Тема времени и памяти звучит во многих произведениях немецкого писателя Генриха Белля. Особенно это касается его антивоенных, антифашистских произведений, в которых тема памяти звучит трагически.
Уже в начале рассказа «Путник, когда ты придешь в Спа...» мы видим героя произведения на грани гибели. Сквозь болезненный жар герой-пересказчик туманно видит помещение, в котором находится, и в его сознании возникают картины прошлого.
Писатель показывает весь процесс рождения воспоминаний в человеке: пересказчик детально описывает коридор с вешалками и эмалевыми табличками между дверями, картинами и скульптурами. На фоне охваченного пожаром города, на первом плане повествования появляются предметы, которые напоминают мирные дни. Но под сводом гимназии, где недавно звучал детский смех, теперь хрипят раненые, которые вот-вот умрут
Герой рассказа борется со своей памятью, не пускает ее в свою нынешнюю жизнь, потому что понимает, что прошлого, своей мирной и беззаботной юности, ему не вернуть. Но память неумолима, и для героя самым тяжелым является то, что все вокруг — родные стены его гимназии — стало теперь холодным и чужим, будто не из его жизни. С началом войны жизнь перервалась, и возвращение не будет.
«Путник, когда ты придешь в Спа…» — это начало известной древнегреческой надписи, которое было сделано умирающим воином и увековечил битву, в которой героической смертью лег отряд спартанцев. История повторяется — и в ХХ веке ни искусство, ни образование не спасли человечество от новой ужасной войны. Как и тысячелетия тому назад, на войне погибают люди.
Война ворвалась внезапно — и даже написанные мелом на доске упражнения гимназиста еще не стерты. Но мир изменился, и изменился человек. В немецкой классической гимназии стоят бюсты больших полководцев, которыми, определено, увлекались мальчишки-гимназисты. Но теперь, пройдя сквозь ужасы войны, герой понимает, что тот военный пафос, описанный в «книжках с картинками», это ничто, мыльный пузырь. Солдат спрашивает себя — за что он боролся? — и не находит ответ. Для миллионов людей, погибших на войне, сделают тысячи «памятников массового производства» — вот и все.
В воспоминаниях героя особенную роль играет образ креста. Когда крест сняли, на стене остался неисчезающий след, что казался еще ярче, чем сам маленький и старый крест. Его нельзя было уничтожить, как не уничтожил в сознании человека память прошлого, культуру, чувство морали… Тень в форме креста, который проступает на стене сквозь все слои краски, — это символ мирного времени, «когда еще позволяли вешать в школе кресты», и всего того в человеке, что способно противостоять войне, разрушению личности и культуры.
Тема человеческой памяти в рассказе Г. Белля «Путник, когда ты придешь в Спа…» имеет трагическую расцветку. Но память — это возможность сохранить свое человеческое «я» при любых обстоятельствах. Память может существовать в форме прекрасных произведений искусства или запаха табака и теплого молока. Каждая историческая эпоха состоит из тысяч воспоминаний личных, интимных воспоминаний каждого человека. Это та цепочка, которая завязывает воедино прошлое и будущее, детство и взрослую жизнь, одного человека с другой… Сохранить память о прошлом — то сохранить себя, свою культуру, свою родину.
Другие работы по теме:
Учитель глазами ученика
Ученики… Учителя… Когда-то, учась в институте в Ленинграде, она хотела (или мне это показалось?) отдать весь" жар своего сердца, всю красоту, глубину, возвышенность, величие литературы тем, кто будет после, весь романтизм души, все счастье жизни, бытия...
Соблазн Подсказайликов и Смешариков
Живут себе в нашем классе чудные существа: Подсказайлики и Смешарики. Как они мучают каждого моего одноклассника: заставляют выкрикивать без разрешения, размахивать руками, ногами, языками… Но когда кто-то из соблазненных ими выходит к доске, то они отбирают ум, замыкают язык на семь замков, провоцируют учителей добывать со своих магических оценочных укрытий - сокровищниц лишь наиболее низкие баллы.
Соня олицетворение горя людского
(по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Соня, тихая Соня… Маленькая, хрупкая, пугливая, с робким выражением ясных синих глаз… Почему, почему ей отпущено столько горя, зачем эти прекрасные глаза полны слез? Она еще почти совсем ребенок, а за спиной уже восемнадцать лет лишений, разочарований и потерь.
Проза Василия Шукшина
Василий Шукшин не сразу приобрел известность. Приходила она исподволь, по мере того как все более широким становился диапазон его творчества, проникновеннее сила его мысли. Писатель, романист и драматург, режиссер, актер.
