Всем своим творчеством Чехов хотел пробудить в людях желание «беречь в себе человека». Чехов вел читателя через самое понятное и близкое для него к большим обобщающим выводам о всей системе жизни, пробуждая общественное гражданское сознание. Громким протестом против душевной пошлости «небокоптителя» выступил писатель в цикле рассказов, где созданы «типичные образы существователей».
В рассказе «Смерть чиновника» Чехов разоблачает чинопочитание и подхалимство — типичные черты чиновников. В рассказе изображается внешне забавный, а по существу трагичный случай: мелкий чиновник Червяков нечаянно чихнул в театре на лысину важного генерала, потерял спокойствие, ожидая сурового наказания, и, после неоднократных и неумелых попыток извиниться, умирает, по сути, от страха. В этом небольшом эпизоде многие современники Чехова, как в зеркале, увидели себя. В этом рассказе сквозь внешний комизм положений мы видим подлинный трагизм рабской психологии.
На первый взгляд смешон со своим стремлением прятать самого себя и все окружающее в «футляр» учитель..Беликов. Но по существу — это грозный мракобес — порождение реакции, живущий в вечном страхе «как бы чего не вышло». Беликов — верный блюститель официальных инструкций, душитель свободы, инициативы, фискал и доносчик, был страшен не только для гимназии, но и для всего города: запуганные им люди боятся громко говорить, ходить в гости, читать книги, устраивать спектакли и так далее. Образ Беликова — глубоко типичный образ, в котором с большой силой обличены черты прислужников царизма, показано влияние правительственной реакции на человеческую жизнь, личность.
Чехов нарисовал и другие типы людей, живущих «футлярной» жизнью. В рассказе «Крыжовник» мы видим человека, у которого мечта о счастье сводится к крохотному счастьицу мелкого приобретателя, а собственный крыжовник становится идеалом, заменяющим любовь и свободу. Чимша— гималайский теряет человеческое: «он потолстел, обрюзг, того гляди и хрюкнет в одеяло». Разве не ужасно наблюдать моральную деградацию человека, серость, безыдейность обывательской жизни? Разве не ужасно видеть самую «образованную и талантливую семью в городе» — семью Туркиных, где самолюбование и уверенность в своих дарованиях являются основными их «недурственными чертами»?
Историей доктора Старцева Чехов пытается встряхнуть обывателя, показывая, к чему приводит затхлая мещанская атмосфера. В начале жизненного пути у молодого доктора разнообразные жизненные интересы, свойственные интеллигентному молодому человеку. Он чувствует красоту природы, интересуется искусством и литературой, ищет сближения с людьми, он может любить, волноваться, мечтать. Но постепенно Старцев утрачивает все человеческое, духовно опускается и замыкается в своем мирке, в котором теперь важны лишь деньги, карты да сытный ужин.
Отказ от гражданских идеалов, стремление к приобретательству и наживе, омертвение души — все это следствие мещанской жизни. Истории, рассказанные Чеховым, невольно вызывают в читателе протест против уклада жизни тогдашней России, который превращает человека в духовного урода. Критика того строя жизни, который морально опустошает человека, превращая его в раба мелких страстей; непримиримая борьба с обывательщиной, пошлостью и рабской забитостью личности — одна из важнейших тем творчества Чехова.
Другие работы по теме:
Маяковский в. в. - Драматургия
Жанровое многообразие творчества. Владимира Владимировича Маяковского несомненное свидетельство его таланта. Он яркий поэт создал драматические произведения. Клоп и Баня Мистерия Буфф мечтал написать роман.
Чехов а. п. - Герои юмористических рассказов а. п. чехова
Антон Павлович Чехов великий русский писатель реалист. Чехов в своем творчестве использует разные жанры и сценки и анекдоты и фельетоны и рассказы. В своих рассказах главными врагами. Чехов называл ложь лицемерие и произвол говорил о вдохновенном тр В рассказе.
Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней по произведениям А. П. Чехова.
Автор: Чехов А.П. Главными врагами Чехова были ложь, лицемерие, пошлость, и всю жизнь он, по мере своих сил, старался бороться с пороками. Свой протест против этого Чехов выражал в своих рассказах. Особенно это хорошо видно в его поздних рассказах, написанных в последние годы жизни. Проанализировав увиденное, Чехов создает рассказы, в которых он протестует против существующей жизни.
Человек и среда в рассказе Чехова Ионыч
Чехов всей душой ненавидел обывательщину, которая засасывает человека, корежит его душу, убивает в нем все лучшее. «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», — говорит Чехов устами доктора Астрова в пьесе «Дядя Ваня». За этого прекрасного человека он боролся всем своим творчеством.
