Курс лекций по Логистике

Рефераты по логике » Курс лекций по Логистике


Тема 1. Понятие концепция и функции логистики

Цель: Изучить понятие концепция и функции логистики

План:

История возникновения логистики как науки понятие логистики как науки этапы развития экономический эффект от применения логистики концептуальные положения логистики задачи и функции

Взаимосвязь логистики маркетинга финансов и планирования производства

Участники логистического процесса пример распределения логистических функций между различными службами предприятия


Логистика – это наука об управлении и оптимизации материальных потоков потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро- мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей. С позиции бизнеса логистика – это интегральный инструмент менеджмента способствующий достижению стратегических тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг) управления материальными и сервисными потоками а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств. Чтобы достигнуть этих целей логистика использует три взаимосвязанных концепции системного подхода – общих затрат предотвращения подоптимизации и финансовых обменов. Среди логистических функций на уровне организации выделяются базисные ключевые и поддерживающие:

-базисные: снабжение производство и сбыт;

-ключевые: поддержание стандартов обслуживания потребителей управление закупками транспортировка управление запасами управление процедурами заказов управление производственным процедурами ценообразование физическое распределение:

-поддерживающие: складирование грузопереработка защитная упаковка обеспечение возврата товаров обеспечение запасными частями и сервисное обслуживание сбор возвратных отходов информационно-компьютерная поддержка.

Маркетинг и логистический менеджмент взаимодействуют между собой в системе сбыта фирмы причем логистика обеспечивая обеспечивая процедуры физического распределения готовой продукции играет важную роль в организации продаж.

По отношению к фактору «цена» логистический менеджмент оказывает прямое влияние на достижение фирмой корпоративных или финансовых стратегических целей задаваемых маркетингом. Ценовые решения требуют тщательного анализа факторов относящихся конкурентным товарам. Учитывая что затраты в дистрибьюции особенно транспортные расходы в некоторых отраслях превышают себестоимость готовой продукции логистические решения по транспортировке оказывают влияние на возможность реализации маркетинговой ценовой политики.

Другой важной характеристикой сферы взаимного пересечения интересов маркетинга и логистики являются продуктовые характеристики и прежде всего ассортимент продукции определяемый маркетинговой стратегией фирмы. Ассортиментные характеристики готовой продукции непосредственно влияют на структуру логистических цепей и каналов в системе дистрибьюции уровень запасов виды транспортных средств и способы транспортировки и т.д.

Наряду с маркетингом определяющую роль играет взаимодействие логистики с производственными процедурами или операционным менеджментом. Это взаимодействие анализируется с двух сторон: 1) с позиций внутрипроизводственной логистики т.е. управления запасами материальных ресурсов незавершенного производства и готовой продукции в технологическом процессе производства организации процедур заказов на материальные ресурсы управления технологическим транспортом складским хозяйством и т.д. 2) с позиций внешней логистики т.е. управления ключевыми логистическими функциями в снабжении материальными ресурсами и сбыте готовой продукции.

Взаимодействие логистики с инвестиционным и инновационным менеджментом определяет сферу взаимных интересов в технической и технологической политике фирмы.

Взаимодействие логистики с инфраструктурой фирмы включает в себя взаимоотношения между логистикой и такими функциональными сферами как общий менеджмент финансы планирование бухучет и аудит управление качеством и др.

Взаимодействие логистики и финансового менеджмента проявляется прежде всего в объеме и оборачиваемости оборотного капитала фирм. Близкой к финансовому менеджменту является проблема взаимоотношений логистики с действующей системой бухучета и отчетности.

Таким образом логистический менеджмент поддерживает системную устойчивость фирмы на рынке сглаживая противоречия между маркетингом производством финансами и оптимизируя межфункциональные внутрифирменные решения.

2. Логистическая система – это сложная организационно завершенная экономическая система которая состоит из элементов-звеньев взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками причем задачи функционирования этих звеньев объединены внутренними целями организации бизнеса и внешними целями.

Любая ЛС состоит из совокупности элементов-звеньев между которыми установлены определенные функциональные связи и отношения. Звеном логистической системы называется некоторый экономически и функционально обособленный субъект не подлежащий дальнейшей композиции в рамках поставленной задачи анализа и построения ЛС выполняющий свою локальную цель связанную с определенными логистическими операциями и функциями. В качестве звеньев ЛС могут выступать:

-предприятия-поставщики материальных ресурсов;

-производственные предприятия и их подразделении;

-сбытовые торговые посреднические организации разного уровня;

-транспортные и экспедиционные предприятия;

-биржи;

-банки и др. финансовые учреждения;

-предприятия информационно-компьютерного сервиса и т.д.

Пример ориентированной по материальному потоку ЛС:


Производитель



Перевозчик ЗЛС 2

Потребитель


Покупатель

ЗЛС 3

ГП ГП

Продавец ГП

ЗЛС 1



Материальный поток


Рис. 1 простая логистическая цепь: ЗЛС 1 ЗЛС 2 ЗЛС 3 – звенья ЛС ГП – готовая продукция


Основные вопросы:

1. История возникновения логистики как науки

2. Определение понятия логистики

3. Принципиальные отличия логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике и традиционного.

4. Этапы развития логистики.

5. Экономический эффект от применения логистики.

6. Пример логистической оптимизации материального потока.


Литература

1. А. М. Гаджинский. Логистика. М. 1999г.

2. Логистика. Учеб пособие/ под ред. Б.А. Аникина. М. 1997г.

3. Миротин Л.Б. Ташбаев Ы.Э. Транспортная логистика М. 1996г.

4. Неруш М.Ю. Коммерческая логистика.М. 1997.

5. Промышленная логистика СПб. 1994.

