Управление качеством в логистике 2

Рефераты по логике » Управление качеством в логистике 2

СОДЕРЖАНИЕ


1 Логистика и маркетинг………………………………………………2

2 Управление качеством в логистике………………………………..10

3 Тест №5…………………………………………………………………12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..14


1 Логистика и маркетинг


Логистика – это наука о планировании организации управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в производстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Цель логистики заключается в том чтобы нужные товары имелись в нужном месте в нужном количестве в нужный момент.

Маркетинг – это вид человеческой деятельности направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Основатель теории маркетинга Филипп Котлер.

Концепция логистики и маркетинга базируется на экономической общности отражающей сущность рыночных процессов. Маркетинг представляет собой концепцию управления (планирование организацию и контроль) производством и реализацией продукции ориентированную на спрос. Логистика является концепцией управления материальными информационными и иными потоками ориентированной на эффективное использование потенциальных средств и усилий для решения комплекса задач по физическому перемещению продукции внутри предприятия и во внешней среде с целью удовлетворения потребностей потребителей в транспортно-экспедиционных услугах и снабженческо-сбытовых работах.

В обеих концепциях четко выделяется роль потребителей а не производителей.

По целям и решаемым задачам логистика и маркетинг в сущности представляют собой части единого процесса – процесса удовлетворения потребностей потребителей. С принципиальных позиций для поставщика сбыт становится свершившимся фактом только тогда когда потребитель (заказчик) получил необходимый ему товар. До этого момента реализация представляет собой незаконченный процесс. Маркетинг и логистика неотделимы друг от друга так как в совокупности они обуславливают политику и характер производственной снабженческой и сбытовой деятельности субъектов рыночных отношений.

В то же время по вопросу взаимосвязи маркетинга и логистики существует три позиции.

Первая позиция заключается в том что логистика возникла и имеет право на существование лишь как раздел концепции маркетинга. Принято считать что в 60-х годах из концепции маркетинга выделился круг проблем связанных во-первых с обеспечением ресурсами (материальными энергетическими трудовыми) процесса производства а во-вторых - с рационализацией процесса сбыта в условиях растущей конкуренции. В основе данного процесса лежала объективная причина – существенный рост совокупных затрат на формирование и содержание запасов а также на организацию транспортно-экспедиционной деятельности. Одновременно прогрессирующая специализация предприятий вынуждена серьезно заняться проблемами оптимизации хозяйственных связей. Предметом особого внимания стали вопросы связанные с продвижением материальных ресурсов в каналах распределения. Это послужило поводом и основным воздействующим фактором для формирования концепции логистики. Сторонники данной позиции считают что если маркетинг – это весь процесс рекламы формирования спроса на рынке управления продажами и продвижением товара к потребителю то физические действия по подготовке переработке распределению и перемещению продукции представляют собой часть этого процесса.

Сторонники второй позиции считают что возможно так было ранее – в период созревания и становления концепции логистики. Однако в настоящее время логистика давно вышла за отведенные ей первоначально рамки. Более того сейчас уже маркетинг следует рассматривать как раздел теории и практики логистики которая занимается изучением и управлением материальными и информационными потоками во внешней и внутренней среде предприятия то есть на микро и на макроуровне. Кроме того логистика более детально занимается проблемами управления обратными связями как в физическом и информационном так и в организационном аспектах.

Сторонники третьей позиции (центристы) считают что маркетинг и логистика представляют собой самостоятельные направления производственно-хозяйственной деятельности тесно связанные между собой. В сущности и маркетинг и логистику субъекты предпринимательской деятельности могут использовать независимо друг от друга. В то же время следует подчеркнуть что наибольший синергический эффект можно получить только при умелом использовании обеих концепций одновременно.

Одной из важнейших функций логистики является эффективная организация материально-технического обеспечения потребителей. В условиях "рынка покупателя" к данному процессу со стороны потребителей предъявляются высокие требования которые заключаются не только в стремлении удовлетворить потребности производства в материально-технических ресурсах но и в получении удобного логистического сервиса при минимальном уровне затрат. Чтобы в полной мере выполнить эти требования и удовлетворить потребителей необходима активная маркетинговая деятельность.