Генрих Белль Странник, когда ты придешь в Спа 8230
Основной темой произведений Генриха Белля была война. Трагические фронтовые надежды, которые обожгли судьбу писателя за шесть лет участия во Второй мировой войне, много в чем определили смысл жизни и творчества Белля.
В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи в драме Горького На дне
Люди «дна» в социально-философской драме М. Горького — это люди, выброшенные из жизни в силу разных обстоятельств, не умеющие ей сопротивляться. Таков Васька Пепел, живущий в ночлежке Костылева. Он занимает там привилегированное положение — отдельная комната, уважительное отношение хозяина, любовь его жены.
Талант великих душ есть узнавать великое в других людях
Очень сложен путь человеческой души, содержание ее во многом определяется отношениями с окружающими. «Души прекрасные порывы» — как хочется сформировать их в себе, ощутить в других! Но для этого нужен талант... Разбуженный, сформированный, человечный… Сумел же Пушкин заглянуть в тайные тайн и гения, и злодея, и победителя, и побежденного, презревшего и «правды глас, и веру, и закон».
Стихотворение Есенина Спит ковыль. Равнина дорогая
«Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины — основное моем творчестве». — говорил С. Есенин. Тема стихотворения С.А. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая…» — любовь поэта к родине, что традиционно для его поэзии.
Книга о войне, которая меня взволновала Шолохов Судьба человека
Тема войны была и еще долго будет актуальной. По словам Белинского, человек раскрывается в критических ситуациях, а человек — главный предмет искусства, которое стремится все узнать о нем. Если одни писатели больше показывали «войну», другие шли дальше — человека на войне, то Шолохов в «Судьбе человека» показал нам войну в человеке, которая
Спасибо родному слову
“Спасибо слову…” - так писал русский поэт С. Поделков в поэме “Власть сердца”. И, правда, русский язык настолько разнообразен и точен, что с его помощью можно описать не только настоящее, будущее и прошлое, но и любое состояние человеческой души, любую мысль.
Диван трон Обломова
Мягкая ткань. Ее бережно ткали женские руки, порхая над ней, как мотыльки. Прочная ткань. Ее делали любя, чтобы она выстояла жизненные невзгоды. Красивая ткань. Ее соткали из самых красивых и добрых ниток. Они поют: «Полюбуйся нами, мы так свежи!»
Назначение поэта в лирике Пушкина
Кем и каким должен быть поэт? Что должен он нести людям? Эти вопросы задавали все настоящие пииты разных эпох и народов. Не остался к этой проблеме равнодушен и Александр Сергеевич Пушкин. Поэтому в его творчестве так много стихов, где затрагиваются все эти вопросы. И в первую очередь стихотворения: "Пророк", "Памятник", "Поэт".
Красота спасет мир
Величайший психолог, тонкий знаток человеческой души Достоевский был прав. Красота спасет мир. В нашей жизни ведь далеко не все совершенно. Это несовершенство приводит к войнам и семейным раздорам, самоубийствам и экологическим бедствиям.
Стихотворение Тютчева Есть в осени первоначальной
Одной из главных тем лирики Ф.И. Тютчева является тема природы, в которой поэт пытался найти образец гармонии мира. Природа в его стихах одушевлена, ее состояние тождественно состоянию души человека.
Антивоенный пафос в творчестве писателей XX века
XX век принес человечеству невиданный раньше технический прогресс. Но кроме этого именно он породил новое ужасное явление - мировые войны, трагедии впечатляющего масштаба, которые затрагивали сразу сотни миллионов людей. Вполне естественно, что это нашло отображение в творчестве многих писателей, особенно из тех стран, которые непосредственно принимали участие в этих войнах.
Чернобыль не имеет прошлого времени
Замечательными пейзажами, щедро урожайными садами, прекрасными лесами прославлялась чернобыльская земля. И только - к ужасной метке, к радиационной границе, пропаханной апрельской ночи 1986 - го. С того момента эта земля стала называться зоной отчуждения, непригодной для жизни местностью. И если от атомной катастрофы вздрогнули сердца всех землян, то слово «зона» не перестает болеть в этих сердцах уже двадцать четыре года и еще надолго останется в памяти человечества.
Тема обреченности буржуазного мира
Рассказ «Господин из Сан-Франциско» построен на впечатлениях Бунина из путешествий по зарубежным странам между 1905 и 1914 годами. А появился этот рассказ в 1915 году.
Смысл названия рассказа Чехова Хамелеон
Хамелеон — это ящерица, меняющая свой цвет, приспосабливаясь к окружающей среде. Конечно, в маленьком городке, где происходит действие чеховского рассказа, речь идет вовсе не о зоологических исследованиях. Тем более не о пресмыкающихся, а о самой обычной собаке неизвестного хозяина — о щенке, очутившемся в центре событий на площади, где, защищаясь, он укусил за палец грубого, очень шумного человека.
