Автор: Островский А.Н.
Свое творчество Александр Николаевич Островский посвятил русскому театру. Его пьесы стали классикой и до сих пор входят в репертуар лучших театров нашей страны. Островский удивительно точно выбирал названия для своих пьес. "Снегурочка" - ясно, что это сказка, "Бесприданница", "Гроза" - драмы.
Главная героиня пьесы "Гроза" - Катерина, она замужем за Тихоном Ивановичем, сыном Марфы Игнатьевны (Кабанихи). До замужества Катерина жила с матерью. "Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка, на воле," - говорит она. Занятиями для неё были цветы, молитвы, вышивание, слушание рассказов странниц, прогулки и пение - дела, довольно необременительные. Такая жизнь наложила на характер Катерины определенные свойства: свободолюбие, вольность, открытость. Её увлечения одобрялись и поощрялись, ей ничего не запрещалось, она делала то, что ей хотелось. Катерина жила, окруженная любовью. Это развило в ней доброту, веру в Бога, умеренность, спокойствие в разговорах, мечтательность - "сказку" о "храмах золотых, или садах каких-то необыкновенных." Выйдя замуж, Катерина попадает в совершенно другой мир, в котором главенствуют Кабанова и Дикой. Богатые купцы, они имеют власть над жителями города Калинов, в то время как над ними нет начальников и потому - любые их действия безнаказанны. Власть развратила их, сделала наглыми, деспотичными и жестокими.
В городе Калинове "жестокие нравы". Никто не смеет возражать Кабанихе и "угодить ничем" ей невозможно. Перед Кабанихой все должны стоять со склоненной головой, её должны бояться, только её слово - закон для всех. "Сделай так, как я тебе приказывала", - вот характерное обращение Кабанихи. Она не умеет по-доброму улыбаться и смеяться. Господство Кабанихи и Дикого Н.А. Добролюбов назвал "темным царством". Оказавшись в этом царстве, Катерина лишается главного - душевной свободы. "Да здесь все как будто из-под неволи, " - замечает она. Хотя она может заниматься всеми своими привычными делами, как и раньше, но ей постоянно приходится выслушивать недовольные речи Кабанихи, её безосновательную критику. У матери Катерину любили, все её действия одобрялись. В доме Кабанихи Катерина ощущает постоянную "атмосферу недовольства", её стараются "задавить". Кабаниха учит Тихона прикрикнуть на жену, пригрозить ей. На Катерину сыпятся упреки и от Кабанихи, и от Тихона.
Непривычная к такой жизни, Катерина рано или поздно должна будет что-то предпринять. "Коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой".
С начала она хочет найти опору у мужа, но Тихон сам "задавлен" Кабанихой. Казалось бы, родной человек - сын, уж можно быть с ним чуть добрее? Но нет, "дурак" - называет его во всеуслышанье мать. По своей слабовольности Тихон боится возразить матери, попробовать начать жить собственной жизнью. Единственная отдушина, которую он находит для себя, это пьянство. С радостью Тихон уезжает из дома по делам, и как не просит Катерина взять её с собой, он отказывает. "Недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?" - вот причина его отказа.
Мечтательная натура Катерины ищет спасения от этой мрачной жизни в любви. Любовь Катерины и Бориса Григорьевича Дикого (племянника Савел Прокофьевича) кажется взаимной. Катерина понимает, что её любовь - это грех, но она бросается в эту любовь как в омут. "Не жалей, губи меня!" - просит она Бориса. Не долго длилось эта любовь. Вернулся из поездки Тихон и Катерина во всем призналась.
По ходу действия пьесы собирается гроза, удары грома как раз совпадают с признанием Катерины в своем грехе. Катерина мучительно переживает, она готова умереть. "Ничего мне не надо, ничего мне не мило, - а смерть не приходит."
Единственная её надежда - это Борис, но его отправляют в Сибирь, а Катерину Борис с собой не берет. Возлюбленный Катерины тоже оказывается слаб, нет у него воли и характера совершить поступок. "Эх, кабы сила!" - сокрушается Борис. Катерина остается одна. Что ей делать? "Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу - все равно." В смерти она видит для себя единственный выход. Гнет Кабанихи, осуждение горожан, да и её собственные убеждения не дали бы её спокойно жить на этом свете. Катерина решается на самоубийство, как на отчаянный протест против такой жизни.
"Темное царство" наложило свою тень не только на главных героев пьесы. Варвара, дочь Кабанихи, и её друг Кудряш убегают из города. Они, наверно, даже не думали куда и зачем они побегут. Просто постоянное угнетение они не захотели больше терпеть. Да к тому же, в них есть некоторая задорность, спонтанность, благодаря которой они не мешкали в решении.
