Автор: Блок Александр.
На сцене — обыкновенная театральная комната с тремя стенами, окном и дверью. У стола с сосредоточенным видом сидят Мистики обоего пола в сюртуках и модных платьях. У окна сидит Пьеро в белом балахоне. Мистики ждут прибытия Смерти, Пьеро ждет прихода своей невесты Коломбины, Неожиданно и непонятно откуда появляется девушка необыкновенной красоты. Она в белом, за плечами лежит заплетенная коса. Восторженный Пьеро молитвенно опускается на колени. Мистики в ужасе откидываются на спинки стульев:
«Прибыла! Пустота в глазах ее! Черты бледны как мрамор! Это — Смерть!» Пьеро пытается разубедить Мистиков, говоря, что это Коломбина, его невеста, однако Председатель мистического собрания уверяет Пьеро, что он ошибается, это — Смерть. Растерянный Пьеро устремляется к выходу, Коломбина следует за ним.
Появившийся Арлекин уводит Коломбину, взяв ее за руку. Мистики безжизненно повисают на стульях — кажется, висят пустые сюртуки. Занавес закрывается, на подмостки выскакивает Автор, который пытается объяснить публике сущность написанной им пьесы: речь идет о взаимной любви двух юных душ; им преграждает путь третье лицо, но преграды наконец падают, и любящие навеки соединяются. Он, Автор, не признает никаких аллегорий… Однако договорить ему не дают, высунувшаяся из-за занавеса рука хватает Автора за шиворот, и он исчезает за кулисой.
Занавес раскрывается. На сцене — бал. Под звуки танца кружатся маски, прогуливаются рыцари, дамы, паяцы. Грустный Пьеро, сидя на скамье, произносит монолог: «Я стоял меж двумя фонарями И слушал их голоса, Как шептались, закрывшись плащами,Целовала их ночь в глаза. …Ах, тогда в извозчичьи сани Он подругу мою усадил! Я бродил в морозном тумане, Издали за ними следил. Ах, сетями ее он опутал И, смеясь, звенел бубенцом! Но когда он ее закутал, — Ах, подруга свалилась ничком! …И всю ночь по улицам снежным Мы брели — Арлекин и Пьеро… Он прижался ко мне так нежно, Щекотало мне нос перо! Он шептал мне:
«Брат мой, мы вместе, Неразлучны на много дней… Погрустим с тобой о невесте, О картонной невесте твоей!» Пьеро грустно удаляется.
Перед зрителями одна за другой проходят влюбленные пары. двое, вообразившие, что они в церкви, тихо разговаривают, сидя на скамье; двое страстных влюбленных, их движения стремительны; пара средневековых любовников — она тихо, как эхо, повторяет последние слова каждой его фразы.
Появляется Арлекин: «По улицам сонным и снежным Я таскал глупца за собой! Мир открылся очам мятежным, Снежный ветер пел надо мной! … Здравствуй, мир! Ты вновь со мною! Твоя душа близка мне давно! Иду дышать твоей весною В твое золотое окно!» Арлекин выпрыгивает в нарисованное окно — бумага лопается. В бумажном разрыве на фоне занимающейся зари стоит Смерть — в длинных белых одеждах с косой на плече.
Все в ужасе разбегаются. Неожиданно появляется Пьеро, он медленно идет через всю сцену, простирая руки к Смерти, и по мере его приближения ее черты начинают оживать — и вот на фоне зари стоит у окна Коломбина. Пьеро подходит, хочет коснуться ее руки — как вдруг между ними просовывается голова Автора, который хочет соединить руки Коломбины и Пьеро. Внезапно декорации взвиваются и улетают вверх, маски разбегаются, на пустой сцене беспомощно лежит Пьеро.
Жалобно и мечтательно Пьеро произносит свой монолог: «Ах, как светла та, что ушла (Звенящий товарищ ее увел). У пала она (из картона была). А я над ней смеяться пришел. <…> И вот стою я, бледен лицом, Но вам надо мной смеяться грешно. Что делать! Она упала ничком… Мне очень грустно. А вам смешно?»
Другие работы по теме:
Полиметрия
В рамках одного произведения могут сочетаться части, которые либо организованы в соответствии с принципами разных систем стихосложения, либо – если поэт пользуется только формами силлабо-тоники - обладают особыми метрами или размерами.
1. предтечи русского символизма манифесты символизма в россии 4
Франции в 1880–1890 и получившее широкое распространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре многих европейских стран на рубеже 19–20 вв. Огромное значение символизм имел в русском искусстве этого же периода, приобретшего в искусствоведении определение «Серебряный век»1
2 Философия и общественная мысль 14
Но в этом веке, возможно более, чем когда-либо, гении и таланты гибли в бесконечных катаклизмах эпохи: в мировых войнах, революциях, репрессиях тоталитаризма, они страдали в эмиграции от непонимания, терзались от безысходности и ностальгии. 1
Подмосковные прогулки
Прогулка по замечательным местам Москвы, Дорогомилово, Поклонная гора, Кутузовская изба, Покровское на Филях, Фили, Кунцево, Крылатское.
Эстетическая игра в лирике Игоря Северянина
Игорь Северянин – фигура сложная и неординарная в ряду поэтов своего времени. Его творчество удивительно многомерно и многогранно, художественный мир отличается необычно богатой и яркой образностью. В суждениях об этом поэте часто преувеличивали «позу воинствующего эстетства», считая его стихи апофеозом мещанского самодовольства, коктейлем банальных восторгов, словесных изысков и галантерейной пошлости.
