Роль, цели, задачи и принципы маркетинговых исследований

Рефераты по маркетингу » Роль, цели, задачи и принципы маркетинговых исследований

Министерство образования и науки Украины

Национальный технический университет

"Харьковский политехнический институт"

Кафедра экономики и маркетинга

Реферат

По учебной дисциплине "Промышленный маркетинг"

на тему:

"Роль цели задачи и принципы маркетинговых исследований "

Выполнила:

студентка группы

Харьков 2007

Содержание

Введение

1. Сущность и роль маркетинговых исследований

2. Цели и задачи маркетинговых исследований

3. Принципы осуществления маркетинговых исследований

Заключение

Список использованных источников

Введение

Любое предприятие в определённые моменты своей деятельности испытывает необходимость в информации о сложившемся на данный момент положении на рынке – о его конъюнктуре. Не являются исключением и предприятия промышленного рынка. Такая необходимость обуславливается целью предприятия как можно более полно удовлетворять потребности потребителей. Для этого и необходимо проводить маркетинговое исследование конъюнктуры рынка. Без такого исследования не обходится деятельность практически ни одного предприятия что и обуславливает актуальность рассмотрение данной темы.

Поэтому целью данного реферата является рассмотрение роли целей задач и принципов проведения маркетинговых исследований. Это определяет необходимость выполнения таких основных задач:

· рассмотрение сущности и роли маркетинговых исследований;

· рассмотрение целей и задач маркетинговых исследований;

· характеристика принципов проведения маркетинговых исследований.

Объектом данного исследования будут маркетинговые исследования а предметом – их роль цели задачи и принципы.

Что касается методов исследования то данной работе буде применяться как анализ так и синтез. Будет анализироваться информация характеризующая цели задачи и принципы маркетинговых исследований. После этого результаты проведенного исследования будут синтезированы в выводе излагаемом в заключительной части работы.

1. Сущность и роль маркетинговых исследований

Для эффективной рыночной деятельности ведения целенаправленной конкурентной борьбы фирме необходимы маркетинговые исследования. Крупная зарубежная компания ежегодно проводит своими силами или заказывает проведение сторонними организациями 3-4 маркетинговых исследований.

Существует несколько определений маркетингового исследования. В научной же литературе наиболее часто применяется широкая трактовка термина "исследование маркетинга" в соответствии с которой последние могут представлять собой как раздельные так и комплексные исследования рынка и маркетинговой деятельности фирмы. Такой подход упрощает классификацию маркетинговых исследований позволяет избежать терминологической путаницы при общении с практиками и поэтому представляется предпочтительным. Маркетинговое исследование кроме того определяется как анализ и прогноз рыночной ситуации с целью выбора и принятия рациональных решений фирмы о производстве и продаже товаров [5].

Таким образом под маркетинговым исследованием следует понимать. целенаправленный на решение стоящей перед фирмой маркетинговой проблемы (комплекса проблем) процесс постановки задач получения маркетинговой информации планирования и организации ее сбора анализа и представления отчета о результатах.

Роль маркетинговых исследований в процессе принятия управленческих решений на предприятии достаточно велика. Она характеризуется необходимостью таких исследований как для сбора информации необходимой для принятия решения так и для корректировки самого решения в процессе его внедрения в жизнь. Маркетинговые исследования занимают обычно срединное положение между осознанием необходимости какого-либо решения и его принятием. Такое положение можно наглядно представить в виде схемы (Рисунок 1)

Внешняя среда

Рисунок 1. Процессы связанные с принятием решения [7 с. 89-92].

Этот рисунок наглядно показывает неразрывность связи между маркетинговыми исследованиями и процессом принятия решений на предприятии а так же маркетинговой деятельностью в целом.

2. Цели и задачи маркетинговых исследований

Принципиальной особенностью маркетингового исследования отличающей его от сбора и анализа внутренней и внешней текущей информации является его целевая направленность на решение определенной проблемы или комплекса проблем маркетинга. Эта целенаправленность и превращает сбор и анализ информации в маркетинговое исследование.

Главная задача маркетинговых исследований – выявить величину ожидаемого спроса на производимые фирмой товары на тех рынках где их продажа обещает быть наиболее успешной с учётом наличия конкуренции а также производственных возможностей и затрат фирмы. В итоге маркетинговые исследования призваны обосновать вид и долю товара фирмы который она намерена представить на определённом рынке. В задачу таких исследований одновременно входят сбор анализ формирование информации в виде данных необходимых для выработки и принятия планов действий фирмы на перспективу.

Таблица 1

Классификация задач маркетинговых исследований

Характеристика конъюнктуры рынка – анализ изменений параметров промышленного рынка;
– оценка потенциала и поведения субъектов рынка
– выявление тенденций и перспектив развития рынка
– оценка закономерностей изменений на рынке.
Методическое обеспечение деятельности – определение объекта и предмета исследования;
– сбор информации для последующего анализа;
– определение методов проведения исследования.

