Автор: Лермонтов М.Ю.
Во семье родилась она купеческой,
Прозывается Аленой Дмитревной.
М. Лермонтов
Михаил Юрьевич Лермонтов — поэт яркий и самобытный, он создал целую галерею незабываемых характеров: смелых и порывистых, гордых и непреклонных, прочитав о которых надолго запоминаешь и стараешься в чем-то подражать им. Такими героями являются персонажи моего любимого произведения М. Ю, Лермонтова “Песня про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.
Сильный, страстный и неукротимый Кирибеевич; мужественный и гордый купец Калашников; верная и любящая Алена Дмитревна. “Песня” написана в традициях народной поэзии. Лермонтов не пародирует фольклор, его произведение почти соткано из народных традиций, дышит и вдохновлено ими.
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
Атмосфера пира воссоздана автором почти с документальной точностью. Подозрительный и грозный царь всюду ищет крамолу да измену, а веселясь, хочет видеть только радостные и счастливые лица вокруг. Почему же кручинится верный слуга Кирибеевич? Влюблен? Так это поправимое дело.
Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Обманул тебя твой лукавый раб.
Не поведал тебе, что красавица
В церкви божией перевенчана...
По закону нашему христианскому.”
Не будь Кирибеевич царев слуга, разве посмел бы он оскорбить замужнюю женщину, да не крепостную, а купеческого рода! Лермонтов видит в поступке опричника прямую связь с царским покровительством “своему войску”. Не будь такой опеки, попридержал бы себя Кирибеевич. Я же вижу главную причину в молодости и безрассудности опричника. Он влюблен, молод, поэтому мало раздумывает над последствием своего поступка.
“И он стал меня целовать-ласкать
И, целуя, все приговаривал:
“Отвечай мне, чего тебе надобно,
Милая моя, драгоценная...” —
жалуется Алена Дмитревна мужу, прося у него, единственного ее защитника, помощи.
Ты не дай меня, свою верную жену,
Злым охульникам в поругание!
Удалой купец Калашников выходит на кулачный бой не силушкой похвастаться, а отстоять честь и достоинство семьи.
Уж как завтра будет кулачный бой
На Москве-реке при самом царе,
И я выйду тогда на опричника,
Буду насмерть биться из последних сил.
Сознание правоты дела, за которое он вышел биться, придает силы Степану Парамоновичу. Кирибеевич же еще до начала боя проиграл. Он кругом виноват перед купцом, и это чувство вины мешает лихому бойцу.
“А зовут, меня Степаном Калашниковым...”
И услышав то, Кирибеевич
Побледнел в лице, как осенний снег;
Бойки очи его затуманились,
Между сильных плеч пробежал мороз.
На раскрытых устах слово замерло.
Не закоренел еще Кирибеевич в злодействе, еще стыд способен испытывать перед честными и открытыми людьми, поэтому и гибнет, что не прав и виноват перед Калашниковым.
Царь же, оправдывая прозвище “грозный”, отблагодарил Степана Парамоновича.
И казнили Степана Калашникова
Смертью лютую, позорную;
И головушка бесталанная
Во крови на плаху покатилася.
В “Песне” меня привлекают не только характеры, правдиво воссозданные автором, но и весь строй произведения: язык, ритмичность, особый звуковой ряд. Я люблю перечитывать ее, поражаюсь гениальности Лермонтова, его литературному чутью.
Гей вы, ребята удалые,
Гусляры молодые,
Голоса заливные!
Красно начали — красно кончайте.
Другие работы по теме:
Лермонтов м. ю. - Изображение эпохи ивана грозного1
Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» является наиболее совершенной и трагичной из исторических произведений поэта. Известный критик В. Г. Белинский высоко ценил «Песню...», видя ее главное достоинство в народности, верности духу истории. «Здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее», - писал он.
Лермонтов м. ю. - М. ю. лермонтов историческая тема в поэзии
Историческая тема одна из важнейших тем лирики. Лермонтова. Она разрабатывается на протяжении всего творчества поэта. В ранний период своего творчества. Лермонтов обращался к истории с позиций поэта романтика и искал в прошлом романтических героев.
Лермонтов м. ю. - Романтические черты поэм лермонтова
Романтизм как литературное направление сформировался в конце XVIII начале XIX века в Западной Европе. Предметом изображения романтиков стал внутренний мир человека мир его чувств и страстей. Героем романтических произведений является глубоко.
Фольклор и историзм в Песне про купца Калашникова Лермонтова
Фольклор и историзм в 8220 Песне про купца Калашникова 8221 Лермонтова На протяжении многих столетий у всех народов преобладал фольклорный тип поэтического творчества. Его характерные черты – устность, традиционность, непосредственная народность, вариантность, сочетание слова с художественными элементами других видов искусства, коллективность создания и распространения.
На чьей стороне правда в Песне про царя Михаила Лермонтова
Историческая поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» посвящена эпохе царствования Ивана Грозного. Жестокие времена опричнины известны нам из истории. Настоящим героем произведения становится не царь, а молодой купец Калашников. Произвол и беззаконие были визитной карточкой опричников.
Почему Иван Васильевич нигде не служил по рассказу Л. Н. Толстого После бала
Композиция произведения Л. Н. Толстого «После бала» представляет собой «рассказ в рассказе». Повествование начинается словами Ивана Васильевича, которого кратко представляет автор во вступлении. Речь идет о нравственных ценностях человеческой жизни, о том, «что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди», «что хорошо, что дурно».
