Художественные
особенности произведений Н.В. Гоголя и его социально-философские и
религиозно-нравственные идеи не могут быть адекватно осмыслены без правильного
учета национального контекста его творчества. Распространенный в гоголеведении
стереотип о положении раннего творчества Гоголя на пограничье русской и
украинской культур и об исключительной принадлежности к русской культуре
позднего творчества существенно искажает характер национальной
самоидентификации писателя и культурный фон его эпохи. Да и традиционно
сложившееся в науке и в общественном сознании деление восточнославянских
культур на русскую, украинскую и белорусскую не совсем однозначно отображает
исторические реалии, поскольку не выделяет в отдельную номинацию т.н.
“общерусскую” культуру и не различает понятия “русский” и “великорусский”.
Такое деление произведено без учета культурной динамики и разделения любой
национальной культуры на несколько субкультур, имеющих различное происхождение
и архитектонику.
В
докладе рассматриваются концепции “общерусской” культуры в отечественной
общественной и научной мысли (славянофилы, М.П. Драгоманов, Д.Н.
Овсянико-Куликовский, министр внутренних дел Валуев, другие представители
официальной царской идеологии, В.В. Розанов, Н.С. Трубецкой, Г.П. Федотов).
Делается вывод об отсутствии единства в понимании “общерусской” культуры и об
отсутствии ее интегральной концепции.
Подчеркивается
необходимость различения “высокой” и “низкой” культур как имеющих принципиально
различную архитектонику (цивилизационную и народно-традиционную
соответственно).
Уточняется
употребление этнонимов русский, великорусский, малорусский, белорусский,
южнорусский, югозападнорусский и топонимов Русь, Русь-Украина, Московская Русь,
Россия, Великороссия, Малороссия, Украина, Белоруссия в современной практике и
в XVII—XIX веках, в том числе у Гоголя.
Процесс
формирования современных восточнославянских культур рассматривается в тесной
связи с процессом формирования Российской государственности: объединение
великорусских, большей части украинских и белорусских земель именно вокруг
Москвы и Московского государства во второй половине XVII—XVIII веках
предопределило характер всего дальнейшего развития “высокой” культуры.
Объединение
в пределах одного государства носителей высоких культур различного типа
(украинско-белорусской барочной и великорусской позднесредневековой культуры)
потребовало от власти унификации этих культурных систем по единому образцу и
создание единой для просвещенного сословия церковной и светской (“гражданской”)
культуры. Новая универсальная имперская культура по аналогии с византийской и
античной римской должна иметь наднациональный характер, должна
идентифицироваться не с этносом (народом), а с государством. Основой этой новой
культуры во второй половине XVII века и становится украинская
(“украинско-белорусская”, “югозападнорусская”) культура. Преимущество, отданное
ей официальной властью перед высокой великорусской культурой, объясняется
во-первых, относительно большим уровнем развитости; во-вторых, украинская
православная до 1686 года входила в юрисдикцию Константинопольского патриарха:
через Украину Московское царство как бы символически связывалось с исторической
Византией; в-третьих, введение в культурную и отчасти в политическую элиту
выходцев из Украины и Белоруссии способствовало политической стабильности
государства.
Хронологические
рамки существования “общерусской” культуры определяются со второй половины XVII
века по середину XIX века, однако отдельные культурные явления вплоть до
настоящего времени могут быть рассмотрены как остатки именно “общерусской”, а
не “русской” культуры.
Проявления
“общерусской” культуры отмечаются в истории общественного сознания,
политической идеологии, литературного языка, изобразительного искусства,
музыки, архитектуры, а также в истории художественной литературы, наиболее
ярким примером чего может служить творчество Гоголя.
В
докладе вводится понятие “культурной диглоссии” (по аналогии с языковой диглоссией,
когда, по Б.А. Успенскому, две языковые системы сосуществуют в рамках одного
языкового коллектива, а их функции находятся в дополнительном распределении,
что соответствует функциям одного языка в обычной, недиглоссийной ситуации). С
этой точки зрения рассматриваются соответствия “высокой — низкой” культуры:
““общерусской” — великорусской” в Великороссии и ““общерусской” — украинской” в
Украине. Приводятся примеры из творчества Котляревского, Лермонтова, Гнедича,
Гребинки, Шевченко, Дунина-Марцинкевича, Франциска Богушевича и других. Распад
“культурной диглоссии” связывается с процессом превращения украинской культуры
в самодостаточное явление (со второй половины XIX века) и с соединением
“общерусской” культуры с великорусской в единую культурную систему.
