Стихи Гумилева — «высокое косноязычие» самой судьбы. В его трудах столь высоки притязания и надежды, так ясен удел, так неколебима вера:
Не спасешься от доли кровавой,
Что земным предназначила твердь.
Но молчи несравненное право —
Самому выбирать свою смерть.
Многолетние запреты и редкостные по тиранической тупости шельмования самого имени поэта были занятием хотя и усердно мерзким, но обреченным. И вовсе не Гумилев сегодня вернулся к нам. Это мы возвращаемся к нему, стряхнув полицейские сны, на свет божий, к самим себе. И к великой русской поэзии нашего зека — нерукотворному свидетельству подлинности бытия, неслучайности мира и человека.
«Божественность дела поэта» Гумилев стремился доказать и утвердить всеми доступными человеку средствами на личном примере. В этом смысле, как это ни странно звучит, Гумилев погиб не столько за Россию, сколько за поэзию…»— писал Георгий Иванов, друг и ученик Гумилева.
Человек судьбы неизбежно становится человеком-легендой. Именно так, и таким пребывал и пребывает Николай Гумилев в «русском мифе», в нашем национальном мире. Один из современников иронически заметил, что Гумилеву «всю жизнь было шестнадцать лет». Да, до конца дней поэт оставался «русским мальчиком», в единственном, святом (по Достоевскому) смысле.
Русская литература первой четверти XX века непредставима без содеянного Гумилевым. Прекрасный поэт, прекрасный мастер стихотворного перевода, умный и проницательный критик, человек действия — он и просто «любим на Руси». Как издавна любят на ней, с горестным восхищением, своих великих и несчастных поэтов.
Все души милых на высоких звездах.
Как хорошо, что некого терять и можно плакать.
Царскосельский воздух
Был создан, чтобы песни сотворять.
Так писала Анна Ахматова на смерть Гумилева. Он не сомневался в несомненном, был бодр и тверд духом — жил, писал, любил, Никогда не исчезал, и надо думать, никогда не исчезнет из стихий, слагающих русскую судьбу.
И тому свидетельство — предсмертные стихи Георгия Иванова, созданные в изгнании, но уверенно возмещающие неизбежность возвращения, неистребимость духа и поэзии:
…Зимний день. Петербург. С Гумилевым вдвоем,
Вдоль замерзшей Невы, как по берегу Леты,
Мы спокойно, классически просто идем,
Как попарно когда-то ходили поэты.
Так оно и пребудет.
Другие работы по теме:
Гумилев н. с. - Мои размышления над строкой н. с. гумилева
Судьба личность и творчество. Николая Степановича Гумилева вызывают сейчас большой интерес. Это неудивительно так как его творчество полно смелости новизны остроты чувств взволнованной мысли. Гумилев был необоснованно причислен к участникам контр.
Серебряный век русской поэзии - Поэты серебряного века
Серебряный век в русской литературе это период творчества основных представителей модернизма период появления множества талантливых авторов. Условно началом серебряного века считают год фактический же его конец пришел с Октябрьской революцией.
ы по теме (на выбор)
Возникновение русского символизма. Первые манифесты. «Старшие» и «младшие» символисты
Быт и нравы губернского города NN по поэме Гоголя Мертвые души
Творчество Николая Васильевича Гоголя пришлось на мрачную эпоху Николая I. Это были 30‑е гг. XIX столетия, когда в России после подавления восстания декабристов царила реакция, все инакомыслящие преследовались, лучшие люди подвергались гонениям. Описывая современную ему действительность, Н.
Романтический мир поэзии Гумилева
Будучи основателем неоромантического течения – акмеизма – в начале XX века, времени начала железной поступи цивилизации, Н.С. Гумилев и сам жил иным измерением, он весь уходил в романтический мир мечты. Такая отстраненность от жестокой предреволюционной реальности помогала поэту творить в сфере прекрасного, видеть красоту и мечтать о новой жизни.
Романтический дух стихотворений Гумилева
Поэзия «серебряного века» немыслима без имени Николая Гумилева — создателя яркого и самобытного литературного течения — акмеизма (от греч. аkme — острие, лезвие). Он завоевал симпатии читателей не только силой художественного таланта, оригинальностью и совершенством поэтических откровений, но и фанатичной любовью к путешествиям и странствиям, которые стали неотъемлемой частью его жизни и творчества.