Роль композиции в рассказе Толстого После бала в раскрытии его идейно-художественного содержания
Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» посвящен событиям жизни России времен Николая I. Это было время сурового правления царя, напуганного восстанием декабристов и усилившего реакцию в общественной жизни. Рассказ композиционно состоит из двух частей: история героя на балу и после бала. Судя по заглавию, ясно, что «после бала» и для героя, и для автора происходящие события гораздо более важны.
Моя любимая песня
Сочинение-рассуждение в художественном стиле Я очень люблю как современную, так и классическую музыку, люблю петь песни. Трудно вообразить свою жизнь без них. Я долго думала, какую же из песен назвать любимейшей? И пришла к заключению, что это «Колыбельная» Моцарта. Так, именно это произведение я люблю превыше всего.
Полковник на балу и после бала 3
Полковник на балу и после бала Автор: Толстой Л.Н. "У каждого человека три характера: тот, который ему приписыывают, тот, который он сам себе приписывает;
Мое любимое произведение сочинение - миниатюра
Автор: Тургенев И.С. Моё любимое произведение - повесть И.С.Тургенева "Ася". Написанная вдали от России, повесть рассказывает о событиях, которые произошли в маленьком немецком городке, но она вобрала в себя все глубокие впечатления автора о Родине.
Мое любимое произведение А.С.Пушкина повесть Капитанская дочка
Мое любимое произведение А.С.Пушкина (повесть "Капитанская дочка") Автор: Пушкин А.С. Я знакома уже со многими произведениями А.С.Пушкина. Родоначальник русской литературы, он ныне самый популярный, любимый и читаемый поэт нашей страны. Каждый человек в России, да и во всем мире знает его имя.
Тема русской истории в поэзии М.Ю. Лермонтова
М.Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней богатырство духа, ярких личностей, которых им так не хватало в современниках. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них не было достойных людей, героев
После бала
Используя известный прием “рассказ в рассказе”, писатель добивается предельной достоверности повествования. Мы видим событие глазами очевидца — Ивана Васильевича. Он честный и благородный человек.
Художественные средства создания характеров в Песне про царя Михаила Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов – это яркий и самобытный поэт, который создал галерею незабываемых характеров: смелых и порывистых, гордых и непреклонных, прочитав о которых надолго их запоминаешь. Такими героями являются персонажи произведения М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: сильный и неукротимый Кирибеевич, гордый и мужественный купец Калашников, верная и любящая Алена Дмитриевна.
Дмитрий Иванович старший сын Ивана IV
Дмитрий Иванович (октябрь 1552(1552)—4 июня 1553) — первый русский царевич, первый сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны. Во время тяжёлой болезни в 1552 году Иван потребовал от бояр присяги своему сыну-младенцу, однако многие бояре, не желая «царя в пелёнцах», желали видеть следующим царём двоюродного брата Ивана — Владимира Андреевича Старицкого.
Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского
Переписка русского царя Ивана Грозного и находившегося в эмиграции его подданного князя Андрея Курбского, продолжавшаяся в течение 1564—1579 гг., ставшая широко известной, занимала значительное место в публицистике XVI века.
Одоевский, Роман Иванович
Роман Иванович Одоевский - князь, воевода, сын Ивана Семёновича. Один из рода удельных князей Одоевских, происходящих от князей Новосильских, отдаленных потомков Рюрика.
Курицын, Иван Васильевич
Иван Васильевич Волк Курицын (казнён 27 декабря 1504) — дьяк и дипломат на службе царя Ивана III. Брат Фёдора Васильевича Курицына, также дипломата и писателя. Род Курицыных происходит от легендарного Ратши. Его дедом был Василий Напитка, а другой дед, Григорий Романович Курица Каменский, был боярином матери Ивана III Марии Ярославны и воеводой. [1]
Белёвский, Иван Иванович
Иван Иванович Белёвский — князь, воевода, служивший московским царям Василию III и Ивану IV. Сын Ивана Васильевича. Принадлежал к немногочисленному роду удельных князей Белёвских, владельцев Белёвского княжества, одного из Верховских княжеств.
Телепнёв-Овчина-Оболенский, Фёдор Фёдорович
Фёдор Фёдорович Телепнёв-Овчина-Оболенский — русский князь, воевода. Сын князя Фёдора Васильевича Оболенского-Телепня. брат Ивана Фёдоровича, который при регентстве Елены Глинской и малолетнем цере Иване Грозном фактически возглавлял правительство.
Горбатый-Шуйский, Борис Иванович
Бори́с Ива́нович Горба́тый-Шу́йский (? 1460 — 1537) Сын князя И. И. Горбатого-Шуйского [1]. Боярин с 1512 года. Сопровождал Ивана III в поездке по Новгороду в 1495—1496 годах. Воевода полка правой руки в первом Смоленском походе 1512 года, сторожевых полков в Смоленских походах 1513 и 1514 годов.
Милославский, Иван Михайлович
(1635 — 27 июля 1685) — окольничий, приближенный царя Федора Алексеевича. Биография Происходил из незнатного дворянского рода. Родился в семье Михаила Васильевича Милославского, приходился племянником боярину Илье Даниловичу Милославскому. Был женат на Евдокие Петровне Прозоровской. Сделал карьеру вскоре после воцарения Федора Алексеевича, отличавшего его.
Анна Васильевна
Дочь великого князя московского Василия Васильевича Темного, жена великого князя рязанского Василия Ивановича.
Анастасия Романовна
Первая жена царя Ивана Васильевича Грозного, из рода Захарьиных-Юрьевых, впоследствии прозывавшихся Романовыми.
Анкудинов Тимошка
Самозванец, выдававший себя за Ивана Васильевича, сына царя Василия Шуйского.
Владимир Андреевич
Удельный князь старицкий и верейский, сын удельного князя Андрея Ивановича, двоюродный брат царя Ивана Грозного.