Пути соершенствования грузовых перевозок на разных видах транспорта

Рефераты по логистике » Пути соершенствования грузовых перевозок на разных видах транспорта

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………….…………………………………………………………..3


  1. РОЛЬ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1. Виды транспортных средств используемых в коммерческой деятельности особенности их эксплуатации……………………..6

    2. Показатели использования транспортных средств методика их расчета……………………………………………………………...15


  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗКИ ТОВАРОВ В МАГАЗИНЫ Ч. П. ИВАНОВА А. Ф.

    1. Краткая характеристика торгового предприятия………………..21

    2. Организация перевозки грузов предпринимателем А. Ф. Ивановым…………………………………………………………..29


  1. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕРЕВОЗКИ ТОВАРОВ В ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ

    1. Обоснование рационального выбора транспортных средств….36

    2. Планирование маршрутов движения автомобилей…………….43

    3. Мероприятия по снижению транспортных расходов…………..50


ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………...……………….……………56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….59

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….61


ВВЕДЕНИЕ


Необходимой частью коммерческой деятельности любого предприятия является система товароснабжения которая включает экономические организационно –правовые отношения между поставщиками и предприятиями – потребителями.

В свою очередь важнейшим элементом системы товароснабжения является транспортировка товаров.

Значение транспорта для экономики России занимающей первое место по транспортировке в мире трудно переоценить так как он связывает все отрасли экономики воедино обеспечивает условия для нормального развития производства содействует развитию межотраслевых и межрегиональных связей.

В коммерческой деятельности от транспорта во многом зависит не только скорость доставки товара потребителям но их сохранность качество а также затраты по перевозке которые занимают большой удельный вес в издержке обращения.

Высокая оперативность надежность и стабильность доставки товаров из пунктов производства в пункты распределения и потребления с минимальными затратами а также без потерь количества и качества этих товаров является первостепенными условием эффективной коммерческой деятельности.

Развития международной торговли а также экономического сотрудничества между странами требует адекватного развития транспорта и в этой связи он становится важнейшим дополнительным источником валютных поступлений в странах – экспортерах транспортных услуг.

К сожалению непродуманные осуществления экономических реформ в России нанесло серьезный ущерб транспортной отрасли.

Объем перевозимых грузов из-за резкого падения производства во всех отраслях экономики существенно сократился а это привело к развалу многих транспортных организаций. Положение усугубила бесконтрольная приватизация позволившая растранжирить такие лакомые кусочки каковыми являются транспортные средства.

В итоге торговые предприятия лишились транспортного обслуживания и каждое из них стало осуществлять перевозки товаров стихийно при низком уровне использования транспортных средств а зачастую и при низком качестве транспортного процесса.

Учитывая данные обстоятельство а также большую практическую значимость этой проблемы нами и была выбрана данная тема дипломной работы целью которой являлось изучение сложившейся организации грузовых перевозок в торговом предприятии и разработке путей ее совершенствования.

В соответствии с целью исследования были определены следующие его задачи:

  • изучение теоретических аспектов и проблем грузовых перевозок

  • проведение анализа организации транспортного процесса и использования транспортных средств

  • разработка мероприятий по снижению транспортных издержек

  • обоснование рационального состава автопарка

Объектом исследования являлось сравнительно крупные торговые предприятия частного предпринимателя Иванова А. Ф. осуществляющее различную продажу продовольственных товаров в Северо-западном микрорайоне г. Курска.

Предметом исследования явилось операции по доставке товаров в магазин и сопутствующие этому операции.

Материалами для исследования явились документы первичного бухгалтерского учета и периодической отчетности магазина справочно-нормативные записи по использованию автомобильного транспорта и результаты наблюдений автора за организацией перевозок товаров в предприятии.

Кроме того были использованы материалы Госкомстата России а также Курского областного комитета статистики и результата научных разработок ведущих ученых страны работающих под проблемой совершенствования транспортного обслуживания народного хозяйства.

Значительный вклад в ее решение внесли такие ученые как Галабурда В. Г. Персканов В. А. Мирожин Л. Б. Ташбаев Ы. Э. и другие.