“Общерусскость”
рассматривается только на культурно-идеологическом уровне, но не в этногенезе:
носители “общерусской” культуры и “общерусского” сознания не перестают быть
представителями своих народов. (Для определения этнической ситуации на Востоке
и Юге Украины, а также в отдельных регионах России предлагается термин
“новороссы”.)
В
первой половине XIX века становление высокой украинской культуры еще только
начиналось, поэтому творчество Гоголя могло существовать только в рамках
“общерусской” культуры. Однако эта разновидность “общерусской” культуры, вслед
за Д.Н. Овсянико-Куликовским, определяется как “общерусская культура на
малорусской (украинской) основе”. Уточняется, что к этой культуре (на
“украинской основе”) принадлежат не только “украинские” повести Гоголя, но и
“петербургские” повести, “Ревизор”, “Мертвые души”, “Выбранные места из
переписки с друзьями” и другие его произведения. Признаком принадлежности к ней
является не украинское происхождение Гоголя и не украинская тематика его ранних
произведений, а генетическая связь гоголевского творчества с украинской
культурой XVII—XIX веков. Гоголь рассматривается одновременно как завершитель
эстетики украинского Барокко и как вдохновитель и один из родоначальников
идеологии, а в некотором отношении и эстетики украинского романтизма.
В
произведениях и письмах Гоголя можно обнаружить значительное количество
примеров, “общерусского” политического сознания: “Русская земля”, за которую
умирают запорожцы в “Тарасе Бульбе”, “Русь — птица-тройка” в “Мертвых душах”,
“Россия” в “Выбранных местах” — это не реальная Великороссия, как считает
большинство исследователей, и даже не Российская империя, а абстрактно
созданный метафизический общерусский Универсум, “Мировая держава”, наделенная
конкретными украинскими и великорусскими этно-культурными признаками.
Политико-идеологические построения Гоголя рассматриваются как утопическая
попытка национального синтеза в контексте “общерусскости”.
В
конце доклада делается вывод о культурно-национальной принадлежности творчества
Гоголя: в категориях XIX века оно причисляется к “общерусской культуре на
украинской основе”, в современных этно-культурных категориях оно
рассматривается и как достояние русской культуры и литературы, и как достояние
украинской культуры и литературы одновременно.
Другие работы по теме:
Гоголь н. в. - Смех сквозь слезы в поэме н. в. гоголя
Н. В. Гоголь вошел в литературу как непревзойденный мастер смеха. Повести Гоголя его поэма. Мертвые души просты по сюжету прозрачны по разборке характеров. И тем не менее существует неразгаданная и не поддающаяся разгадке тайна.
Смысл немой сцены в комедии Гоголя Ревизор
Финал пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор» – необычное и удивительное явление в русской драматургии. Так называемая немая сцена, которой заканчивается комедия, следует после того, как жандарм… объявил о прибытии в город настоящего ревизора. Потрясенные чиновники застыли в ожидании неминуемой расправы. Городничий стоит столбом посреди сцены; почтмейстер превратился «в вопросительный знак, обращенный к зрителям»; судья присел почти до земли и словно хотел сказать: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» Кто поражен, кто изумлен, кто злорадствует, – все чиновники составляют весьма живописную и выразительную группу.
Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя Ревизор
Огромное художественное достоинство комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» заключается в типичности ее образов. Он сам высказал мысль, что «оригиналы» большинства персонажей его комедии «всегда почти находятся перед глазами». А о Хлестакове писатель говорит, что это «тип многого разбросанного в разных русских характерах… Всякий хоть на минуту … делался или делается Хлестаковым.
