омский медицинский колледж минздрава рф
самостоятельная работа
На тему: «Анатомия и физиология как науки, изучающие структуры и функции человека»
Выполнила:
студентка группы Ф11(2)
Ельмеева Т. А.
Проверил преподаватель:
Путинцев Б. А.
Омск - 2004
Анатомия
Анатомия
человека – наука. Изучающая форму и строение человеческого организма в связи с его функциями, развитием и влиянием условий существования.
Свое название она получила от метода исследования – рассечение, или препарирования (греч. anatemno – рассекаю), который был сначала единственным, а затем главным в изучении строения тела. На современном этапе развития науки различают анатомию:
· систематическую
, изучающую организм по системам (костная, мышечная, сердечнососудистая и т.п.);
· топографическую
, рассматривающую на основе уже известных фактов систематической анатомии пространственные взаимоотношения структур в отдельных областях тела;
· пластическую
, которая объясняет внешние формы и пропорции тела;
· возрастную
, исследующую изменения в строении тела и его частей в процессе индивидуального развития организма;
· сравнительную
, изучающую структурные преобразования сходных органов у разных животных;
· функциональную,
рассматривающую структуры отдельных частей организма под углом зрения выполняемых ими функций.
В настоящее время в связи с развитием и успехами экспериментальной физиологии и патологии появилось экспериментальное направление и в анатомии – экспериментальная морфология, изучающая структурные основы адаптации (adaptatia - приспособление) человеческого организма к изменяющимся условиям внешней среды (температурные колебания, гипокинезия, гиподинамия, вибрация, невесомость и т.д.).
В зависимости от метода исследования и уровня познания составляющих структур морфология подразделяется на анатомия, гистологию, цитологию и эмбриологию.
Анатомия, как и другие морфологические науки, относится к фундаментальным наукам, изучающим закономерности строения живой материи на различных уровнях ее организации. Она вооружает учащихся знаниями о строении человека – объекта их будущей практической деятельности. Раскрывая своеобразие структур человеческого тела, анатомия разъясняет значение специфической приспособляемости к общественному труду, которая характеризует человека и, следовательно, способствует формированию материалистического мировоззрения.
Вместе с тем анатомия закладывает фундамент для изучения других медико-биологических и клинических дисциплин: нормальной и патологической физиологии, патологической анатомии, хирургии, лечебной физической культуры, спортивной медицины и т.д. Знание нормального строения и функций органов и систем необходимо для глубокого понимания изменений, происходящих в организме больного человека, что в свою очередь является основой для успешной борьбы за здоровье человека.
Физиология
Физиология
относится к биологическим дисциплинам. Она изучает функции живого организма, физиологических систем, органов, клеток и отдельных клеточных структур, а также механизмы регуляции этих функций. Физиология рассматривает функции организма во взаимной связи и с учетом воздействия на них факторов внешней среды. Задача физиологии состоит в том, чтобы понять работу машины человеческого организма, определить значение каждой его части, понять, как эти части связаны, как они взаимодействуют и каким образом из их взаимодействия получается валовой результат – общая работа организма.
Физиология тесно связана с дисциплинами морфологического профиля – анатомией, цитологией, цитологией. Без знания морфологического строения клеток, тканей. Органов и систем организма нельзя глубоко понять их функцию, структура и функция тесно связаны между собой, взаимно обуславливают друг друга.
Важнейшее значение для физиологической науки имеют достижения физики и химии, так как все явления, происходящие в организме, связаны с материальными процессами и основаны на законах этих наук. Физиология изучает качественные особенности, отличающие живую природу от неживой. Физиология также опирается на общую биологию, эволюционное учение и эмбриологию. Это и понятно, так как для изучения жизнедеятельности любого организма необходимо знать историю его развития.