В то же время продуцент использующий маркетинговую концепцию не сможет эффективно осуществлять продвижение своих товаров на рынок если не решены в той или иной мере вопросы логистического сервиса. Данная проблема еще более обостряется в условиях когда при насыщенности рынка качество и цена товара как мотивационные критерии потребителя отходят на второй план. На начальной стадии формирования логистической системы цели логистики часто вступают в конфликт с целями маркетинга. Например сокращение запасов готовой продукции не всегда приемлемо для маркетинговых служб так как могут возникнуть потери продаж в случае роста спроса и отсутствия товарных резервов. Сокращение запасов материально-технических ресурсов на этапе обеспечения ими предприятия пугает не только маркетологов но и производственников. Первые опасаются отсутствия необходимых резервов для организации выпуска новой или модифицированной продукции. Вторые при минимизации производственных запасов опасаются возможных простоев производства при срыве поставок.

В связи с этим необходимо подчеркнуть что негатив в исполнении логистических функций часто вызывается маркетинговыми просчетами а временные дополнительные затраты на ликвидацию последствий срыва поставок не всегда могут служить оправданием для слабо обоснованного увеличения постоянных совокупных затрат на материально-техническое обеспечение. При сравнительном анализе величины могут быть несоизмеримы. Как правило в дальнейшем при совершенствовании логистической и маркетинговой систем на предприятии число несогласованностей не только уменьшается но регулярно осуществляется профилактика конкретных ситуаций и прогнозных ожиданий. В этом сказывается взаимовлияние маркетинга и логистики.

Современная концепция маркетинга выделяет четыре основные комплексные функции:

– исследование рынка и сбор информации;

– разработку и планирование ассортимента продукции;

– организацию товародвижения и продаж;

– рекламу и стимулирование сбыта.

Если непредвзято проанализировать выполнение данных функций то выяснится что они не могут быть в полной мере эффективно реализованы без участия служб логистики.

Первая функция задает параметры логистической системе и маркетинговой стратегии. Однако организация эффективного управления информационными потоками создание прогрессирующей системы информационного обеспечения являются важнейшими проявлениями логистики которые лежат в основе последующих действий во всех сферах производственно-хозяйственной деятельности.

Довольно тесно осуществляется взаимосвязь маркетинга и логистики в рамках второй функции. Маркетинг предопределяет предметную специализацию и ассортиментную структуру производства что влияет на формирование и дальнейшее развитие логистической системы. Однако в дальнейшем логистика оказывает обратное воздействие на маркетинг. Дело в том что чем шире и динамичнее номенклатура выпускаемой продукции тем сложнее проблемы управления потоковыми процессами во всех сферах производственно-хозяйственной деятельности (в материально-техническом обеспечении производстве сбыте менеджменте финансировании и т.д.). Если данные проблемы имеющие логистический характер труднорешаемы то приходится вносить коррективы в ассортиментную структуру производственную программу бюджет предприятия а также в маркетинговую стратегию и тактику продуцента.

Современный комплексный подход предполагает разработку ассортимента продукции с учетом решения задач по согласованию всех аспектов управления потоковыми процессами. На практике очень часто ассортиментная программа разрабатывается лишь с учетом требований маркетинга что приводит к снижению общей эффективности деятельности продуцента. Принятие маркетингового решения о выпуске новой продукции как правило вызывает непредусмотренные издержки по закупкам поставке хранению и переработке материальных ресурсов их обработке в производственном процессе а затем в физическом распределении подготовке и доставке товарной продукции потребителям. Недостаточно обоснованное расширение ассортимента при узкоцелевом маркетинговом подходе усложняет задачи стоящие не только перед производством но и перед логистикой особенно в области управления запасами заказами транспортировкой и информационным обеспечением. Более того даже решение об изменении упаковки принятое под воздействием маркетинговых предпосылок но не учитывающее логистических требований может значительно усложнить продвижение товара на рынок.

Третья маркетинговая функция – организация товаропродвижения и продаж – связана с логистикой наиболее тесно. Процессы физического перемещения и в целом управление материальными и информационными потоками в логистических целях идентифицирующих маркетинговые каналы распределения позволяют предприятию реализовать себя как субъекта рыночных отношений. Если не налажено приемлемое транспортно-экспедиционное обслуживание потребителей то все маркетинговые исследования и дальнейшая работа маркетологов по продвижению на рынок товарной продукции а также производственников по ее изготовлению могут оказаться напрасными. Более того – некачественное выполнение договорных обязательств по поставкам может повлечь за собой разнообразные штрафные санкции которые ухудшат положение предприятия. В то же время маркетинг помогает логистике определить рамки и параметры сервисного обслуживания проследить структуру и динамику мотиваций и потребностей потребителей спрогнозировать развитие конъюнктуры спроса и т.д.