Народное творчество и настоящее
Не буду выяснять, что такое устное народное творчество, так как более или менее четкое определение этого понятия существует, хотя универсального определения нет, так как жанровое разнообразие очень большое, а специфика развития того или другого жанра еще пестрее. Определений на сегодня существует много, и все они не охватывают глубинной сути народного творчества, так как она в некоторых своих жанрах старается быть консервативной (свадебные песни или другие, которые связаны, например, с Сочельником, Рождеством, рождением, крещением, похоронами и т.п.).
Герои поэмы Гоголя Мёртвые души
Автор: Гоголь Н.В. Среди иллюстраторов Гоголя первое место в 40-е годы занимает, бесспорно, А. А. Агин, автор классических «ста рисунков» к «Мёртвым душам». Он приступил к изданию этих иллюстраций в 1846 году. «Браться за типы, созданные этим великим мастером, страшно»,— писал об иллюстрировании Гоголя И.
Образ Плюшкина в поэме Н.В.Гоголя Мертвые души
Образ Плюшкина в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" Автор: Гоголь Н.В. Образ Плюшкина в имении Плюшкина прежде всего бросается в глаза ветхость, опустошение. По описанию Гоголя имение Плюшкина приобретает зловещий характер, невольно по спине пробегают мурашки. Когда я читал 6 главу, у меня было чувство, что в имении Плюшкина произошло какое-то бедствие.
Разбор произведений Гоголя Вечера на хуторе близь Диканьки
Автор: Гоголь Н.В. В 1831 — 1832 годах повести вышли в свет в двух сборниках под общим заглавием «Вечера на хуторе близ Диканьки». И в предисловии к первому сборнику, и во всей книге, написанной от имени пасичника Рудого Панька, Гоголь сознательно противопоставил светской, «панской» литературе с её чопорностью и жеманством свои повести, как произведения, созданные народом и отражающие его жизнь и его поэзию.
Тема маленького человека в творчестве Н.В. Гоголя
Автор: Гоголь Н.В. Тема «Маленького человека» существовала в русской литературе и до ее проявления в произведениях Н.В. Гоголя. Впервые она была обозначена в «Медном всаднике» и «Станционном смотрителе» А.С. Пушкина. Позже эта тема начала проявляться и в творениях Гоголя. Вообще творчество Гоголя и творчество Пушкина имеют некоторые общие черты.
Образ матери в повести Н.В. Гоголя Тарас Бульба
Образ матери в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" Автор: Гоголь Н.В. В повести «Тарас Бульба» Гоголь создал различные образы запорожских казаков. Большое внимание он уделил сыновьям Тараса, Остапу и Андрею. И совсем немного написал о их матери.
Творчество И.А.Гончарова
Иван Александрович Гончаров (1812 - 1891) уже при жизни приобрел прочную репутацию одного из самых ярких и значительных представителей русской реалистической литературы.
Смех благородное лицо в комедии Гоголя Ревизор
Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» – сатирическое произведение. Поэтому в нем ярко выражено критическое отношение автора к современному обществу, его социальным проблемам, а также нравственные проблемы, раскрывающиеся на примере характеров героев.
Чем отличается русский человек от иностранца эссе по отрывку из Мёртвых душ Гоголя
"Чем отличается русский человек от иностранца" (эссе по отрывку из "Мёртвых душ" Гоголя) Автор: Гоголь Н.В. По мнению Гоголя, русский человек, в отличие от иностранцев, многогранен: одна сторона у него приготовлена для банкетов и официальных торжеств, другая – для простых вечеринок, ещё одна – для общения с высшими чинами… «Перечислить нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения» - утверждает Гоголь.
Тема воспитания в поэме Н.В.Гоголя Мертвые души
Тема воспитания в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" Автор: Гоголь Н.В. Отец литературного героя даёт сыну, уезжающему учиться, наказ, который настолько западает отпрыску в душу, что предопределит будущую его судьбу. Выше всего на свете главный герой поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Павел Иванович Чичиков ставит деньги и всю жизнь посвятит сколачиванию капитала.
Смех сквозь слезы в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души
Смех сквозь слезы в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" Автор: Гоголь Н.В. Н. В. Гоголь вошел в литературу как непревзойденный мастер смеха. Повести Гоголя, его поэма "Мертвые души" просты по сюжету, прозрачны по разборке характеров. И тем не менее существует неразгаданная и не поддающаяся разгадке тайна Гоголя и тайна этого смеха.