Лирический герой Гумилева
Николай Гумилев был младшим современником таких известных поэтов, как В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок, которые тогда уже считались законодателями российской поэзии. Он и сам увлекался их стихами, но подражать никому не хотел. Гумилев все время стремился выделиться из круга тогдашней словесности, обратить на себя внимание даже своим внешним обликом.
Любовная лирика Николая Гумилева
Николай Степанович Гумилев — прекрасный поэт нашего столетия. Он оставил нам интересное и значительное литературное наследие, оказал влияние на дальнейшее развитие нашей отечественной поэзии. Его трагическая гибель в августе 1921 года от рук большевиков — трагедия нашего народа. Всей своей жизнью — и реальной и поэтической — Н.
Поэт и герой о последнем периоде творчества Гумилева
Книги замечательного русского поэта Николая Гумилева не переиздавались у нас на родине с начала двадцатых и до конца восьмидесятых годов. Они были большой редкостью. Сегодня же стихи этого поэта как бы возвращаются из небытия на свое место в нашей многообразной культуре, становятся общенациональным достоянием нашей литературы.
Тема дальних странствий в поэзии Гумилева
В начале ХХ века писатели и поэты искали свое место в литературе. Непростым был в поэзии путь Николая Степановича Гумилева. Сам поэт был сильной личностью и постоянно пытался найти свое место не только в поэзии, но и жизни: то отправляясь в длительное путешествие по Африке, то уходя на фронт во время первой мировой войны, то открыто бросая вызов власти.
Святой Николай
Сочинение-рассказ о празднике Каждый год мы празднуют два праздника Николая. Первый - 22 мая, а второе 19 декабря. Праздник Николая, особенно «зимнего», празднуют торжественно, приглашают гостей. Святого Николая люди любят, так как он защитник всех бедных и обездоленных. Народ о святом Николае составил много легенд и пересказов.
Мой любимый поэт Серебряного века Н. Гумилев
Автор: Гумилев Н.С. Серебряный век русской культуры наступил после завершения эпохи Золотого века. Его временными рамками можно является начало 1890-ых годов и конец 1920-ых. Особенностью этого периода можно считать совершенно новое мироощущение человека. В это время пересматривалась система духовных ценностей.
Особенности мировосприятия Н. Гумилева
Автор: Гумилев Н.С. Николая Гумилева нередко называют «аристократом», «рыцарем» и «паладином» поэзии «серебряного века». Этот человек сумел добиться выдающихся успехов в литературной деятельности. Вся его жизнь окутана загадочностью и таинственностью. В молодости, как признал сам Гумилев он был очень некрасив и застенчив.
Мои размышления над строкой Н. С. Гумилева
Судьба, личность и творчество Николая Степановича Гумилева вызывают сейчас большой интерес. Это неудивительно, так как его творчество полно смелости, новизны, остроты чувств, взволнованной мысли.
"Золотое сердце России мерно бьется в груди моей…"
"Серебряный век" русской поэзии... Имена, даты, направления... Многие его представители ощутили счастливые минуты подъема и славы, а затем были втоптаны в безвременье тяжелыми сапогами революции, гражданской войны и культа личности.
Тема поэта и поэзии в лирике Н.Гумилева
Роль поэзии в жизни — ключевое место в мировоззрении поэта. Это та социальная ниша, которая позволяет поэту чувствовать себя нелишним в обществе и мире вообще. По способу определения места поэзии авторов можно разделить на два “лагеря”.
Лирический герой Н. С. Гумилева
Время, когда Гумилев вступил на литературное поприще, было временем расцвета “серебряного века” русской литературы. Печататься он стал с 1902 г. В начале своего творческого пути Николай Степанович находился под влиянием символизма.
Мой любимый поэт серебряного века
Николай Степанович Гумилев жил и творил в тот период русской жизни, когда наконец после долгого затишья наступил момент подлинного расцвета поэзии, который носит название серебряного века.