Физиология – это экспериментальная наука. Она располагает двумя основными методами – наблюдением и экспериментом (опытом). Наблюдение позволяет проследить за работой того или иного органа, например сокращением сердца (как часто оно сокращается, какой отдел сокращается первым и т.д.). Однако путем наблюдения нельзя ответить на вопросы, почему сердце сокращается, как регулируется его деятельность. Для этого необходим эксперимент.
Физиологический эксперимент в зависимости от целей и задач может быть острым и хроническим. Острые опыты имеют осуществляются в условиях вивисекции (живосечения) и позволяют изучить за короткий промежуток времени какую-то функцию. Острые опыты имеют рад недостатков: наркоз, травма, кровопотеря могут извратить нормальное течение функций организма. Вследствие этого острый эксперимент постепенно уступает место хроническому. Хронический эксперимент позволяет в течение длительного времени изучать функции организма в условиях нормального взаимодействия его с окружающей средой.
Физиология и медицина неотделимы друг от друга. Для понимания нарушений, которые происходят в патологии, необходимо знать нормальное течение жизненных процессов. Знание физиологии необходимо для распознавания заболевания, выбора и проведения правильного лечения, а также для разработки профилактических мероприятий
Другие работы по теме:
Физиология центральной нервной системы 2
Выписка из образовательного стандарта по дисциплине «Физиология центральной нервной системы» Вклад нейробиологии в понимание психической деятельности; физиологические закономерности эмбрионального и постнатального развития головного мозга; фундаментальные процессы – возбуждение и торможение в ЦНС; физиология и нейрохимия нейронов и глии; соматические и вегетативные нервные системы; физиология боли, роль тахикинонов и опиатных рецепторов; физиология вегетативной нервной системы; организация бульбарного дыхательного центра; реакция мозга на гипоксию и асфиксию, синдром внезапной остановки дыхания; интеграция вегетативных, нейроэндокринных и центральных регуляций при осуществлении поведения на базе основных биологических мотиваций; нервные структуры, нейро-гормональные механизмы в регуляции питьевого, пищевого, полового поведения; половая дифференцировка мозга; терморегуляционные
Сознание и человеческая природа
Сознание и человеческая природа Сознание – высшая форма биологического отражения окружающего мира в духовных (мысленных, идеальных) образах и его осмысление, основанное на способности к абстрагированию.
Природа индийской философии
Поскольку целью философии является познание истины, она и называется в индийской литературе даршана, то есть 'видение истины'. Каждая индийская школа своеобразно подходит к проблеме непосредственного осознания истины.
Место социологии в системе социально-гуманитарных дисциплин
Место социологии в системе социально-гуманитарных дисциплин. Особое место в цикле социально-гуманитарных дисциплин занимает социология. Ее роль резко возрастает в критические, переходные периоды истории, когда на первый план выступает задача формирования не отвлеченных идеалов, а анализа тех наиболее острых проблем, с которыми сталкивается реальное общественное мнение.
Физиология поведения
Теоретические и методологические аспекты физиологии поведения. Поведение как интегральный показатель психической активности человека. Предмет и содержание дисциплины "Физиология поведения". Характеристика и анализ анатомии и физиологии зрительной системы.
Проблема человека в психологии
Сорокин Александр, курс, 1 группа. Проблема человека в психологии. Человек - это объект изучения многих наук, которые он сам же и создал. В ряде естественных наук, таких как: физиология, биология, анатомия человек рассматривается как органическое существо и изучаются его физические данные, параметры.
контр
Учебный график 2011-2012 уч. год Наименование дисциплин Форма контроля Кол-во часов Преподаватель Примечание зачет экзамен реферат контр.раб курс раб.
Анатомическое строение легких
Расположение и форма легких. Строение легких. Разветвление бронхов. Макро-микроскопическое строение легкого. Междольковая соединительная ткань. Альвеолярные ходы и мешочки. Сегментарное строение легких. Бронхолегочные сегменты.
