Закон исключения третьего

Рефераты по логике » Закон исключения третьего

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Финанасы и кредит

РЕФЕРАТ

ДИСЦИПЛИНА: Логика

ТЕМА: Закон исключения третьего и закон достаточного основания..

ИСПОЛНИТЕЛЬ:

Содержание.

1. Введение – 2 стр.

2. Основные законы мышления – 4 стр.

3. Закон исключения третьего – 4 стр.

4. Закон достаточного основания – 6 стр.

5. Заключение – 9 стр.

6. Список используемой литературы – 10 стр.

Введение

Специфика логики как науки

Свое название логика получила от древнегреческого слова logos означавшего с одной стороны слово речь а с другой — мысль смысл разум.

Возникая в рамках античной философии как единой не рас­члененной еще на отдельные науки совокупности знаний об окру­жающем мире она уже тогда рассматривалась в качестве своеоб­разной а именно рациональной или умозрительной формы фи­лософии — в отличие от натурфилософии (философии природы) и этики (социальной философии).

В своем последующем развитии логика становилась все более сложным многогранным феноменом духовной жизни человече­ства. Поэтому естественно что в разные исторические периоды у разных мыслителей она получала различную оценку. Одни говори­ли о ней как о некоем техническом средстве — практическом «ору­дии мысли» («Органон»). Другие усматривали в ней особое «искус­ство» — искусство мыслить и рассуждать. Третьи находили в ней некий «регулятор» — совокупность или свод правил предписаний и норм мыслительной деятельности («Канон»). Были даже попыт­ки представлять ее как своеобразную «медицину» — средство оздо­ровления рассудка.

Во всех подобных оценках несомненно содержится доля ис­тины. Но — лишь доля. Главное что характеризует логику особен­но в настоящее время это то что она есть наука — и притом весьма развитая и важная. И как всякая наука она способна выполнять различные функции в обществе а следовательно обре­тать разнообразные «лики».

Какое же место занимает логика в системе наук?

Ныне существует великое множество самых разных отраслей научного знания. В зависимости от объекта исследования они как известно делятся прежде всего на науки о природе — естественные науки (астрономия физика химия биология и т. д.) и науки об обществе — общественные науки (история социология юриди­ческие науки и др.).

По сравнению с ними своеобразие логики заключается в том что ее объектом выступает мышление. Это наука о мышлении. Но если мы дадим логике только такое определение и поставим здесь точку то допустим серьезную ошибку. Дело в том что само мыш­ление будучи сложнейшим явлением выступает объектом изуче­ния не одной лишь логики но и ряда других наук — философии психологии физиологии высшей нервной деятельности человека кибернетики лингвистики...

В чем же специфика логики в сопоставлении именно с этими науками изучающими мышление? Каков иначе говоря ее соб­ственный предмет исследования?

Философия важнейшим разделом которой выступает теория познания исследует мышление в целом. Она решает фундамен­тальный философский вопрос связанный с отношением челове­ка а следовательно и его мышления к окружающему миру: как соотносится наше мышление с самим миром можем ли мы в на­ших знаниях иметь верную мысленную картину о нем?

Психология изучает мышление как один из психических про­цессов наряду с эмоциями волей и т. д. Она раскрывает взаимо­действие с ними мышления в ходе практической деятельности и научного познания анализирует побудительные мотивы мысли­тельной деятельности человека выявляет особенности мышления детей взрослых психически нормальных людей и лиц с теми или иными отклонениями в психике.

Физиология высшей нервной деятельности человека раскрыва­ет материальные а именно физиологические процессы протека­ющие в коре больших полушарий головного мозга человека ис­следует закономерности этих процессов их физико-химические и биологические механизмы.

Кибернетика выявляет общие закономерности управления и связи в живом организме техническом устройстве а следователь­но и в мышлении человека связанном прежде всего с его управ­ленческой деятельностью.

Лингвистика показывает неразрывную связь мышления с язы­ком их единство и различие их взаимодействие между собой. Она раскрывает способы выражения мыслей с помощью языковых средств.