Вместе с Катериной, Борисом, Тихоном, Варварой, Кудряшом против "темного царства" настроено большинство горожан. Никому не нравится выслушивать попреки, постоянно пытаться угодить Дикому и Кабанихе. Но дальше слов ни у кого дела не заходят.
Можно лишь с сожалением признать, что Катерина, попавшая в мир, где она жить не могла, решилась на крайний поступок, в то время как другие лишь высказывали свое негативное мнение.
Катерина не была одинока в своем протесте, просто одни тихо роптали, она же попыталась найти выход из "темного царства".
Другие работы по теме:
Островский а. н. - Душевная драма катерины.
Драма Гроза опубликованная в г явилась своеобразным итогом творческих достижений. Островского. В ней более отчетливо раскрылась и его сатирическая мощь и его способность к утверждению возникающих в жизни прогрессивных тенденций.
Островский а. н. - Судьба и душевная трагедия катерины
В основу пьесы А. Н. Островского “Гроза” положен конфликт “темного царства” и светлого начала, представленного автором в образе Катерины Кабановой. Гроза - это символ душевного смятения героини, борьбы чувств, нравственного возвышения в трагичной любви, и то же время - воплощение бремени страха, под игом которого живут люди.
Островский а. н. - Последнее свидание катерины с борисом
Драма А.Н. Островского «Гроза» рассказывает о трагической судьбе женщины, которая не смогла переступить через патриархальные устои домостроя, не смогла сражаться за свою любовь, и поэтому добровольно ушла из жизни. Сцена объяснения главной героини пьесы Катерины с ее возлюбленным Борисом происходит в финале, она является трагической развязкой отношений этих персонажей.
Последнее свидание Катерины с Борисом
Драма «Гроза», написанная А.Н. Островским в 1859 году, по своему жанру — социально-психологическая драма, но она близка к трагедии. Это доказывает не только трагический финал — самоубийство героини, но и сильнейший накал страстей, классическое противоречие между чувством и долгом в душе Катерины.
Самоубийство Катерины поражение или победа
По мнению Н.А. Добролюбова, «Гроза» – «самое решительное произведение Островского». В этой пьесе автор изображает трагедию свободолюбивой, непокорной души в атмосфере безгласия и самодурства. Тем самым драматург выражает свое решительное несогласие с бездушной системой «темного царства».
Монологи Катерины и их роль в раскрытии характера героини по драме Островского Гроза
Драма «Гроза» —одно из прекрасных произведений Александра Николаевича Островского. В пьесе Островский показал извечную борьбу «темного царства» с людьми «горячего сердца», среди которых и глазная героиня драмы — Катерина Кабанова. Именно в конфликтах между людьми взгляды и убеждения которых расходятся, четко показана вся власть царства диких и кабановых над людьми, которые не могут смириться с жизнью в рабстве.
Трагедия совести по пьесе Островского Гроза
В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать‑то я не умею; скрыть‑то ничего не могу», – говорит она Варваре.
В чем трагедия Катерины по драме Островского Гроза
В пьесе А. Н. Островского «Гроза» изображена эпоха 60~х годов девятнадцатого столетия. В это время в России назревают революционные выступления народа. Они направлены на. улучшение жизни и быта простых людей, на свержение царизма. Произведения великих русских писателей и поэтов также участвуют в этой борьбе, среди них и пьеса Островского «Гроза», которая потрясла всю Россию.
Такие разные женские лица по пьесам Свои люди - сочтемся, Гроза
Автор: Островский А.Н. Александр Николаевич Островский начал писать еще в студенческие годы. Его литературные взгляды складывались под влиянием Белинского и Гоголя: молодой человек с самого начала литературного пути объявил себя приверженцем реалистической школы.
Леди Макбет Мценского уезда
Автор: Лесков Николай. Катерина Львовна, «по наружности женщина очень приятная», живет в зажиточном доме купца Измайлова со вдовым свекром Борисом Тимофеевичем и немолодым мужем Зиновием Борисовичем. Детей у Катерины Львовны нет, и «при всем довольстве» житье её «за неласковым мужем» самое скучное.
Почему Н.А. Добролюбов назвал характер Катерины cильным русским характером
Почему Н.А. Добролюбов назвал характер Катерины "cильным русским" характером? Автор: Островский А.Н. Пьеса “Гроза”, написанная А.Н. Островским в 1859 году, стала объектом полемики многих критиков, чьи мнения были как положительные, так и отрицательные. Но классической трактовкой этого произведения принято считать критическую статью Н.А.