6. Костоглодов Д.Д. Харисова л.М. Распределительная логистика М. 1997г.

7. Логистика товародвижения. М. 1998г


Тема 2 Логистические операции и логистические системы

Цель: Изучить логистические операции и логистические системы

План:

Понятие материального потока. Принципиальная схема материального потока. Виды материальных потоков. Классификация материальных потоков

Логистические операции их классификация.

Понятие системы. Характеристика свойств ЛС в разрезе каждого из 4 свойств присущих любой системе

Виды ЛС. Принципиальное отличие микро- и макрологистических систем


Материальный поток – продукция 9в виде грузов деталей товарно-материальных ценностей) рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических и технологических операций и отнесенная к определенному интервалу а в данный момент времени переходит в запас. Материальные потоки подразделяются на внешний внутренний входной и выходной.

Логстическая система – адаптивная система с обратной связью выполняющая те или иные логистические функции. Она состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой.

К логистическим операциям относятся:

-погрузка

-разгрузка

затаривание

-экспедирование грузов

-перевозка грузов

-хранение грузов

-приемка и отпуск товаров со склада

-перегрузка

-сортировка комплектация

-консолидация грузов

-разукрупнение грузов

-сбор хранение передача информации о грузах

-расчеты с поставщиками и покупателями

-страхование грузов

-передача прав собственности на товар

-таможенное оформление грузов и т.д.


Охарактеризуем свойства ЛС в разрезе каждого из 4 свойств присущих любой системе.

1. Целостность и членимость – система есть целостная совокупность элементов взаимодействующих друг с другом. Так на макроуровне при прохождении материального потока от одного предприятия к другому в качестве элементов могут рассматриваться сами эти предприятия а также связывающий их транспорт.

На микроуровне эта ЛС может быть представлена в виде следующих основных подсистем: закупка планирование и управление производством сбыт.

2. второе свойство – связь – между элементами ЛС имеются существенные связи которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества. В макрологистических системах основу связи составляет договор. В микрологистических системах элементы связаны внутрипроизводственными отношениями.

3. третье свойство – организация –связи между элементами определенным образом упорядочены т.е. ЛС имеет организацию.

4. свойство – интегративные качества – то есть ЛС обладает качествами не свойственными ни одному из элементу в отдельности. Это поставить нужный товар в нужное время в нужное место необходимого качества с минимальными затратами а также способность адаптироваться изменяющимся условиям внешней среды.

Выделяют три вида Лс – с прямыми связями гибкие и эшелонированные и делятся на микро- и макрологистические системы.


Основные вопросы:

Концептуальные положения логистики.

Задачи логистики

Функции логистики

Взаимосвязь логистики маркетинга финансов и планирования производства.

Участники логистического процесса.

6.Пример распределения логистических функций между различными службами предприятия.

Понятие системы.

Понятие логистической системы.

Охарактеризуйте свойства логитстических систем в разрезе каждого из четырех свойств присущих любой системе.

Виды логистических систем

Принципиальное отличие макро и микрологистических систем.

Приведите два примера логистических систем с разной степенью интеграции отдельных элементов в единую систему.

Литература

1. А. М. Гаджинский. Логистика. М. 1999г.

2. Логистика. Учеб пособие/ под ред. Б.А. Аникина. М. 1997г.

3. Миротин Л.Б. Ташбаев Ы.Э. Транспортная логистика М. 1996г.

4. Неруш М.Ю. Коммерческая логистика.М. 1997.

5. Промышленная логистика СПб. 1994.

6. Костоглодов Д.Д. Харисова л.М. Распределительная логистика М. 1997г.

7. Логистика товародвижения. М. 1998г


Тема 3 Методологический аппарат логистики


Цель: Изучить методологический аппарат логистики


Общая характеристика методов решения логистических задач.

Моделирование в логистике

Методы аналитического и имитационного моделирования

Экспертные системы в логистике

Сравнительная характеристика классического экспертного подходов к формированию систем

Объектом изучения логистики являются материальные и соответствующие им финансовые и информационные потоки. Эти потоки на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходят различные производственные транспортные складские звенья.

К основным методом применяемым для решения научных и практических задач в области логистики следует отнести:

-методы системного анализа

-методы теории исследования операций

-кибернетический подход

-прогностика

Применение этих методов позволяет прогнозировать материальные потоки создавать интегрированные системы управления и контроля их движения разрабатывать системы логистического обслуживания оптимизировать запасы и решать ряд других задач.

Широкое применение в логистике имеют различные методы моделирование т.е. исследования логистических систем и процессов путем построения и изучения их моделей. При этом под логистической моделью понимается любой образ абстрактный или материальный логистического процесса или логистической системы используемый в качестве их заместителя.

Классификация различных способов моделирования а также характеристика имитационного моделирования. Широко применяемого способа исследования логистических систем.

Эффективным методам управления материальными потоками является анализ полной стоимости который часто называют концепцией полной стоимости. Этот метод лежит в основе теории и практики логистики.

Анализ полной стоимости означает учет всех экономических изменений возникающих при каких-либо изменениях в логистической систем.

Моделирование основывается на подобии систем или процессов которое может быть полным или частичным. Основная цель моделирования- это прогноз поведения процесса или системы.

Существенной характеристикой любой модели является степень полноты подобие модели моделируемому объекту. По этому признаку все модели можно подразделить на изоморфные и гомоморфные. (рис.1)


Изоморфные модели- это модели включающие все характеристики объекта- оригинала способные по существу заменить его. Если можно создать и наблюдать изоморфную модель то наши знания о реальном объекте будут точными. В этом случае мы сможем точно предсказать поведение объекта.