Своеобразие же логики как науки о мышлении как раз и состо­ит в том что она рассматривает этот общий для ряда наук объект под углом зрения его функций и структуры т. е. с точки зрения роли и значения как средства познания действительности и в то же время с точки зрения составляющих его элементов и связей между ними. Это и есть собственный специфический предмет логики.

Поэтому она определяется как наука о формах и законах пра­вильного мышления ведущего к истине.

Основные законы мышления

Анализ наиболее общих форм мышления — понятий сужде­ний. умозаключений доказательств — будет неполным если не рассмотреть еще основных законов мышления действующих в них и пронизывающих всю их ткань.

Неосновные законы о которых говорилось в соответствующих местах — закон обратного отношения между содержанием и объе­мом понятия законы распределенности терминов в простых суж­дениях. законы соединения простых суждений в сложные и их вза­имоотношений между собой законы различных типов видов и разновидностей умозаключений и т. д. — связаны лишь с опреде­ленной формой мышления и следовательно действуют в ограни­ченной сфере.

Важнейшая особенность основных законов мышления состоит в том что они носят здесь универсальный характер т. е. лежат в основе функционирования всего мышления в целом. Можно ска­зать без преувеличения что без этих законов процесс мышления в целом был бы попросту невозможен. Ведь в них отражаются фунда­ментальные — наиболее общие и глубокие свойства связи и отно­шения объективного мира постигаемого нашим мышлением. Вот почему они рассматриваются нами после анализа всех конкретных мыслительных форм.

Основные законы мышления в свою очередь подразделяются на два типа: формально-логические законы и законы диалектической логики находящиеся в определенном соотношении между собой.

Изучение тех и других законов необходимо и важно для пони­мания сложных глубинных процессов протекающих в мышлении естественным образом независимо от нашего осознания их и воли а также для использования этих законов в практике мыслительной деятельности.

Основные формально-логические законы

Основными в формальной логике считаются четыре закона — тождества противоречия исключенного третьего и достаточного основания. Они освящены многовековой традицией логической науки и играют важную роль в любом в том числе современном. мышлении. Знание этих законов необходимо для использования их в практике как научного так и повседневного мышления и ко­нечно. в юридической практике.

Исходным в ряду формально-логических законов выступает закон тождества. С ним органически связан закон противоречия.

Закон исключенного третьего

С законом противоречия в свою очередь тесно связан закон исключенного третьего.

Закон противоречия гласит что ут­верждение и отрицание одного и того же не могут быть вместе истинными: одно из них непременно ложно. Но могут ли они быть одновременно ложными? Об этом закон противоречия ничего не говорит.

На этот вопрос отвечает закон исключенного третьего. В этом смысле его можно считать дополнением к закону противоречия (а следовательно и к закону тождества). Его действием также об­условлена так или иначе определенность мышления его последо­вательность непротиворечивость. Но он обладает относительной самостоятельностью имеет свою сферу действия и свое предна­значение в мышлении.

Объективный источник и существо закона исключенного тре­тьего. Подобно законам тождества и противоречия этот закон имеет объективный источник. В нем отражается та же качественная опре­деленность предметов и явлений действительного мира сохраня­ющаяся до поры до времени в процессе их изменения и развития. А это означает что нечто существует или не существует входит в какой-то класс предметов или не входит ему что-то присуще или не присуще и т. д.

Поэтому в той мере в какой мир альтернативен раздвоен на «наличие — отсутствие» мышление если оно верно отражает его. не может не быть тоже альтернативным. В нем неизбежно действует закон исключенного третьего.

Открытый Аристотелем этот закон гласит: «Не может быть ничего промежуточного между двумя членами противоречия а относительно чего-то одного необходимо что бы то ни было одно либо утверждать либо отрицать»'. И в другом месте: «О чем бы то ни было истинно или утверждение или отрицание...»2

Обосновывая неизбежность действия этого закона и невозмож­ность его отрицания Аристотель приводил ряд (семь!) доводов в его пользу. В более позднее время он получил название закона ис­ключенного третьего хотя формулировки ему давались самые раз­личные. Наиболее обшей из них является следующая: два противо­речащих высказывания об одном и том же предмете не могут быть вместе ложными: одно из них по необходимости истинно. Формула этого закона: «А или не-А».

