Экзегеза одного мифа (Этюд о хамстве. Хамология)
Всё, что я вижу кругом в лагере (а лагерь – сублимация!), можно определить одним словом: хамство.
Разнообразные варианты хамства – и только!
Если разобраться в сущности Хама, пользуясь эзотерическим мифом, получается следующее:
1. Предыстория = исторические корни Хама. Потоп.
Социальная почва – кризис, ломка устоев, общественное брожение, переживаемый или – ещё лучше – уже пережитый мировой катаклизм. Долгое общение со скотами (деморализация, дурное общество). Материальные лишения (в ковчеге, наверное, было голодно). Хам видал виды (людей и зверей, людей как зверей, когда они цеплялись за скалы…). Все проявления инстинкта самосохранения в период потопа. Лицо страшного мира в роковые переломные моменты. Хам усомнился в мировой справедливости.
2. Социальная почва Хама. Патриарх Ной, его сыновья, один из них Хам.
Хам выходит из патриархальных кругов (села и города), переживших или переживающих великие исторические потрясения, которые вывели их из инерции и расшатали подпорки и устои общественного здания. Но, сын патриарха Ноя и брат Сима и Яфета, он отличается от дикаря и варвара (с которым его легко смешать по поступкам) сознательностью…, он ведает, что творит.
3. До этого о нем не было слышно ничего и в дальнейшем о нем ни слова. Момент!
Хам – динамическая и историческая категория. Это момент в истории культуры, а не длительная полоса. Хамство не надо смешивать с состоянием дикости и варварства (которые продолжаются столетия и тысячелетия). Хамство – не живуче: момент, короткий эпизод в истории семьи Ноя. Оно внутренне несостоятельно как чистое отрицание. Конец, распад.
4. Социальная почва. Состояние верхов. Ной посадил виноградник и упился вином. Лежал пьяный.
Слабость верхов (низы не хотят, верхи не могут): изнеженность, роскошь. Земля утучнена, избыток всего: рабочего скота, птицы – пей, ешь… Полдень как переход к закату. Есть хамство от дикой нужды – и от варварского пресыщения.
5. Ной лежал в бессилии, опьяненный вином, когда к нему подошел Хам. Культ силы.
Хам обнаруживает себя как Хам, когда имеет дело со слабым и бессильным. Он – молодец против овец (а против молодца и сам овца). По сути Хам – трус: стоит ему только показать палку, чтобы он поджал хвост. Отсюда: «будешь рабом у братьев своих».
6. Вышел из повиновения, восстал против отца: оголил.
Хам родной брат Революционера. Разоблачение, срывание всех и всяческих масок и т. д. Выход из традиционного повиновения… Деклассированный и сублимат классового. (Только Бакунин мог возлагать на деклассированные круги надежды как на революционную силу. Маркс же считал их всегда самой ненадежной и вероломной силой.) Хам – попутчик Революции, как её тень. Это неизбежные накладные расходы Революции: вонь низов. Миазм клоак выходят на свет Божий в такое время, когда не до них и некому чистить социальные клоаки.
7. Пафос Хама. Увидел penis Ноя – такой же, как у всех.
Хам – уравнитель: «Я ничем не хуже Ноя». Поэтому долой всякую иерархию. «Все люди от природы равны». К черту патриарха и главу коллектива (и вообще всякую человеческую иерархию). Никаких авторитетов. Нет ничего святого.
8. Ценность «открытий» Хама. Скотский материализм.
Хамские «открытия» весьма убоги. Примерно они сводятся к тому, что все люди едят и пьют, размножаются – а остальное все от лукавого. У всех людей есть penis, даже у патриархов. В общем, это ху_вые открытия. Дальше х_я Хам не пошел. Хам, однако, порой наивен, как ребенок…
9. Что сделал Хам. Сущность Хамства.
Сущность Хама – бесстыдство или неуважение, точнее, неуважение в форме бесстыдства (в мифе, к старшим и почтенным – характерно для Библии). Здесь видно, что хамство = распад культуры и общества. (Быть может, стыд – это наиболее специфическая черта человека. Она неизвестна в животном мире. Развивая Аристотелево определение, можно назвать человека «животным стыдливым»).
Сущность хамства – неуважение к святыням, к истинным ценностям. Насмешка над ними, цинизм. Хам – антипод культурного человека. Ср. поведение его двух братьев.
«Равенство» Хама – липовое равенство, равенство «для себя» по принципу злодея: твое – мое, мое – мое… Равенство невозможно без справедливости, а её Хам презирает. Иначе говоря, «равенство» невозможно без «братства» и, следовательно, является блефом в зоологическом обществе, основанном на силе. Равенство Хама – это демагогия.
10. Побежал к братьям и рассказал. Художественные вкусы Хама.
Хам не уважает, насмехается и вообще любит смеяться. Но его смех – в виде хохота. Я уверен, что он с хохотом рассказывал братьям о том, что он увидел. Животный тембр смеха (невольно вспоминается Ницше: нет ничего отвратительнее вида ржущей скотины). Можно возненавидеть всю сферу комического из-за этого хамского хохота.