Гомоморфные модели. В их основе лежит неполное частичное подобие модели изучаемому объекту. При этом некоторые стороны функционирования реального объекта не моделируются совсем. В результате упрощаются построение модели и интерпретация результатов исследования.

Материальные модели воспроизводят основные геометрические физические динамические и функциональные характеристики изучаемого явления или объекта. К этой категории относятся в частности уменьшенные макеты предприятий оптовой торговли позволяющие решить вопросы оптимального размещения оборудования и организации грузовых потоков.

Абстрактное моделирование часто является единственным способам моделирования в логистике. Его подразделяют на символическое и математическое. К символическим моделям относят: языковые модели и знаковые модели.

Языковые модели – это словесные модели в основе которых лежит набор слов (словарь) очищенных от неоднозначности. Этот словарь называется «тезаурус». В нем каждому слову может соответствовать лишь единственное понятие в то время как в обычном словаре одному слову могут соответствовать несколько понятий.

Знаковые модели. Если ввести условное обозначение отдельных понятий т.е. знаки а также договориться об операциях между этими знаками то можно дать символическое описание объекта.

По признаку материальности модели различают:

-материальные модели

-абстрактное моделирование

-математическое моделирование.

Аналитическое моделирование – это математический примем исследования логистических систем позволяющий получать точные решения.

Под экспертными системами понимают специальные компьютерные программы помогающие с управлением материальными потоками.

Модель – специально сформированный для удобства исследований объект обладающий необходимой степенью подобия исходному объекту адекватный поставленным целям исследования которые сформулированы субъектом или лицом принявшим решение относительно исследования системы.

Математические модель- система выражений описывающих характеристики объекта моделирования и связи между ними. Процесс моделирования состоит в построении моделей которые помогают изучить свойства логистических процессов и объектов.


Основные вопросы:

1. Общая характеристика методов решения логистических задач.

2. Моделирование в логистике.

3. Метода аналитического и имитационного моделирования.

4. Экспертные системы в логистике.

5. Сравнительная характеристика классического и системного подходов к формированию систем.

6.Пример применения классического и системного подходов к организации материального потока.


Литература

1. А. М. Гаджинский. Логистика. М. 1999г.

2. Логистика. Учеб пособие/ под ред. Б.А. Аникина. М. 1997г.

3. Миротин Л.Б. Ташбаев Ы.Э. Транспортная логистика М. 1996г.

4. Неруш М.Ю. Коммерческая логистика.М. 1997.

5. Промышленная логистика СПб. 1994.

6. Костоглодов Д.Д. Харисова л.М. Распределительная логистика М. 1997г.

7. Логистика товародвижения. М. 1998г


Тема 4 5. Закупочная логистика

Цель: Изучить закупочную логистику

План:

1.Сущность и задачи закупочной логистики

Служба закупок на предприятии.

Задача выбора поставщика

Задача «сделать или купить»

Методы поиска потенциальных поставщиков

Критерии оценки поставщиков


Специфика логистики снабжения состоит в том что в логистике снаб­жения за процессы оптимизационного воздействия принимаются на предпри­ятии-товаропроизводителе процессы планирования и организации закупок комплектования исходных материалов для перевозок самих перевозок дос­тавки погрузки-разгрузки приемки размещения на складах в качестве про­изводственных запасов координации управления ими с отпуском ресурсов в цеха и т.д.

Для покупателей средств производства на рынке закупок определяю­щими необходимость целесообразность сроки и условия т.е. мотивацию за­купок являются следующие факторы:

технические т.е. производственные нужды определяемые потреби­тельскими свойствами закупаемых товаров;

экономические концентрируемые в ценовых характеристиках т.е. в
ценах базисных фактурных справочных обязательно - оптовых розничных
скользящих продажных ценах потребления удельных и некоторых других;

факторы удовлетворения потребительских ожиданий по организации
доставки товаров к местам их непосредственного производственного потреб­ления.

Логистическое воздействие на эффективность закупок и доставки заку­паемых товаров к местам их непосредственного производственного потреб­ления оказывается максимальным по результатам если оно осуществляется с учетом прежде всего второго и третьего из названных факторов. Отсюда сле­дует что если покупатель принимает решение о закупке товара являясь предприятием (производителем посредником или представителем государ­ства т.е. предприятием в экономическом смысле) то он не может не исполь­зовать логистику как инструмент обоснования и принятия эффективных ре­шений по закупкам товаров.

Логистика маркетинга как оптимизация управления потоковыми про­цессами в рамках бизнес-логистики рассматривает движение потоковых про­цессов фирмы прежде всего глазами изготовителя товара - как управляемых потоков в направлении рынков сбыта. Но с помощью средств маркетинга рынок сегментируется в результате чего выявляется сегмент покупателей только средств производства и сопутствующих услуг. Отсюда в логистике маркетинга выделяется особая "ветвь" - логистика закупок и снабжения ко­торую также нужно подстраивать под быстротечные изменения рыночного спроса на товары и услуги фирмы.

При этом набор как логистических мероприятий (функциональных элементов логистических систем) так и методов оптимизации физического и экономического движения ресурсов и товаров остается в принципе одинако­вым как для продавцов так и для покупателей средств производства и сопут­ствующих услуг поскольку для тех и других цели применения логистики (снижение издержек физического перемещения грузов включая сопутст­вующие погрузки разгрузки складирование хранение ведение запасов и т.д. а также выполнение поставок в рамках создания и удовлетворения спро­са на поставляемую продукцию) являются одними и теми же.