Хлестаков в комедии Гоголя Ревизор
Хлестаков в комедии Гоголя "Ревизор" Автор: Гоголь Н.В. Хлестаков – главный герой комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Он – ничтожный, глупый, пустой человек, виновник необычных событий, охвативших весь город Н.
Взгляды на творчество Гоголя
Полтора столетия ведутся ожесточенные споры о Гоголе. Сталкиваются противоположные взгляды на творчество писателя, его вклад в литературу, особенности его реализма.
Образ уездного города в комедии Н.В.Гоголя Ревизор
Автор: Гоголь Н.В. События комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» происходят в 1831 году в некотором уездном городе. Как сказал о нем городничий «Да, отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Это обычный, ничем не отличающийся от других городов, город.
Рябов, Павел Яковлевич
Павел Яковлевич Рябов (1837—1906) — русский актер и педагог. Окончил Московское театральное училище (1857). Вступил в императорскую балетную труппу, а в 1859 году в оркестр музыкантом. В 1862 году переведен в драматическую труппу: служил в Малом театре до 1900 года (перерыв в 1892—1895 гг.).
Авшаров, Юрий Михайлович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.1.1 Московский академический театр Сатиры 2.1.2 Студия им. М. Чехова 2.2 Роли в кино 2.3 Режиссёрские работы в театре
Абашидзе, Василий Алексеевич
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.2 Роли в кино Список литературы Введение Васи́лий (Baco) Алексе́евич Абаши́дзе (груз. ვასო აბაშიძე) (1854—1926) — грузинский актёр, Народный артист Республики (1922), один из основоположников реалистического направления в национальном актёрском искусстве.[1]
Андреев-Бурлак, Василий Николаевич
Василий Николаевич Андреев-Бурлак (наст. фамилия Андреев ; 1 января 1843, Симбирск, ныне Ульяновск — 10 мая 1888, Казань) — русский актёр, чтец и писатель.
Бордуков, Александр Сергеевич
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.2 Фильмография Список литературы Введение Александр Сергеевич Бордуков (род. 1946) — советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, заслуженный артист России.
Бахтыбаев, Тохтахун
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Театральные работы 2.2 Роли в кино Список литературы Введение Тохтахун Бахтыбаев (2 марта 1923, Алма-Ата — 16 сентября 1987, там же) — уйгурский советский актёр театра, танцовщик, заслуженный артист Казахской ССР (1977).
Самарин, Иван Васильевич
Введение 1 Биография 1.1 Адреса в Москве 2 Творчество 2.1 Роли в театре Список литературы Введение Иван Васильевич Самарин (1817, Петербург — 1885, Москва) — актёр театра, драматург и педагог.
Алиев, Мирза Ага Али оглы
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.2 Фильмография 3 Признание и награды Список литературы Введение Мирза Ага Али оглы Али́ев (азерб. Mirzəağa Əli oğlu Əliyev; 1883 — 1954), азербайджанский советский актёр театра и кино.
Аржиловский, Александр Михайлович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.2 Роли в кино Введение Александр Михайлович Аржиловский (14 сентября 1948, Тюмень — 11 ноября 1999, там же) — советский актёр театра и кино.
Соколов, Пётр Алексеевич антрепренёр
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Актёр 2.2 Режиссёр 2.2.1 Екатеринбургский Городской театр Список литературы Введение Пётр Алексеевич Соколов (? — ок. 1865) — российский антрепренёр, театральный актёр и режиссёр театра. Организатор первой театральной труппы на Урале.
Антоненко, Григорий Николаевич
Введение 1 Биография 2 Почетные звания и награды 3 Творчество 4 Роли в театре 4.1 Роли в кино Список литературы Введение Григорий Николаевич Антоненко — актёр театра и кино театра, народный артист Украины (1996)[1].
Андреев Николай Андреевич
Скульптуры этого знаменитого русского художника — украшение Москвы. Н. А. Андреев — талантливый ученик известного скульптора С. М. Волнухина, творчество которого было близко к передвижникам.