Из всех видов комического отдает предпочтение сальному анекдоту. Вся его эстетика (и словотворчество) вплоть до наших дней вращается вокруг х_я – ху_вая эстетика.
Дополнение. Игры Хама. Каков человек в труде, таков он и в игре, каков в серьезе, таков и в шутке. Игры Хама – это хулиганство, издевательство и поношение. Хам обвел себя заколдованным кругом низости, за пределы которого он не в состоянии выйти. Играя, Хам лупит, валит на землю, жмет, давит, выворачивает суставы, мучает, терзает «керюху» - и всё это в шутку. Ласковые формы обращения к женщине, к другу – те же поношения (но «условные», игровые).
Два типа анекдотов:
1) половой (насмешка над женщиной) и
2) национальный (над малыми народностями). Хам укрывается за широкой спиной пола (сильного пола) и нации (великой нации): Хам – женоненавистник и шовинист. Из всех категорий, роднящих людей, ему понятнее всего самые грубые: биологические и расовые – пол и раса. Хам поэтому герой политической истории XX века.
Но эти насмешки над женщиной, армяшкой, евреем и т. д. имеют ешё другую, психологическую причину. Так как сам Хам стоит на самой последней, самой низкой ступени лестницы, так как он воплощение человеческой низости, которая в нем доходит, так сказать, до самосознания (ведь само хамство есть стремление циническим уравнительством снять это низкое положение), то ему доставляет удовольствие найти другое существо, которое можно поставить ещё ниже себя, чтобы тем самым оказаться на предпоследней ступеньке. Это психология очереди, где «легче» стоять, если сзади тебя кто-то подпирает.
Из окружающей среды избирается персонаж для насмешек и издевательств – шут хамской среды (обычно он не хуже, часто даже лучше и отнюдь не глупее, но слабее других).
11. Финал мифа: «Рабом у братьев своих».
Борьба с Хамом. Хама можно подавить лишь силой. Его не убедишь ничем, ибо ему кажется, что он познал мир «в натуре»… Скот загоняют силой в хлев. От страха ушел – и в страхе жить будешь.
Другие работы по теме:
Неомифологическое сознание
Неомифологическое сознание - одно из главных направлений культурной ментальности ХХ в., начиная с символизма и кончая постмодернизмом. Неомифологическое сознание было реакцией на позитивистское сознание ХIХ в.
Андрогин
В мифологии андрогины - мифические предки, перволюди, соединяющие в себе мужские и женские половые признаки.
Миф об Улликумми
Мотив этого мифа хорошо знаком - соперничество между старшими и младшими богами.
Миф и литература
Миф стоит у истоков словесного искусства, мифологические представления и сюжеты занимают значительное место в устной фольклорной традиции различных народов. Мифологические мотивы сыграли большую роль в генезисе литературных сюжетов.
Беллерофонт
Беллерофонт (B e l l e r o f w n) - один из главных героев старшего поколения, сын коринфского (у Гомера Il. VI 152 след. - Коринф идентифицируется с городом Эфира) царя Главка (или бога Посейдона), внук Сисифа.
Миф об Эндимионе
Что нам известно об Эндимионе? Человек, который немного осведомлен в греческой мифологии, ответит, что это смертный возлюбленный бессмертной Селены. Она просила у Зевса для него вечную юность, и получила просимое.
Патрокл
Патрокл - сын одного из аргонавтов Менетия, соратник Ахилла в Троянской войне. По происхождению Патрокл - местный фессалийский герой, чем и объясняется его дружба с Ахиллом (Hom. Il. XI 764-790), который был сыном царя Фтии Пелея в Фессалии.
Пелей
Пелей (P h l e u z) - сын Эака, отец Ахилла. Убив нечаянно своего сводного брата Фока, Пелей должен был бежать с острова Эгина и нашел приют во Фтии у царя Эвритиона, который совершил над ним обряд очищения и выдал за него свою дочь Антигону.
Пелоп
Пелоп, Пелопс (P e l o y) - герой, сын Тантала. Убив Пелопа, Тантал пригласил богов на пир и подал им угощение, приготовленное из его тела. Разгневанные боги, отвергнув эту нечестивую трапезу, приказали Гермесу вернуть Пелопа к жизни.
Аналитическая психология
Аналитическая психология - ответвление психоанализа, разработанное швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом.
Литературный герой ГЕРДА
Герда дат. Gerda героиня сказки Х. К. Андерсена Снежная королева Г. нормальная естественная девочка в плену мифа в отличие от своего названного братца Кая победившая злые силы.