В данной работе изложены основные подходы в планировании рационального использования автомобильного парте являются основным транспортом торговых предприятий и разработка конкретные предложения по улучшению перевозок товаров в торговом предприятии.

При этом были использованы общепринятые методы экономических исследований: монографический экономико-статистический расчетно-конструктивный и другие.

Период исследования охватывает 2000 – 2002 годы.


  1. РОЛЬ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1. Виды транспортных средств используемых в коммерческой деятельности особенности их эксплуатации

В торговле как сфере товарного обращения выполняет большой комплекс различных процессов и операций.

По характеру выполненных в сфере товарного обращения функций процессы и операции совершаемые в торговле можно подразделить на два вида;

  • производственные или технологические;

  • коммерческие (или чисто торговые)

Технологические процессы связаны с движением товара как потребительной стоимости и является продолжением процесса производства в сфере обращения.

Ведущее место в этих процессах занимает транспортировка товаров так как их продажа не может быть осуществлена без перемещения от одного владельца к другому как правило от товаропроизводителя к потребителю.

Транспорт в отличие от других отраслей материального производства не создает продукцию но путем перемещения сырья продуктов материалов средств производства рабочей силы и товаров участвует в процессе производства распределения и потребления потому без него немыслимо функционирование народного хозяйства в целом и каждой отдельной отрасли в частности.

Для России с ее огромной территорией и неодинаковым развитием отдельных регионов а также с различными природно-климатическими условиями значение транспорта трудно переоценить. Без него невозможно существование людей в районах Крайнего Севера так как туда приходится завозить абсолютно все: от гвоздя до сложнейшего оборудования для добычи газа и разведочного бурения.

Положения усугубляется неодинаковым экономическим потенциалом отдельных регионов. Разве можно сравнить например потенциал Самарской

и Костромской областей; Свердловской и Курганской?

И только транспорт по точному замечаемо профессоров Миротина Л. Б. и Ташбаева Ы. Э. (28. с. 254) в определенной степени выравнивает эти различия делая уровень жизни людей несколько приближенных к среднему уровню.

Транспорт кроме того это средство освобождающее искусственные и трудовые ресурсы из мест где они приносят мало пользы и перемещающие их в места где их польза может быть реализована в большей степени. Точно также транспорт обеспечивает доступ к ресурсам и позволяет получить эффект который до этого быть реализован.

Таким образом транспорт освобождает естественные ресурсы от их географической ограниченности делает их непосредственно доступными.

Поэтому мы считаем вполне справедливым утверждение ученых Аванесова Ю. А. и Клогко А. Н. о том что «транспорт можно определить как средство увеличения потребности человечества посредством перемещения товаров и людей (1. с 34)

Экономисты различают два вида разрыва между производством и потребителями: во времени и географический.

Разрыв во времени вытекает из того что изготовленные сегодня товары могут потребляться только завтра в следующем месяце или в следующем году. Этот разрыв частично устраняют используя складирование.

Географический разрыв обусловлен тем что производство и потребление редко находятся в одном месте. Назначение транспорта – заполнить географическую брешь между производством и потреблением чтобы товары и услуги можно было обменять к взаимной выгоде потребителя и поставщика.

Однако некоторые учения в частности Шемякин А.Н. (40 с 113) не без оснований считает что транспорт – сам по себе важный фактор создания все больших и больших разрывов между производством и потреблением.

Представляется что средство предназначенное для преодоления брешей между производством и потреблением часто может способствовать расширению этих разрывов.

Объяснение можно найти в другой экономической концепции – в понятии и масштабности экономики. Один из авторов е. Ламбен Жан-Жак (25. с 32) считает что преимущества крупного производства никогда не были бы реализованы без развитого транспорта т.е. если товары не поступят на расширенный рынок.

В обоснование сказанного автор приводит данные о производстве кирпича в Англии до ХУШ века из-за большого веса и трудностях в перевозке его производили на небольших местных заводах разбросанных по всей стране. Их было очень много.

