Автор: Пушкин А.С.
А.С. Пушкина интересовала проблема власти в России. Что есть власть? Каковы отношения власти и народа? Что такое законы истории и как они связаны с законами совести? Отражение размышлений Пушкина над этими вопросами можно найти в таких произведениях, как «Борис Годунов» и «Капитанская дочка». И в том и в другом произведении возникают два мира: мир истинного и ложного, настоящего и ненастоящего. Так в трагедии «Борис Годунов» представлены два ложных царя, которые готовы пойти на преступление для того, чтобы взойти на трон. И между тем единственный, кто мог бы царствовать по праву, молодой царевич Феодор, погибает, принимает на себя расплату за ошибки царя. В «Капитанской дочке» изображены два государства. Одно из них – настоящее, с центром в Петербурге, с государыне императрицей Екатериной II, с настоящим дворцом, армией, генералами. Другое – ненастоящее государство, во главе которого стоит самозванец, Емельян Пугачев, с ненастоящим дворцом-избой, со своими генералами («енералами»). У каждого государства существует свой институт казни и милости, свои законы, свой язык, своя правда. И судьба народа оказывается в руках и царей, и самозванцев.
Трагедия «Борис Годунов» бесконечно связана с русской историей. Пушкин обращается к самой мрачной ее странице: ко времени правления Бориса Годунова, правителя, стремящегося снискать народную любовь и не чуждого государственной мудрости. Именно такой царь позволил выявить закономерность трагедии власти, чуждой народу. Борис имеет прогрессивные планы и хочет народу добра. Но для реализации благих намерений, ему нужна власть, а власть дается лишь ценой преступления: ступени трона всегда в крови. Пушкин отмечает желание народа видеть Бориса своим царем:
Ах, смилуйся, отце наш! властвуй нами!
Будь наш отец, наш царь!
Сцена на площади, моления народа – комедия, иллюзия, игра. Это всего лишь развлечение, и народ пришел только для того, чтобы поучаствовать в нем, не понимая всей важности происходящего. Борис взошел на трон, но сделал это незаконно, убив царевича Дмитрия. Он совершил поступок, характерный деяниям тирана, а тираны, по закону истории, печально заканчивают свои дни. Молодой монах, Гришка Отрепьев, осуждает Бориса и вершит над ним мирской суд:
И не уйдешь ты от суда мирского,
Как не уйдешь от Божьего суда.
Он пишет донос на Бориса и объявляет себя царевичем Дмитрием из-за жажды более деятельной жизни. Но Гришка – самозванец, и, согласно закону истории, он будет наказан, как и Борис.
А.С. Пушкин отмечает необходимость живого чувства, способного пролить свет на души героев. В конце жизни Борис ощущает потребность исповедоваться перед своим сыном, дать ему нравственные наставления, ибо Феодор ему дороже «душевного спасения». Борис Годунов готов сам ответить перед Богом за все свои деяния, но он не желает, чтобы его вина пала на сына. Борис не признается Феодору в том, что он убил царевича Дмитрия, но завещает сыну хранить душевную, «святую» чистоту. Борис объясняет сыну политику власти, которую нужно знать также, как и законы совести.
Потребность в чувстве испытывает и Григорий. Мария Мнишек для него дороже славы и блеска, русской державы, так как он к ней не имеет никакого отношения. Полюбив Марию, Григорий готов полюбить добродетель, но в ее лице трудно увидеть невинность и чистоту.
Эта потребность в чувстве сближает царя и самозванца. Не чужда она и Емельяну Пугачеву, и Екатерине II, которые столь милостиво отнеслись к Гриневу.
В «Капитанской дочке» два государства живут своей жизнью, которой они привыкли жить. Благодаря тому, что повесть написана в мемуарной форме, мы узнаем о жизни Пугачева и императрицы лишь по тем стереотипам, которыми принято пользоваться при описании великих людей. И тем не менее они предстают перед читателем прежде всего как живые люди. Емельян Пугачев – хозяин, царь в своем государстве, он горд и величественен при народе, сдержан и прост со своими товарищами, которые свободно оспаривают его и разговаривают наравне. Он милостив и доброжелателен к тому, кто доброжелательно относится к нему: помня о барской милости и заячьем тулупе, он не повесил Гринева, а за его прямоту и искренность вновь даровал ему жизнь. Он знает о том, что его ждет виселица, но продолжает начатое дело, потому что ему поздно каяться. Он знает, что помилования не будет.
Екатерина II изображена просто как Дама, с полным и румяным лицом, выражающим важность и спокойствие. Она представилась Марье Ивановне как придворная дама, а не как императрица. Екатерина помнит о подвиге капитана Миронова, помогает Гриневу, милует его.
