Трагические события революции и братоубийственной Гражданской войны отражались в русской литературе с разных точек зрения. Пролетарские писатели изображали эту эпоху как борьбу народа за своё счастье, писатели, не разделявшие большевистских взглядов, рассматривали её как национальную трагедию. Такую же авторскую позицию занял и М.А. Булгаков, посвятив событиям 1918 года роман «Белая гвардия». Помимо непосредственного описания происходящего, изображения характеров героев и их мировоззрения, большую роль в раскрытии авторской позиции играют сны героев. В снах высвобождается подсознание людей, им нередко придаётся особое предвещающее значение, способность к предвидению событий и философское их осмысление. Бредовые, горячечные сны видит тяжело раненный Алексей Турбин – ему снится его спасительница Юлия, мучит сознание собственной вины и краха окружающего мира. Ещё раньше, до ранения, катится «вещий сон» к постели Алексея Турбина, когда он засыпает с недочитанным томиком Достоевского. Это не случайно, именно «Бесы» – гениальная антиутопия великого писателя, где предвидятся последствия власти «социалистов» – крушение традиционных нравственных ценностей, насилие и несвобода. В сне Турбина смешались вымысел и явь, черты реальной действительности: неутолённая злоба в сердцах мужиков против немецкой оккупации и их надежды на земельную реформу, обещанную гетманом. Но гетман не в силах справиться с осуществлением той «вечной, чаемой мужиками» реформы, и ходили слухи, что справиться с этим могут только большевики – но у тех своя напасть, и мужики ненавидят Москву, «какая бы она ни была – большевистская ли, царская или ещё какая». В этом видении Турбина сплетаются полусон-полуявь, но через этот фантастический сон раскрывается позиция автора – оставаться «над схваткой», осуждая насилие и террор в любых формах его проявления – от стихийной до государственной. Во сне Турбин встречает в раю полковника Най-Турса и вахмистра Жилина, погибшего в 1916 году. Реальный Най-Турс ещё жив, и предвестие его героической гибели поражает Алексея, но ещё больше его поражает странная форма умерших – они теперь «в бригаде крестоносцев», от них исходит «райское сияние», и глаза их «чисты, бездонны, освещены изнутри». Апостол Петр впускает в рай всё воинство и объясняет, что много места под красными звёздами приготовлено для большевиков с Перекопу – и это ещё неведомо Турбину в 1918 году. Господь Бог, по объяснению Жилина, считает, что убиенные на поле брани все равны, а значит, война носит братоубийственный характер. А явление воплощённого гнева мужика с великой дубиной – развязывание теперь уже красного террора: некий старец-пророк каркает «что-то до чрезвычайности напоминающее декларацию прав человека и гражданина», а затем люди с красными бантами на груди пороли его шомполами. Неразрешимо: «ежели красные банты, то ни в коем случае недопустимы шомпола, а ежели шомпола – то невозможны красные банты…». Сон Алексея Турбина сменился явью, и стало понятно, что революционная эпоха не принесла народу долгожданной свободы и счастья, что в дальнейшем народу предстоит вынести ещё более тяжёлые испытания. Об этом же говорит и сон безымянного часового у бронепоезда «Пролетарий» в финале романа. Красноватая планета Марс – имени бога войны – во сне у часового превращается в «небосвод невиданный», «весь красный, сверкающий и весь одетый Марсами в их живом сверкании». Неизвестный всадник в кольчуге «братски наплывал» на часового, и часовой узнаёт в нём Жилина – своего соседа и земляка. Через сны часовой-красноармеец и доктор Турбин, перевязывавший Жилину смертельную рану, становятся по-своему братьями – через пролитую кровь, через страдания. Сон Василисы, домохозяина Турбиных, раскрывает его нравственную сущность – труса и скопидома. Василисе снится огород, богатый урожай, довольство, но свиньи сгоняют Василису с грядок, и тут же оказалось, что они «страшные – у них острые клыки…». Угроза мещанскому благополучию – самый страшный сон домохозяина. А мальчику Петьке Щеглову снится самый простой сон – резвый бес и беззаботное счастье от сверкающего шара в руках. По мысли автора, перекликающейся со взглядами Ф.М. Достоевского, дети достойны лучшего будущего, дети – образ Христов, и не должна во имя революции пролиться слезинка ни одного ребёнка. Страдания автора при виде его родной «грешной и окровавленной земли» должны искупить муки погибших на ней людей, разных по своему мировоззрению, но ставших жертвами б
Другие работы по теме:
Булгаков м. а. - Булгаков о вечных ценностях. ..