После прокладки каналов возможности транспорта резко увеличились. Каналы особенно удобны для перевозки тяжелых несрочных грузов подобных кирпичу. В результате число мелких кирпичных заводов значительно сократилось. Рынок стали снабжать несколько крупных заводов а производство и потребление дистанцировались на более значительное расстояние.

Там не менее в экономике любого государства транспорт играет очень важную положительную роль.

В коммерческой деятельности перевозка товаров осуществляется автомобильным железнодорожным водным воздушным и гужевым транспортом.

Автомобильный транспорт используют для перевозки грузов преимущественно на короткие расстояния. Для этих целей служат автомобили автомобили-тягачи прицепы и полуприцепы. Для выполнения нетранспортных работ применяют специальный подвижной состав (автокраны и др.)

Различают транспортный подвижной состав по разным критериям. В частности В.К. Памбухчиянц (33. с 47) выделяет транспорт общего назначения который включает в себя автомобили и прицепы с универсальными открытыми кузовами и откидывающимися бортами а также специализированный. Последний включает в себя автомобили и прицепы с кузовами приспособленными для перевозки специальных грузов например молоковозы машины для перевозки живой рыбы и др.

Большинство авторов в том числе А.П. Кожелянц (24. с 70) все виды автотранспортных средств делят по грузоподъемности на следующие пять классов; т

Особо малой грузоподъемности до 1;

Малой грузоподъемности 1-3;

Средней грузоподъемности 3-5;

Большой грузоподъемности 5-8;

Особо большой грузоподъемности более 8.

В торговле чаще всего используются автомобили первых трех классов.

Профессор Малошенко Н.П. (26.с 49) классифицирует автомобили по типу кузова выделяя при этом следующие группы: с бортовой платформой

Фургоны рифрежираторы цистерны и самосвалы.

На наш взгляд эта классификация носит искусственный характер и она в основном повторяет ту что дана В.К. Памбухчиянцем т.е. автомобили могут быть общего назначения и специальные. Поэтому фургоны рифрежираторы цистерны как раз относятся к специальным автомобилям и по нашему мнению их не следует выделять в отдельные группы. Иначе этих групп можно сформировать множество. Ведь фургоны например могут быть с полками а могут быть и без них что же следует и здесь выделять новую группу?

Для перевозки товаров на Железнодорожном транспорте используют крытые вагоны платформы полувагоны цистерны и специальный холодильный транспорт.

В крытых вагонах перевозят упакованные товары не требующие поддержания в пути следования строго заданных влажностно-температурных режимов.

Скоропортящиеся товары перевозят Железнодорожным холодильным транспортом. Для этой цели используют вагоны-ледники вагоны-режрижераторы 5 и 12 вагонные секции рефрижераторов 21- и 23 вагонные поезда-режрижераторы а также специальные изотермические вагоны для перевозки молока виноградных вин и живой рыбы.

На Железнодорожном транспорте грузы могут перевозиться в виде повагонных отправок в контейнерах или сборных вагонах.

Повагонной отправкой считается отправка груза под перевозку которого предоставляется отдельный вагон по одному перевозочному документу.

При контейнерных отправках используют контейнеры массой брутто от 3 до 24 т.

В сборных вагонах перевозят грузы мелкими малотоннажными отправками по разным перевозочным документам.

Предназначенный для перевозки груз должен быть надлежащим образом подготовлен к транспортированию. Тогда и упаковка должны соответствовать требованиям стандартов для данного вида товара. Отправительская маркировка должна предусматривать наименование грузополучателя и грузоотправителя станции отправления и назначения. На грузы наносят специальные подписи и знаки предупреждающие о мерах предосторожности.

На каждую отправку грузоотправителям заполняется накладная которая является основным перевозочным документом.

Вагоны погруженные средствами железной дороги отправляются за их пломбами. Если товар отправлен за массой отправителя то он и пломбирует транспортное средство.

