Разница между эмоциональностью и хладнокровием почти такая же, как между «вкусно» и «полезно».
С одной стороны, не надо никому доказывать, что от хладнокровия — сплошная польза. Оно не даст потерять голову при форс-мажоре или растеряться при публичном выступлении. И вообще, настоящий герой всегда спокоен и ироничен. Но в то же время к хладнокровным людям подозрительное отношение.
Считается, что если человек хладнокровен, то он непременно суховат и в чем-то эмоционально обделен. Иными словами, хладнокровие — это скучно. Почему? Да потому что нет эмоций. Следовательно, нет полноты жизни. А оно тогда нам надо, это хладнокровие? Не даром многие фантасты с упоением рисовали ужасающие картины будущего, в котором не останется места эмоциям, а люди сделают окончательный выбор в пользу рациональных разумных решений.
Лед и пламень
Строго говоря, эмоции и разум даны нам для регуляции собственного поведения.
Правда, эмоции — гораздо более древний механизм. Поэтому они и диктуют более примитивные решения, чем разум. Но зато эмоции прибавляют энергии: решение, принятое «на эмоциях» вызывает такую мобилизацию сил, которую не способен спровоцировать ни один рациональный аргумент. Никакое «мне надо» не придаст такого тонуса и драйва, как «Вот зараза, ну я ему докажу». О хладнокровии мы обычно вспоминаем, наломав дров и не рассчитав последствий.
Существует определенное массовое отношение и к хладнокровию, и к излишней эмоциональности. Зачастую излишняя импульсивность становится даже более предпочтительной, чем хладнокровие. Не даром же большинство творений массовой культуры воспевает чистую незамутненную (а порой и ничем не мотивированную) страсть и водопад эмоций. И даже услышав рассказ о неких знакомых, которые то женятся, а через месяц с шумом разводятся, она уезжает прочь, а он догоняет поезд на такси и высунувшись из окна вопит «Маша, я тебя простил!», невольно ловишь себя на мысли: «Вот это жизнь у людей… сплошное половодье чувств».
На этом фоне хладнокровие смотрится совершенно невыигрышно. Распространенная ошибка состоит в том, что хладнокровие зачастую приравнивается к отсутствию любых эмоций в целом. В то время как хладнокровие – всего лишь умение контролировать собственные чувства. Возьмем для примера группу студентов, готовящихся сдавать экзамен суровому преподавателю. Одни трясутся мелкой дрожью и готовы по команде хлопнуться в обморок. Другие же дрожат менее интенсивно. Но это не значит, что им не страшно: просто они умеют держать в узде собственные чувства.
Пороть горячку
Вообще, нормы, очерчивающей границы эмоциональности, не существует. Многое зависит от темперамента (иначе говоря, силы и скорости психических процессов). Для одних колотить посуду – это проза жизни. Для других публичное проявление эмоций представляется делом из ряда вон выходящим. Так что беспокоиться по поводу своей эмоциональности стоит только тогда, когда она начинает мешать жить. Например:
— Эмоции начинают управлять человеком, в результате чего ситуация выходит из-под контроля. Допустим, некто повздорил с начальством из-за пустяковой проблемы. Но в процессе выяснения отношений раздул ситуацию и завелся настолько, что видит теперь только один выход — уволиться с этой ненавистной работы.
— Эмоции надолго выбивают из колеи. Речь не о сильном стрессе, после которого действительно необходим восстановительный период, а скорее о том, когда испытанное раздражение никак не проходит, разрастается, пока не превратится в вечернюю головную боль.
— Человек попадает в зависимость от сильной эмоции — и начинает искать повод для встречи с ней. Это может быть желание испытать эйфорию или выместить на ком-нибудь агрессию.
В подобных случаях пора заняться установлением контроля над эмоциями.
Контролировать эмоции
Прежде всего надо понимать, что контролировать эмоции и подавлять их — это две совершенно разные вещи. Регулярно лишая себя эмоциональной разрядки, со временем можно заработать психосоматические заболевания. Если представить собственные чувства в виде крана с текущей из него водой, то подавляя свои чувства, мы как будто полностью закрываем этот кран. А вот способность увеличивать и уменьшать силу и напор воды — это и есть умение контролировать свои эмоции.
Для работы с эмоциями существует множество способов — от аутотренинга до практики йоги. Но есть и несколько способов самостоятельной работы.