Балаганчик 2
Балаганчик Автор: Блок А.А. Посвящается Всеволоду Эмильевичу Мейерхольду ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА Коломбина. Пьеро. Арлекин. Мистики обоего пола в сюртуках и модных платьях, а потом в
Сатира в творі Булгакова Майстер і Маргарита
Сахалінський державний університет Інститут філології Кафедра російської та Зарубіжної літератури Р Е Ф Е Р А Т Сатира в творі М. Булгакова «Майстер і Маргарита» Студентки 5 курсу Б групи Соловйової А.В.
Эстетика и поэтика русского акмеизма
Литературное течение акмеизма возникло в России в начале 1910-х годов. К 1910 году между символистами обозначился явный раскол. Поводом его стал доклад одного из "младших" символистов Вяч. Иванова "Заветы символизма", в котором признанный теоретик символизма выдвигал на первый план как главную задачу символистского движения его теургическое воздействие, "жизнестроительство", "преображение жизни".
Александр Александрович Блок 2
г. Барнаул Доклад по теме: Александр Александрович Блок Ученика 11 класса “Б” школы № 110 Толстова Дмитрия 2009 Семья. Детство и образование. Отец, Александр Львович Блок, - юрист, профессор права Варшавского университета, мать, Александра Андреевна, урожденная Бекетова (во втором браке Кублицкая-Пиоттух) - переводчица, дочь ректора петербургского университета А.
А.А. Блок
АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК 1880 - 1921 "Здpавствуйте , Александp Блок. Лафа футуpистам , фpак стаpья pазлазился каждым швом". Блок посмотpел -
Александр Блок
– крупнейший русский поэт, формирование которого, как поэтической личности проходило в непростых условиях исторической жизни России на рубеже XIX-XX веков. Блок жил и творил на рубеже двух миров: в эпоху подготовки и осуществления величайшего в истории человечества социального перелома – революционного изменения общества.
Поэт серебряного века М.А. Кузьмин
Биография и творчество Кузьмина. Поэт, прозаик, критик, переводчик, композитор и музыкант. Десяток стихотворных сборников, пять дореволюционных "книг рассказов", десятки рецензий и литературно-критических статей, множество работ для театра.
А.А. Блок
АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК 1880 - 1921 "Здpавствуйте , Александp Блок. Лафа футуpистам , фpак стаpья pазлазился каждым швом". Блок посмотpел -
Великий русский поэт Александр Андреевич Блок
Знакомство Александра Александровича Блока с А. Белым и В. Брюсовым. Становление Блока-поэта. Жизнь в голодном Петербурге. Тема любви. Образ Незнакомки. Творческий кризис. Поэтические произведения. Переосмысление революционных событий и судьбы России.
Серебряный век русской культуры 5
Серебряный век русской культуры Конец XIX — начало XX вв. — это время, когда художественная культура была представлена не только критическим реализмом, но и рядом других направлений и методов, оно вошло в историю как серебряный век русской культуры. Это сложный, противоречивый взлет и одновременно упадок культуры.
Символизм
Литература 900-х гг. развивается непосредственно под знаком нарастания, осуществления и подражания революции 1905.
Розвиток іспанської музики
Дослідження іспанського відродження, становлення життєвого устрою і народного характеру. Вивчення життєвого шляху і творчості композитора Мануеля де Фалья, огляд його концертів, балетів та п'єс. Аналіз форм андалуського фольклору: фламенко і канте фордо.
Драматичний театр та кінематограф Харківщини у ХХ столітті
Театральне і культурне життя як на професійному, так і на аматорському рівні кінця XIX - початку XX століття у Харкові. Театральні діячі у становленні українського та російського модерного драматичного мистецтва. Виникнення і розвиток кінематографу.
Закушняк, Александр Яковлевич
Александр Яковлевич Закушняк (1879—1930; псевдоним Самарский) — российский и советский артист театра и эстрады, чтец, основоположник реалистической школы литературного рассказывания, создатель жанра вечера рассказа[1]
Блок Александр Александрович
В молодые годы блока часто сравнивали с аполлоном, в зрелые — с данте. "лицо александра блока, — писал м. А. Волошин, — выделяется своим ясным и холодным спокойствием, как мраморная греческая маска.
Александр Блок
Блок Александр Александрович (1880–1921) — поэт, один из самых выдающихся представителей русского символизма. По отцу, профессору-юристу, потомок обрусевшего выходца из Германии, придворного врача (въехал в Россию в середине XVIII в.).
Асеев Николай Николаевич
Асеев Николай Николаевич [1889–] — совр. русский поэт. В войну 1914–1918 мобилизован. После Октябрьской революции живет во Владивостоке, работает на бирже труда, затем в полулегальной советской газете.
Хоакин Родриго
Произведения мастера, оставившего след в новой испанской музыке, остались почти неизвестны в других странах, причиной этого, во многом, стали трагические события второй половины 30-х годов ХХ столетия.
Богословский Никита Владимирович
Никита Владимирович Богословский - один из выдающихся отечественных композиторов, дирижеров, пианистов и литераторов. Первым его сочинением был вальс, написанный им в 8-летнем возрасте и посвященный дню рождения дочери Л.О.Утесова.
Мейерхольд Всеволод Эмильевич
Карл Казимир Теодор Мейерхольд родился 28 января (9 февраля) 1874 года в Пензе в обрусевшей немецкой семье владельца винно-водочного завода Эмилия Федоровича Мейерхольда и его жены Альвины Даниловны (урожденной Неезе).