«Нам в настоящем надо знать прошлое, чтобы жить в будущем.»
Я дал себе слово всегда говорить правду…
М.Зощенко
Я пишу только за то, что глаза мои
Мои собственноручно видели
И.Бабель.
Цели урока: - Дать понятие «возвращенной литературы»;
обсудить полученные по теме знания;
проверить уровень осмысления материала;
развивать монологическую речь;
развивать коммутативные способности;
формировать гражданскую позицию.
Тип урока: урок-семинар
Форма работы: групповая
Оборудование: 1. портреты писателей и поэтов
2. тексты произведений
3. листы для групповой работы.
4. фломастеры.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Тема сегодняшнего урока вытекает из уроков, на которых мы с вами видели как взаимодействует время и личность в романе А.Толстого «Петр I»; заглянули в будущее с героями Замятина, стояли в очереди к тюремному окну с А. Ахматовой, задумались над судьбой лирического героя А. Твордовского, ужаснулись правде Шаламова, прожили один день в лагере с Иваном Денисовичем Шуховым, побывали у Черных камней с поэтом Жигулиным.
« Нам в настоящем надо знать прошлое, чтобы жить в будущем»
Нам предстоит обобщить полученные знания, познакомиться с новым понятием «возвращенная литература», попробовать извлечь уроки из художественных произведений для того, что страшное прошлое не вернулось.
I. Этап урока.
Посмотрите на портреты писателей и поэтов. Вы их узнали. Что общего в их судьбах? Какие произведения из вы знаете? Какие проблемы поднимали они в своих произведениях?
Оформите ответ в виде схемы. Ответьте на вопрос. Почему эти авторы и их произведения вошли в разряд «возвращенной литературы».
Учитель: А. Солженицын.
Поэты русские! Я с болью одинокой,
В тоске затравленной перебираю вас.
Пришел и мой, мой ранний, мой жестокий
Час истребления, уничтожения нас.
Не знали мы тех лет, отстойных и зрелых,
Когда со слов спадет горячность туман.
Два наших первенца застрелены в дуэлях,
Растерзан третий в реве мусульман.
Нас всех, нас всех пред пушкинской гранью
Многоголовно гибель стерегла:
Безумием, гниением, зеленым умираньем,
Мгновенным ли пыланием чела.
Повешен тот, а этот сослан в рудник.
Иных подбил догадливый черкес…
Санкт-петербургские нахмуренные будни
Да желть бензинная … небес.
Чума на вас, российские поэты!
Текучим воском вылиты каким? –
Один в петлю, другой – из пистолета,
К расстрелу третьего, четвертого в Наросм.
Возвращается к нам литература ранее внесенная в, «черные списки», произведения долгие годы пролежавшие в редакционных портфелях, произведения так называемых диссидентов. Произведения пестрые по социально-политическим, эстетическим ориентациям объединены одним – ярко выраженной антитоталитарной направленностью.
А что значит тоталитаризм? Тоталитарное государство, тоталитарный режим? – 6 мин.
II этап. Выступление историков.
III этап. На ХХ съезде КПСС прозвучало «культ личности» Так назвали время правления Сталина. Но ведь был Гитлер, Франко, Пол-Пот. Какова была их цель? На листе №2 напишите как вы понимаете слово. ВЛАСТЬ.
10 мин
Самоуважение раскаиная
жизнь свобода выбора
Власть
Свобода защита от врагов
слова
поступка уважение
Контроль
частная наука вкус
жизнь природа мысли
мнение
Частная жизнь - доминирование школы
- мнение права выбора
- паспортная система
Наука – враждебна науке; вместо науки – учение TOTALIS’ – весь, целый,
полный.
(генетика-агробиология)
Природа - Берия-Курчатов
поворот рек
Арал
Чернобыль
IV. Учитель.
Объективно жизнь в тоталитарном государстве тяжела и опасна. Осознать мир тоталитарной системы таким, какое он есть на самом деле – это навсегда потерять спокойствие и уверенность в завтрашнем дне.
Несмотря на глобальную ложь пропаганды наиболее интеллигентные и внутренне не зависимые люди сохраняют свою точку зрения.
Как сказал О. Мендельштам:
« Я не смолчу, не заглушу боли,
Но начерчу то, что чертить волен.»
Какой путь в жизни, в творчестве выбрали писатели и поэты, с творчеством которых мы познакомились?
Ученики – художники защищают все свое видение пути
Ученики – филологи – свои -20 I ур.
V. Поэта, писателя можно убить, изгнать из родного дома. Но нельзя этого делать, просто не получится это по отношению к героя произведений.
Какой способ жизни выбирают герои этих авторов?
Путь героя Твардовского III гр.
Путь Ив.Денисовича III гр.
Путь Жигулина II гр.
Путь Замятина I гр.
Путь мир героини Ахматовой. I гр. 10 мин.