Образы футлярных людей в рассказах Чехова
В своих небольших рассказах Чехов ставил большие проблемы современности, глубоко исследовал жизненные явления, обнажая причины социального неустройства; Чехов с болью видел, что в условиях реакции русская интеллигенция открыто пошла на разрыв с идеалами прогресса и демократии.
Тема ответственности человека за свою судьбу в прозе Чехова
Антон Павлович Чехов — один из самих читаемых в мире прозаиков. Он прожил в двадцатом веке всего несколько лет, но искусство этого столетия неотделимо от его имени. Облик Чехова — человека и писателя — не тускнеет, он остается дорогим для людей всех стран и континентов. Его знают и любят миллионы, но к каждому он приходит как незаменимый, единственный в своем роде друг.
Над кем и чем смеется Чехов в своих рассказах
Величайший русский писатель и драматург А. П. Чехов — автор многих сатирических и юмористических рассказов, о которых можно сказать «такие смешные грустные истории». В них он высмеивал такие человеческие изъяны, как лицемерие, рабское поклонение, задабривание к начальству, грубость, необразованность, нахальство, отсутствие чувства собственного достоинства.
Чем мне Близок Чехов
Почти у каждого из нас есть писатель, который нам дороже, ближе всех остальных, у которого привыкли искать ответы на те вопросы, которые часто возникают в нашей жизни. Таким писателем стал для меня Антон Павлович Чехов.
Тема духовного перерождения человека в рассказах Антона Чехова
Чехов – мастер короткого рассказа, и предметом исследования в них чаще всего для писателя становится внутренний мир человека. Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, их пустую и бесцельную жизнь, лишенную высоких стремлений и идеалов. Главный вопрос, которым задается А.
Образы футлярных людей в рассказах Антона Чехова
В своих рассказах А. П. Чехов постоянно обращается к теме «маленького человека». Персонажи Чехова – духовные рабы общества, лишенного высших ценностей и смысла жизни. Томительная, будничная, серая действительность окружает этих людей. Они замкнулись в мирке, который сами себе создали.
Анализ пьесы А.П. Чехова Вишневый сад
Автор: Чехов А.П. Пьеса «Вишневый сад» - последнее драматическое произведение Чехова, печальная элегия об уходящем времени «дворянских гнезд». В письме к Н.А. Лейкину Чехов признавался: «Ужасно я люблю все то, что в России называется имением. Это слово еще не потеряло своего поэтического оттенка».
Народ в произведениях А.П.Чехова
Автор: Чехов А.П. Все ждут и на что-то надеются... А.Чехов В пору зрелости внимание А.П.Чехова концентрируется на двух основных сферах: люди интеллигентного сословия и люди из народа. Он создает цикл "мужицких" повестей и рассказов: "Мужики" , "Новая дача" , "В овраге".
Рецензия на рассказ А. Чехова Тоска.
Автор: Чехов А.П. Войдя в русскую литературу, Чехов выступил мастером “малой” формы. Это великий художник слова. Он способен передать в небольшом рассказе всю жизнь человека, придерживаясь сформулированных им самим правил: “писать талантливо, то есть коротко” и “краткость — сестра таланта”. За его пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали, за короткими диалогами и монологами, за маленькими подробностями внимательный читатель всегда различает не названные автором, но ясно видимые глубины жизни.
Изображение повседневной жизни в произведениях А. Чехова
Автор: Чехов А.П. А. П. Чехов из тех писателей, которые глобальные вопросы человеческого бытия поднимают через изображение обычной повседневной жизни конкретных персонажей. Диагностируя “болезнь” одного человека, он диагностирует “болезни” мира.
Обличение мещанства и пошлости в рассказе А. П. Чехова Ионыч
Автор: Чехов А.П. В рассказе Чехова «Ионыч» писатель обращается к теме интеллигенции. Эта тема широко обсуждалась литературной общественностью. Критике подвергались пошлость, отсутствие общественных запросов, сосредоточенность па сфере быта, равнодушие к социальным проблемам. Эти пороки русской интеллигенции нашли свое художественное воплощение в заглавном персонаже чеховского рассказа.
Драматургия
Автор: Чехов А.П. Как стилист Чехов недосягаем. В. Трофимов Краткость — сестра таланта. А. Чехов Антон Павлович Чехов всю жизнь тяготел к театру. Пьесы для любительских спектаклей были его первыми юношескими произведениями. Рассказы Чехова настолько насыщены диалогами, с помощью которых автор стремится выразить основные мысли персонажей, что они прямо-таки просятся на сцену.
Рецензия на повесть А.П.Чехова "Степь"
А.П.Чехов признанный мастер маленького сатирического рассказа, и приступая к чтению повести "Степь", я ожидал насладиться мастерством Чехова, который посредством иронии, уничижительным юмором борется с пошлостью, нравственной низостью.
