Роль пейзажа в рассказе

Рефераты по литературе и русскому языку » Роль пейзажа в рассказе

Автор: Горький М.

План

Введение

Рассказ М. Горького начала 90-х годов ХIХ века посвящены проблемам человеческих взаимоотношений но и природе в рассказе отводится большое место.

Основная часть

В «Челкаше» пейзаж играет роль обрамления.

Изображение индустриального пейзажа:

а) впечатление от пейзажа;

б) роль звуков;

г) люди на фоне пейзажа;

д) величие и красота природы подавляются деятельностью человека.

Описание моря как дополнительная черта к характеру Челкаша:

а) море сродни независимой душе героя;

б) море «Вливает в душу человека спокойствие»;

в) Гаврила в отличие от Челкаша боится моря.

Трагедия людей в конце повествования подчеркивается нарастанием бури.

Стихия природы вечна наполнена мощью и величием.

Заключение

Пейзаж у писателя противопоставлен жизни людей.

Рассказы М. Горького начала 90-х годов XIX века посвящены проблемам человеческих взаимоотношений. Автор ищет своего положительного героя пути изменения современного общества наблюдает жизнь России. Но и природе в его рассказах отводится значительное место.

В рассказе «Челкаш» пейзаж играет роль обрамления – им начинается и заканчивается действие.

В начале рассказа изображен пейзаж индустриальный – море в порту. Он производит унылое впечатление: «потемневшее от пыли» небо мутно волны моря закованы в гранит «подавлены» «бьются и ропщут» они загрязнены разным хламом. Раздаются разные звуки: звон цепей грохот вагонов «металлический вопль железных листов» стук дребезжание свистки крики. Все эти звуки дисгармоничны это «оглушительная музыка трудового дня». Порт автор называет «страстным гимном Меркурию» – богу торговли. И люди на фоне этого пейзажа «смешны и жалки» как рабы того что создано их трудом. Таким образом этот пейзаж раскрывает нам как величие и красота природы подавляются деятельностью человека.

Следующее описание пейзажа дано автором как дополнительная черта к характеру героя. Челкаш человек свободный от условностей общества от власти денег собственности без семьи и родных корней «любил море». Оно сродни его независимой душе. «Его кипучая нервная натура жадная на впечатления никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты бескрайней свободной и мощной». Море «вливает в душу человека спокойствие» рождает в ней могучие мечты… В отличие от Челкаша Гаврила боится моря. Его пугает отсутствие почвы под ногами его не радует красота ночного моря огни прожекторов – он исполнен страха. Пейзаж в этом эпизоде подчеркивает разность характеров героев усиливает содержательность образов.

Пейзажем также завершается повествование. Море разыгралось «глухо роптало волны бились о берег бешено и гневно». Трагедия людей подчеркнута напряженным нарастанием бури шторма когда дождь лил как из ведра и все окутано мглою. «Море выло швыряло большие тяжелые волны на прибрежный песок… ветер ревел… Все кругом наполнялось воем ревом гулом. За дождем не видно было ни моря ни неба». И дождь смывает следы крови на песке смывает следы людей и слезы. Человеческие страсти мелки ничтожны преходящи. Стихия природы вечна наполнена мощью и величием.

Пейзаж у Горького противопоставлен жизни людей и это сравнение не в пользу человеческого общества.