VI. Заполнить карту процесса (3)
Задания: Проследить взаимосвязь и последовательность развитию проблемы личности в тоталитарном государстве в изученных произведениях.
Изобразить это развитие графически.
Ключевые слова: Замятин, Жигулин, Шамамов, Твардовский, Ахматова, Солженицын.
Предупреждения, осуждения, осмысления, покаяние, память, испытание на прочность.
Солженицин
Разоблаче-
Жигулин ние, приго
Испытания вор
Ахматова на прочность
память
Шамамов
правда
Твардовский изображения
покаяние
Замятин
Предупреждения
5 мин.
VII Какие уроки жизни вы извлекли из уроков литературы. Опираясь на известные вам худ. Произведения, дайте свои пути преодоления тоталитаризма.
от вечности власти
«Благоустель»
«отец народов» к очередности
2) от безопасности для власть имущих к ответственности.
Волков
Сероманка
Следователь
3) от монополии к праву выбора
4) от должности к человеку.
5) от ритуала власти к реальной работе.
VIII Письмо. Признание в любви.
Письмо – благодарность.
IX Оценки.
X Дом.задание. Подготовка к контрольной работе.
Другие работы по теме:
Солженицын а. и. - Вопросы смысла жизни в повести а. и. солженицына раковый корпус
В России всегда были люди, которые не могли молчать тогда, когда молчание было единственным способом выжить. Одним из таких людей стал Александр Исаевич Солженицын. Российский читатель узнал о нем в начале шестидесятых после публикации в журнале “Новый мир” рассказа “Один день Ивана Денисовича”. Это произведение ввело в литературу новую лагерную тему.
Солженицын а. и. - Страшная правда о россии хх века
А. И. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГИмя А. И. Солженицына у многих из нас ассоциируется с названием произведения открывшего правду о событиях которые имели место в нашем государстве во время правления великого тирана увековечившего себя и дела свои в ше Среди факторов которые сделали возможным весь тот ужас.
Солженицын а. и. - затеряться в самой нутряной россии.
В одном из последних выступлений по телевидению. Солженицын сказал. Россия это не только. Москва и Санкт Петербург. Россия в большей степени это. Урал Сибирь Алтай Черноземье. И сегодня хранителями русских традиций и загадочной русской души являются жи е не употребляются.
Солженицын а. и. - жизнь и творчество
Александр Исаевич Солженицын современный писатель публицист гражданин. Его жизнь выстраивается какжитие. В ней были знамения с детства он любил церковное пение когда они жили в Ростове и Александр был пионером он постоянно натыкался на тюремную оче.
Солженицын а. и. - Комплексный анализ произведения
В произведении "Матренин двор" Александр Исаевич Солженицын описывает жизнь трудолюбивой, умной, но очень одинокой женщины - Матрёны, которую никто не понимал и не ценил, но всякий пытался воспользоваться её трудолюбием и отзывчивостью.
Сочинения на свободную тему - Человек и политика 1
Политика - это одна из сфер человеческой жизнедеятельности. Как и во всякой сфере, в ней есть свои профессионалы, специалисты - народные депутаты, министры, члены политических партий. А какое отношение к политике имеют остальные граждане? Можно ли сказать, что происходящее в этой сфере от них не зависит? Может быть, человек просто должен делать свою работу и совсем не интересоваться тем, что происходит в мире?
Жизнь и творчество АСолженицына
Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее под запретом, наконец-то по праву заняло свое место в истории русской литературы советского периода.
Рецензия по произведению А.И. Солженицын Гроза в горах
«Гроза в горах» - это произведение, которое я выбрал для анализа, считая что оно идеально передает взаимоотношения между человеком и природой. Произведение написано в период 1958 - 1966, когда Солженицын был в расцвете сил. «Гроза в горах» - имеет художественное направление. В нем раскрывается проблема взаимоотношения человека и природы.
Проблематика повести Александра Солженицына Раковый корпус
К творчеству великого гения, лауреата Нобелевской премии, человека, о котором так много сказано, страшно прикасаться, но я не могу не написать о его повести «Раковый корпус» - произведении, которому он отдал пусть и небольшую, но часть своей жизни, которой его старались лишить долгие годы. Но он цеплялся за жизнь и вынес все тяготы концентрационных лагерей, весь их ужас; он воспитал в себе свои собственные взгляды на происходящее вокруг, не заимствованные ни у кого; эти взгляды он изложил в своей повести.
Мироздание Александра Солженицына Архипелаг ГУЛАГ
Наш современник, возмутитель спокойствия в застойное лихолетье, изгнанник с неслыханной мировой славой, один из «зубров», литературы русского зарубежья, Александр Исаевич Солженицын соединяет в своем личностном облике и творчестве многие тревожащие наше сознание начала.