Почему Катерина - Луч света в темном царстве
Почему Катерина - "Луч света в темном царстве"? Автор: Островский А.Н. Катерина – главная героиня драмы А.Н. Островского «Гроза». Н.А. Добролюбов определил ее как воплощение «сильного русского характера», назвал ее «лучом света в темном царстве». Но не смотря на ее душевную силу и твердый характер Катерина погибает.
Образ Катерины в пьесе Гроза
2. Образ Катерины в пьесе «Гроза» Катерина – одинокая молодая женщина, которой не хватает человеческого участия, сочувствия, любви. Потребность в этом и влечет ее к Борису. Она видит, что внешне он не похож на других жителей города Калинова, и, не имея возможности узнать его внутреннюю суть, считает его человеком другого мира.
Отчего люди не летают Образ Катерины в пьесе А. Островского Гроза.
«»). Автор: Островский А.Н. Катерина — русский сильный характер, для которого правда и глубокое чувство долга превыше всего. В ней чрезвычайно развито стремление к гармонии с миром и свободе. Истоки этого — в детстве. Как мы видим, в это беззаботное время Катерину прежде всего окружала красота и гармония, она “жила, точно птичка на воле”, среди материнской любви и благоухающей природы.
Драма «Гроза», ее создание и проблематика
В «Грозе» как в драматическом произведении основу сюжета составляет развитие конфликта. Драма состоит из пяти действий, каждое из которых изображает определенный этап борьбы.
Самоубийство - это протест или слабость?
Александр Николаевич Островский в своем творчестве стремился совместить остроту противоречий взглядов и стремлений с широтой осмысления жизненных процессов и проблем
Что такое любовь в представлении леди Макбет?
Повесть “Леди Макбет Мценского уезда”, названную самим автором очерком, часто истолковывали как мелодраму с грубым эротизмом, с натуралистическими подробностями в описании уголовных преступлений.
Неизвестный друг Опальные рассказы
Автор: Зощенко М.М. Жил такой человек, Петр Петрович, с супругой своей, Катериной Васильевной. Жил он на Малой Охте. И жил хорошо. Богато. Хозяйство и гардероб, и сундуки полные добра... Было у него даже два самовара. А утюгов -- и не счесть -- штук пятнадцать.
Судьба Катерины в произведении Гроза Островского
Я думаю, что никто не будет спорить с тем, что судьба Катерины действительно драматична. Она, возможно, сама того не осознавая, протестовала против самодурства и деспотизма общества, в котором жила. Ее добровольная смерть как раз и есть вызов этой самодурной силе. Но возможен ли был иной исход?
Катерина
Автор: Кисельов Леонід. Доки буде жити Україна В теплім хлібі, в барвних снах дітей — Йтиме білим полем Катерина З немовлям, притнутим до грудей. Освятивши невимовним болем
Последнее свидание Катерины и Бориса
Автор: Островский А.Н. В драме Островского "Гроза" главная героиня - Катерина. В драме рассказывается о трагической судьбе девушки,которая не смогла сражаться за свою любовь.
Катерина и Варвара в драме А.Н. Островского Гроза
Автор: Островский А.Н. Существует два типа людей: одни - это люди, которые привыкли бороться за лучшую жизнь, люди решительные, сильные, другие же предпочитают подчиниться, приспосабливаться к окружающим условиям.
Трагедия любви в провинциальном мире но драме А. Н. Островского Гроза
Автор: Островский А.Н. Главная героини драмы А. Н. Островского «Гроза» - Катерина Кабанова - представляет собой «истинно русский образ женщины», по выражению Аполлона Григорьева. Она глубоко религиозна, способна к самоотверженной любви, не приемлет компромисса со своей совестью. Народные начала проявляются и в языке героини, и в лиризме ее чувства.
Катерина и Кабаниха два полюса калиновского мира
Автор: Островский А.Н. Катерина и кабаниха – это два противоположных человека из одной семьи. Кабаниха – это хозяйка «тёмного царства». Все персонажи этой пьесы либо являются жертвой этого царства, как Тихон и Борис, либо приспособившимися к нему, как Варвара и Кудряш. Катерина же – единственный персонаж, не смирившийся с уготовленным ей местом в этом мире.
Характеристики героинь Островского
Катерина - истинно трагическая героиня, восстающая против законов старого общества. Лариса- жертва обмана, ищущая любви, но не расчета.