В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — Григори Александрович Печорин задает вопрос: «Неужели зло так привлекательно?» Он задает этот вопрос самому себе, размышляя о себе, своем поколении, после чего приходит к выводу, что привлекательность зла — болезнь своего века. Такой парадоксальный вывод невольно вызывает размышления: как может быть привлекательным зло? И тут невольно вспоминаются слова о том, что «благими намерениями вымощена дорога в ад» или слова М.М. Пришвина о том, что «настоящее зло … всегда ходит на костылях добродетели…». Вот и получается, что при всем своем полярном различии Добро и Зло всегда присутствует рядом. Иногда они становятся частью человека, как это и происходит с Печориным. Благодаря сложной композиции романа «Герой нашего времени» в пяти составных частях герой показан с различных ракурсов, что особенно подчеркивает его неординарность и сложность натуры. Печорин никому не желает зла, но невольно его совершает каждый раз, когда ему кажется, что он делает добро. Невозможно представить, чтобы блестящий офицер, потомственный дворянин, увидев впервые юную дочь «мирного» горского князя, пожелал бы ей зла. Конечно же, нет. Печорин в глубине души был уверен, что сделает Бэлу счастливой. Ведь ему было достаточно даже беглого взгляда, чтобы понять особенности кавказского быта, строгость воспитания, воздержанность. Правда, ему скоро наскучила эта любовная игра, и все закончилось смертью Бэлы. Потеряв Бэлу, Печорин признался, что сам не знает, «глупец я или злодей; …но то верно, что я также очень достоин сожаления».
Добро и зло постоянно присутствуют в Печорине, приводя к некоторой раздвоенности героя. Позже известный критик Белинский определил это состояние как некую рефлексию. Критик писал, что «в самом деле, в нем два человека: первый действует, второй смотрит на действие первого и рассуждает о них, или лучше сказать, осуждает их». Печорин, действительно, был очень добр по отношению к Максиму Максимовичу, пока они жили вместе в отдаленной крепости, и, возможно, он даже предположить не мог, какую злую обиду нанесет милому старику элементарным равнодушием. Однако особенно ярко печоринское зло, ходящее на «костылях добродетели» проявилось в части романа, названного «Журнал Печорина», в «Княжне Мери». Для шестнадцатилетней петербургской красавицы Мери Лиговской встреча с Печориным на Кавказских Минеральных водах стала самым большим злом в жизни девушки. Зло, приведшее девушку к тяжелой болезни и разочарованию. При этом, естественно, Печорин не производил впечатления злодея. Отнюдь, его поступки говорили о прекрасном воспитании и добром характере. Так, именно Печорин спас девушку от скандала во время танцевального вечера. Именно Печорин вызвал на дуэль Грушницкого, посмевшего распространять о Мери мерзкие сплетни. Сам же Печорин признается, что он всегда «глубоко чувствовал добро и зло… Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть». Жертвы Печорина уничтожаются не столько физически, сколько нравственно. В нем проявляется индивидуальный демонизм: «Собранье зол его стихия». В «Княжне Мери» Печорин рассказывает о единственной женщине на свете, которую он по-настоящему любил, о Вере. Но и для Веры он был подобно Злому Гению. Печорин знал, что Вера очень больна, что она вторично вышла замуж из-за сына, т.к. брак с пожилым и богатым Семеном Васильевичем Г. гарантировал ей покой и стабильность. Отчего же Печорин все время стремится разрушить этот чужой мир? Он скачет за Верой, чтобы только попрощаться с ней. Возможно, этот эпизод стал в некотором роде ключевым. Человек скачет за смертельно больной женщиной, чтобы удовлетворить свое честолюбие. Но, когда под ним погибает лошадь и он понимает, что все кончено, неожиданно раскрывается новый Печорин. Он лежал долго на земле и плакал как ребенок. «Мне, однако, приятно, что я могу плакать!… Все к лучшему! Это новое страдание, говоря военным слогом, сделало во мне счастливую диверсию».
Печорин прожил недолгую жизнь, он погиб по дороге из Персии, когда ему было чуть больше тридцати. А.И. Герцен, говоря от лица «лермонтовского» поколения, утверждал, что Печорин выразил «действительную скорбь и разочарованность тогдашней русской жизни, печальный рок лишнего, потерянного человека», за злом которого всегда стояло добро.
Другие работы по теме:
Литературный герой МАРТИН ФЬЕРРО
Мартин фьерро исп. Martin Fierro герой эпической поэмы аргентинца. Хосе Эрнандеса Мартин Фьерро перв книга под назв. Гаучо Мартин Фьерро завершение во втор книге. Возвращение Мартина Фьерро. М. Ф.
