Творцами и хранителями народного эпоса были кобзари.
Источники свидетельствуют, что во времена Киевской Руси существовали певцы, которые выполняли произведения на исторические темы, «пели славу» воинам-князьям. Кобзари, потомки легендарного Бояна, и были охранниками боевой славы народа. Многих из них отдавались в обучение к старым кобзарям еще ребятами. Усвоив науку, они находились на Сечи как обычные казаки. В свободное время они пели для своих соратников. Кое-кто приходил к кобзе, подорвав здоровье, а чаще всего - потеряв зрение во время военных походов. Странствуя городами и селами всей украинской земли, кобзари своими песнями разжигали праведный гнев против поработителей, призывали молодежь вступать к войско, прославляли гетмана Богдана - «отца казаков».
Кобзарство - это своеобразное явление украинской народной культуры, выдающееся художественное достижение запорожского казачества. Насколько творчество кобзарей насыщенное конкретным историческим материалом и верно передает характер событий, можно убедиться, сравнивая их произведения с историческими драмами, которые возникли именно в то время в украинской культуре.
Самой распространенной на Украине тех времен была так называемая «вертепная драма». Вертеп - это деревянный сундучок в виде избушки, переделенный на два этажа. Вместо актеров выступали в вертепе куклы, которыми управлял человек за вертепом, который говорил высоким или низким голосом - соответственно роли - слова персонажей. Украинская вертепная драма состояла из двух частей: религиозной и интермедийной. В религиозной части, которая происходила на верхнем этаже, преобладали евангельские сюжеты. В интермедийной - на нижнем этаже - выступали фигуры из народной жизни: казак, поляк, литовец, москаль, цыган. Вертепные актеры (по обыкновению это были бурсаки), не имея возможности открыто провозглашать свои мысли и мечты, пользовались «эзоповым языком», маскируя за образами религиозных и исторических сюжетов проблемы современной жизни народа.
Со временем этот скрытый, завуалированный стиль выражения любых идей художественного произведения оказывал содействие появлению в культуре уникального стиля, который и до сих пор во всем мире носит название украинское, или казацкое барокко.
Наследуя высокоразвитую и своеобразную культуру Киевской Руси, украинская культура расцвела и окрепла в государстве запорожских казаков. Именно жизненность ее основных черт обеспечила народу возможность при тяжелых условиях социального и национального угнетения под властью иностранных государств сохранить свое национальное достоинство.
Другие работы по теме:
Песни
В современной науке о фольклоре принято разделять народные песни на две основные группы: обрядовые и необрядовые.
Песни - Отечественная война и народная песня
Поэзия не только услаждает слух она способна бороться и побеждать. Маяковский говорил. Я хочу чтоб к штыку приравняли перо. Его желание сбылось. Во время борьбы с фашизмом песня шагала в одних рядах с воинами.
Кубанский казачий хор
История создания Кубанского казачьего хора. Песни в исполнении этого коллектива заряжают слушателей энергетикой и глубинной чувства. Искусство хора и его руководителя отмечено наградами разной степени и блестящими победами в России и в других странах.
Народная музыка башкир
Башкирский музыкальный фольклор представлен вокальными и инструментальными произведениями. К вокальной музыке относятся обрядовые напевы (заклички дождя и солнца, свадебные напевы), напевы эпических сказаний, песенные вставки в сказках.
Свиридов Георгий Васильевич
Советский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР. Краткая творческая биография и список музыкальных произведений.
Кольцов А.В.
Русский поэт. Родился в семье воронежского мещанина, торговца скотом. С детских лет принимал участие в делах отца - перегонял стада в степях, покупал и продавал скот на деревенских базарах. Учился в уездном приходском училище менее полутора лет.
Наша песня, наша дума
Много веков песня сопровождала украинцев на протяжении всей жизни. Новорожденный ребенок слышал первую в жизни и, наверное, наилучшую и нежнейшую песню - материнскую колыбельную. Подрастая, он сам начинал петь песни: весной - веснушки, летом - купальские, зимой - колядки, щедривки и т.п.. Потом приходила первая любовь, а с ним - лирические, задушевные песни.
Для чего нужно изучать сочинения устного народного творчества
На уроках украинской литературы мы изучаем сочинения устного народного творчества. Сказки и легенды, поговорки и пословицы, загадки и песни. Но нужны они современному школьнику? Думаю, нужны. Потому что фольклор отображает взгляды народа, его мораль и этику, показывает взаимоотношения с людьми и природой, знакомит с обычаями, традициями, обрядами народа.
Песня
Сочинение-рассуждение с элементами описания Известный украинский поэт и писатель И. Франко говорил: «Песня и работа - большие две силы!» Давайте задумаемся, что это за «силы»? Испокон веков живет на Отчизне песня, соединив в себе страстное, эмоциональное слово с обворожительностью музыки. Она сопровождает людей всю жизнь - от колыбели до могилы, так как нет такого события или такого чувства, которое не нашло бы своего отображения в песне.
Моя любимая песня сочинение-рассуждение
Автор: Сочинения на свободную тему В нашей семье очень любят петь песни и с удовольствием слушают как современную, так и классическую музыку. Просто невозможно представить себе нашу жизнь без песен. Каждый день мы слышим их по радио, телевизору, из окон домов и на концертах. Я долго думал, какую из песен назвать самой любимой? Наверное, это песни "Ты слышишь, море?" на стихи замечательного поэта Михаила Пляцковского.
