Милосердие, «экология человеческой души»… Эти слова начали уже забываться в наш век жестокости и насилия. Но настало время, когда мы наконец - понимаем, что если будем жить так, как жили раньше, нас ожидает катастрофа. И не только экологическая, экономическая или политическая — нравственная.
Первым забил тревогу Чингиз Айтманов. Его роман «Плаха» пряжа кричал об этом, но мы, ослепленные и оглушенные свалившимся на нас количествам информации, не заметили ничего, Нет, конечно, прочитали, изумились и обратили внимание: о наркоманах. Значит, о язвах общества, о современных проблемах. И только гораздо позже поняли: не только об этом. «Бога нет — значит все позволено», — совсем как Иван Карамазов рассуждает Гриша идеолог курьеров «белой смерти». «Все позволено» и Обэр—Кандалаву, тоже со злобой кричащему: «Бога нет!». И идеалист Авдий Каллистратов проигрывает эту жестокую стычку. Он пытается доказать, что у жизни только одна основа — нравственность, но его никто не хочет услышать. Авдий проигрывает жизнь. Неужели он никому не нужен здесь, в этом мире и в этом времени?
И когда вернулись к нам книги Замятина и Булгакова, Ахматовой и Твардовского стало ясно: о грезящей катастрофе предупреждали давно. Еще когда в страшном тридцать седьмом в застенках НКВД гибли люди, когда исключали из Союза писателей Зощенко, когда намеревались, ломан все законы природы, повернуть реки вспять…
… Книга Е. Замятина «Мы» — это антиутопии, чуть было не воплощенная «доблестно» в реальность. В обществе, где все, вплоть до интимных отношений, подчинено распорядку, человек, теряет свою индивидуальность, превращаясь в бездумное и бездушное орудие в руках Правителя. Такой человек уже не личность, а всего лишь автомат, исполняющий чужую волю; биоробот. А самое страшное — это ведь потерять самого себя.
Об этой проблеме, решая ее несколько в другом аспекте, говорит и М. Булгаков в «Театральном романе» и «Мастере и Маргарите». В них —тревога о судьбах людей неординарных, творческих. Они не просто «гонимы в обществе серостей, их физически уничтожают, доводят до сумасшествия или самоубийства. Таких людей все меньше и меньше. А чем их меньше, тем явственнее деградация общества.
В мире, где можно запросто ударить ножом человека только потому, что тот «не так посмотрел», очень просто превратиться в зверя. Ведь человек отличается от остального мира тем, что осознает цену крови своих собратьев. Когда же мы поймем наконец, что мы — люди? Что нам дает уверенность в себе в в том, что мы сможем выбраться из этой пропасти, в которую упорно продолжаем катиться?
На эти вопросы литературе еще предстоит дать ответ. Пока же она поддерживает в нас силы и веру. Спасибо ей за это!
Другие работы по теме:
Русское неокантианство
Русское неокантианство конца XIX - начала XX вв. представляет собой сложное, неоднозначное явление. Нет никаких сомнений в том, что оно оказало существенное влияние на развитие русской философии и духовной культуры вообще.
Слоновая техника
Слоновая техника -это разработанный в ТМ подход к планированию времени. Слоновая техника хороша для решения очень крупных, или, попросту говоря, слоновых задач, которые человек сразу не может решить.
Сочинения на свободную тему - честно хочется прожить. .. 7
Роман Плаха крик отчаянный призыв одуматься осознать свою ответственность за все что так обострилось и сгустилось в мире. Экологические проблемы затронутые в романе писатель стремился постичь прежде всего как проблемы состояния души человеческой.
Байрон д. - Подвиг героя4
Байрон замечательный английский поэт известен во всем мире как певец свободы. Многие из его произведений посвящены людям готовым отдать жизнь в борьбе за независимость. Байрон замечательный английский поэт известен во всем мире как певец свободы.
О великой отчественной войне - Проза военных лет
На страницах прозаических произведений мы находим своеобразную летопись войны достоверно передававшую все этапы великой битвы советского народа с гитлеровским фашизмом. Традиции литературы. Великой Отечественной войны это фундамент творческих поисков современной советской прозы.
Билеты по Литературе (2003г., МТЭТ РГТЭУ)
1. Назовите основные проблемы России в творчестве писателей второй половины 19 века. 2. Кто из писателей второй половины 19 века произвёл на вас особое впечатление? Какие его произведения вы назовёте?
Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти По одному или нескольким произведениям
русской лит Тема любви волновала человека во все времена. В начале ХХ века, в эпоху глобальных исторических перемен, в литературе усиливается внимание к личности отдельного конкретного человека с его нелегкой судьбой и неразрешимыми душевными проблемами. Одним из писателей, воплотивших на страницах своих произведений, тему любви, всесильной и всепоглощающей страсти стал А.И.
Тема города в русской литературе по произведениям Михаила Булгакова
Тема города является одной из самых характерных тем для русской литературы. Она отразилась в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. А. Блока, М. А. Булгакова и многих других писателей. Раскрытие данной темы можно проследить на примере творчества М. А. Булгакова, в частности его романов «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита».
Человеческая комедия Оноре Бальзака
Произведения Бальзака — это те произведения, к которым человек не раз будет возвращаться в течение жизни и воспринимать их как что-то новое и заново открыто для себя.