Сравнивая роман М. А. Булгакова Белая гвардия с его пьесой Дни Турбиных нельзя не обратить внимание на одно странное обстоятельство. Герой пьесы. Алексей Турбин последовательно вбирает в себя трех персонажей романа.
Булгаков м. а. - Тема выбора в романе м. а. булгакова мастер и маргарита
Роман “Мастер и Маргарита” - вершинное произведение Михаила' Булгакова, над которым он работал до конца жизни. Это произведение поистине уникальное, оно поражает своей необычностью, цветовой и звуковой насыщенностью, тематическим разнообразием, богатством красок, гротескным изображением героев и фантастикой. “Мастер и Маргарита” привлекает еще и оригинальной композицией: в рамках единого произведения сложно взаимодействуют два романа - роман Мастера о Понтии Пилате и роман о судьбе Мастера.
Судьба человека в русской литературе XX века по роману Михаила Булгакова Белая гвардия
Михаил Афанасьевич Булгаков. Имя этого замечательного русского писателя долгое время было у нас запрещено, его произведения не печатались, многие рукописи были изъяты при обысках. При жизни (а умер он сорока восьми лет от роду, в 1940 году) его произведения печатались очень мало: фельетоны, очерки о Москве, некоторые сатирические рассказы, Булгаков был еще и прекрасный драматург, но... его пьесы постигла та же судьба, что и его прозу.
Начало романа Булгакова Белая гвардия
В основу романа М.А. Булгакова «Белая гвардия», написанного в 1925 году, легли реальные события трагического времени Гражданской войны на Украине. Здесь многое автобиографично: город – любимый Киев, адрес – дом №13 по Алексеевскому спуску (в действительности Булгаковы жили в доме 13 по Андреевскому спуску, где сейчас музей М.А.
Тема города в русской литературе по произведениям Михаила Булгакова
Тема города является одной из самых характерных тем для русской литературы. Она отразилась в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. А. Блока, М. А. Булгакова и многих других писателей. Раскрытие данной темы можно проследить на примере творчества М. А. Булгакова, в частности его романов «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита».
Тема семьи и дома в романе Булгакова Белая гвардия
Роман М. Булгакова «Белая гвардия», написанный в 1925 г . о Гражданской войне, охватывает период с декабря 1918 г . по февраль 1919 г . Старый мир рушится, и герои романа, русские интеллигенты, потрясенные событиями, изменяющими привычный уклад жизни, втянутые в борьбу между белыми, красными, немцами и петлюровцами, вынуждены принимать решения, влияющие на их дальнейшую жизнь.
Анализ 1-ой главы 1-ой части романа Булгакова Белая гвардия
Первая глава романа является своеобразной экспозицией всего повествования. Торжественный тон создается автором за счет библейской стилизации начала главы. «Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918...» Введение в повествование «вечерней Венеры и красного, дрожащего Марса» создает атмосферу тревожного ожидания трагических событий в жизни героев романа.
Рукописи не горят по роману Булгакова Мастер и Маргарита
Судьба Михаила Булгакова как судьба интеллигента и гражданина привлекает меня и моих современников своим трагизмом. Человек высоких моральных качеств, он немало сделал для своей родины как врач, проведя наилучшие годы своей жизни в борьбе с ужасными венерическими заболеваниями. Уже один этот факт мог бы поставить его на надлежащий уровень в государстве.