Распределить эмоции. Чем больше количество ситуаций, которые вызывают у нас эмоции, тем менее интенсивны проявления чувств в каждой из них. Иными словами, чем шире у человека круг общения, чем больше культурный багаж, тем спокойнее он реагирует на какие-то эмоциогенные ситуации.
Переключиться. В этом случае необходимо перенести деструктивные эмоции из ситуации, вызывающей у вас напряжение, в нейтральную. Самый простой пример переключения — это японская традиция, согласно которой подчиненный дома по вечерам лупит подушку с изображением начальника. Кстати, сегодня эта технология сильно усовершенствована: теперь японская техническая индустрия производит специальных домашних роботов, которых можно бить и оскорблять, а те в ответ будут смиренно кланяться и извиняться.
Сосредоточиться. Этот способ лучше всего применять в ситуациях, требующих сосредоточения на одной, но крайне важной задаче. В этом случае необходимо сознательно исключить из жизни возможность попадания в ситуации, которые могли бы спровоцировать эмоциональный всплеск. Например, если вам кровь из носу необходимо написать годовой отчет, то лучше отключить мобильный телефон, запереть дверь и на время забыть о существовании внешнего мира. Все лучше, чем отказываться от приглашений хорошо провести вечер, изводиться от жалости к себе, уставившись невидящими глазами в ненавистный отчет.
Другие работы по теме:
Карате-до
Каратэ-до, или «путь невооруженной руки», — древнейший вид боевых искусств Японии. Оно включает в себя базовую технику («кихон»), поединки с партнером («кумите») и мнимые поединки без партнера («ката») — комплексы технических приемов.
Азбука игровой психологии
Любая игра рождается как бы из подражания трудовому процессу, но вместе с тем имеет от него четкое отличие. Работающий человек делает во многих случаях не то, что ему в данную минуту хотелось бы, а то, что необходимо, нужно, должно.
Темперамент
Теория и классификация темперамента. Физиологическая основа темперамента. Свойства различных типов темперамента.
Методы самоуспокоения
Такие отрицательные эмоции как гнев, агрессия и раздражение отнимают очень много психических сил. В этой связи рассмотрим методы их приостановки, технические приемы, а также три действенных способа обретения хладнокровия в любых критических ситуациях.
Диагностика агрессивных и враждебных реакций
Комлева М бПС-312. НИРС Диагностика агрессивных и враждебных реакций Одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этот термину подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же, что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаиваетсвои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешимыхпроблем.
Развитие взглядов в истории учения о темпераменте
Тест: «Развитие взглядов в истории учения о темпераменте» Составила студентка 3го курса ФП НГУ Гришаева Ангелина, 2010 г. Количество правильных ответов на каждый вопрос может превышать один или отсутствовать среди четырех приведенных вариантов.
Стихотворение Фета Это утро, радость эта
А.А. Фет — один из выдающихся русских поэтов XIX века. Он избрал предметом художественного изображения «вечные» человеческие чувства и переживания, тайны жизни и смерти, сложные взаимоотношения между людьми.
Картины природы в поэме М. Ю. Лермонтова Мцыри и их значение
Сюжет поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» прост. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Вся жизнь Мцыри рассказана в одной небольшой главе, а все остальные 24 строфы ? это монолог героя о трех днях, проведенных на свободе и давших герою столько впечатлений, сколько он не получил за многие годы монастырской жизни.
Анализ текстов стихотворение Вечер и рассказ Книга
Автор: Бунин И.А. Анализ текстов: стихотворение «Вечер» и рассказ «Книга» Эти два текста И.А.Бунина очень близки между собой по теме, настроению и объединены общей мыслью о счастье, которое всегда рядом с нами, но которого мы, к сожалению, не замечаем.
Взгляды Чацкого и Фамусова
Автор: Грибоедов А.С. Отношение к народу и крепостному праву Век нынешний: Чацкий выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества, выступает против порядков екатерининского века.
Тема рока, фатума в романе Лермонтова Герой Нашего Времени
Автор: Лермонтов М.Ю. Печорин любит сомневаться во всем, поэтому он воздерживается от прямолинейного суждения. Герой приходит к мысли, что при любых обстоятельствах, несмотря ни на что, нужно действовать, проявлять свою волю и решимость. Смелость, жажда неизведанного, воля, неразделенное сомнение отличает Печорина от людей его поколения и позволяет автору называть его героем времени.