2. Служба закупок на предприятии

Логистика в применении к снабжению как закупкам не ограничивается оптимизацией управления физическими субстанциями потоковых процессов формируемых в результате закупок поскольку "курирует" всю область мате­риально-технического обеспечения (МТО) производственного или иного предприятия. Совокупный процесс закупок и снабжения состоит из несколь­ких технологических стадий и должен рассматриваться как функционирую­щий закупочно-снабженческий процесс управляемый административными службами предприятия. На эти службы возлагаются следующие специализи­рованно-отраслевые функции и соответствующие задачи (рутинного в отли­чие от оптимизационных) характера:

формировать потребности производственного предприятия в необ­ходимых ему материально-технических ресурсах (МТР);

определять круг их производителей;

устанавливать с ними хозяйственные связи по поставкам необходимых предприятию МТР;

заключать с поставщиками взаимовыгодные договоры соглашения контракты на поставку закупаемых у них МТР;

организовывать закупки МТР с целью наполнения ресурсных мате­риальных потоков от поставщиков для предприятия путем решения задач (по отношению к транспортным предприятиям с использованием логистических систем);

6) организовать МТО предприятия путем реализации планов закупок и МТО организации складирования поступающих грузов их хранения управ­ления их запасами и отпуска в места непосредственного производственного потребления с использованием логистических систем.

При рассмотрении закупок и снабжения под углом зрения единой тех­нологии этих процессов выявляются те задачи управления этим процессом которые решаются с применением логистики. Но из сказан­ного следует и то что общие информационные потоки по управлению закуп­ками и снабжением предприятия должны строго разделяться на используе­мые в логистике закупок и снабжения с одной стороны и на используемые в управлении закупками и снабжением с другой стороны поскольку это раз­ные управленческие процессы (что неоднократно ввиду принципиальной важности подчеркивалось выше).

3. Задача "сделать или купить"

Задача предприятия в дилемме "сделать или купить" определяется:

функционированием (ведением) производства ориентируемого на рынок конечной продукции (социального потребления) а это относится и к закупкам и к снабжению;

ориентацией на рынок конечной продукции и субпоставщиков-смежников предприятия у которых закупаются материально-технические ре­сурсы (МТР);

- непременным учетом системой закупок и снабжения предприятия то­го что закупаемые МТР требуются для производства таких конечных в итоге товаров которые становятся все менее долговечными более дорогостоящи­ми более сложными и разнообразными а также того что заказы такого про­изводства в отношении закупок и снабжения становятся все более мелкими
краткосрочными и более специфичными по потребностям конечных потре­бителей; а это понуждает систему снабжения и закупок сделать обработку заказов поставщикам центром переориентации в осуществлении закупочно-снабженческого процесса;

разработкой принципиально новой стратегии изготовления конечного продукта предприятия а отсюда - и соответствующей ей стратегии закупок и снабжения также ориентированной на минимальное разделение труда и на размер "i-x" (оптимальных для покупателей) партий поставок и доставки комплектующий деталей изделий фирмы;

новым структурированием (для реализации этих стратегий) не только производства но и закупок и снабжения - путем учета (при разработке новых их структур) принципов стратегий производства на "предприятиях будущего".

Эти принципы новые стратегии и структуры в части управления за­купками и снабжением должны вписываться в иерархию стратегий предпри­ятия ориентированных на логистику и во все без исключения основные мо­дели обновления.

4. Задача выбора поставщика

Поставщики представляют собой предприятия и организации обеспе­чивающие фирму необходимыми материальными ресурсами для производст­ва товаров и услуг. Это хозяйственные единицы и отдельные лица обеспечи­вающие компанию и ее конкурентов материальными ресурсами необходи­мыми для производства конкретных товаров и услуг. Товарные биржи бир­жи труда финансово-кредитные учреждения оптовые и мелкооптовые тор­говцы рассматриваются как маркетинговые посредники. Вместе с тем они могут поставлять товары и оказывать услуги. Фирма может воспользоваться услугами товарной биржи для закупки партии недостающего сырья или ма­териалов на бирже труда оставить заказ на интересующие ее категории ра­бочих и служащих.

Система поставщиков может включать несколько горизонтальных и вертикальных уровней взаимодействия охватывая существующие и потен­циальные каналы снабжения. Отношения в среде поставщиков построенные по принципу пирамиды предусматривают ответственность множества мелких поставщиков перед главным поставщиком а последнего — перед фир­мой-заказчиком.

Объектами поставки могут быть: сырье и материалы оборудование и запасные части рабочая сила. Объем и структура поставок зависят от произ­водственной программы фирмы ее отраслевой принадлежности специ­ализации состояния рынка текущих и перспективных потребностей страте­гии. В свою очередь поставщики могут быть как единичными уникальными так и массовыми различаться по видам поставок и формам расчетов.


5. Методы поиска потенциальных поставщиков

Стратегия выбора поставщика предполагает анализ альтернативных ва­риантов сотрудничества на базе выработки основных показателей оценки деятельности поставщика. Требования к поставщикам могут быть разработа­ны собственным отделом маркетинга фирмы на основе информации других своих служб и подразделений в том числе службы материально-технического снабжения. Можно воспользоваться услугами внешних кон­сультационных фирм.

Изучение поставщиков и выработка требований к ним должны осуще­ствляться с учетом позиции конкурентов.

По каким показателям целесообразно оценивать деятельность постав­щиков? В решении этого вопроса нет единого подхода. Однако есть обоб­щенный вариант показателей которые определяют предпочтительность по­ставщиков: репутация и имидж; надежность; качество продукции соответст­вие его прогрессивным стандартам; возможный объем поставки; соблюдение сроков графиков поставки; уровень цены на продукцию или услуги (сравни­тельный анализ цены /качество цена/ количество); условия поставки и фор­мы расчетов (поставки по плану по требованию упаковка транспортные и страховые услуги валюта расчетов); взаимоотношение с заказчиками (дове­рительные тесные долговременные комфортные или эпизодические фор­мальные диктаторские); дополнительные услуги.