Задачи и Сны М. Булгакова в романе Белая гвардия
Автор: Булгаков М.А. «…Стать бесстрастно над белыми и красными»,- так определял Булгаков свою писательскую задачу. Для Булгакова и большевики, и петлюровцы на деле равнозначны и выполняют одну и ту же функцию, поскольку «нужно было вот этот самый мужицкий гнев подманить по одной какой-нибудь дороге, ибо так уж колдовски устроено на белом свете, что, сколько бы он ни бежал, он всегда фатально оказывается на одном и том же перекрестке.
Тема любви и прощения в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита
Автор: Булгаков М.А. Любовь, прощение — понятия не столько христианские, сколько общечеловеческие. Именно они составляют основу всякой морали, всякой мировой религии. Для Михаила Булгакова они — смыслообразующие принципы, лежащие в фундаменте здания его романа. Писатель воплощает в прозе идеи, которыми на протяжении 50 лет грезила русская культура.
Идея Дома в пьесе М. А. Булгакова «Дни Турбиных»
Никто не будет спорить, что М. А. Булгаков был и остается неповторимым писателем, удивительным явлением в отечественной литературе. Революция, которая привела к коренной ломке уклада русской жизни, несомненно, повлияла на всех деятелей русской литературы.
Билеты по литературе (2 курс 2 семестр, 2004г.)
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр Основные мотивы стихов о Прекрасной Даме Бальмонт и символизм Поэтика символического романа («Петербург») Общая характеристика литературных направлений и течений начала ХХ века
Начало романа М. Булгакова «Белая гвардия»
Начало романа очень символично. Точно указана дата – 1918 год, который был «велик и страшен». Именно в этом году «особенно высоко в небе стояли две звезды: пастушеская вечерняя Венера и красный дрожащий Марс».
Проблематика романа М. А. Булгакова «Белая гвардия»
По мнению самого писателя, “Белая гвардия” — “это упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране...”, “изображение интеллигентско-дворянской семьи, брошенной в годы Гражданской войны в лагерь белой гвардии”.
Проблематика романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
На долю произведений Булгакова выпала непростая судьба. При жизни автора были опубликованы лишь первая часть его романа “Белая гвардия”, книга фантастической и сатирической прозы, цикл рассказов “Записки юного врача” и многочисленные газетные фельетоны.
Мое любимое произведение М. А. Булгакова
Сегодня уже много сказано о М. А. Булгакове как о крупном мастере слова, авторе пьесы "Дни Турбиных", повести "Собачье сердце", романа "Мастер и Маргарита". А ведь начинал писатель с темы белой гвардии, поскольку Булгаков все это видел, знал, любил.
Тема добра и зла в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита
Основой творчества Михаила Панасовича Булгакова был гуманизм. Писатель не воспринимал ту литературу, которая подносила страдание абстрактных, нереальных героев. Поэтому в своем последнем романе «Мастер и Маргарита» он завуалировано показал отдаленную надежду на то, что зло будет наказано, а добро победит.
Писательская трагедия Мастера.
Автор: Булгаков М.А. Одним из главных героев романа Булгакова “Мастер и Маргарита” является Мастер. Жизнь этого человека, как и его характер, сложна и необычна. Каждая эпоха в истории дает человечеству новых талантливых людей, в деятельности которых отражается, в той или иной степени, окружающая их действительность.
Писательская трагедия Мастера. 2
Писательская трагедия Мастера. Автор: Булгаков М.А. Роман “Мастер и Маргарита” — вершина творчества Булгакова. В романе автор затрагивает множество разных проблем. Одна из которых — писательская трагедия человека, жившего в ЗО-е годы. Для настоящего писателя самое страшное — не иметь возможности писать про то, о чем думаешь, свободно высказывать свои мысли.
М. А. Булгаков и театр
Человек, принесший русской литературе XX века всемирную славу, свой жизненный путь окончил скромным либреттистом-консультантом Большого театра.
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр 2004г
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр Основные мотивы стихов о Прекрасной Даме Бальмонт и символизм Поэтика символического романа («Петербург») Общая характеристика литературных направлений и течений начала ХХ века