Чтобы понять действие закона приведем две пары несовмес­тимых высказываний:

1) «Байкал глубокий» — «Байкал мелкий»;

2) «Байкал глубокий» — «Байкал неглубокий».

Обратим внимание что в первой паре предикатами выступают противоположные понятия («глубокий» — «мелкий») а во вто­рой — противоречащие понятия («глубокий» — «неглубокий»). Меж­ду ними как мы помним имеется не только сходство но и разли­чие. Противоположные отрицают друг друга но не исчерпывают объема родового понятия. Спрашивается: могут ли два высказыва­ния с противоположными предикатами быть одновременно истин­ными? Нет. Об этом говорит закон противоречия. Но могут ли они быть одновременно ложными? Да потому что не исчерпывают всех возможных вариантов. Может статься что «Байкал средней глуби­ны». Закон исключенного третьего здесь не действует.

Что же касается противоречащих понятий («глубокий» — «не­глубокий») то они не только отрицают друг друга но и исчерпы­вают объем родового понятия. Возникают те же вопросы. Могут ли оба суждения с подобными предикатами быть одновременно ис­тинными? Нет. Это опять-таки следует из закона противоречия. А могут ли они быть одновременно ложными? Вот тут-то и «зарыта собака». В отличие от первой пары они не могут быть и одновре­менно ложными. Ведь третьего здесь попросту нет так как озеро либо глубокое либо неглубокое. Одно из них непременно истинно. Эта закономерность свойственная подобным суждениям и на­шла свое отражение в законе исключенного третьего.

Теперь нетрудно понять какова сфера действия этого закона. Она тоже весьма широка. В общей форме можно сказать так: не всюду там где действует закон противоречия действует и закон исключенного третьего. Но всюду где он проявляет свою силу проявляется и закон противоречия.

Как и закон противоречия закон исключенного третьего — результат обобщения практики применения суждений. Но если в законе противоречия выражаются их отношения по истинности то в законе исключенного третьего — по ложности. Он действует в отношениях между противоречащими (контрадикторными) суж­дениями (А — О Е — I).Но он не действует во взаимоотношениях между противопо­ложными (контрарными) суждениями (А — Е). хотя закон проти­воречия действует и здесь: они не могут быть вместе истинными. но могут быть одновремен но ложными. Действие закона исключен­ного третьего обнаруживается и в сложных суждениях (например. в строгой дизъюнкции когда составляющие ее суждения взаимно исключают друг друга а следовательно не могут быть вместе не только истинными но и ложными).

Закон исключенного третьего проявляется также в умозаключе­ниях и доказательстве. Например он лежит в основе непосред­ственных умозаключений через превращение суждений и через от­ношение противоречащих (контрадикторных) суждений в логи­ческом квадрате. Без его действия было бы невозможно косвенное доказательство. Устанавливая ложность какого-либо тезиса мы тем самым доказываем истинность противоречащего ему тезиса по­скольку оба они не могут быть вместе ложными.

Требования закона исключенного третьего и их нарушения. На основе этого закона можно сформулировать определенные требо­вания к мышлению. Чтобы понять их принципиальный смысл вспомним историю с буридановым ослом. Как гласит легенда он сдох с голоду ибо так и не смог выбрать одну из двух совершенно одинаковых охапок сена. Перед человеком нередко тоже встает ди­лемма но уже иная: выбирать не из одинаковых а из взаимоотри­цающих высказываний. Закон исключенного третьего как раз и предъявляет требование выбора — одного из двух — по принципу «или — или» tertium non datur (третьего не дано). Он означает что при решении альтернативного вопроса нельзя уклоняться от опреде­ленного ответа; нельзя искать что-то промежуточное среднее третье.

С такого рода альтернативами человек сталкивается довольно часто. Еще в Древнем Риме родилась крылатая фраза: «Aut Caesar aut nihil» (буквально «Или Цезарь или ничто») которую иногда употребляют в обобщенном смысле: «Все или ничего». Подобную интеллектуальную ситуацию гениально выразил У. Шекспир вло­жив в уста Гамлета слова ставшие тоже крылатыми: «Быгь или не быть?» У А. Пушкина мы находим: «Она меня зовет: поеду или нет?» Ясно что из этих вариантов приходится выбирать: ничего третьего нет.

