Роман «Петр Первый» - исторический роман нового типа. Естественно начать изложение темы с вопроса: «Роман «Петр Первый» - исторический роман нового типа». В русской классической и русской литературе есть много крупных произведений па исторические темы. Среди них немало произведений о Петре. Ученикам известны пушкинские поэмы «Полтава» и «Медный всадник». Следует напомнить о творческом воплощении темы Петра, писателями XVIII века - Ломоносовым, Фонвизиным, Радищевым, о внимательном изучении и собирании материала для романа о Петре Л. II. Толстым, об интересе к личности Петра у Сергея Есенина, произведениях самого А. Н. Толстого - рассказе «День Петра», пьесе «На дыбе», предваряющих его роман.
Л. Н. Толстой, например, увлеченно работал над петровской темой. В одном из писем 187.2 года он сообщал, что «обложился книгами о Петре I и его времени, читаю, отмечаю, порываюсь писать и не могу. Но что за эпоха для художника! На что ни взглянешь–все задача, загадка, разгадка которой только и возможна поэзией. Весь узел русской жизни сидит тут»1. Однако великий писатель земли русской не смог разгадать «загадку» Петровской эпохи. Он отказался от мысли писать роман о Петре и его времени. Впоследствии Лев Толстой признавался, что «ему трудно проникать в души тогдашних люден, до того они не похожи на пас».
Воссоздать эту эпоху, представляющую важнейший «узел русской жизни», сумел другой Толстой - Алексей Николаевич - великий советский писатель. Разгадать «загадку» Петровской эпохи А. Н. Толстой смог только потому, что он был вооружен подлинно научной методологией, открывшей ему закономерности исторической жизни русского общества. Все социальные пласты русской жизни, многие проблемы отношений России с европейскими государствами, «углы и закоулки» российской действительности предстают вживе, ярко и незабываемо.
Но самым важным здесь был, как правильно отмечает Д. Д. Благой, «угол зрения» на русскую жизнь. Он позволил правильно осмыслить историческое прошлое и, прежде всего, решить одну из важнейших философских и социальных проблем проблему, взаимоотношений личности и народа. Второй главной задачей исторического романа Толстой считал «выявление двигающих сил эпохи». Он понимал, что мемуарная литература, созданная в основном дворянами, дает однобокое представление об историческом прошлом. Он поставил перед собой создать «исторический роман об огромной, до сих пор неправильно освещавшейся эпохе русской истории на грани XVII и XVIII веков» , рассказать о народе, о роли народных масс в истории. Руководствуясь этими творческими принципами, Толстой и создал первый в русской литературе исторический помай литературы реализма.
Обращение писателя к историческому прошлое было « закономерным и объяснимым. Работать над романом I «Петр Первый» Толстой начал в 1929 году - году «великого перелома» в жизни молодой страны. Толстой усматривал перекличку между своей эпохой и эпохой Петра- они поражали «каким-то буйством сил, взрывом человеческой энергии и воли». Обращение к переломной эпохе помогало автору глубже понять свою современность, а с другой стороны, позволил ему понять и воссоздать эпоху конца XVII - начала XVIII веков.
Список литературы
Другие работы по теме:
Санс-и-Йорда, Петр
Санс-и-Йорда, Петр Петр Санс-и-Йорда́ (исп. Pedro Sanz i Yordа, 3.09.1680 г., провинция Таррагона, Испания — 26.05.1747 г., Фучжоу, Китай) — святой Римско-Католической Церкви, мученик, член монашеского ордена доминиканцев, епископ епархии Фучжоу, миссионер, мученик.
Толстой а. н. - образ петра первого
А. Н. Толстой шел к роману “Петр Первый” постепенно и издалека. Сначала, еще в 20-е годы, он пишет рассказы “Первые террористы”, “Наваждение”, “День Петра”, а затем “Повесть смутного времени” и пьесу “На дыбе”. И лишь в завершение всего этого принимается за работу над романом “Петр Первый”. Сам писатель отмечал: “Работа над „Петром" для меня прежде всего - вхождение в историю через современность...
Толстой а. н. - исторический роман петр первый
Пойми, пойми, все тайны в нас, в нас сумрак и рассвет. А. Блок Исторический роман “Петр Первый” - одно из лучших творений Алексея Николаевича Толстого. В этом романе писатель смог создать яркую и правдивую галерею образов, живших и творивших историю в одну из самых судьбоносных эпох. Время Петра I привлекало писателя давно, а в годы революции он “скорее инстинктом художника, чем сознательно... искал в этой теме разгадки русского народа и русской государственности”.