Изучение возможностей поставщиков — важный этап итерационного

процесса их выбора. Такой процесс может предусматривать следующие ме­роприятия:

Определение потребности в продукции поставщиков в соответствии
с маркетинговыми целями фирмы. Считается разумным и выгодным больше
закупать на стороне оставляя у себя производство только самых ответст­венных компонентов и сборку. При выборе поставщиков фирма должна опре­делить наиболее приемлемый для себя вариант.

Поиск наиболее надежных поставщиков. Информацию о поставщиках и их характеристиках можно получить из различных источников: публи­кации ярмарки выставки прямая почтовая рассылка радио и телевидение
рекламные буклеты.

Сравнительный анализ поставщиков по названным выше показате­-
лям.

Предварительный отбор поставщиков отвечающих указанным тре­
бованиям и программе маркетинга фирмы.

Формирование пакета фирменных требований к поставщикам его
согласование с ними.

Анализ предложений поставщиков по пакету требований.

Выбор и утверждение поставщиков.

8. Заключение договоров. В ряде случаев оформление договоров в
письменной форме не обязательно.

Естественно необходимость в выборе отпадает если поставщик явля­ется единственным или по каким-либо параметрам уникальным.

Выбор поставщиков — задача сложная и ответственная поскольку от них во многом зависит ритмичность производства а в конечном счете — рентабельность и репутация фирмы перед клиентами потребителями ее про­дукции. Проблема выбора является наиболее острой для новых фирм или фирм меняющих номенклатуру продукции сферу деятельности либо стра­тегию. Действующие фирмы имеющие хозяйственные связи испытывают иные трудности. Если такие фирмы успешно сотрудничают с поставщиком

то целесообразно сохранить эти связи подкорректировав их в соответствии с новыми требованиями. Опыт показывает что менять поставщика — про­цедура болезненная с непредсказуемыми последствиями. Если все же связи нарушаются или поставщик оказывается несостоятельным то следует обра­титься к выбору нового поставщика. Однако этот шаг должен быть тща­тельно взвешенным. К новому поставщику следует сразу предъявлять повы­шенные требования. Считается что лишиться поставщика легко труднее найти нового.

Выбор поставщика может проводиться на конкурсной основе. Крите­риями отбора претендентов могут выступать показатели: ценностной значи­мости поставок в сопоставлении с их стоимостью; регулярности поставок и их качество. Использование в качестве независимого критерия «цены постав­ки» не рекомендуется поскольку низкая цена — это как правило низкое ка­чество.


6. Критерии оценки поставщиков

При выборе поставщиков учитываются следующие важные факторы:

объем и стоимость поставляемой продукции;

гарантии качества продукции;

соблюдение сроков поставки и выполнение договорных обязательств.
В работе с поставщиками следует учитывать не только первоначальные

потребности фирмы но и возможность обновления и замены оборудования.

Каждая фирма вольна устанавливать свои критерии оценки поставщи­ков исходя из собственных соображений и принятой стратегии деятельности. Вместе с тем существуют некоторые общие требования к поставщикам:

точно в срок по согласованному графику поставлять продукцию в со­ответствии с заказом (договором контрактом);

продукция должна отвечать оговоренным стандартам качества про­изводиться по передовой технологии;

соблюдать требуемые объемы поставки;

оперативно откликаться на новые требования фирмы-заказчика;

предоставлять необходимую сопроводительную документацию;

выдерживать согласованные цены;

изменения по номенклатуре продукции (сырья) должны отвечать новым

стандартам;

предоставлять при необходимости дополнительные услуги;

доступность (территориальная информационная коммуникационная)
поставщика.

Требования к поставщикам могут меняться в зависимости от общей экономической ситуации конъюнктуры рынка. Так на этапе экономического подъема требования к поставщикам могут ужесточаться и наоборот смяг­чаться в период спада или ограниченности ресурсов (дефицитное снабже­ние).

Основные вопросы:

Сущность и задачи закупочной логистики

Служба закупок на предприятии.

Задача «сделать или купить»

Задача выбора поставщика.

Методы поиска потенциальных поставщиков.

Критерии оценки поставщиков.

7. Порядок рейтинга поставщика

Список использованной литературы

Аникин Н.П. Логистика. М 1997.

Боков В.В. Программа дисциплины "Методы разработки и реализации
оптимальных моделей логистики и организации закупок". М.: РЭА им. Г.
В.Плеханова 1996.

Бушер Д. Тиндол Г. Эффективность логистики (Сокр. пер. с англ. ОНТЙ
НИИМС Госснаба СССР). М: НИИМС. 1988.

Ветлугин М.В. Основы логистики производства. -М.: ВИПК 1991.

Голиков Е.А. Пурлик В.М. Основы логистики и бизнес-логистики. - М.:
РЭА им. Г.В.Плеханова 1993.

Костоглодов Д.Д. Харисова Л.М. Распределительная логика. - Ростов-
на-Дону: Экспертное бюро 1997.

Неруш Ю.М. Коммерческая логистика. Учебник. - М.: ЮНИТИ 1997.

Новиков О. А. Семененко А. А. Производственно-коммерческая логи­
стика. Учеб. пособие. Ч. 1. СПб. Изд-во УЭФ 1993.

Смехов А.А. Введение в логистику. -М.: Транспорт 1993

Управление материальными ресурсами (очерк коммерческой логистики).
Конспект лекций. Л.: Изд-во ЛФЭИ 1991.


Тема 6 7. Производственная логистика

Цель: Изучить производственную логистику

План:

Понятие производственной логистики ее задачи.