Народные заступники в поэме Кому на Руси жить хорошо
Народные заступники в поэме "Кому на Руси жить хорошо" Автор: Некрасов Н.А. В своей поэме Н.А.Некрасов создает образы "новых людей", вышедших из народной среды и ставших активными борцами за благо народа. Таков Ермил Гирин. В какой бы должности он ни был, чем бы ни занимался, он стремится быть полезным мужику, помочь ему, защитить его.
Мое отношение к приметам
Автор: Сочинения на свободную тему Поднимая вопрос, «верить ли в народные приметы?», имеет смысл вспомнить одно из знаменитых изречений китайского философа Конфуция: «Жизненный опыт, - это всего лишь маленький фонарик, не освещающий ничего, кроме пройденного пути». Если философ прав, и жизненный опыт – это, действительно, ничто, то вера в народные приметы должна иметь тот же статус.
Образы народных заступников в произведениях Некрасова
Некрасов был поэтом революционной борьбы, поэтом-гражданином. Неудивительно, что огромное место в его творчестве занимают образы народных заступников: и реальных деятелей (его друзей), и литературных героев, им созданных.
Мир и человек в былине Садко
Мир и человек в былине "Садко" Автор: Разное Былины - русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории. Былина имеет территориальные характерные черты (северные, средне-русские, южные).Разница проявляется в деталях (речевые обороты, присказки, обращение к зрителям).
В чём красота и мудрость русских обрядов
Автор: Сочинения на свободную тему У всех народов есть свои традиции и обычаи. Например, у всех есть обычай отмечать дни рождения, а вот как их отмечают в разных странах - это уже обряд. Есть обряды семейные и календарные. К первым относятся обряды сватовства, свадеб, рождения. Календарные обряды связаны со сменой времён года.
Фольклорные традиции в Истории одного города Салтыкова-Щедрина
«История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина – это оригинальное, необычное произведение, пародирующее официальную историографию. В начале произведения перефразируется отрывок из «Слова о полку Игореве», шедевра древнерусской литературы. Затем мы встречаем в тексте многочисленные ссылки на устное народное творчество, которое умело использует автор в своем произведении.
Первые чувашские композиторы
Первые чувашские композиторы. В начале XX века успешно стала развиваться чувашская профессиональная музыка. Появилось много замечательных композиторов.
Комитет спасения Родины и революции
— боевой орган, созданный в Петрограде в ночь с 25 на 26 октября (с 7 на 8 ноября) 1917 г., в часы Штурма большевиками Зимнего дворца, после возвращения в здание Городской Думы участников шествия на помощь осаждаемому в своей резиденции революционному правительству,с целью борьбы против большевиков.
Дайны
Введение 1 Особенности и характеристика 1.1 Форма 1.2 План Введение 2 Изучение 3 Любопытные факты Введение Да́йны (ед. ч. Да́йна, от лит. и латыш. Daina) - латышские и литовские народные песни, самая яркая составляющая литовского и латышского фольклора и латышской литературы. Рассматриваются как часть народного эпоса латышей и литовцев, их народной музыки и поэзии на протяжении многих веков.
Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон
Введение 3 Источники Введение «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон» — песня Фёдора Анисимова, написанная в 1853 году в связи с началом Крымской войны. В ходе Гражданской войны в России Всевеликое Войско Донское приняло её своим гимном. 20 сентября 1918 года в текст были внесены изменения, из песни исчезли упоминания о царе.
Роспуск парламента
Введение 1 Роспуск парламента в Древнем мире 2 Роспуск парламента в Средние века 3 Роспуск парламента в Новое время 4 Роспуск парламента в XX-XXI веке Введение
Дикси песня
«Дикси» , также известна как «Я хотел бы быть в Дикси» Земля Дикси » (англ. Dixie, «I Wish I Was in Dixie», «Dixie’s Land») — американская народная песня, один из неофициальных гимнов южных штатов США. Во время Гражданской войны была очень популярна среди конфедератов.
Криница ансамбль
План Введение 1 Состав ансамбля 2 История ансамбля 3 Спонсоры ансамбля 4 Источники Введение Криница (от русск. диал. крини́ца — у славянских народов значит чистый источник воды, родник, колодец - живая вода) — многозначное имя собственное.
Список музыкантов и певцов, связанных с Ташкентом
Ташкент посещали, в нём жили и работали многие выдающиеся музыканты и певцы В том числе: Виктор Александрович Успенский (1879—1949) — музыкант-этнограф, композитор, народный артист Туркмении (1929) и Узбекистана (1937), доктор искусствоведения (1943). Исследователь музыкальной культуры Средней Азии, автор музыкальной драмы «Фархад и Ширин» (1936), профессор Ташкентской консерватории (с 1936).
Маршак С.Я.
Маршак Самуил Яковлевич (1887 - 1964), поэт, переводчик. Родился 22 октября (3 ноября н.с.) в Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя, поддерживавшего в детях стремление к знаниям, интерес к миру, к людям.
Теодор Эрсар де Вильмарке
Вильмарке, виконт Теодор Эрсар де (бретонский вариант имени Teodor a gKervarker) 1815-1895. Литератор, собиратель бретонского фольклора. Родился в Корнуайе (в городе Кемпер) в аристократической, но небогатой семье. В юности дружил с Шатобрианом.
Хакамада Ирина Муцуовна
Кандидат экономических наук, доцент, Председатель Комитета Российской Федерации по развитию и поддержке малого предпринимательства, Член Политического консультативного Совета при Президенте РФ.
Харитонов Николай Михайлович
Руководитель Аграрной депутатской группы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, заместитель председателя Аграрной партии России, доцент.