Толстой л. н. - Драмы души
Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться! Т.Драйзер К концу 70-х - началу 80-х годов XIX века в мировоззрении Толстого наступил перелом, подготовленный всем хэдом исторического развития пореформенной России. В это время Толстой окончательно порывает со своим классом и переходит на позиции патриархального крестьянства.
Толстой а. н. - женские образы в романе петр первый
Большая заслуга А. Н. Толстого состоит в том что он в своем историческом романе создал правдивые образы. Петра Первого и его сподвижников но еще более велика заслуга писателя в том что он попытался раскрыть женские образы в их развитии.
Литературный герой ПЕТР ПЕРВЫЙ
ПЁТР ПЕРВЫЙ - 1) герой романа Д.С. Мережковского «Петр и Алексей» (1904-1905), заключительной части исторической трилогии «Христос и Антихрист», где на примере трех отдаленных во времени исторических эпох изображается борьба христианства и язычества. Трилогия создавалась в течение почти целого десятилетия, и внутренняя ее концепция менялась.
Литературный герой КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ
Князь серебряный герой исторического романа А. К. Толстого Князь Серебряный Образ К. С. имеет легендарные корни. Его прообразом является князь. Никита Романович отважный заступник за правду герой часто встречающийся alignjustifyкнязь серебряный герой исторического романа.
Новаторство в творчестве Дж.Джойса
НОВАТОРСТВО В ТВОРЧЕСТВЕ ДЖЕЙМСА ДЖОЙСА Каждого крупного художника история награждает громким именем, в котором отражается вся сущность его творчества. Пушкина она назвала солнцем русской поэзии, Толстого – зеркалом русской революции, Бомарше – непревзойдённым комедиографом, Шекспира – величайшим драматургом, Байрона – поэтом-романтиком, Вальтера Скотта – основоположником исторического романа, Конан Дойла – мастером детективного жанра, Джойса – самым ярким представителем модернизма.
Гринев в Белогорской крепости
Главный герой повести Петр Гринев. Он предстает перед нами молодым человеком из небогатой дворянской семьи. Отец его – Андрей Петрович Гринев- был простым военным. Еще до рождения Гринев был записан в полк. Петр получил домашнее образование.
Кутузов и Наполеон в романе-эпопее Толстого Война и мир
Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» является, по мнению известных писателей и критиков, «величайшим романом в мире». «Война и мир» – это роман‑эпопея, событий из истории страны, а именно войны 1805–1807 гг. и Отечественной войны 1812 г. Центральными героями войн были полководцы – Кутузов и Наполеон.
Драмы души Позднее творчество Л.Н.Толстого
Автор: Толстой Л.Н. Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться! Т.Драйзер К концу 70-х — началу 80-х годов XIX века в мировоззрении Толстого наступил перелом, подготовленный всем ходом исторического развития пореформенной России. В это время Толстой окончательно порывает со своим классом и переходит на позиции патриархального крестьянства.
Человек и его подвиг по рассказу Шолохова Судьба человека
Михаил Александрович Шолохов вошел в нашу литературу как создатель широких эпических полотен, — романов «Тихий Дон», «Поднятая целина». Если в центре интересов Шолохова-романиста стоит эпоха, то в центре интересов Шолохова-новеллиста стоит человек. К числу самых ярких в мировой литературе образов можно отнести и образ Андрея Соколова из рассказа Шолохова
Роль личности в истории по роману Алексея Толстого Петр Первый
Создавая роман, А.Н.Толстой меньше всего хотел, чтобы он превратился в историческую хронику царствования прогрессивного царя. Толстой писал: "Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего композиция…, установление центра… зрения. В моем романе центром является фигура Петра I".
Наташа Ростова в церкви Разумовских. Анализ эпизода романа Толстого Война и мир
В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» множество персонажей, но любимой героиней Толстого, без сомнения, является Наташа Ростова. Она занимает центральное место среди образов романа, потому что воплощает саму жизнь с ее крайностями и бесконечными изменениями. Наташа непосредственна и естественна, она находится в гармонии с окружающим ее миром, она наделена счастливой чертой ощущать полноту жизни.