Михаил Лермонтов стихотворение Дума
Михаил Лермонтов стихотворение 8220 Дума 8221 В январском номере “Отечественных записок” за 1839 год впервые было опубликовано стихотворение Лермонтова “Дума”. “Черной страницей в истории России” назвал этот период И.А. Герцен. Реакция не смогла заглушить голос М.Ю.
Печорин
В предисловии к роману герой характеризуется как «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Но все же по ходу повествования многие поступки Печорина находят свое оправдание.
Рецензия на прочитанную книгу роман Михаила Лермонтова Герой нашего времени
Большой след в моем сознании оставил роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Для меня прежде всего необычайно ценно и дорого то, что в романе поднимаются жизненно важные проблемы, такие, как проблема счастья, проблема добра и зла, проблема предопределения и свободы, своеволия. Главному герою Лермонтова необходимо решение всех этих проблем с единственной целью, чтобы глубже понять смысл жизни.
Образ Печорина по роману Михаила Лермонтова Герой нашего времени
Образ Печорина по роману Михаила Лермонтова 8220 Герой нашего времени 8221 Белинский видел в характере Печорина “переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем”.
Соня олицетворение горя людского
(по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Соня, тихая Соня… Маленькая, хрупкая, пугливая, с робким выражением ясных синих глаз… Почему, почему ей отпущено столько горя, зачем эти прекрасные глаза полны слез? Она еще почти совсем ребенок, а за спиной уже восемнадцать лет лишений, разочарований и потерь.
Встреча Печорина с Максимом Максимычем
Композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» такова, что в первой главе мы узнаем о Печорине только со слов Максим Максимыча — пожилого офицера, много лет прослужившего на Кавказе. Во второй главе, которая так и называется — «Максим Максимыч», мы видим Печорина глазами автора, от чьего лица ведется повествование.
Герой нашего времени Лермонтова социально-психологический роман
Великого русского поэта М. Ю. Лермонтова есть все основания считать родоначальником отечественной прозы. Если А. С. Пушкина принято считать создателем первого реалистического стихотворного романа о современности, то, на мой взгляд, Лермонтов является автором первого социально-психологического романа в прозе, развернуть эту тенденцию Лермонтову помешала смерть.
Лермонтов наш современник
Что такое для нас Лермонтов? Как объяснить то ощущение грусти и нежности, тоски и гордости, которое охватывает, едва открываешь томик его стихов, едва бросаешь взгляд на странное молодое лицо с печальными глазами, лицо человека, обреченного на долгие страдания и такую короткую жизнь?
Тема одиночества в творчестве Лермонтова
Тема конфликта человека и общества, начатая Байроном, получила свое развитие в сочинениях и Пушкина, и Лермонтова не случайно. Дело в том, что «английский сплин», которым был болен Чайльд Гарольд, имеет аналогию — «русскую хандру». «Русская хандра» получила такое широкое распространение, что стала поистине болезнью века, и величайшие русские писатели не могли, конечно, не отразить это явление в своих произведениях.
Максим Максимыч и не подозревает, как глубока и богата его натура, как высок и благороден
Максим Максимыч 8230 и не подозревает, как глубока и богата его натура, как высок и благороден он Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — одно из первых реалистических произведений в русской классической литературе. Максим Максимыч является одним из центральных героев произведения. Это добрый и обаятельный человек, прошедший суровую школу жизни, но не ожесточившийся, привыкший правильно оценивать каждую сложившуюся ситуацию, но не чуждый душевной мягкости, не утративший веру в лучшие человеческие начала.
Стихотворение Лермонтова Выхожу один я на дорогу
М.Ю. Лермонтов умер рано, не дожив даже до 27 лет. Творческий гений его не успел раскрыться полностью и оправдать тех великих надежд, которые возлагала на него русская литература. Однако и то, что осуществил поэт, оставило глубокий след в истории литературы и поставило Лермонтова в один ряд с величайшими русскими писателями.
Тема любви в лирике Есенина
Поэтическое сознание, как правило, острее переживает любые эмоции. Любовь для него может стать как необычайным счастьем, так и величайшей в мире трагедией.
Тема творческой личности в лирике Лермонтова
Вот уже в который раз, но всегда с волнением и трепетом открываю томик стихотворений Лермонтова. На первой странице портрет поэта. Больше всего в нем поражают глаза - глубокие, умные, проникающие в душу, глаза, которые производили неотразимое впечатление на современников. Снова и снова перечитываю любимые стихи, они звучат во мне, я как будто слышу низкий, бархатистый голос Лермонтова, читающий о пламенной страсти к свободе - страсти, испепелившей душу гордого Мцыри:
Патриотические мотивы в лирике Лермонтова 2
Патриотические мотивы в лирике Лермонтова М. Ю. Лермонтов страстно и вдохновенно любил свою родину, свой самобытный народ, природу России-матушки. Любить отчизну в представлениях поэта-гражданина значило ненавидеть тех, кто держал народ в цепях рабства, бороться за его свободу и счастье. Поэту горько сознавать, что Россия — «страна рабов», покорно несущих гнет лживой, бесчувственной знати.