Традиционная и логистическая организации производства. Элементы внутрипроизводственных логистических систем.

Качественная и количественная гибкость производственных систем.

Толкающие системы управления материальными потоками в производственной логистике. Тянущие системы управления материальными потоками в производственной логистике.

Эффективность применения логистического подхода к управлению материальными потоками на производстве.


Производственная логистика- это система логистической системы предприятия в рамках которой происходит управление материальными и информационными потоками на пути от склада материальных ресурсов до склада готовой продукции. Также под производственной логистической понимают наука о рационализации производственных процессов.

Целью производственной логистики является оптимизация материальных потоков внутри предприятий как хранение фасовка развеска укладка и др. Участников логистического процесса связывают внутрипроизводственные отношения. Логистические системы рассматриваемые производственной логистикой носят название внутрипроизводственных логистических систем.

К ним можно отнести: промышленное предприятие оптовое предприятие имеющее складские сооружения узловую грузовую станцию узловой морской порт и др. Внутрипроизводственные логистические системы можно рассматривать на макро- и микроуровнях.

На макроуровне внутрипроизводственные логистические системы выступают в качестве элементов макрологистических систем. Они задают ритм работы этих систем являются источниками материальных потоков. Возможность адаптации макрологистических систем к изменениям окружающей среды определяется способностью входящих в них внутрипроизводственных логистических систем быстро менять качественный и количественный состав выходного материального потока то есть ассортимент и количество выпускаемой продукции.

На микроуровне внутрипроизводственные логистические системы представляют собой ряд подсистем находящихся в отношениях и связях друг с другом образующих определенную целостность единство. Эти подсистемы: закупка склады запасы обслуживание производства транспорт информация сбыт кадры обеспечивают вхождение материального потока в систему прохождение внутри нее и выход из системы. В соответствии с концепцией логистики построение внутрипроизводственных логистических систем должно обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия.

Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения:

-отказ от избыточных запасов;

-отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций;

-отказ от изготовления серии деталей на которые нет заказа покупателей:

-устранение простоев оборудования;

-обязательное устранение брака;

-устранение нерациональных внутризаводских перевозок;

-превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.

В отличие от логистической традиционная концепция организации производства предполагает:

-никогда не останавливать основное оборудование и поддерживать во чтобы то ни стало высокий коэффициент его использования;

-изготавливать продукцию как можно более крупными партиями:

-иметь максимально большой запас материальных ресурсов «на всякий случай».

Производство в условиях рынка может выжить лишь в том случае если оно способно быстро менять ассортимент и количество выпускаемой продукции. Логистика предлагает адаптироваться к изменениям спроса за счет запаса производственной мощности которая возникает при наличии качественной и количественной гибкости производственных систем. Качественная гибкость обеспечивается за счет наличия универсального обслуживающего персонала и гибкого производства. Количественная гибкость может обеспечиваться различными способами – резервом оборудования или рабочей силы.

Управление материальными потоками в рамках внутрипроизводственных логистических систем может осуществляться двумя способами.

Толкающая система предполагает систему организации производства в которой предметы труда поступающие на производственный участок непосредственно этим участком у предыдущего технологического звена не заказываются.


Система управления




Склад сырья

Цех №1

Цех № п

Цех сборки



Условные обозначения:



Материальный поток информационный поток


Рис. 1 Принципиальная схема толкающей системы управления материальным потоком в рамках производственной системы


Т

Р

Ы

Н

О

К


С

Б

Ы

Т

А

янущая система представляет собой систему организации производства в которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости.


Система управления


Заказ на 10 ед. продукции




Команда на изготовление 10 ед. продукции

10 заго-товок

Материал для 10 заготовок


10 детал



Цех сборки

10 ед. про-дукции

Цех №1

Цех №2

Склад сырья





Заказ на 10 деталей

Заказ на 10 заготовок

Заказ на материал



Материальный поток информационный поток


Рис. Тянущая система управления материальным потоком в рамках

внутрипроизводственной логистической системы


Причины позволяющие снизить затраты связанные с производственным процессом являются:

-Оптимизация запасов – одна из центральных проблем логистики. Содержание запасов требует отвлечения финансовых средств использования значительной части материально-технической базы трудовых ресурсов. Анализ опыта ведущих фирм Западной Европы использующих современные логистические методы организации производства показывает что применение логистики позволяет уменьшить производственные запасы на 50%.

-Сокращение численности вспомогательных рабочих – чем меньше уровень системности тем неопределеннее трудовой процесс и тем выше потребность во вспомогательном персонале для выполнения пиковых объемов работ.

-Снижение потерь материалов – оптимизация логистических операций снижает потери.

лучшение использования производственных и складских площадей – неопределенность потоковых процессов заставляет резервировать большие добавочные площади. При проектировке торговых оптовых баз неопределенность потоковых процессов вынуждает на 30% увеличить площади складских помещений.

Снижение травматизма –логистический подход включает в себя систему безопасности труда.


Основные вопросы:

Качественная и количественная гибкость производственных систем

2. Толкающие системы управления материальными потоками в производственной логистике.

3. Тянущие системы управления материальными потоками в производственной логистике.

4.Эффективность применения логистического подхода к управлению материальными потоками на производстве.


Литература

1. А. М. Гаджинский. Логистика. М. 1999г.

2. Логистика. Учеб пособие/ под ред. Б.А. Аникина. М. 1997г.

3. Миротин Л.Б. Ташбаев Ы.Э. Транспортная логистика М. 1996г.

4. Неруш М.Ю. Коммерческая логистика.М. 1997.

5. Промышленная логистика СПб. 1994.

6. Костоглодов Д.Д. Харисова л.М. Распределительная логистика М. 1997г.

