Реферат: Математические методы исследования экономики системы массового обслуживания - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Математические методы исследования экономики системы массового обслуживания

Рефераты по математике » Математические методы исследования экономики системы массового обслуживания

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


Кафедра "Высшей математики"


Расчётно-графическая работа по теме:

Математические методы исследования экономики.

(системы массового обслуживания)


Выполнила: ХХХХХХХХ.                                      Проверил: ХХХХХХ Дата

Студент групп ХХХХ Оценка:



Данная работа представляет собой анализ системы массового обслуживания. В ней проводится расчёт основных показателей СМО, которые непосредственно влияют на её работу.

Целью данной расчётно-графической работы является получение теоретических и практических знаний и навыков по анализу систем массового обслуживания (на примере продуктового магазина).

При проведении анализа были использованы элементы теории массового обслуживания, а так же элементы теории вероятностей и математической статистики.


Визитная карточка организации

Информация о рассматриваемой системе массового обслуживания (СМО).


Наименование организации:

Род деятельности: продуктовый магазин

Место расположения:

Время работы: с 8.00 до 23.00, без обеда и выходных


Необходимые данные для анализа системы:


Рассматриваемый промежуток времени:

Рассматриваемое количество обслуживающих приборов:

2

Рассматриваемые дни:

дни с понедельника по воскресенье включительно.

Рассматриваемый промежуток времени:

17.00 – 19.00

(период наибольшей загруженности системы)


Рассматриваемая единица времени: t = 7,1 минут


X1, X2, …, Xn – число поступивших клиентов в единицу времени.

Y1, Y2, …, Yn – количество обслуженных клиентов в течение единицы времени.

X Y
10 6
7 4
5 4
8 6
7 5
5 4
6 5
8 6
7 4
5 4
5 4
8 6
4 4
7 6
5 5
9 6
5 4
7 6
8 5
5 5
8 6
5 5
7 5
8 6
6 4
6 4
8 6
7 6
5 5
7 6

Проверив данные выборки на подтверждение гипотезы о том, что они из распределения Пуассона, получаем результат: По Х и по У гипотеза подтверждается.


Согласно проверенным выше гипотезам, мы описываем систему массового обслуживания вида:


<М│М│2> (с очередью).


где: <М│ - функция распределения промежутка времени между приходами вызовов (т.е. характеристика входного потока);

М│ - функция распределения времени обслуживания (т.е. характеристика времени обслуживания);

2> – число приборов в системе;

(с очередью) – дисциплина обслуживания.


λк = λ

kμ, если k = 1,2

mμ, если k >2


μк =

λк = 6,6

5,1k, если k = 1,2

10,2, если k >2


μк =


λ

λ

λ

λ







μ



6,6


6,6

6,6

6,6



5,1

10,2

10,2

10,2



Проанализируем полученные выборки как выборки из распределения Пуассона.


Пусть X(t) – число клиентов в системе в момент t с характеристиками:



Где λk – интенсивность поступления клиентов:

- среднее число клиентов, поступивших в систему, когда система находится в состоянии k в единицу времени.


µk – интенсивность обслуживания клиентов:

- характеризует среднее число обслуженных клиентов в системе, когда система находится в состоянии k в единицу времени.


Следовательно:


- интенсивность поступления клиентов в систему.


- интенсивность обслуживания клиентов.

Определим основные характеристики системы:

Определим коэффициент загруженности системы :

, следовательно, условие стационарности выполняется, так как


В условиях существования стационарного режима



S = 3.3

- доля времени простоя


(1.29k / k!) * 0.23, 0≤ к≤ 2

Pk= (1.29k/ 2*2k-2) * 0.23, к > 2


- вероятность того, что в системе k клиентов


Рз = рm / (m-1)!(1+S)(m-p) = 1,292/( 2-1)!(1+3,3)(2-1,29) = 0,545


- вероятность, что все приборы заняты


Eq = Рз / µ( m –p) = 0,545 /5,1*( 2-1,29) = 0,151 единицы времени,


т.е 0,151*7,1 =1,072 минуты в среднем клиент проводит в очереди


Ev = Eq +1/µ = 0.151 * 1/5.1 = 0.229 единицы времени.

т.е. 0,229*7,1 = 1,626 минуты клиент в среднем пребывает в системе


Ex = λ* Ev = 6,6*0,229 = 1,51 - среднее число клиентов в системе в единицу времени (7,1 минут).


Для того чтобы система массового обслуживания работала эффективно, необходимо, чтобы выполнялись следующие условия:


P0 ≤ 0,1

Для рассматриваемой системы P0 = 0,23 > 0,1 , это означает, что система работает с чрезмерным простоем и несет тем самым финансовые потери.

Следующее условие, которое должно выполняться:


,


То есть должно выполняться: Eq ≤ 0,392, а в нашем случае Eq = 0,151 единицы времени, то есть условие выполняется.


Рассчитаем значение μ, необходимое для снижения времени простоя системы.

; ; ; ; µ ( 3,3; 4,02]

Прежде чем заново рассчитывать характеристики системы, решим неравенство

µ ( -оо;4,02][4,02;+оо)

и посмотрим пересечение интервалов значения , при фиксированном значении. Решением системы неравенств является единственное значение µ=4,02.

Теперь рассчитаем основные характеристики системы при λ = 6,6 и скорректированном значении µ=4,02.


р = 6,6/4,02 = 1,64


S = 15.1


P0 = 1/1+S = 0.061 доля времени простоя


(1.64k / k!) * 0.061, 0≤ к≤ 2

Pk= (1.64k/ 2*2k-2) * 0.061, к > 2


- вероятность того, что в системе k клиентов


Рз = рm / (m-1)!(1+S)(m-p) = 1,642/( 2-1)!(1+15,1)(2-1,64) = 0,46


- вероятность, что все приборы заняты


Eq = Рз / µ( m –p) = 0,46 /4,02*( 2-1,64) = 0,32 единицы времени

т.е 0,32*7,1 =2,25 минуты в среднем клиент проводит в очереди


Ev = Eq +1/µ = 0.32 * ј,02 = 0.569 единицы времени.


т.е. 0,569*7,1=4,04 минуты клиент в среднем пребывает в системе


Ex = λ* Ev = 6,6*0,569 = 3,75


- среднее число клиентов в системе.

Теперь поставленные условия выполняются:

P0 ≤ 0,1 ( Р0 = 0,061)

( Eq =0,32< 2/4,02; Eq = 0,32<0,497

Уменьшение интенсивности обслуживания клиентов приводит к увеличению качества обслуживания клиентов за счет уменьшения доли простоя системы. При времени, проводимом клиентом в очереди – 2.25 минуты это должно привести к привлечению клиентов. Следует учесть, что качество обслуживания влияет на спрос отпускаемой продукции исследуемой системы, что приведет к увеличению прибыли предприятия.

Надо уменьшить интенсивность обслуживания клиентов, что поможет привлечь новых клиентов и получить прибыль.