Тема одиночества в поэме Лермонтова Мцыри
«Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок…» Эти строки — из поэмы «Мцыри», поэмы, органично вписывающейся в творчество Лермонтова мотивом трагического одиночества.
Настоящее зло ходит всегда на костылях добродетели Пришвин
Добро и зло вроде бы два полярных понятия, в лингвистике они являются антонимами. Но так ли это? Не совсем. Добро и зло всегда идут рука об руку, как сестры-близнецы, всегда дополняя друг друга. Нет добра без зла, нет зла без добра. Очень часто добро и зло становятся частью человека. Очень хорошо об этом сказал Александр Исаевич Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГ»: «…линия, разделяющая добро и зло, пересекает сердце каждого человека…
Сочинение-вывод на тему Образ Печорина в романе М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Сочинение-вывод на тему 8220 Образ Печорина в романе М.Ю. Лермонтова 8220 Герой нашего времени 8221 Эпиграф: “Я давно уж живу не сердцем, а головою… Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его”. (Печорин, “Герой нашего времени” ) Михаил Юрьевич Лермонтов в своих произведениях затрагивал проблемы нравственности и моральности, зная при этом, что не каждый читатель поймет истинную суть его изложений.
Значение Лермонтова в истории русской литературы
Автор: Лермонтов М.Ю. Значение Лермонтова в истории русской литературы определяется прежде всего тем, что его поэзия, по выражению Белинского,— «совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Творчество Лермонтова с наибольшей полнотой и с предельной художественной силой выразило идейные течения и настроения, характерные для 30-х годов XIX века.
Отношение Печорина к миру и собственной личности по роману М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Отношение Печорина к миру и собственной личности (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени") Автор: Лермонтов М.Ю. В предисловии к роману Лермонтов так охарактеризовал главного героя: « Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии ». Автор хотел показать « современного человека, каким он его понимает, и к его и вашему несчастью, слишком часто встречал».
Образ Печорина
Автор: Лермонтов М.Ю. (По роману “Герой нашего времени” ) Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. М. Лермонтов
Герой нашего времени М.Ю.Лермонтова как психологический роман 2
«Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова как психологический роман Автор: Лермонтов М.Ю. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» считают первым русским социально-психологическим и философским романом. В связи со стремлением автора раскрыть «историю души человеческой» роман Лермонтова оказался насыщенным глубоким психологическим анализом.
Печорин - портрет своего поколения по роману Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. В романе “Герой нашего времени” Михаил Юрьевич Лермонтов затрагивает те же проблемы, которые часто звучат в его лирике: почему умные и энергичные люди не могут найти себе место в жизни, почему они “старятся в бездействии”? Роман состоит из пяти частей: “Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист”.
Из двух друзей всегда один раб другого (Лермонтов Герой Нашего времени)
Сочинение-опровержение. Из двух друзей, всегда один раб другого. Эту нелепую фразу сказал Печорин - герой произведения М. Ю. Лермонтова "Герои Нашего времени". Я считаю, что его утверждение не верно, так как дружба основана на равноправии, взаимоуважении и на взаимном доверии. Такая мысль могла прийти в голову Печорина только потому, что у него самого не было никогда настоящих друзей.
Герой нашего времени социально-психологический роман
Задача каждого писателя – передать в своём произведении образ своего современника и через него отразить своё время и свои идеалы. Каков он — герой своего времени? Да, он разный, как разно и время, в которое он жил. У Грибоедова – Чацкий, у Пушкина – Онегин… Не успели отгреметь страсти вокруг Онегина, умного, неудовлетворенного существующей действительностью, жизнь которого так и прошла без пользы, как вслед за ним появился другой герой — Григорий Печорин, молодой человек, представляющий поколение 30-х годов XIX века из романа M.Ю.
Фатализм Печорина по роману М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Фатализм Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени") Автор: Лермонтов М.Ю. В романе "Герой нашего времени" Михаил Юрьевич Лермонтов рассуждает о том, почему умные и энергичные люди не находят применения своим недюжинным способностям и "вянут без борьбы" в самом начале своего жизненного пути.
Образ Печорина по роману М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Образ Печорина (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени") Автор: Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков нашего поколения, в полном их развитие. В дневнике Печорина мы находим его искреннюю исповедь, в которой он раскрывает все свои действия и поступки».
Романтизм в поэме Лермонтова Мцыри и Песне про купца Калашникова
М.Ю. Лермонтов написал 29 поэм, причем некоторые из них (например, поэма "Демон") имеют по несколько редакций. Считается, что в любой из них, несмотря на их очевидное внешнее различие, можно обнаружить признаки романтизма – литературного направления, принципов которого Лермонтов придерживался на протяжении всего своего творческого пути.