Внутрифирменное предпринимательство.
В теоретических исследованиях [2] уделяется внимание не только предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству [3] . Появление интрапренерства прежде всего связано с переходом многих крупных производственных структур на предпринимательскую форму организации производства.
Под интрапренерством понимается развитие духа предпринимательства и его осуществление внутри существующего предприятия. Интрапренерство заключается в том, что на действующем предприятии, выпускающем определенную продукцию (работу или услуги), создаются условия для выдвижения новаторских предпринимательских идей:
· выделяются ресурсы – интракапитал [4] – для их реализации;
· оказывается всесторонняя помощь для реализации идеи и ее практического использования.
Его можно рассматривать как деятельность по производству и реализации товаров и услуг на основе интеграции предпринимательских возможностей личности и предприятия.
Интрапренер – это человек, инициирующий и ведущий свою предпринимательскую деятельность в рамках сложившегося, действующего предприятия.
Элементы внутреннего предпринимательства – интрапренерства – представлены на рис. 1.5, а особенности сведены в табл. 1.5.
Целью интрапренерства является повышение эффективности предприятия за счет:
· активизации и использования творческого потенциала сотрудников;
· повышения эффективности использования ресурсов предприятия;
· быстрой реакции на изменения потребностей рынка;
· быстрой реализации всевозможных нововведений (технических, организационных и т. п.);
· создание основы для дальнейшего развития производства.
Таблица. Особенности интрапренерства на различных стадиях жизнедеятельности предприятия предпринимательского типа [5]
Стадии жизнедеятельности Взаимоотношения предприятия – учредителя и предпринимательской структуры
1. Зарождение предпринимательской идеи
Предпринимательская идея зарождается внутри предприятия и подхватывается им с учетом своего потенциала
2. Реализация предпринимательской идеи, создание предпринимательских хозяйственных структур
Предприятие и автор предпринимательской идеи становятся партнерами, объединяющими свои возможности для ее реализации. Используются ресурсы предприятия - учредителя при создании предпринимательских хозяйственных структур
3. Устойчивая работа, прибыльность
Предприятие-учредитель сохраняет контроль над предпринимательской структурой и получает определенные дивиденды
4. Затухание
Предприятие-учредитель участвует либо в диверсификации бизнеса, либо в его ликвидации
Возникновение интрапренерства обусловлено объективными тенденциями социально-экономического развития общества, когда доминирующими для многих становятся социальные аспекты мотивации деятельности человека, когда люди стремятся к самостоятельности, самовыражению. Они хотят реализовать эти потребности, получить больше самостоятельности на своем предприятии в рамках его организационной структуры (рис. 1.6). Недооценка этих желаний может привести к снижению интереса к выполняемой работе и уходу с предприятия наиболее способных и перспективных работников в поисках возможности для самореализации и творчества. В большинстве случаев эти специалисты уходят в малые предприятия.
Другой причиной интереса к интрапренерству стала тенденция появления новых технологий, которые необходимо внедрять как можно быстрее, иначе потеря конкурентных преимуществ неизбежна. Реализация возможностей интрапренерства на действующих предприятиях позволяет им решать указанные выше проблемы и обеспечивает их конкурентоспособность.
На крупных предприятиях, работающих достаточно стабильно и успешно, сдерживается новаторство, блокируются нововведения, могут игнорироваться инициативы, особенно, если они не связаны непосредственно с основной деятельностью предприятия, т. е. наблюдается консерватизм. Предприятия с традиционной структурой управления, как правило, действуют на основе четкого иерархического соподчинения и набора инструкций, всесторонне регламентирующих их жизнедеятельность.
На предприятиях предпринимательского типа создается атмосфера поиска, поощряются выдвигаемые идеи, предложения и новые решения, имеется возможность превращения человека, выдвинувшего предпринимательскую идею, в совладельца предприятия, партнера, существуют и другие виды заинтересованности. Развитие духа интрапренерства обеспечивает эффективное развитие предприятия и позволяет преодолеть барьеры на пути его гибкого роста (рис. 1.7).
С социально-психологических позиций предпринимательская деятельность – это средство реализации потребностей личности в независимости, богатстве, престижной работе, положении в обществе. Индивидуальный предприниматель может реализовать эти потребности полностью. В партнерском бизнесе они несколько ограничены, поэтому на действующем предприятии для интрапренера должны быть созданы определенные условия, обеспечивающие реализацию его новаторских идей.
Как и любое другое явление, интрапренерство имеет положительные и отрицательные качества (табл. 1.6). Для обеспечения его успеха необходимо знать возможности интрапренерства в решении актуальных задач, стоящих перед предприятием, и создавать комплекс условий по реализации этих возможностей.
Рис. 1.6. Потребности, формирующие предпосылки для возникновения интрапренерства
Итак:
Интарпренерство является одним из путей развития предпринимательства, расширяющих сферу его возможностей.
Под интрапренерством следует понимать деятельность предприятия по достижению своих целей на основе использования возможностей предпринимательства.
В основе интрапренерства лежат: создание условий для предпринимательской деятельности, стимулирование и реализация предпринимательских возможностей сотрудников на основе использования ресурсов и организационно-производственных возможностей предприятия интрапренера.
Целью интрапренерства является обеспечение интересов предприятия и на этой же основе обеспечение интересов интрапренера, выдвинувшего и реализовавшего предпринимательскую идею.