Стихотворение Гумилева Заблудившийся трамвай
В моем восприятии лирический герой поэзии Н.С. Гумилева – это странствующий рыцарь, бесстрашный завоеватель экзотических миров и первооткрыватель красоты земной жизни. Поэт умел видеть и ценить яркость, неповторимость каждого момента бытия, наслаждаться его прелестью и дарить это чувство своим читателям.
Поэты серебряного века Николай Гумилев
Автор: Гумилев Н.С. “Серебряный век” в русской литературе — это период творчества основных представителей модернизма, период появления множества талантливых авторов. Условно началом “серебряного века” считают 1892 год, фактический же его конец пришел с Октябрьской революцией.
Анализ стихотворения Н. Гумилева «Она»
Стихотворение «Она» впервые опубликовано в книге стихов Николая Гумилева «Чужое небо» в 1912 году. Это книга ухода Н. Гумилева от символизма, свойственного ему ранее к новому мироощущению.
Вишняков, Иван Яковлевич
Введение 1 Биография и творчество 2 Иллюстрации Список литературы Введение Ива́н Я́ковлевич Вишняко́в (1699—1761) — русский портретист XVIII века, представитель стиля рококо.
Горские
— польские дворянские роды, состоящие в русском подданстве. Первый из них, герба Прус 1-й, происходит от Николая Пруса, которому князь Болеслав Мазовецкий пожаловал деревню Горске или Горки в Ломжинской земле (1430).
Союз ревнителей Памяти Императора Николая II
Введение 1 Цели и задачи Союза ревнителей 2 История 3 Деятельность Союза ревнителей 4 Руководители Союза ревнителей 5 Организации - близнецы 6 Воссоздание и современное состояние Союза
Инцидент в Оцу
— неудавшаяся попытка покушения на жизнь цесаревича Николая Александровича (впоследствии Николая II), произошедшая в японском городе Оцу 29 апреля (11 мая) 1891 года во время его визита в Японию.
Дневник Николая II
Николай II с 9 лет начал вести дневник. В архиве (рукописные оригиналы находятся в так называемом Новоромановском архиве) хранятся 50 объёмистых тетрадей — подлинник дневника за 1882—1918 гг. Часть их была опубликована и переведена в электронный вид, каждая тетрадь представлена в виде отдельного PDF-файла с электронными закладками по годам, месяцам и датам.
Баталов, Владимир Петрович
План Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Театральные постановки 2.2 Фильмография 2.2.1 Актёрские работы 2.2.2 Режиссёр Введение Владимир Петрович Бата́лов (6 (19) сентября 1902 — 14 марта 1964) — советский режиссёр и актёр.
Коронационный сборник 14 мая 1896 года
Коронационный сборник 14 мая 1896 года (надпись на обложке: «Коронованы въ Москвѣ. 14 мая 1896 года») — библиографическое название вышедших в свет в 1899 году 2-х богато иллюстрированных томов, содержащих обзор коронаций всех российских монархов, детальное описание коронования императора Николая II и императрицы Александры Феодоровны, а также правительственные и иные документы в связи с коронационными торжествами.
Новая вещественность
План Введение 1 Программа 2 Участники 3 Новая вещественность и русские художники Введение Новая вещественность, также новая предметность, новая вещность (нем. Neue Sachlichkeit) — художественное течение в Германии 1920-х годов, охватившее живопись, литературу, архитектуру, фотографию, кино, музыку.
Биография Николая Гумилева
Одним из ведущих поэтов-акмеистов был Николай Степанович Гумилев. В действительности же, его творчество было гораздо более широко и разнообразно, а его жизнь была необычайно интересной, хотя и завершилась трагично.
Оцуп Н.А.
Николай Оцуп был одним из основателей "Нового цеха поэтов" (1920, вместе с Н. Гумилевым, М. Лозинским, Г. Ивановым). Учившийся в Петербургском университете, а затем в Сорбонне у самого Анри Бергсона.
Одоевцева И.В.
Поэт, прозаик, мемуарист. Ирина Одоевцева родилась в Риге в семье адвоката. Входила во второй "Цех поэтов", в группу "Звучащая раковина", где пользовалась особой благосклонностью Н. Гумилева.