А.С. Пушкин не описывает подробно быт этих великих людей. Ему скорее интересны их деяния, законы, их правда. Удивительно то, что оба они столь благосклонно отнеслись к Гриневу, лицу частному, судьба и счастье которого находились всецело в их руках. Пугачев помиловал не кого иного, как его, несмотря на казни многих других людей. Императрица, уверившись в невиновности Гринева, милует его и вызывается устроить состояние Марьи Мироновой. Чувства, которые проявляют эти разные люди, роднят и сближают их. Оказывается, что и жестокий Пугачев, разбудивший русский бунт, «бессмысленный и беспощадный», подобно Екатерине способен на высокие поступки.
И в «Борисе Годунове», и в «Капитанской дочке» герои проходят испытание выбором. Герои совершают поступки, руководствуясь тем, что они считают самым важным. Борис Годунов убивает царевича Дмитрия, надеясь на реализацию своих планов:
… Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить,
Щедротами любовь его снискать…
Гришка Отрепьев предупрежден о сложности его миссии и монахом Пименом, и сном, «бесовским» мечтаньем. Но жажда полноценной, деятельной жизни берет верх в его душе: он не отступает от своего замысла.
Емельян Пугачев, встав на путь разбоя, идет по нему до конца. Но по отношению к Петруше Гриневу четкий закон его государства не работает, и беглый каторжник руководствуется законом совести и потому милует молодого барина. О законах совести герои помнят, они поступают в соответствии с ними. Но есть и высший закон, закон истории. И в конечном счете герои будут судиться по нему. Сына Бориса Годунова постигнет участь убиенного царевича Дмитрия, несмотря на то, что Борис за все желал ответить сам. Емельян Пугачев будет казнен. Таковы законы истории, которые неизбежно связаны с законами совести.
В «Борисе Годунове» и «Капитанской дочке» Пушкин затрагивает проблемы сущности власти в России. Он изображает два мира: мир самозванца и мир царя. Судьба народа, которым легко манипулировать, находится в руках и того, и другого мира. Цари и самозванцы вправе вершить эту судьбу по своему разумению, руководствуясь законами своего государства и законами совести. Но за свои деяния они будут отвечать на высшем суде, их судьями будут История и Время.
Другие работы по теме:
«Толкового словаря русского языка»
Реферат (лат reffere – докладывать, сообщить) – краткое изложение какого-либо вопроса, содержания книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением. (Из «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова)
Пророк анализ стихотворения Михаила Лермонтова
Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно?художественную программу. Это «Кинжал» (1838 г.), «Поэт» (1838 г.), «Не верь себе» (1839 г.), «Журналист, Читатель и Писатель» (1840 г.) и, наконец, «Пророк» – одно из последних и наиболее значительных стихотворений Лермонтова, завершающее в его творчестве тему поэта.
Евгений Онегин Александра Пушкина
8220 Евгений Онегин 8221 Александра Пушкина Роман Александра Сергеевича Пушкина “Евгений Онегин” – произведение необычное. Необычное уже по жанру – роман в стихах. Белинский называл его “энциклопедией русской жизни”, настолько полно, чтобы не сказать всеобъемлюще, в нем отражен век – от событий исторических до незначительных бытовых деталей.
Стихотворение Пушкина Поэту
Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина раскрывается на материале многих стихотворений: «Осень», «Пророк», «Памятник», «Поэту», и другие… Вопрос о цели, назначении, смысле поэзии волновал Пушкина с первых шагов его творчества. Еще будучи лицеистом, начинающий поэт уже задумывался не только о своем предназначении, но и о загадке искусства как непостижимого и вечного таинства.
Образ Петра Первого в творчестве А.С. Пушкина
Автор: Пушкин А.С. На протяжении всей жизни А.С. Пушкин интересуется личностью Петра Первого, анализирует его историческое значение. Поэтому образ Петра довольно часто встречается в творчестве Пушкина. Проблема оценки этого монарха в начале девятнадцатого века становится необычайно важной.
Тема любви в лирике Александра Пушкина
Для Александра Сергеевича Пушкина любовная тема является одной из основных в его лирике. Все поэты так или иначе обращаются к теме любви. Античные поэты считали чувство любви самым главным: в нем они черпали вдохновение, любовь обогащала их духовно. На священных чувствах любви и дружбы полностью основывается такое литературное направление, как сентиментализм.
Пушкин и Жуковский
Автор: Разное Сложный и запутанный вопрос о связях Пушкина с его учителем – Жуковским, крупнейшим русским поэтом. Вокруг этого вопроса сталкивались разные точки зрения, всегда велись споры, - они начались ещё при жизни Пушкина, продолжаются и теперь. Тема ” Пушкин и Жуковский ”: она важна для изучения не только роли Жуковского в творческой эволюции Пушкина, отношений “ ученика” и “ учителя ”, но шире – для общей трактовки путей и судеб поэтического творчества.
Какие мысли у Пушкина о свободе творчества
Автор: Пушкин А.С. Понятие «свободы» нельзя определить однозначно. Это и социальная, и политическая, и философская, и морально-эпическая категория. В мировоззрении и творчестве Пушкина эта тема занимает центральное место.
Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова Смерть поэта
Автор: Лермонтов М.Ю. Стихотворение «Смерть поэта» написано в 1837 году. Это стихотворение связано со смертью А.С.Пушкина. Когда Пушкин умирал, Лермонтов был болен. Лермонтов первый, кто написал правду о гибели А.С. Пушкина. Даже пушкинские друзья боялись это сделать.
К Чаадаеву А. С. Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Стихотворение “К Чаадаеву” было написано в 1818 году. В эти годы Пушкин находился в Петербурге. Причины, побудившие Пушкина обратиться к другу с призывом посвятить Отчизне “души прекрасные порывы”, заключаются в ненависти к самодержавию и стремлению к свободе. В этом стихотворении еще слышится юный лицейский задор.
Анализ стихотворения А.С. Пушкина Памятник
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Памятник" Автор: Пушкин А.С. За год до своей смерти, как бы подведя итог своей поэтической деятельности, А.С.Пушкин пишет "Памятник". По своей теме и построению оно близко к одноименному стихотворению Державина, который в свою очередь взял в качестве образца оду древнегреческого поэта Горация.
Пейзаж в лирике А. Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Большое место в творчестве Пушкина занимает пейзажная лирика. Пейзаж в поэзии Пушкина менялся вместе с самим поэтом. В разные периоды своего творчества он по-разному изображал природу.
К Чаадаеву
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «». К Чаадаеву. Это стихотворение относится к 1818 году, а опубликовано в 1829 без ведома Пушкина, хотя до этого получило известность в рукописных списках. Посвящено Петру Яковлевичу Чаадаеву, одному из друзей Пушкина.
Пушкин о поэте и поэзии
Автор: Пушкин А.С. «А.С. Пушкин – русский национальный поэт»,- так писал о нем Гоголь, называя его творчество явлением чрезвычайным. «Может быть, единственное явление русского духа: это русский человек.… В нем русский дух, русская природа, русская дума…»
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова Смерть поэта
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Смерть поэта" Автор: Лермонтов М.Ю. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» написано в 1837 году. Оно связано со смертью Пушкина. Основная тема стихотворения - конфликт поэта и толпы.
Памятник Державина и Пушкина
Автор: Пушкин А.С. «Памятник» Пушкина и «Памятник» Державина очень схожи, потому что в этих стихотворениях общая тема, авторы уверены, что они не умрут, потому что от них останется большая часть, которая принесет им вечную славу.
Анализ стихотворения Пушкина Памятник
Автор: Пушкин А.С. За год до своей смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, Пушкин написал стихотворение «Памятник». По своей теме и построению оно близко к одноимённому стихотворению Державина, который в свою очередь взял в качестве формального образца оду древнеримского поэта Горация «Памятник».
Гуманность творчества Пушкина
Общий обзор произведений "солнца русской поэзии" с наглядной демонстрацией их гуманности. Неплохая историческая основа.
Тема любви и дружбы в лирике Пушкина
_ 3Сочинение N 1 Тема любви и дружбы в лирике Пушкина. Богат и разнообразен мир лирики Пушкина.Немаловажную роль в его творчестве занимает тема любви и дружбы.Стихи Пушкина ярко
Великие люди о творчестве А.С. Пушкина
О Пушкине сказано и написано много хорошего. Значение его творчества настолько велико, что можно говорить и писать о нем бесконечно.Что писали и думали о нем и его творчестве величайшие люди земли русской? Гоголь, Герцен, Тургенев, Чернышевский, Толстой,
Одрисское царство
— фракийское государство, существовавшее на территории Болгарии с 475 года до н. э. по 46 год н. э. Образовалось после ухода персов из Фракии. Расширение государства натолкнулось на сопротивление греческих черноморских полисов, что вызвало афино-фракийскую войну 360—357 гг. до н. э, результатом которой стало ослабление Одрисского царства[1].
IX век до н. э.
Введение 1 Основные события 1.1 События, условно относимые к 900 г. до н. э. 1.2 События, условно относимые к 850 г. 2 Принципы датировки 3 Правители 4 Важные персоны
XVII век до н. э.
Введение 1 Правители 2 Египет 3 Другие регионы 4 Важные персоны Введение 1. Правители Фараоны 13-й династии (до 1650) Себекхотеп VI, Неферхотеп, Хор И, Себекхотеп VII, Ментухотеп, Ментумсаф, Дедимос I, Дедимос II, Сенебми, Неферхотеп III, Себекхотеп VIII, Мершепсеф-Ини, Ментувосер, Сенааиб, Венваветемсаф;
VII век до н. э.
Основные события 644 до н. э. — в Северной Африке основана колония Эбесс — первая колония Карфагена Вторая половина 7 века — Основание колонистами из Сибариса города Пестум (залив Салерно).