Василий Иванович Белов вошёл в литературу в 60-е годы как автор «деревенской» прозы. В повести «Привычное дело» описывается жизнь колхозной деревни того времени, жизнь семьи Ивана Африкановича Дрынова. Он сам работает в колхозе – то возчиком, то косит, то пашет; жена его, Катерина – на ферме. У них девять детей мал мала меньше, с ними старая бабушка, мать Катерины, и, конечно, им приходится очень тяжело. Жизнь в северном вологодском колхозе можно назвать выживанием: платят за тяжёлую работу гроши, для коровы – семейной кормилицы – негде накосить сена, и косить приходится украдкой по ночам, да ещё далеко, на лесных полянках. Урожаи на здешней земле невысоки, работать в поле некому – на всю деревню один тракторист, молодёжь уезжает в город. Посаженная по указанию начальства кукуруза наглухо зарастает сорняком. От такого тяжёлого экономического положения, можно сказать, развала колхоза жизнь многодетной семьи особенно беспросветна. Катерина бьётся с утра до ночи в работе, не замечая, как подкравшаяся болезнь сводит её в могилу. Иван Африканович в итоге остаётся один с детьми. Герой для русской литературы послевоенных лет несколько необычен. Это человек «из народа», воевал, теперь работает в родном колхозе. Но особенность его характера в том, что его нельзя назвать положительным героем, хотя он, безусловно, яркая личность. Ему хорошо знаком любой крестьянский труд, он и рыболов, и охотник, и лодку может вытесать из подходящей осины. Но он не слишком удачлив, с ним всегда что-то происходит, особенно если выпьет. То заснул, выпивший, в чужой бане, а лошадь везла в сельпо товары, пришла сама в конюшню, но повредились два самовара из привезённых товаров – надо выплачивать их стоимость. То его оштрафуют за самовольно накошенное сено. То в поезде он оказывается без билета, без вещей и без денег – отстал от поезда шурин Митька, у которого всё это осталось. Катерина считает его ещё одним своим ребёнком. Он не злой человек – только однажды спьяну чуть не затеял он драку, так что его пришлось связать. Он, скорее, человек добрый, с покорной терпеливостью принимающий все удары судьбы. Лишь однажды кончилось его терпение: когда отобрали сено (а без коровы девятерых детей зимой не прокормить), он, по совету того же Митьки, пошёл требовать справку в правление, чтобы поехать на заработки в город. В правлении справку дать отказались – ведь по ней можно получить паспорт и уехать из колхоза. И тут Иван Африканович почувствовал себя как на фронте, «когда враз исчезал и страх, и все мысли исчезали, кроме одной: «Вот сейчас, сейчас!» И, закричав, схватив кочергу у печки, он сумел вытребовать злополучную справку и снова стал «прежним, смирным», и «тяжело и понуро направился к двери», жалея при этом председателя. Он прекрасно понимает, что председатель не даёт справки не по злому умыслу, а по своему служебному долгу, но ему от этого не легче. Нравственные принципы Ивана Африкановича таковы, что он лишился своего сена из-за того, что отказался по требованию уполномоченного составить список соседей, которые тоже тайком косили сено. Ему проще отдать своё, чем доносить ради своей выгоды на других. Но главное в жизни Ивана Африкановича – его жена, Катерина, их огромная, всепоглощающая любовь друг к другу. И самое страшное в его жизни – её смерть. Эту потерю он переживает глубоко трагически, только мысли о детях заставляют его встряхнуться, прийти к повседневным заботам. Но что-то словно надломилось в нём. Он никогда не был верующим, но, услышав молитвы старухи-тёщи, приходит на могилу жены и разговаривает с нею, размышляет о жизни и смерти, о бессмертии души. Эти скорбные философские размышления не могут не вызывать искреннего сочувствия к герою. Герой Василия Белова – простой человек, со своими достоинствами и недостатками, с яркой и образной вологодской речью, трагический в своём горе и вызывающий сострадание и восхищение стойкостью под ударами судьбы.
Другие работы по теме:
Роль детали в рассказе Антона Чехова Хамелеон
Антон Павлович Чехов является мастером короткого рассказа, особенностью которого является то, что в маленький объем нужно вместить максимум содержания. В коротком рассказе невозможны пространные описания, длинные внутренние монологи, поэтому на первый план выступает художественная деталь. Она несет в произведениях Чехова огромную художественную нагрузку.