Маркетинговые исследования проводятся за счёт предпринимателя заинтересованного в их результатах т.е. за счёт фирм-производителей и продавцов товаров и услуг. Большинство крупных компаний имеет подразделения для проведения маркетинговых исследований. Такие исследования сопряжены со значительными затратами но эти затраты окупаются благодаря повышению эффективности продаж и снижению коммерческих рисков. В результате маркетинговых исследований предприниматель деятельность которого связана с рынком Получает возможность составлять "навигационные карты" указывающие путь безопасного движения в море рыночной стихии.

Каждая фирма самостоятельно определяет тематику и объем маркетинговых исследований исходя из имеющихся у нее возможностей и потребностей в маркетинговой информации поэтому виды маркетинговых исследований проводимых различными фирмами могут быть разными. Однако результаты опросов различных зарубежных фирм (английских и американских) свидетельствуют об устойчивом приоритете отдаваемом фирмами отдельным видам исследований. Так существуют следующие тенденции и особенности маркетинговых исследований [6 с.68]:

· устойчивость во времени приоритетности для фирм отдельных видов исследований;

· заметный рост доли фирм проводящих различные виды исследований что свидетельствует о расширении фирмами круга своей исследовательской деятельности;

· различная популярность отдельных видов исследований у фирм ориентированных на потребительский рынок и предприятий выпускающих товары производственного назначения.

3. Принципы маркетинговых исследований

Как и в любой области исследовательской деятельности в проведении маркетинговых исследований существует своя принципиальная основа. К основным принципам проведения маркетинговых исследований относятся объективность точность и тщательность [1 с. 77].

Принцип объективности означает необходимость учета всех факторов и недопустимость принятия определенной точки зрения до завершения анализа всей собранной информации.

Принцип точности означает четкость постановки задач исследования однозначность их понимания и трактовки а также выбор инструментов исследования обеспечивающих необходимую достоверность результатов исследования.

Принцип тщательности означает детальность планирования каждого этапа исследования высокое качество выполнения всех исследовательских операций достигаемое за счет высокого уровня профессионализма и ответственности исследовательского коллектива а также аффективной системы контроля его работы.

Совокупность этих принципов которые необходимо применять только вместе и в полной мере должна обеспечить своим применением эффективность проведения исследования. В разной литературе они трактуются по-разному хотя основное их содержание не изменяется.

Полученные в результате маркетинговых исследований выводы и рекомендации должны быть представлены руководителям фирмы в удобной для восприятия форме для принятия на их основе решений.

Заключение

Маркетинг на предприятии работающем на любом типе рынка в том числе и на промышленном рынке имеет одну неотъемлемую часть –маркетинговые исследования. Процесс проведения маркетинговых исследований представляет собой ряд последовательных логических действий направленных на получение и обработку информации необходимой для принятия определённого решения.

Что касается основной цели проведения маркетинговых исследований то она заключается в определении состояния и тенденций развития рыночной ситуации в определённый момент времени. Вытекающие из неё задачи можно сгруппировать в две группы: касающиеся целей конкретного исследования и касающиеся методологии его проведения. В первую группу входят: анализ изменений закономерностей и тенденций развития конъюнктуры рынка его потенциала. Что же касается второй группы задач то это определения исследуемого объекта и предмета методов исследования и т.п.

Если говорить о принципах проведения маркетинговых исследований то сами они предельно просты: объективность точность тщательность. Но следование им крайне важно для получения правильных достоверных результатов исследования.

Успех маркетинговых исследований определяется не только тем кто и какими методами их осуществляет но в ещё большей мере привязкой к реальным объектам маркетинговой деятельности: конкретным производителям товарам рынкам потребителям. Абстрактные оторванные от реальной рыночной действительности исследования не способны привести к успеху они просто не найдут практического применения.

Список использованной литературы

1. Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. М.: Финстатинформ. 1995.

2. Державний стандарт України "Маркетинг – термінологія та визначення основних понять" // Эксперт-Юрист. Информационно-правовая библиотека. Законодательство Украины – К.: Эксперт-Софт 2005 г.

3. Крикавський Є.В. Косар Н.С. Мних О.Б. Сорока О.А. Маркетингові дослідження: навчальний посібник. – Л.: Національний університет “Львівська Політехніка” “Інтелект-Захід” – 2004. – 288 с.

4. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского. - СПб. : Наука – 2000.- 800 с.

5. Популярная экономическая энциклопедия – К.: ОАО «Енисей Груп» 2005г.

6. Эванс Дж. Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика. 1990.

7. Хруцкий В.Е. Корнеева И.В. Автухова Е.Э.. Современный маркетинг. М.: Финансы и статистика. 1991.