герои произведения — старик Никитич и молодой парень. Действие разворачивается в тайге. Старик Никитич, который с «малых лет таскался по тайге» иногда обитает в избушках, каких много вырублено по тайге. Так было и в этот раз. Нежилая, но уже согретая теплом сгорающих в печурке дров, она казалась давно обжитой.
Шукшин Василий Макарович
Василий Макарович Шукшин «Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Его родители были уроженцами той же местности и по социальному положению считались крестьянами-единоличниками, или середняками. Когда в 1930 году началась сплошная коллективизация, их заставили вступить в колхоз.
Крестьянство в произведениях Шукшина
В России издревле крестьянство занимало главную роль в истории: не по силе власти (наоборот, крестьяне были самыми бесправными), а по духу — крестьянство было и, наверное, по сей день остается движущей силой российской истории.
Поиски идеального героя (по рассказу «Чудик»)
Своего положительного героя Василий Макарович ищет в деревенском жителе. Это простоватый человек, добрый мечтатель, старающийся делать людям добро. Не всегда это получается, но герои не отчаиваются, как и автор.
Мои размышления о творчестве В. М. Шукшина
В. М. Шукшин явился продолжателем лучших традиций классической русской литературы. Он всегда считал, что главное в жизни русской интеллигенции — стремление помочь людям. И он хотел помочь людям найти правду, сохранить истинные духовные ценности.
"Нравственность — есть правда"
Творчество писателя, кинорежиссера и актера В. М. Шукшина привлекает внимание остротой постановки извечной проблемы о смысле жизни, о непреходящих духовных ценностях человека — его нравственных идеалах, чести, долге, совести.
Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина
Рассказы Шукшина звучат как тонкие философско-лирические притчи, несущие в себе вопросы современной духовной жизни. Остановлюсь подробнее на одном на одном из рассказов этого писателя.
Духовный поиск героев Шукшина
Василий Шукшин является продолжателем лучших традиций русской классической литературы. Писатель всегда считал, что главное в жизни интеллигенции, это стремление помочь нуждающимся людям. И он пытался помочь людям найти справедливость и сохранить истинные духовные ценности. Герои Шукшина похожи на героев Льва Толстого, они проходят путь духовных исканий.
Нравственные проблемы в рассказах Василия Макаровича Шукшина
Автор: Шукшин В.М. На нашей Земле человек является высшим разумным существом. Я считаю, что это большая честь; но вместе с тем и обязанности у человека большие. Каждый должен совершенствовать себя, очищать свою душу, должен протестовать против несправедливости. То есть человек не должен позволять душе своей лениться, его душа постоянно должна быть в работе, иначе человек не живет, а существует.
Нравственные идеалы героев Василия Шукшина
В. М. Шукшин, являющийся преемником лучших традиций классицизма в русской литературе, всю свою жизнь считал, что основное в жизни русской интеллигенции — стремление прийти на помощь людям. Всегда он собирался помочь людям отыскать справедливость, сберечь подлинные духовные ценности. Его герои, аналогично героям Льва Николаевича Толстого, одолевают путь духовных исканий.
Автор и его идеи в рассказах Василия Шукшина
Художественный мир В.М. Шукшина довольно богат, но если задуматься, то можно провести параллель между темами, идеями его рассказов. Шукшин – истинный и рьяный патриот, и потому его рассказы объединены нескрываемой и всеобъемлющей любовью к родине, родине во всей ее проявлениях, будь то страна в целом (когда персонажи стремятся быть ей полезными) или так называемая малая родина – деревня, село (Шукшин сам родом из небольшого села, и, вероятно, поэтому его герои, оказавшись далеко от своего родного дома, всей душой желают поскорее туда вернуться).
Анализ рассказа Верую
Автор: Шукшин В.М. Да это, кажется, знакомый человек. Н. Гоголь Василий Макарович Шукшин — писатель, пришедший в литературу со своей темой, даже философией. Его рассказы, небольшие по объему, заставляют задуматься о себе, своем месте в жизни, почувствовать всю полноту бытия.
Судьба русской деревни в произведении Ф. Абрамова "Пилагея"
Тема деревни всегда была одной из центральных в русской литературе. По-разному описывали крестьянскую жизнь Некрасов и Бунин, Пушкин и Есенин, Распутин и Шукшин. У каждого из них прекрасные интересные произведения, свой взгляд на эту жизнь.
Биография Василия Макаровича Шукшина
История жизни и творческой деятельности известного русского писателя, актера и режиссера Василия Макаровича Шукшина. Детские и юношеские годы, призыв в армию. Поступление на режиссерский факультет ВГИКа. Дебют в кино, личная жизнь Василия Шукшина.
Знакомство с В Шукшиным
Урок по теме: “Беседа при ясной луне” Нам бы про душу не забыть В.М. Шукшин. Цели: 1. Познакомить с творчеством В.Шукшина. Закрепить знания, полученные на предыдущих уроках: тв. Солженицины, Астафьева.
Шукшин В.М.
Русский советский писатель, кинорежиссер, актер, заслуженный деятель искусств РСФСР (1969). Член КПСС с 1955.