При установлении повреждения а также других нарушений грузополучатель обязан потребовать от станции составления коммерческого акта так как при отсутствии его отправитель не несет ответственности за убытки которые получатель мог бы взыскать с железной дороги.

Коммерческий акт составляется в трех экземплярах на бланках установленной формы. В нем указывается номер и дата составления акта точное описание состояния груза тары и тех обстоятельств при которых обнаружены неисправные средства перевозки причины порчи или повреждения груза соблюдения правил погрузки.

Говоря об особенностях эксплуатации отдельных видов транспорта следует отметить что наиболее универсальным является автомобильный и отчасти железнодорожный транспорт.

Это обусловлено их способностью перевозить практически любые грузы: от мелкоштучных до крупногабаритных от насыпных до наливных и т.д. С другой стороны их универсальность достигается возможностью доставки товара практически в любую часть суши где обитает человек.

Наименьшей универсальностью обладает трубопроводный транспорт так как трубопроводы имеют узкую специализацию. Но этот вид транспорта характеризуется высоким уровнем сохранности груза и экологической безопасностью.

Речной транспорт характеризуется сравнительно низким уровнем затрат по перевозке так как содержание речного пути не требует крупных издержек.

Недостатками этого транспорта являются сезонность низкая скорость перевозки и удлинение маршрутов следования грузов.

Профессор Л.Б. Миротин (38. с 85) считает что в среднем речной транспорт увеличивает дальность перевозки товаров в 1 5-2 раза по сравнению с Железнодорожным.

Морской транспорт наиболее эффективен для внешней торговли и для перевозок товаров на значительные расстояния особенно в районах Дальнего Востока Чукотки Охотского побережья.

К недостаткам этого вида транспорта следует отнести необходимость строительства на морских побережьях сложного дорогостоящего портового хозяйства и ограниченное использование его из-за ледового режима в российских широтах.

Авиационный транспорт используется для доставки скоропортящихся товаров (цветы ранняя зелень и др.) Недостатком его является высокая стоимость перевозки.

В России с ее огромной территорией находят применение все виды транспорта однако самым массовым и наиболее применимым в коммерческой деятельности является автомобильный.

Его популярность обусловлена не только высокой маневренностью и универсальностью использования но и тем что он хорошо вписывается в рыночную экономику. По мнению Горчикова И.Н. (9. с. 46) на автомобильном транспорте сложилась наиболее здоровая конкуренция которая выгодна в первую очередь предприятиям и организациям пользующимися услугами транспорта.

В свою очередь успешная конкуренция на автомобильном транспорте обусловлена его демонополизацией.

Совершенно другая картина складывается на Железнодорожном транспорте. Эта отрасль является естественным монополистом а потому она позволяет себе устанавливать приемлемые для нее тарифы за перевозки. Этому способствует отсутствие эффективного государственного регулирования в нашей стране экономического механизма хозяйствования и слабая работа Антимонопольного комитета. Не случайно поэтому Железнодорожный транспорт оказался в последние годы незагруженным а так как доля постоянных затрат по этому виду транспорта очень высока в структуре всех издержек что обусловлено высокой стоимостью самих дорог мостов и сооружений сигнализации а также подвижного состава это и себестоимость перевозки небольшого количества грузов увеличивается. В этой связи чтобы привлечь клиентов железнодорожники вынуждены пойти на снижение тарифов за перевозки.

Однако после волны снижения тарифов 1999 – 2000 годах в 2003 году вновь стали увеличиваться расценки за перевозку грузов по железной дороге. Поэтому неслучайно все отрасли народного хозяйства в т.ч. торговля не торопится воспользоваться услугами этого вида транспорта т.к. сроки доставки товаров здесь несколько длиннее чем например при доставке автомобильным а кроме того возникают дополнительные затраты связанные с перегрузкой товара. Дело ведь в том что железнодорожный транспорт доставляет груз до своей товарной станции расположенной на минимальном расстоянии от получателя товара. А далее получатель должен выгрузить этот товар загрузить его в другое транспортное средство и лишь потом доставлять его в торговое предприятие.

Страницы: 1 2 3 4 5