4
Другие работы по теме:
Малый бизнес в экономике России его роль и перспективы развития
В современном мире мы часто слышим о малом бизнесе. Что же такое малый бизнес? Каковы перспективы развития Российского малого бизнеса? Ответы на эти и другие вопросы мне хотелось найти и раскрыть в своем эссе. Из определения, Малый бизнес (или малое предпринимательство) — сектор экономики, включающий в себя индивидуальное и малое предпринимательство, условное название совокупности малых и средних предприятий, ограниченных определенными правовыми нормами.
Рыночный механизм потребительского рынка
Лекция по экономике N 2 Тема: Рыночный механизм потребительского рынка 2 февраля 1998 года, 02.02.98 Рыночный механизм потребительского рынка представляет сложную систему из:
Малый бизнес в сфере торговли
Государственный Санкт - Петербургский Социально Экономический институт Курсовая работа По дисциплине Экономика Тема : Малый бизнес в сфере торговли.
Малое предпринимательство 2
Комитет по экономике правительства Свердловской области Малое предпринимательство (информационно-аналитическая справка) Реферат Динамичное экономическое развитие общества. Малый и средний бизнес. Малые предприятия. Предприниматели. Доля малых предприятий в общем количестве. Объем произведенной продукции (работ, услуг).
Финансовые проблемы российских малых предприятий
Начиная анализ финансовых проблем, преследующих предпринимателей, надо отметить, что по данным различных опросов не менее половины всех опрошенных желали бы стать независимыми бизнесменами. То есть в нашей стране, несмотря на все трудности, потенциал развития малого предпринимательства очень высок.
Роль предпринимательской деятельности в развитии общества
Эссе по экономике на тему: «Роль предпринимательской деятельности в развитии общества» Автор: Афанасенко Мария Группа: ГМУ-1 Предпринимательство играет одну из важных ролей в развитии общества. И в этом нет сомнения. Что же такое предпринимательство? Для чего оно нужно и какое место оно занимает в современной жизни? Попробуем разобраться.
Внутрифирменное планирование
Понятие планирования деятельности как экономическая основа свободных рыночных отношений. Научное обосновании внутрифирменного планирования, его роль в достижении целей современного рынка. Расчет себестоимости единицы продукции, прибыли и рентабельности.
Внутрифирменное планирование
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ТОМСКИЙ ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.В.КУЙБЫШЕВА
Демографическая ситуация в России 3
Дисциплина: «Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме» Контрольная работа На тему: «Демографическая ситуация в России
Зачем бизнесмены (предприниматели) идут в политику?
Три основных причины по которым бизнесмены идут в политику: желание привести нормативную (законодательную) базу, которая позволяла бы развивать бизнес (предпринимательство), быть ближе к исполнительной власти, корыстные личные цели.
работа по дисциплине «Внутрифирменное планирование»
Исходной информационной базой для выполнения курсовой работы являются показатели деятельности основных цехов (потоков) предприятия, на котором студент проходил практику или на котором работает (для студентов заочной формы обучения)
работа
Для реализации указанной цели мы поставили ряд задач: во-первых, дать определение факторным рынкам и провести сравнительный анализ факторных рынков, во-вторых, описать современное состояние факторных рынков в России
Внутрифирменное бюджетирование и его роль в совершенствовании деятельности российских предприяти
Внутрифирменное бюджетирование и его роль в совершенствовании деятельности российских предприятий Ильин Александр Геннадьевич Руководители большинства российских предприятий давно жалуются на тяжелое финансовое положение. По оценкам специалистов Центра международного бизнеса и регионального развития Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации 90% всех финансовых проблем российских предприятий связаны с неграмотностью высшего руководства в вопросах управления финансами и, соответственно, только 10% приходится на прочие факторы.
Особенности организации и управления малым предприятием
Малое предпринимательство, или малый бизнес, получило широкое распространение в развитых странах мира, начинает появляться и у нас. Во всех странах он доказал свое преимущество в сравнении с крупными научными, производственными предприятиями, во внепроизводственной сфере. Он стал основой рыночной экономики и, как правило, представлен малыми предприятиями (МП).
Внутрифирменное планирование 3
В современных рыночных отношениях планирование экономической деятельности всех предприятий, независимо от сферы деятельности и формы собственности, является важной предпосылкой свободного производства и предпринимательства, распределения и потребления ресурсов и товаров.
Функции, среда и модели предпринимательской деятельности
Предпринимательство-самостоятельная, инициативная деятельность, направленная на получение прибыли, личного дохода. Осуществление предпринимательской деятельности в виде индивидуальной трудовой деятельности, в организационно-правовых формах предприятий.
Развитие предпринимательства в России 4
Развитие предпринимательства является одной из важнейших задач, которую ставит перед собой Правительство Российской Федерации. По мнению чиновников, частное предпринимательство должно вносить более весомый вклад в ВВП Российской Федерации.
Виды предпринимательской деятельности
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико - экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.
Понятие и сущность предпринимательства 2
Предпринимательство: общие представления Предпринимательство – одна из неотъемлемых составляющих социально-экономической практики современной России. С ним так или иначе, прямо или косвенно сталкивается сегодня едва ли не каждый россиянин. В то же время массовые представления о предпринимательской деятельности, как показал проведенный опрос, сочетают трезвые суждения с далекими от реальности стереотипами.