Методические рекомендации для учителя
Авторский медиапродукт: мультимедийная звуковая презентация Power Point – 14 слайдов (презентация работает только с приложением: звуковыми файлами)
Ахмад Сулейманов 1922-1995 гг
Выдающийся чеченский просветитель, ученый, поэт, художник и педагог А. Сулейманов родился 1 мая 1922 года. Природа щедро одарила его многочисленными талантами. Поэзия, живопись, музыка…
Самые живучие мифы менеджмента
Наиболее живучи три мифа. Для тех, кто их знает и умеет ими пользоваться, мифы становятся немалым подспорьем в работе. Ради здоровья бизнеса следует поддерживать эти три мифа.
Миф и символ как семиотические категории
Думается, что сложность определения мифа и символа заключается в том, что это под этими категориями понимаются если не противоположные, то всё же далеко отстоящие друг от друга сущности.
Сравнительный анализ сказок Госпожа Метелица и Морозко
.Сказка. 1.Сказка как жанр. Сказка не создавалась сразу как жанр. Она коренится в обрядовой и культовой жизни народов, она развивается из мифа. Люди любят сказки. Существовали профессии, которые способствовали исполнению сказки. Сказочник в разные эпохи был различен. В царском указе 1649 года говорится, что многие люди «сказки сказывают небывалые».
Мифологические мотивы в поэме В. Иванова Прометей
На протяжении многих веков миф являлся объектом, привлекающим внимание художников. Мифы и литература постоянно взаимодействуют. Это взаимодействие протекает в двух формах: непосредственно, в виде «переливания» мифа в литературу, и опосредованно: через изобразительное искусство, ритуалы, народные празднества, а в последние века - через научные мифологические концепции, эстетические и философские учения.
Миф как форма культуры
Сейчас уже практически никем не оспаривается тот факт, что миф лежит у самых истоков человеческой культуры в целом и религии как доминантной культурной формы. Наиболее распространёнными среди бытовых определений являются трактовки мифа как сказки, вымысла, искажённого видения действительности.
Пять мифов Петербурга
Во все времена Петербург строился с оглядкой - на "золотой век", на определенную идею, концепцию. Он всегда пытался воплотить некий идеал, лежавший чаще в прошлом чем в будущем.
Мона Лиза. Рождение легенды Леонардо да Винчи
Сегодня тот факт, что "Мона Лиза", также именуемая "Джокондой", является самым известным (популярным) произведением искусства планеты Земля не вызывает, вне зависимости от личного отношения к этому творению Леонардо да Винчи, сомнений.
Реализм в искусстве
Реализм-понятие ,характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота её художественного познания. Так, широко понимаемый реализм – основная тенденция исторического развития искусства, присущая различным его видам, стилям, эпохам.
Мифология
На первый взгляд кажется, что определить миф не трудно. Греч. "миф" — слово, рассказ; термин "мифология" означает изучение мифов, а также свод мифов.
Кхун Бором
Введение 1 Лаосский миф 2 Источник 3 Изучение 4.1 Общая 4.2 Издания мифа Введение Кхун Бором Рачатират, Кхун Булом (лаос. ຂຸນບູຣົມ (тхам лао) или лаос. ຂຸນບູລົມ (лао бухан); тайск. ขุนบรมราชาธิราช или тайск. ขุนบรม) — в мифологии, эпосе и традиционной историографии тай-кадайских народов (лао и бирманские шаны) первый правитель, культурный герой, прародитель царских династий лаосцев и других народов.
Нитхан Кхун Буром
(или Нидан Кхун Булом, буквально «Сказание о Кхун Буроме»[1]) — лаосская хроника, посвящённая в основном королевству Лансанг и являющаяся одним из важнейших источников по истории Лаоса этого периода. Она создана в Луангпхабанге в 1503 году.[2]
Кэмпбелл, Джозеф
Введение 1 Биография 2 Джозеф Кэмпбелл и Джордж Лукас 3 Библиография 4 Фильмография 5 Издания на русском языке Введение Джозеф Джон Кэмпбелл (англ. Joseph John Campbell; 26 марта 1904, Нью-Йорк — 31 октября 1987, Гонолулу) — американский исследователь мифологии, наиболее известный благодаря своим трудам по сравнительной мифологии и религиоведению.
Самодержец пустыни
Введение 1 План Введение 2 История создания и публикации Список литературы Введение «Самоде́ржец пусты́ни» (1993) — историческое исследование, документальный роман Леонида Юзефовича, посвящённый барону Унгерну фон Штернбергу.
Тарсаидзе, Александр Георгиевич
Александр Георгиевич Тарсаидзе (1901, Тифлис — 1978, Нью-Йорк) — грузинско-русско-американский писатель и историк. Биография Родился в Тифлисе в дворянской семье. Кадет морского корпуса. В 1918 после закрытия корпуса уехал в Грузию. Работал у американского посланника в Закавказье Вильяма Гаскелла ( William N.
Формирование имиджа политического лидера 2
Формирование имиджа политического лидера 1. Не следует на первых этапах создания образа вводить себя в позицию харизматического политического лидера. Выбирайте состоявшиеся в политической истории образы Героя. Усильте мифологические черты. Но подчеркните временную дистанцию, призовите слушателей и учеников вспомнить незаслуженно забытую героическую историю.