А.П. Чехов и русский театр
Особенности драматургии Чехова, эстетика пьес, их жанровое разнообразие. Драматургия Чехова в современном театре, возможность новых интерпретаций.
А. П. Чехов — обличитель мещанства и пошлости
Мещанство и пошлость связаны, паразитируя на человеке, они «взаимно обогащаются», принимая различные виды и формы. О многоликости этих людских пороков писал А. П. Чехов, борясь с ними своими произведениями.
Эволюция доктора Старцева
Перед нами четыре этапа жизненной истории доктора Старцев а. В раскрытии содержания этих четырех этапов Чехов лаконично демонстрирует постепенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления, потерю активности.
Дочь Альбиона
Автор: Чехов Антон. Уездный предводитель дворянства Федор Андреич Отцов, приехавший в гости к помещику Грябову, находит хозяина у реки во время ловли рыбы с английской гувернанткой. Грабов вовсю обсуждает Уильку Чарльзовну Тфайс в самых нелестных тонах («кукла», «длинный гвоздь», «кикимора», «тритон») — мол, она все равно не понимает.
Нравственные качества человека в рассказе Чехова Ионыч
Автор: Чехов А.П. Антон Павлович Чехов жил и творил более века назад. Но, несмотря на это, вопросы, затрагиваемые Чеховым в его творчестве, до сих пор актуальны, так как они главные во все времена – в чем смысл жизни, каким должен быть человек? Рассмотрим этот вопрос на примере произведения «Ионыч».
Биография Антона Павловича Чехова 2
Антон Павлович Чехов родился 17 (29) января 1860 года в городе Таганроге. В семье, кроме него, было еще 5 детей – четыре брата и сестра. Отец Антона Павловича, бывший приказчик, был хозяином мелочной лавки. Сам себя он называл «коммерсантом». Своих детей Павел Егорович содержал в строгости.
Анализ произведения
Автор: Чехов А.П. Рассказ "Толстый и тонкий" написал Антон Павлович Чехов, живший в 1860-1904 г. Темой расказа стала встреча двух бывших одноклассников на вокзале. Их из описания сразу становится понятно, что "толстый" - человек богатый: от него пахло дорогими духами и он мог позволить себе дорогой обед.
Сочинение по рассказу А.П. Чехова Ионыч.
Автор: Чехов А.П. Антон Павлович Чехов является, пожалуй, самым «легким» автором для чтения. Его «конек» - небольшие, но очень емкие рассказы. Чехов презирает всякого рода убожества, пошлость, ограниченность людей.
Чем мне близок Антон Павлович Чехов 2
Чем мне близок Антон Павлович Чехов? Автор: Чехов А.П. Почти у каждого из нас есть писатель, который нам дороже, ближе всех остальных, у которого мы привыкли искать ответы на вопросы, так часто возникающие в нашей жизни. Таким писателем стал для меня Антон Павлович Чехов.
Чем мне близок Антон Павлович Чехов
Автор: Чехов А.П. Впервые я познакомилась с творчеством Антона Павловича Чехова, когда была еще совсем маленькой. Рассказы «Детвора», «Каштанка», «Ванька» были первыми книгами, которые я прочитала сама. Они оставили глубокий след в моей памяти и в моей душе. Нельзя без волнения читать о судьбе маленького Ваньки, не переживать за потерявшую хозяина Каштанку.
Почему доктор Старцев стал "Ионычем"
Цикл рассказов "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви". Дмитрий Ионыч Старцев, его молодость и постепенное физическое и моральное старение.
Мастер короткого рассказа
Антона Павловича Чехова по праву можно назвать величайшим мастером короткого рассказа. Рано началось у Антоши увлечение театром и литературой. Вместе с этим шли и первые литературные опыты. Гимназистом четвертого класса Антоша сотрудничал в рукописном журнале, выходившем под редакцией ученика старшего класса.
Образ доктора Старцева в повести Чехова Ионыч
Одна из главных тем творчества Чехова — разоблачение «пошлости пошлого человека», особенно в быту и настроениях интеллигенции. Тема «Ионыча» — изображение мертвенной силы обывательщины и пошлости. Чехов рассматривает историю образованного, дельного врача Дмитрия Ионыча Старцева, превратившегося в провинциальной глуши в нелюдима и черствого эгоиста.
Идейное и художественно свообразие пьесы Вишнёвый сад
Идейное и художественно свообразие пьесы "Вишнёвый сад" Автор: Чехов А.П. Значительные в жизни каждого человека события обнаруживаются в скромных будничных обыденных проявлениях.Чехов искуственно привлекает наше внимание к ним.Поэтому наше внимание из текста уходит в подтекст.
Чехов и Чайковский
Великих художников России, великих современников — Чайковского и Чехова связывали теплые дружественные отношения. «Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, — до такой степени я уважаю его».