7. Логистика товародвижения. М. 1998г


Тема 8 9. Распределительная логистика.

Цель: Изучить распределительную логистику.

План:

Понятие и задачи распределительной логистики.

Логистические каналы и логистические цепи

Определение оптимального количества складов в системе распределения

Зависимость затрат на содержание запасов и количества складов

Зависимость транспортных расходов системы распределения от количества входящих в них складов.

В коммерческой деятельности понятие распределения имеет два смысловых значения: 1) согласованное или систематическое размещение и доставка товаров; 2) весь комплекс операций осуществляемый в целях доставки товаров и услуг в распоряжение потребителей.

Основная цель логистической системы распределения - доставить товар в нужное место и в нужное время.

Более точное понятие распределения включает: упаковку продукции; экспедирование; управление сбытом; хранение на складе готовой продукции поставщика; складское хозяйство для готовой продукции; транспортировку до склада - транспортное хозяйство для перевозок готовой продукции. В связи с этим к функциям распределения относятся: определение покупательского спроса и организация его удовлетворения; накопление сортировка и размещение запасов готовой продукции; установление хозяйственных связей по поставкам товаров и оказание услуг потребителям; выбор рациональных форм товародвижения и организация торговли.

Коммерческое распределение - функции планирования анализа контроля и регулирования сбыта т. е. управление сбытовой деятельностью.

Канальное распределение - это совокупность фирм или отдельных лиц которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар на его пути от производителя к потребителю.

2.2.Логистические каналы и цепи.

Материальный поток исходит либо из источника сырья либо из производства либо из распределительного центра. Поступает либо на

производство либо в распределительный центр либо конечному потребителю



И
сточники материального потока

Потребители материального потока



Рис. 1. Варианты поступления материального потока в систему потребления.

Во всех случаях материальный поток поступает в потребление которое может быть производственным или непроизводственным.

Потребление производственное — это текущее использование общественного продукта на производственные нужды в качестве средств труда и предметов труда.

Потребление непроизводственное — это текущее использование общественного производственное потребление. Лишь на конечном этапе завершающем логистическую цепь материальный поток попадает в сферу непроизводственного потребления.

К производственному потреблению относится также процесс преобразования материального потока в распределительном центре. Здесь осуществляются такие логистические операции как подсортировка упаковка формирование партии груза хранение комплектация фасовка перемещение и другие. Комплекс этих операций составляет процесс производства в сфере обращения.

Поставщик и потребитель материального потока в общем случае представляют собой две микрологистические системы связанные так называемым логистическим каналом или иначе — каналом распределения.

Логистический канал — это частично упорядоченное множество различных посредников осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей.

Множество является частично упорядоченным до тех пор пока не сделан выбор конкретных участников процесса продвижения материального потока от поставщика к потребителю.

После этого логистический канал преобразуется в логистическую цепь (рис. 2.).

Поставщик Т1 Д1 Т1 Потребитель
материального  
материального

  потока.
потока Тп Дт Тпп





А)

Поставщик материального потока

а)


Тi Dj Tn


Потребитель

материального

потока.

Б)

Рис. 2 Преобразование логистического канала в логистическую цепь:

а) логистический канал б) логистическая цепь

Условные обозначения:

Ti ... Тп - множество транспортно-экспедиционных фирм оказывающих комплекс услуг по доставке товаров; Д1 ... Дт - множество дистрибьюторов.

Принятие принципиального решения о реализации продукции через агентскую фирму и таким образом отказ от непосредственной работы с потребителем является выбором канала распределения. Выбор же конкретной агентской фирмы конкретного перевозчика конкретного страховщика и так далее - это выбор логистической цепи.

Логистическая цепь - это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой.

При выборе канала распределения происходит выбор формы товародвижения — транзитной или складской. При выборе логистической цепи — выбор конкретного дистрибьютора перевозчика страховщика экспедитора банкира и т. д. При этом могут использоваться различные методы экспертных оценок методы исследования операций и другие.

Некоторые варианты каналов распределения товаров народного потребления приведены на рис.3.

Рис. 3. Различные варианты каналов распределения изделий народного потребления

Возможность выбора логистического канала является существенным резервом повышения эффективности логистических процессов.


Рассмотрим каналы распределения по которым товары из конечного производства через систему распределительных центров попадают в конечное потребление (рис. 4.).

транзитный поток 8



конечное производство А

конечное производство В

р

П

О

Т

Р

Е

Б

И

Т

Е

Л

ь

6

аспредели­тельный центр № 1 {в месте производства)

р

5

7

аспредели­тельный центр № 2 (в месте потребления)

транзитный поток ---------9------

Рис. 4. Структурная схема каналов распределения товаров народного потребления

На данной схеме изображены два производства (А и В) выпускающие одинаковые товары. Это означает что каждый из распределительных центров может выбирать поставщика с более выгодными для себя условиями поставки. В свою очередь производство может выбирать различные каналы распределения. Например из производства А товар может попасть к ко­нечному потребителю по одному из следующих четырех маршрутов: 8; 1-6; 1-7-5; 2-5.

Очевидно что если производство А выйдет на рынок и самостоятельно свяжется с конечным потребителем (маршрут 8) то первоначальная стоимость товара возрастет лишь на сумму расходов связанных с доставкой так как посредники (распределительные центры) будут исключены из цепи. Однако в этом случае потребитель вынужден будет покупать у одного поставщика большое количество одинакового товара что скорее всего для него неприемлемо.