Соблюдение логистических принципов на этапе реализации товарной продукции повышает затраты на логистику и на выполнение третьей маркетинговой функции. Однако это позволяет в целом значительно укрепить маркетинговые позиции предприятия на рынке и получить преимущества в конкурентной борьбе.

Большое внимание оказывает логистика и на разработку маркетинговой тактики. Например при всем желании предприятие не может выбрать тактику индивидуализированного предложения когда система реализации базируется на спонтанных разовых продажах если логистическая система не подготовлена к этому. В другом случае если система доставки определенной группе полтребителей отработана и имеет потенциал к совершенствованию то данный фактор может стать предпосылкой для усиления маркетингового воздействия на обусловленный сектор рынка.

Передовые предприятия учитывают логистическую проблематику не только в оперативном планировании но и в рыночном прогнозировании так как поиск правильных решений является основой развития всей логистической системы продуцента развития сети распределения и формирования логистических каналов а также планирования финансирования и инвестиций в данной сфере.

Уровень развития логистической системы и ее состояние оказывают определяющее воздействие на выбор канала распределения в маркетинговой деятельности. На практике нередко для поиска потенциальных возможностей снижения издержек не только в сфере обращения но и в сфере производства используется функционально-стоимостной анализ логистики. Так желание снизить маркетинговые издержки по организации товародвижения путем снижения числа складов и уровня запасов или изменить вид транспортировки может существенно повлиять на качество логистического обслуживания. В связи с этим для сохранения позиций на рынке предприятию может потребоваться еще больше средств чем сэкономлено для усиления маркетинговой деятельности по другим направлениям.

Выполнение четвертой маркетинговой функции также характеризуется интеграцией с логистикой. Реклама товара с помощью транспортных средств считается очень эффективной а сильнейшим рычагом стимулирования сбыта всегда была и остается манипуляция условиями поставки и тарифами на транспортировку. Еще более увеличивает стимулирующую роль логистики в маркетинге расширение комплекса логистических услуг.

Таким образом можно сделать вывод что логистика и маркетинг представляют собой две равноправные концепции с единым полем функционального приложения едиными конечными целями но различным инструментарием и предметом интересов. Хозяйственные структуры использующие в своей деятельности маркетинговую концепцию рано или поздно вынуждены создавать соответствующую систему логистики а в дальнейшем совершенствовать ее повышая качество логистических процессов и уровень их интеграции с другими управленческими функциями. В отношении маркетинга логистика позволяет более успешно координировать различные факторы в широком производственно-отраслевом диапазоне с любой амплитудой территориального охвата в условиях динамичности социально-экономической сферы.

В процессе развития рыночных отношений все отчетливее проявляется тенденция индивидуализации продукции и усложнения процесса ее реализации. Системы обработки заказов доставки и в целом логистического сервиса в различных сегментах рынка могут значительно отличаться как по требованиям так и по определяющим параметрам. Применение логистической концепции позволяет определенным образом стандартизировать и удовлетворять динамичные потребности по отдельным сегментам и в целом по рынку.

В условиях "рынка покупателя" цикл разработки новых изделий становится длиннее. В то же время отмечается тенденция сокращения жизненного цикла товара. Чтобы уменьшить риски от усложнения реализации товара продуценты стремятся создать гибкие и всесторонне согласованные мощности распределения а это – сфера логистики. Поэтому ее состояние и уровень развития оказывают все большее влияние на приспособляемость предприятия в турбулентной среде рыночных процессов.


2 Управление качеством в логистике.


Логистическая концепция качества предусматривает с одной стороны применение принципов и методов логистики для управления качеством а с другой стороны формирование логистической системы соответствующей организации и адекватными управляющими воздействиями на качество как объект управления. Следовательно такая концепция должна органически соединять в себе логистику и качество.

Коренные преобразования 90-х годов дали мощный импульс для развития комплекса экономических наук среди которых особо важное место занимает логистика. Известная с начала XIX века логистика обслуживала потребности тыла и снабжения вооруженных сил. С 50-х годов XX века в странах Западной Европы и США логистика стала применяться для гражданских нужд т.е. произошла своеобразная конверсия логистики. На качественно новом уровне логистика стала развиваться в России чему в немалой степени способствовали особенности переходного периода – перехода от административно-командной к рыночной экономике.

К настоящему времени в результате интенсивных исследований накоплен огромный объем научной информации вследствие чего логистика стала дифференцироваться по различным направлениям - функциональным и отраслевым. Из сказанного ранее вытекает что к функциональным логистикам относятся логистики заготовительная закупочная распределительная коммерческая предпринимательская и др.