И в современных условиях возникают альтернативы требую­щие однозначного выбора. Вот лишь несколько примеров из газет:

«Либо общими усилиями будет спасен весь мир либо погибнет вся цивилизация»; «Или дальнейшее утверждение политической целесообразности или утверждение закона в России».

Нарушение требования выбора проявляется в разных формах. Иногда сам вопрос сформулирован неальтернативно. С давних пор до нас дошла шутка: «Перестал ли ты бить своего отца?» Как пра­вильно ответить? Если «перестал» значит бил. Если же «не пере­стал» значит продолжаешь бить. Тут как раз возможно третье:

«Я его не бил и не бью». Или на вопрос: «Любишь ли ты его?» нередко нельзя ответить по формуле «или — или». Ведь можно кого-то любить можно презирать или ненавидеть а можно просто про­являть безразличие или равнодушие.

Но если вопрос сформулирован правильно то уклонение от определенного ответа на него поиски чего-то третьего будут ошиб­кой. Она свойственна людям нерешительным неуверенным в себе или просто беспринципным.

Значение закона исключенного третьего. Конечно как и закон противоречия этот закон не может точно указать какое именно из двух противоречащих суждений истинно. Но его значение состо­ит в том что он устанавливает для нас вполне определенные ин­теллектуальные границы в которых возможен поиск истины. Эта истина заключена в одном из двух отрицающих друг друга выска­зываний. За этими пределами искать ее не имеет смысла. Сам же выбор одного из суждений в качестве истинного обеспечивается средствами той или иной науки и практики.

В юриди­ческом отношении закон исключения третьего праздну­ет свой триумф. На принципе «или — или» основана по существу вся юридическая практика. Еще в афинском суде было установлено двойное голосование судей: первым определялась виновность или невиновность а вторым — мера наказания. Этим достигалась боль­шая точность в рассмотрении дел.

И в настоящее время суды постоянно сталкиваются с альтер­нативами. Так в уголовном судопроизводстве — имело место со­бытие преступления или не имело находился на месте преступле­ния подозреваемый или не находился признает он себя виновным или не признает виновен обвиняемый на самом деле или не вино­вен правилен приговор суда или неправилен.

Аналогично и в гражданских делах. Например если ответчик не признает своего отцовства то суд может назначить судебно-медицинскую экспертизу и эксперт либо исключает то что ребе­нок мог родиться от данного человека либо допускает такую воз­можность. Правда подобное заключение используется в качестве доказательства лишь в совокупности с другими. Но само решение суда остается однозначным.

В законодательной практике решаются свои альтернативные вопросы. Так на заседании Государственной Думы либо есть кво­рум либо его нет вопрос вносится в повестку дня или не вносит­ся то или иное решение принято или не принято. Вспомним элек­тронное табло в зале заседаний депутатов которое мы не раз на­блюдали по телевидению и на котором всякий раз однозначно высвечивались результаты голосования: либо «решение принято» либо «решение не принято».

Закон достаточного основания

Важное место среди формально-логических законов мышления занимает закон достаточного основания. Он тоже находится в не­разрывной связи с остальными. И действительно если мысль об­ладает определенностью (закон тождества) то это открывает воз­можность для установления ее истинности или ложности во взаи­моотношениях с другими мыслями (закон противоречия и закон исключенного третьего). Само же установление истинности или ложности мысли невозможно без соответствующего обоснования.

Отсюда — действие закона достаточного основания. Им обус­ловлена еще одна коренная черта правильного мышления наряду с определенностью и последовательностью непротиворечивостью — его обоснованность доказательность.

Объективные предпосылки и смысл закона достаточного основа­ния. Качественно определенные предметы известным образом со­относящиеся между собой (о чем уже говорилось выше) так или иначе возникают из других предметов и сами в свою очередь порождают третьи изменяются и развиваются в процессе взаимо­действия между собой.

Страницы: 1 2