Русский человек на rendez vous Герой повести И. С. Тургенева Ася в оценке Н. Г. Чернышевского
Свою статью «Русский человек на rendez vous» Н. Г. Чернышевский начинает с описания впечатления, произведенного на него повестью И. С. Тургенева «Ася». Он говорит, что на фоне преобладающих в то время рассказов делового, изобличительного рода, оставляющих в читателе тяжелое впечатление, эта повесть – единственно хорошая вещь. «Действие – за границей, вдали от всей дурной обстановке нашего домашнего быта.
Дедушка Мазай и зайцы
В этом замечательном стихотворении Н. А. Некрасова воспевается душевная щедрость таких людей, как дедушка Мазай. Оно написано в форме доверительного рассказа поэта, страстного охотника, о своём друге, тоже охотнике — старом Мазае.
Господин из Сан-Франциско раздумье об общем пороке вещей
"Господин из Сан-Франциско" (раздумье об общем пороке вещей) Автор: Бунин И.А. В этом рассказе Бунин раскрывает перед нами философию своего героя, у которого даже нет имени. Он безлик. Он уверен, что деньги дают ему право на все: на любовь, на внимание, на подобострастие со стороны окружающих.
Внутренний мир героя в рассказе А. П. Чехова О любви
Рассказ А. П. Чехова «О любви» стоит в одном ряду с двумя другими его рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник», получившими название «маленькой трилогии». В этих произведениях писатель вершит суд над людьми с усеченными жизненными горизонтами, равнодушными к богатству и красоте мира Божия, ограничившими себя кругом мелких, обывательских интересов.
Роль композиции в рассказе Толстого После бала в раскрытии его идейно-художественного содержания
Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» посвящен событиям жизни России времен Николая I. Это было время сурового правления царя, напуганного восстанием декабристов и усилившего реакцию в общественной жизни. Рассказ композиционно состоит из двух частей: история героя на балу и после бала. Судя по заглавию, ясно, что «после бала» и для героя, и для автора происходящие события гораздо более важны.
Язык рассказа Николая Лескова Левша
1880‑е гг. – период расцвета творчества Н. С. Лескова. Он потратил всю жизнь и все силы на то, чтобы создать «положительный» тип русского человека. Он отстаивал интересы крестьян, защищал интересы рабочих, обличал карьеризм и взяточничество. В поисках положительного героя Н. С. Лесков часто обращается к людям из народа. «Левша» – одна из вершин художественного творчества писателя.
Краткое содержание Пьер Менар автор Дон Кихота Хорхе Луис Борхес
Пьер Менар — это человек, решивший написать заново «Дон Кихота». Не переписать его, перевоплотившись путем глубокого проникновения в культуру XVII в. в Сервантеса, а написать его слово за словом заново с точки зрения француза XX в. Ко времени его смерти ему удается Завершить всего пару глав. Но уже сам факт существования подобной идеи необратимо трансформирует «Дон Кихота» в глазах посвященных, и рассказчик угадывает интонацию символиста М. в отдельных образах тех частей романа, которых тот не касался.
Стихотворение Бунина Последний шмель
И.А. Бунин — величайший лирик 20 века. Основное настроение его лирики — элегичность, созерцательность, грусть как привычное душевное состояние. Это же настроение отражено и в стихотворении «Последний шмель».
Судьба господина из Сан-Франциско
(по одноименному рассказу И. А. Бунина) В основе сюжета рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» — судьба главного героя — «господина из Сан-Франциско ». Он отправляется в путешествие в Старый Свет и неожиданно умирает на Капри. Писатель лишает господина из Сан-Франциско имени, подчеркивая, что он — один из многих, чья жизнь растрачена даром (не названы также по имени его жена и дочь).
Образ повествователя в рассказе Николая Лескова Левша
Тридцатилетний Н. С. Лесков вступил на литературное поприще в начале 60‑х гг. XIX в., когда уже пришли в большую литературу старшие его современники: Толстой, Достоевский, Тургенев, Писемский. Лесков – обладатель редкостного художнического кругозора, «он пронзил всю Русь». Он был и вместе с тем одним из своеобразных мыслителей, имевших свой взгляд на историю России, на пути ее движения, развития.
Идеальные герои Ф. М. Достоевского
Автор: Достоевский Ф.М. Ф.М. Достоевский, как и многие другие писатели, стремился изобразить идеального героя. Но идеал Достоевского – это центральный персонаж всего романа. Задача автора не только показать развитие характера главного героя, но и то, как его душа заставляет окружающих людей меняться.