Василий Тёркин - народный герой
Автор: Твардовский А.Т. Чтобы понять и оценить истинные масштабы таланта художника, его вклад в литературу, нужно исходить из того, что нового сказал он о жизни и человеке, как его видение мира соотносится с нравственными и эстетическими идеалами, представлениями и вкусами народа. Твардовский никогда не стремился быть оригинальным.
Гофман Эрнст Теодор Амадей
(1776–1822) один из самых ярких талантов XIX в., романтик второго этапа, оказавший воздействие на писателей последующих литературных эпох вплоть до настоящего времени
Н.В.Гоголь Ревизор
Автор: Гоголь Н.В. Николая Васильевича Гоголя по праву называют «хрестоматийным» писателем народной русской жизни девятнадцатого века. В его произведениях достоверно отображаются не только исторические события, но и жизнь, быт простых людей. Девятнадцатый век – один из самых сложных в социально-политическом плане веков в нашей стране.
Образ маленького человека в русской литературе 19 века
Образ "маленького человека" в русской литературе 19 века Автор: Разное «Боль о человеке» - вот, пожалуй, главная тема русской литературы 19 века. Сострадание к трагической судьбе «маленького человека» составляло основу творчества всех русских писателей. И первым в этом ряду был, конечно, А.
Размышляя над страницами рассказа А. Платонова Маркун
Размышляя над страницами рассказа Андрея Платонова «Маркун». Из писателей 20-х – 30-х годов нашего столетия мы не знаем и десятой части. Их произведения канули в небытие, а сами они были забыты. Большинство из них погубил только зарождавшийся в то время госзаказ на литературные произведения. Ведь писатель – это, как поэт, «не должность, а состояние души».
Мое восприятие Достоевского
Сила и величие русских классиков XIX века заключались в глубоком демократизме, в бескомпромиссном служении правде жизни. Неослабевающий интерес к творчеству Достоевского во всем мире не случаен.
Проблема нравственного выбора человека По одному из произведений современных писателей о войне
Тема Великой Отечественной войны стала одной из центральных тем в русской литературе второй половины ХХ века. Война явилась не только величайшим бедствием, но и тягостным испытанием, которое возложило на плечи людей груз моральной ответственности за дальнейшую судьбу России. Перед каждым человеком встала, по сути, проблема нравственного выбора: пойти на смерть ради освобождения родины или отсиживаться за спинами других, чтобы сохранить себе жизнь.
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне. 4
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне». Автор: Горький М. Одним из наиболее принципиальных вопросов русской литературы является вопрос о человеке, его месте в мире и его подлинной ценности. Проблема гуманизма становится особенно актуальной в конце XIX — начале XX века. В это время история начинает развиваться таким образом, что настоящая ценность человека оказывается потерянной.
Что волнует меня в рассказах о любви А. И. Куприна и И. А. Бунина
Автор: Бунин И.А. В творчестве двух русских писателей начала века — А. И. Куприна и И. А. Бунина — прослеживается одна общая тема — тема любви. Необычайная сила и искренность чувства свойственны героям их рассказов. Любовь захватывает все помыслы человека, все его силы. Но она почти всегда трагична. Чтобы любовь не выдохлась, необходимо расстаться, и при том навсегда, что происходит во всех рассказах И.
Моё отношение к И.С.Тургеневу
Автор: Тургенев И.С. Тургенев-один из известнейших русских писателей.Читая его произведения,мы видим не только персонажей, но и в чём-то самого автора.
Всероссийская ассоциация пролетарских писателей
(ВАПП) основана в октябре 1920 на одной из конференций пролетарских писателей, созванной литературным объединением «Кузница»; в 1921 утверждена Наркоматом просвещения в качестве головной литературной организации. Руководство осуществлял В. Кириллов, перешедший в «Кузницу» из Пролеткульта.
Писатель
Писа́тель — человек, который занимается созданием словесных произведений, предназначенных так или иначе для общественного потребления (а не только для непосредственного адресата).
Суриковский литературно-музыкальный кружок
Суриковцы — московское литературное объединение русских писателей и поэтов, преимущественно самоучек из крестьян и мелких ремесленников, существовавшее в 1872—1933 годах.
ПА Кропоткин Биография и библиография произведений
БИБЛИОГРАФИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ П.А.КРОПОТКИНА Анархия, ее философия и идеал. М.,1906. Великая французская революция 1789-1793 гг. М., 1979. В русских и французских тюрьмах (пер. с англ. В.Батуринского). Под редакцией автора. СПб.: Знание,1906.
Д. И. Фонвизин
Среди русских писателей, имевших дар видеть и передавать все нелепое в жизни , первым был Фонвизин.В своих произведениях он искусно использовал и подбирал выражения , которые на долгое время оставались в памяти читателя.
Крапивин В.П.
Владислав Петрович Крапивин - писатель фантаст. Родился в городе Тюмени, 14 октября 1938 года, в семье педагогов Петра Федоровича и Ольги Петровны Крапивиных.
Лукин Е.В.
Окончил исторический факультет ЛГПИ им. Герцена (1977). Член Союза писателей России (1996). Основной труд - стихотворные переложения древнерусских произведений "Слово о полку Игореве", "Слово о погибели Русской земли", "Задонщина".