Рассказ Александра Солженицына На изломах
Судьба Александра Исаевича Солженицына была крайне сложна и тяжела – и все же это характерная судьба человека его времени. Воевавший, прошедший лагерь, высланный из страны, и вернувшийся в нее после перестройки, писатель через всю жизнь и все трудности пронес неизменными свои взгляды и творческие принципы.
А.И. Солженицын Матренин двор
В произведении “Матренин двор” Александр Исаевич Солженицын описывает жизнь трудолюбивой, умной, но очень одинокой женщины — Матрены, которую никто не понимал и не ценил, но всякий пытался воспользоваться ее трудолюбием и отзывчивостью.
Не стоит село без праведника по рассказу Матренин двор
Автор: Солженицын А.И. И мыслить устаю. Я, сделав шаг От легкой грусти В мир Ужасающих предчувствий Над черной бездною стою. В. Федоров Александр Исаевич Солженицын пришел в литературу в шестидесятые годы много видевшим и пережившим, со сложившимся характером и своей темой. Первый его рассказ “Один день из жизни Ивана Денисовича” произвел эффект разорвавшейся бомбы.
Не стоит земля без праведника По рассказу А. И. Солженицына Матренин двор
Не стоит земля без праведника (По рассказу А. И. Солженицына "Матренин двор") Автор: Солженицын А.И. Александр Исаевич Солженицын. Еще каких-то двадцать лет назад его имя запрещено было произносить, а сегодня мы восхищаемся его глубоко философскими произведениями, в которых раскрывается мастерство в изображении характеров, умение наблюдать за людьми и понимать их.
Проблематика произведений Солженицина
Автор: Солженицын А.И. В своём творчестве, а в частности в произведениях «Один день Ивана Денисовича», Солженицын затрагивает различные проблемы: проблема уважения, проблема сострадания, проблема отношений между человеком и государством, а точнее между личностью и обществом, проблема отношения к труду, проблема справедливости и несправедливости.
Солженицын А И
ПОСВЯЩАЮ всем, кому не хватило жизни об этом рассказать. И да простят они мне, что я не все вспомнил, не обо всем догадался. А. И. Солженицын А. И. Солженицын много испытал на своем жизненном пути, много пережил и выстрадал. Несмотря на то, что ему, казалось, написано было на роду превратиться в правоверного марксиста - ведь родом он из крестьян, в церковь не ходил, вступил в комсомол и стал старостой класса - Солженицын уже к началу войны вступил на путь преодоления комсомольской утопии.
Архипелаги А. И. Солженицына
В последние годы мы получили возможность познакомиться со многими произведениями, от которых волевым решением коммунистических идеологов были насильственно отлучены.
Рассказ Александра Исаевича Солженицына Матренин двор
Сегодня Александр Исаевич Солженицын, чье творчество столь долгое время было в нашей стране под запретом, широко известен – и прежде всего как автор таких громких произведений как "Архирелаг Гулаг" и другие. Однако мне он дорог в первую очередь небольшими вещами, но потрясающими по силе и языку – "Крохотки", эссе "Как нам обустроить Россию" и рассказом "Матренин двор".
Человек и государство в рассказе Александра Солженицына Матренин двор
В начале XX века Россия подверглась тяжелым испытаниям. Война и голод, бесконечные восстания и революции оставили свой отпечаток на судьбах людей. Погибло много невинных людей, среди них женщины и дети. Это была эпоха Сталина. Деспотизм и террор преследовали людей. В стране не было хлеба, и вся надежда была только на деревню.
Затеряться в самой нутряной России. По рассказу А.И.Солженицына Матрёнин двор.
"Затеряться в самой нутряной России". (По рассказу А.И.Солженицына "Матрёнин двор".) Автор: Солженицын А.И. Писателя Александра Солженицына с первого момента его появления в литературе провозглашали "новым Толстым" и по сей день приноравливают его к "новому Толстому" — или пеняют на "нового Толстого", кем он будто бы так и не стал.
А. Солженицын
/ «Архипелаг ГУЛАГ», «Один день Ивана Денисовича В настоящее время не так часто встречаются книги, чтение которых оставляло бы впечатление беседы с мудрым и понимающим тебя собеседником. Мне по-настоящему дорога всё-таки классика. Герои Лермонтова, Л. Толстого, Ф.М. Достоевского, М. Шолохова останутся в моей памяти навсегда.
Архипелаг ГУЛАГ 2
Введение 1 Критика Список литературы Введение «Архипела́г ГУЛА́Г» — художественно-историческое исследование Александра Солженицына о советской репрессивной системе в период с 1918 по 1956 годы. Основано на рассказах очевидцев, документах и личном опыте автора (по словам Солженицына).
Солженицын А.И.
Один из ведущих русских писателей двадцатого столетия. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970) "за нравственную силу, с которой он продолжил традицию русской литературы". Академик Российской Академии Наук (1997).