После бала. Л.Н.Толстой
"После бала". Л.Н.Толстой Автор: Толстой Л.Н. Прототипом главного героя рассказа «После бала» был брат Л.Н. Толстого Сергей Николаевич. Лишь через 50 лет Лев Николаевич напишет этот рассказ. В нем он повествует о том, как может измениться жизнь человека всего лишь за одно утро.
Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима по повести Муму
Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима (по повести "Муму") Автор: Тургенев И.С. Герасим является главным героем тургеневского рассказа «Муму». Он был глухонемым от рождения, жил сначала в деревне в небольшой избушке и работал дворником у барыни.
Художественное своеобразие рассказа.
Автор: Бунин И.А. И.А.Бунин «Лапти» Сочинение Художественное своеобразие рассказа. В рассказе «Лапти» автор заставляет меня воспринимать мир зрением, слухом, мгновенно окуная в то пространство, где произошла эта история. Стихия жизни, её многообразие сравнивается со стихией природы и неизвестностью завтрашнего дня.
Мои размышления о рассказе М.А.Шолохова Судьба человека
Мои размышления о рассказе М.А.Шолохова "Судьба человека" Автор: Шолохов М.А. Недавно я прочитала рассказ М.А.Шолохова "Судьба человека". Вообще, мне никогда не нравились произведения на военную тему, поэтому начало рассказа я открыла неохотно. Но буквально через пару страниц меня уже будоражил интерес. мне очень понравился стиль, слог писателя.
Размышляя над страницами рассказа А. Платонова Маркун
Размышляя над страницами рассказа Андрея Платонова «Маркун». Из писателей 20-х – 30-х годов нашего столетия мы не знаем и десятой части. Их произведения канули в небытие, а сами они были забыты. Большинство из них погубил только зарождавшийся в то время госзаказ на литературные произведения. Ведь писатель – это, как поэт, «не должность, а состояние души».
Состоятельна ли человеческая претензия на господство
Автор: Бунин И.А. В своем рассказе “Господин...” И.А.Бунин критикует буржуазную действительность. Все потому, что у богатых людей нет определенной цели, к которой они стремятся, кроме как к обогащению. Роскошь – вот в чем заключается смысл их жизни. Автор не согласен с такой системой общества, когда каждого человека относят к такому слою, которому соответствует его денежный капитал.
Автор и его герой в поэме Василий Теркин. Движение сюжета поэмы
Автор: Твардовский А.Т. В «Василии Теркине» мало противопоставлений, зато много движения, развития – прежде всего в образах главного героя и автора, их контактах между собой и с другими персонажами. Первоначально они дистанцированы: во вступлении Теркин объединяется только с хорошей поговоркой или присказкой – и наоборот, слова о правде автор произносит явно от себя.
«Привычное дело»
Писатели-деревенщики пользуются в России особой популярностью и уважением. Василия Белова можно смело назвать лидером среди этой группы писателей. Его произведение “Привычное дело” — важная веха в современной литературе на деревенскую тему.
Анализ рассказа И.А. Бунина Господин из Сан-Франциско
Действие рассказа происходит на большом пассажирском корабле, совершающем путешествие из Америки в Европу. И во время этого путешествия главный герой повествования, пожилой господин из Сан-Франциско – умирает. Казалось бы – заурядное дело, ничего особенного. Что же привлекло в этой истории автора?
Тема русской деревни в современной прозе
Публикация повести «Привычное дело» (1966 г.) сразу поставила имя Василия Ивановича Белова в первый ряд авторов «деревенской прозы». Главный герой повести, крестьянин Иван Африканович, пройдя войну простым солдатом, живет в родной северной деревне. Свою жизненную философию он выражает словами: «Везде жись.
Смысл названия рассказа Шолохова Судьба человека
Название в художественном произведении – один из способов выражения авторской позиции. В нем или отражена суть конфликтных произведений, или назван ключевой эпизод или главный герой, или выражена основная мысль произведения.
Белов Василий Иванович
Ранние стихи и поэмы Белова несут на себе следы характерных настроений 1950-х гг. (периода "оттепели"): душевная возбужденность в пору общественных перемен, пафос дали, новых пространств, поиски подлинно ценного в мире и в себе, жажда движения, героики.