Развитие исторического романа Петр Первый
Автор: Толстой А.Н. Кто прячет прошлое ревниво. Тот вряд ли с будущим в ладу... А. Твардовский В тридцатые годы XX века писатели, наряду с изображением событий революционной эпохи и социалистического строительства, обращаются в своих произведениях и к прошлому страны. Это такие известные произведения, как “Степан Разин” А.
Повесть В.Г.Короленко Слепой музыкант
Автор: Короленко В.Г. Владимир Галактионович Короленко в своей повести «Слепой музыкант» пытается раскрыть перед читателем горе человека, родившегося слепым. Он хочет показать нам, как трудно человеку, родившемуся слепым, найти свое предназначение в жизни. Петр представляет весь мир в звуках и ощущениях.
Мастерство писателя в изображении истории
Роман А.Н. Толстого для меня, человека, интересующегося историей России, имеет особую ценность. В романе мы находим описание эпохи, описание характеров. Прослеживая такие нити, связывающие народ и власть.
Петр I и его эпоха в романе А. Н. Толстого "Петр I"
Роман Алексея Николаевича Толстого "Петр I" повествует о далекой эпохе конца XVII — начала XVIII веков, которая по праву осталась в русской истории как петровская. Работа автора над романом продолжалась 16 лет: с 1929 по 1945 год.
Неизвестный друг Опальные рассказы
Автор: Зощенко М.М. Жил такой человек, Петр Петрович, с супругой своей, Катериной Васильевной. Жил он на Малой Охте. И жил хорошо. Богато. Хозяйство и гардероб, и сундуки полные добра... Было у него даже два самовара. А утюгов -- и не счесть -- штук пятнадцать.
Новаторство А.Н.Островского
Самоотверженный труд, сопутствовавший драматургу на протяжении всей его жизни, ознаменовался блестящими результатами. Именно А.Н.Островский своими драматическими шедеврами довершил создание русского национально-самобытного театра.
Петр I А. Н. Толстого - исторический роман
Автор: Толстой А.Н. Роман А. Н. Толстого для меня, человека, интересующегося историей России, имеет особую ценность. В романе мы находим описание эпохи, описание характеров (как характеров народных, так и характеров аристократов). Прослеживаются также нити, связывающие народ и власть. Из романа Толстого мы получаем полную картину взаимоотношений власти с народом и народа с властью, так волнующую умы многих историков, так важную для меня.
Ге Н.Н.
Психологические портреты, исторические картины, экспрессивные, драматические композиции на религиозно-этические темы. Ге был первым, кто решительно повернул русскую историческую живопись к современности и реализму.
Толстая, Анисья Кирилловна
Анисья Кирилловна Толстая (?—1732) — придворная дама (гоф-девица) Екатерины I. По некоторым указаниям, недолгое время была любовницей Петра Великого, эти упоминания в популярной литературе, скорее всего, ошибочны, так как в других местах она называется его теткой[1] — возможно, она была сестрой царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, хотя в родословиях Нарышкиных упоминаются только братья.
Осада Выборга 1706
Осада Выборга — неудачная операция русских войск во время Великой Северной войны, предпринятая в 1706 году царем Петром I по захвату шведского города-крепости Выборг.
Пётр I роман
Введение 1 Краткое содержание 2 Смысл романа Пётр Первый 3 Материалы и документы, лёгшие в основу написания романа 4 Экранизации Введение Пётр Первый — роман А. Н. Толстого.
Методология истории
План Введение 1 Методы исторического исследования Список литературы Введение Методология исторической науки (истории) — специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её дисциплинарное строение, разрабатывает теорию исторического познания (включая общефилософские, гносеологические и эпистомологические основы, принципы, уровни, виды и методы исторического познания).
Петр Ильич Чайковский 2
Петр Ильич Чайковский. Петр Ильич родился 7 мая 1840 году в Воткинске Вятской губ. ум. 6 ноября 1893 в Петербурге. Он русский композитор, дирижер, педагог, музыкантный деятель. Окончил Училище правоведения (1850-1859) в Петербурге, с 1859 по 1861 служил чиновником Министерства юстиции, В годы пребывания в училище пел в хоре, брал уроки фортепиано у Р.
Толстой А.Н.
Прозаик, поэт. Родился 29 декабря (10 января н.с.) в городе Николаевске Самарской губернии в семье помещика. Был воспитан отчимом А. Бостромом, либералом и наследником "шестидесятников", к которому ушла мать А. Толстого.