Биомеханика тела
Понятие биомеханике тела Виды транспортировки больных в лечебные отделен Выборспособатранспортировки Биомеха́ника движение живого. раздел естественных наук, изучающий на основе моделей и методов механики механические свойства живых тканей, отдельных органов и систем, или организма в целом, а также происходящие в них механические явления.
Пигменты крови
(билирубин) Билирубин образуется при распаде гемопротеидов, большая часть которых приходится на долю гемоглобина. Нормальные величины: 8,5-20,5 мкмоль/л. Повышение содержания билирубина наблюдается:
Физиология сосудистой системы
Содержание: Содержание: 2 Введение 3 Надпочечники 4 Корковый слой надпочечников. 4 Заключение 5 Введение Надпочечники Надпочечники – парные образования лежащие , у животных, краниальнее почек (надпочечники были так названы в связи с тем, что изначально они были описаны у человека, где за счет прямохождения они расположены соответственно над почками).
Строение и функции заднего мозга
СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ЗАДНЕГО МОЗГА Харьков 2010 План Введение Строение Варолиева моста Функции Варолиева моста Строение мозжечка Функции мозжечка Литература
Анатомия системы кровообращения
Характеристика малого круга кровообращения, анатомия и физиология легочного ствола. Правая и левая легочные артерии в сосудистой системе. Описание легочных вен правого легкого. Строение грудного лимфатического протока в брюшной полости, грудной части.
Орган вкуса
Неоднородная структура органа вкуса. Около 2000 вкусовых луковиц находится в ткани языка, неба, надгортанника и верхней части пищевода. Большинство из них размещены в слизистой мембране вкусовой луковицы. Нервные волокна и образование вкусовой почки.
Пиар
Сочинение-рассуждение Очень модная сейчас аббревиатура PR. Мы так ее и называем: «Пиар». Что же это такое? Действительно, система общественных связей (Public Relations) нынче у всех на устах. Внешняя и внутренняя политика государства, предвыборные кампании, «фабрика звезд», физиология популярности, эффективная работа с печатью, секреты формирования общественной мысли, имиджмейкинг, коммерческая, а также социально-политическая реклама — и это далеко не весь спектр Public Relations — своеобразной формулы популярности.
Физиология легочного дыхания
Содержание Введение Механимы внешнего дыхания. Газообмен в легких. Работа дыхательного центра. Регуляция дыхания. Заключение Введение Организм человека как единая целостная живая система. Положение человека как биологического вида в системе животного царства. Понятие о тканях, органах, системах органов.
Биология 2
Биоло́гия — наука о жизни (живой природе), одна из естественных наук, предметом которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. Биология изучает все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле.
Физиология и анатомия человека
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА Введение. Наука о человеке: анатомия и физиология. Значение знаний о человеке для охраны его здоровья. Положение человека в природе и в системе животного мира. Черты
Проводящие пути
Нисходящие проводящие пути. Пирамидальные проводящие пути. Главный двигательный, или пирамидный корково-спинномозговой путь. Корково-ядерный путь. Корково-спинномозговые (пирамидные) пути. Экстрапирамидальные проводящие пути.
Специфика и взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культуры
2. Макромир: Концепции классического естествознания. 2 Микро-, макро- и мегамиры. В настоящее время изучение естественной науки сконцентрировано на трех главных фронтах: 1) изучение очень большого - (занимается астрономия, астрономы наблюдаютвсе более отдаленные объекты и пытаются составить представление о том, как выглядит населяемый нами мир в макрокосмосе); 2) изучение очень малого - (представляет собой мир атомов.
Естествознание - фундаментальная наука
Ознакомление с содержанием, целью (поиск путей практического использования природных ресурсов), предметом и объектом исследования (различные виды материи), историей развития и современными концепциями естествознания как совокупности наук о природе.
Психофизиологические особенности человека
Физиология (от греческих: physis - природа и logos - учение, наука), наука о жизнедеятельности, как целостного организма, так и его отдельных частей - клеток, органов, функциональных систем.