Второй маршрут (1-6) неудобен по тем же причинам. Распределительный центр № 1 расположен в месте сосредоточения производства и как правило закупает и продает большие партии однородного товара. Эта категория посредников также не формирует широкого ассортимента. Широкий торговый ассортимент формирует оптовик (распределительный центр № 2) расположенный в месте сосредоточения потребления. Этот посредник специализируется на оказании максимального сервиса конечному потребителю.

Таким образом канал 1-7-5 обеспечивает наибольший сервис потребителю но при этом включает двух посредников то есть стоимость товара будет наиболее высокой.

Необходимым условием возможности выбора канала распределения а также оптимизации всего логистического процесса на макроуровне является наличие на рынке большого количества посредников. В частности оптимизация канала распределения а затем и логистической цепи возможна лишь при наличии на товарном рынке большого количества предприятий осуществляющих функцию опта.

Актуальность создания сети оптовых посредников для стран СНГ очевидна.

Правовое обеспечение экономической деятельности должно облегчать формирование и реализацию хозяйственных связей информационные сети — делать возможным быстрый обмен информацией финансовая система — обеспечивать быстрое прохождение финансовых средств.

Решение перечисленных задач является и функцией государства которое должно создать условия способствующие развитию и оптимизации систем распределения материальных потоков.


3. Определение оптимального количества складов в системе распределения.

Склады являются одним из важнейших элементов логистических систем. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока начиная от первичного источника сырья и завершая конечным потребителем. Этим объясняется большое количество разнообразных видов складов.

Малые или средние компании ограничивающие сбыт одним или несколькими близлежащими регионами имеют как правило один склад. Для крупных же фирм с большим национальным или межнациональным рынком этот вопрос оказывается очень сложным. Здесь должен применяться метод поиска компромисса и анализ потребности складской площади в различных регионах сбыта. При этом наиболее распространены два варианта размещения складской сети - централизованное (наличие в основном одного крупного склада) и децентрализованное - рассредоточение ряда складов в различных регионах сбыта.

Территориальное размещение складов и их количество определяется мощностью материальных потоков и их рациональной организацией спросом на рынке сбыта размерами региона сбыта и концентрацией в нем потребителей относительным расположением поставщиков и покупателей особенностями коммуникационных связей и т. д. Следует иметь в виду что задача размещения и формирования складской сети как и почти любая логистическая задача - оптимизационная поскольку с одной стороны строительство новых и покупка действующих складов и их эксплуатация связаны со значительными капиталовложениями а с другой - нужно обеспечить сокращение издержек обращения за счет максимального приближения складов к клиентам.

Затраты на

содержание

запасов в системе

распределения




Количество складов


Рис. 5 Зависимость затрат на содержание запасов и количества складов.

При увеличении числа складов сокращается зона обслуживания каждого из них. Сокращение зоны обслуживания влечет за собой и сокращение запасов на складе. Однако запас сокращается как правило не столь быстро как зона обслуживания. Причин тому может быть несколько. Например необходимость содержания страхового запаса. В модели с одним складом страховой запас необходимо иметь в одном месте. Увеличение складской сети влечет за собой тиражирование страхового запаса то есть создавая несколько складов необходимо в каждом из них создать страховой запас. В результате суммарный запас во всех складах возрастет (по сравнению с запасом в распределительной системе с одним центральным складом).


Роль складирования в логистике неоднозначна. С одной стороны общей тенденцией является максимальное сокращение складских запасов. С другой стороны избежать создания складских запасов вообще в большинстве случаев не удается. Поэтому в логистическом менеджменте как правило складирование продукции в логистической системе осуществляется в том случае если оно позволяет снизить издержки или улучшить качество логистического сервиса.

Зависимость требуемых расходов системы распределения от количества входящих в них складов показана на графике и характеризуются линией «Общие затраты».

Принятие решений по построению системы распределения

При формировании системы распределения применяется следующая последовательность действий:

1. Изучается конъюнктура рынка и определяются
стратегические цели системы распределения.

Разрабатывается прогноз величины материального потока
проходящего через систему распределения.

Составляется прогноз необходимой величины запасов по
всей системе а также на отдельных участках материалопроводящей
цепи.

Изучается транспортная сеть региона обслуживания
составляется схема материальных потоков в пределах системы
распределения.

Разрабатываются варианты систем распределения и
оцениваются транспортные и другие расходы каждого из вариантов.

Выбор для реализации одного из разработанных вариантов
наиболее сложный этап построения системы распределения.

Чтобы выбрать один из вариантов необходимо установить критерий выбора и оценить по тему каждый из вариантов. Критерием является минимум приведенных затрат: 3n=Cэ +CT + К/Т где

3п- приведенные затраты по варианту;

Сэ- годовые эксплуатационные расходы;

Ст - годовые транспортные расходы;

К - капитальные вложения в строительство распределитель­ных центров;

Т - срок окупаемости товара.

Для реализации принимается тот вариант системы распределения который обеспечивает минимальное значение приве­денных (годовых) затрат.


Распределительная логистика и маркетинг

воспроизводственного процесса где товары находятся во внимании


Для раскрытия этого вопроса мы отметим что маркетинг представляет собой систему управления позволяющую приспосабливать производство к требованиям рынка в целях обеспечения выгодной продажи товаров. Главное звено в цепи

маркетинга- это звено Т- Д :


Д -—--- Т1-------П---------- Т Д 1

закупочная производственная распределительная
логистика логистика логистика


Распределительная логистика изучает движение материальных потоков и осуществляет управление ими на этом же участке. Отличие в том что данный участок для маркетинга является приоритетным а для логистики распределение рассматривается как составная часть более общего процесса- управления сквозными материалопотоками.

Логистика дополняет и развивает маркетинг увязывая потребителя транспорт и поставщика в мобильную согласованную систему с единой техникой и технологией.

Страницы: 1 2 3