Стойкий оловянный солдатик
В этой сказке Г. К. Андерсена повествуется об оловянном солдатике-неудачнике. У него только одна нога: «…его отливали последним, и на вторую ногу олова не хватило». Впрочем, он и на одной ноге стоял твёрдо. Твёрдость стала чертой его характера. Он смело отправляется в опасное плавание на бумажной лодочке, хладнокровно выдерживает натиск крысы, путешествует в животе рыбы.
Смысл рассказа Носова Живое пламя
(1 вариант) Евгений Иванович Носов принадлежит к поколению тех русских писателей двадцатого века, которые пережили войну, перенесли все тяготы военного времени, поэтому тема подвига, мгновенно прожитой жизни для него особенно актуальна. В рассказе писателя «Живое пламя» повествуется о слишком быстром цветении маков и тех ассоциациях, которые возникли у главной героини произведения, тети Оли, наблюдающей яркую, но непродолжительную жизнь этих цветов.
Тема любви в лирике Есенина
Поэтическое сознание, как правило, острее переживает любые эмоции. Любовь для него может стать как необычайным счастьем, так и величайшей в мире трагедией.
Русская природа в изображении Тютчева и Фета
Перелистаем страницы сборников стихотворений Тютчева и Фета. Тема взаимоотношений, взаимопроникновения природы и человека занимает значительное место в творчестве этих поэтов. Вопрос об отношении к природе для них — это вопрос о любви к Родине, к России.
Тема одиночества в поэме Лермонтова Мцыри
«Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок…» Эти строки — из поэмы «Мцыри», поэмы, органично вписывающейся в творчество Лермонтова мотивом трагического одиночества.
Михаил Шолохов Судьба человека
Тема Второй мировой войны нашла свое достойное место в творчестве многих известных мастеров слова. Один из них - русский писатель Михаил Шолохов. Как и в творчестве немецкого писателя Генриха Бэлля, рассказ пронизывает мысль: война противоестественна и антигуманна.
Любовь и природа в лирике Фета
Центральные темы поэзии Ф.И. Тютчева — любовь и природа. Тютчев — поэт возвышенной любви, он раскрывает ее как чувство, несущее человеку и радость, и страдание, «и блаженство, и безнадежность». С особой драматичностью тема любви и страсти раскрывается в цикле стихотворений, посвященных Е.А. Денисьевой («О, как убийственно мы любим…», «Я очи знал, — о, эти очи!..», «Последняя любовь», «Есть и в моем страдальческом застое…» и др.).
Осень
Сочинение-описание Осень. Золота, тихая осень. Начинает властвовать незаметно, прицеливаясь и крадясь. Широкие клены, излучая своими верхушками позолоту, которой укрывает их она, волшебница-осень.
Трагедия Родиона Раскольникова в романе Достоевского Преступление и наказание 1
«Две вещи не перестанут занимать меня всю жизнь: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас», — сказал немецкий философ Кант. И действительно, нет ничего поразительнее человеческой души! В ней от великодушных порывов до зверских поступков всего один шаг. Да что шаг! Полшага… И страшно, если на путь насилия становится человек благородный, с высокими помыслами и стремлениями…
Тема труда в рассказе А.П.Платонова Корова
Тема труда в рассказе А.П.Платонова "Корова" Автор: Платонов А.П. «Труд – первое основное условие всей человеческой жизни. Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни».
Можно ли считать образ Обломова негативным
Случилось чудо: родился человечек. Кем он будет? Принесет ли он пользу обществу? Будет ли счастлив? Пока этого еще никто не знает… Случилось чудо: вырастили из человечка Человека. То, что было заложено от природы: золотое сердце, способность испытывать сильные чувства, доброта, но вместе с тем и лень — осталось.
Правда Бог свободного человека спор о правде в пьесе Горького На дне
Что такое — правда? М. Горький …Я боюсь, что однажды опять повторится печальная история: закостенев во лжи, гоня и презирая истину, мы выйдем на улицы городов с плакатами: «Правда — бог свободного человека!». И еще раз (уже в который?!) великие слова станут символом нашего ничтожества. Ибо сказано: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем…».
Что нового открыли мы для себя в поэзии Некрасова
Н. А. Некрасов открыл новую эпоху в русской поэзии — это было ясно уже его современникам. И он прежде всего так и известен: как поэт и гражданин, со всей силой своего таланта выступивший против угнетения человека человеком, против насилия и зла.
Жизнь и творчество Генриха Белля
Генрих Белль родился в Кельне, вырос в доме родителей — католиков-антифашистов. Отец его — скульптор. Белль работал столяром, потом служил в книжном магазине. С 1939 до 1945 г. был солдатом.