Реферат: Пугачев исторический герой романа Пушкина Капитанская дочка - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Пугачев исторический герой романа Пушкина Капитанская дочка

Рефераты по литературе и русскому языку » Пугачев исторический герой романа Пушкина Капитанская дочка
(1 вариант)

Одним из главных героев романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» является донской казак Емельян Пугачев, предводитель народного восстания. Автор изображает исторического героя рядом с героями вымышленными и показывает его незаурядной, неоднозначной личностью.

Мы впервые встречаем Пугачева в степи во время снежного бурана. Ясно, что это человек с жизненным опытом, знающий окрестные места, сметливый. В его портрете автор выделяет «живые большие глаза» и «плутовское» выражение лица. Он скитается, как бродяга, даже пропил недавно свой тулуп, одет в оборванный армяк. Его беседа с трактирщиком полна иносказаний и наводит на мысль о каких-то тайных делах. Когда Гринев дарит ему свой заячий тулупчик, бродяга «был чрезвычайно доволен» таким подарком.

Не узнать бывшего бродягу в предводителе восстания, взявшем Белогорскую крепость. Теперь он в красивом кафтане, «соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза». Это будто бы государь Петр III, и если в это не может поверить Гринев, то казаки действительно верят в его царское происхождение. «По всему видно, что персона знатная… все приемы такие важные»… Зачем он выдает себя за царя? – «А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал?» Пугачев рискует. Гордясь своими победами, он собирается в поход на Москву. Он предвидит возможный исход, ведь недаром его любимая песня – «Не шуми, мати, зеленая дубровушка», о казни удалого разбойника. Но «поздно мне каяться, – говорит он Гриневу. – Для меня не будет помилования». Притча об орле и вороне, которую он рассказывает Гриневу, раскрывает его отношение к жизни: лучше прожить мало, но ярко, чем долго и в скучном спокойствии. Он не понимает аморальности того, о чем говорит ему Гринев, – «жить убийством и разбоем», по мнению Петра Андреевича, и значит «клевать мертвечину». Он не считает себя «кровопийцей», но у автора и Гринева другое мнение. Пугачев может быть великодушным и благородным: «Кто из моих людей смеет обижать сироту?.. Будь он семи пядень во лбу, а от суда моего не уйдет!» Он помнит добро и в ответ на подарок Гринева жалует ему лошадь и шубу, а потом отпускает его с миром. Но в то же время, услышав плач Василисы Егоровны у тела мужа, он приказал: «Унять старую ведьму!» – «и она упала мертвая на ступени крыльца».

Пугачев, по мнению автора, фигура трагическая. Он обречен, и он сам это знает. Соратники Пугачева при первой неудаче свою шею выкупят его головою, так потом и случилось. Вождь восставших мужественно встретил свою казнь, узнав в толпе Гринева и кивнув ему головою. Нельзя не сожалеть о гибели незаурядной личности, пошедшей по неверному пути.

(2 вариант)

С Емельяном Пугачевым, будущим предводителем восстания, герой романа А.С. Пушкина встречается впервые при необычных обстоятельствах. Заблудившись во время бурана, Гринев и его слуга Савельич сбились с пути. Пугачев стал тем человеком, который вывел путников на твердую дорогу, а потом и к жилью. Таким образом первая встреча с мятежным вождем происходит в метель, в бурю, словно олицетворяя тем самым стихию мятежа. Пугачев обращает на себя внимание как человек незаурядного ума, с большим житейским опытом, и в то же время занятый какой-то тайной деятельностью, о чем можно догадаться из его иносказательной беседы с трактирщиком.

Во время восстания он совсем иной. Он объявил себя государем и ведет себя так, как, по понятиям простонародья, должен был бы вести себя подлинный государь. С точки зрения Гринева, он, конечно, самозванец, и его хвастливость кажется смешной, по-детски наивной. «Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (Тут он взял на себя вид важный и таинственный)».

Конечно, Гринева нельзя привлечь на сторону самозванца щедрыми обещаниями пожаловать его в фельдмаршалы и князья. И когда Пугачев это понимает, он достаточно цинично признается в обмане: «А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал? Думай про меня что хочешь, а от меня не отставай. Какое тебе дело до иного-прочего?»

Пугачев хорошо разбирается в людях: он верит в искренность Гринева и не верит переметнувшемуся Швабрину. Он знает, чем рискует, но не боится риска: «поздно мне каяться». Его принцип – из калмыцкой сказки: «…лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!» Он жесток, но может быть и милосердным. Помня добро Гринева, он платит ему тем же. Отношение к нему Гринева двояко: «… расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня», герой признается, что «сильное сочувствие влекло меня к нему». Гринев желал бы спасти его, но это невозможно. Пугачев обречен, и их последняя встреча происходит при страшных обстоятельствах – во время казни Пугачева.

Автор рисует нам незаурядную трагическую личность, но не оправдывает его, а осуждает насилие и «русский бунт, бессмысленный и беспощадный».