Весьма плодотворными оказались результаты исследований многих специалистов в конкретных отраслях народного хозяйства что позволяет говорить об 13 отраслевых логистиках – машиностроительной транспортной сельскохозяйственной строительной фармацевтической и др. В рассматриваемом аспекте вполне правомерным представляется существование логистики качества как функциональной логистики поскольку предметом такой логистики является общеотраслевая (народнохозяйственная) функция – управление качеством. Основу такой логистики составляет логистическая концепция качества или что то же самое концептуальная логистическая система управления качеством как синтез логистики и качества.

В научном обиходе используется более двух десятков определений логистики в которых отражено узкое и весьма расширительное толкование - от материально-технического снабжения и до определенно прогрессивного мышления.

Одни из таких:

Логистика – это наука об управлении и оптимизации материальных потоков потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро мезо или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей. Или более лаконичное но вполне емкое определение: логистика – есть наука об управлении потоками в больших системах.

При всем разнообразии определений логистики в них присутствуют ключевые слова: «поток» и «управление». Данное обстоятельство предопределяет необходимое и достаточное условие для формирования логистической концепции качества поскольку имеется объект управления – качество.

Для управления качеством принимаются следующие принципы логистики:

– выделение в системе перемещающихся и изменяющихся объектов в качестве отдельной управляемой подсистемы и применение по отношению к ней системного подхода т.е. формирование потока как объекта управления;

– определение конечного результата как цели потока в соответствии с экономическими техническими и другими требованиями функционирования данной системы;

– усиление расчетного начала на всех стадиях управления потока включая планирование регулирование учет контроль анализ;

– диспетчеризация потока – непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока и корректировка его параметров;

– обеспечение надежности потока;

– формирование всех видов обеспечения и обслуживания потока т.е. его инфраструктура;

– использование современных технических средств управления – контроля и регулирования параметров потока;

– координация действий всех участников занятых формированием и управлением потоком включая непосредственных и опосредованных;

– осуществление управления потоком и достижения цели с минимальными затратами используемых ресурсов;

– соблюдение комплекса экологических требований.

Перечисленные принципы вполне применимы к управлению качеством. Таким образом первоочередной задачей логистики является формирование потока.

Отсюда возникает необходимость логистизации качества. Под логистизацией понимается процесс формирования потока или представление управляемого объекта в виде потока для оптимизации его параметров. Иными словами логистизация есть процесс подготовки объекта или системы к использованию принципов и методов логистики.


3 Тест №5


Каким показателем характеризуется груз?

а) режимом хранения и способами упаковки перегрузке и перевозки

б) физико-химическими свойствами

в) размерами объемами массой и формой предъявления к перевозки

г) а; б

д) а; б; в

Ответ : д)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Логистика и маркетинг представляют собой две равноправные концепции с единым полем функционального приложения едиными конечными целями но различным инструментарием и предметом интересов. В отношении маркетинга логистика позволяет более успешно координировать различные факторы в широком производственно-отраслевом диапазоне с любой амплитудой территориального охвата в условиях динамичности социально-экономической сферы.

Логистика – научно-практическое направление в экономике будучи универсальной она показала свою эффективность во многих отраслях экономики как в сфере производства так и в сфере обращения.

Логистическая система управления качеством будучи адаптивной к широкому спектру условий проявляет свое действие в следующих практических результатах:

– обеспечивает конкурентоспособность продукции отечественных товаропроизводителей;

– создает организационно-коммерческие условия для производства импортозаменяющей продукции;

– является одной из составляющих антикризисного управления или управления производством для осуществления инновационных мероприятий;

– повышает финансовую устойчивость предприятия за счет стабильного дохода от реализации конкурентоспособной продукции сопутствующих и послепродажных услуг;

– повышает эффективность производства потребителей за счет эксплуатации высококачественной и надежной продукции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Степанов В.И. // Логистика // М.: ТК Велби изд-во Проспект 2006г.;

Аникин Б.А. // Логистика // М.: Инфра-М 2000.;

Сергеев В.И. // Логистика в бизнесе // М.: ИНФРА – М 2001г.;

Козловский В.А. // Логистический менеджмент // Учебное пособие - Издательство «Лань» 2002г.;

Таничев А.В. // Логистика // Издательский дом «Нева» М.: «ОЛМА-ПРЕСС» 2003г.;


14