Фигуры речи 2
ФИГУРЫ РЕЧИ Фигуры речи - форма, назначение которой - усилить впечатление от чего-либо, подчеркнуть, сделать более наглядным, выделить. Анафора - расставляет акценты.
О понятии публицистический стиль речи
§ 1. О понятии "публицистический стиль речи" Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применятся в различных сферах общественной жизни: в газе-тах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений.
Фурман против Джорджии
Введение 1 Обстоятельства 2 Разбирательство 2.1 Решение 2.2 Мнения судей Список литературы Фурман против Джорджии Введение Фурман против штата Джорджия 408 U.S. 238 (1972) — решение Верховного суда США, установившее фактический мораторий на смертную казнь на всей территории Соединённых Штатов вплоть до принятия решения по делу Грегг против Джорджии.
Партия Патриотов
Canadian patriot support pamphlet Движение Патриотов — политическое движение, организованное в Нижней Канаде (современный Квебек) в конце XIX века. Движение было реакцией против колониального контроля правительства в Нижней Канаде и националистической реакции против британского присутствия и доминирования над бывшей территорией Франции.
Лавинг против Виргинии
Введение 1 Обстоятельства 2 Важные прецеденты Список литературы Лавинг против Виргинии Введение Уоррен, присоединились все Лавинг против Виргинии — историческое решение Верховного суда США, установившее свободу смешанных браков. Решение было поддержано единогласно всеми членами суда.
Конти, Арман де Бурбон
Арман де Бурбон (11 октября 1629 — 21 февраля 1666) — принц де Конти, сын Генриха II Бурбон-Конде, младший брат Великого Конде. Отказался от духовной карьеры, с которой начал свою деятельность, и принял участие в восстаниях Фронды, сначала против Конде и двора, а затем против двора вместе с Конде. В 1650 был арестован вместе с братом и только в 1651 выпущен на свободу.
Военная история Греции
Древняя Греция Около 1200 до н. э. — Троянская война 800 до н. э. — Мессенские войны 500—449 до н. э. — Греко-персидские войны 460—445 до н. э. — Первая Пелопоннесская война
Грисвольд против Коннектикута
Введение 1 Предыстория 1.1 Тайлстон против Ульмана 1.2 Поу против Ульмана 2 Внешние ссылки Грисвольд против Коннектикута Введение Дуглас, присоединились Уоррен, Кларк, Бреннан, Голдберг
Первая поправка к Конституции США
План Введение 1 Решения ВС США о толковании Первой поправки 2 Интересные факты Список литературы Введение Первая поправка к Конституции США является частью Билля о правах. Она гарантирует, что Конгресс США не будет:
Компромисс дворян
Компромисс дворян [1], также Соглашение дворян (нидерл. Eedverbond der Edelen, фр. Compromis des Nobles) — договор между нидерландскими дворянами, составленный в 1566 г. и направленный против испанцев, управлявших Нидерландами, против королевских эдиктов и инквизиции, как папской, так и епископальной.
Андреева против Латвии
Андреева против Латвии (55707/00) — дело в Европейском суде по правам человека. Обстоятельства дела Негражданке Латвии Н. Андреевой латвийскими властями в пенсионный стаж не были засчитаны годы, проработанные в советское время на находившемся в Латвии предприятии союзного подчинения. Гражданам Латвии, согласно закону «О государственных пенсиях»,такие периоды в пенсионный стаж засчитывались.
Мадиунское дело
Мадиунское дело — дело о коммунистическом восстании, которое произошло в 1948 году в Мадиуне, во время Индонезийской национальной революции. Восстание против недавно провозглашённой Республики Индонезия подняли лидеры левых партий, недовольные роспуском новыми властями их вооружённых отрядов.
Табмен, Гарриет
Гарриет Табмен (англ. Harriet Tubman, урожденная Араминта Росс (англ. Araminta Ross); около 1820 года, графство Дорчестер, Мэриленд — 10 марта 1913 года, Обурн, Нью-Йорк) — американская аболиционистка, героиня негритянского народа, борец против рабства в США.
Лауриа, Руджеро
Руджеро ди Лауриа (араг. Rocher de Lauria, кат. Roger de Llъria, итал. Ruggiero di Lauria, сиц. Ruggeru di Lauria; около 1245 — 17 января 1305) — арагонский адмирал, принявший важное участие в событиях Сицилийской вечерни, крестового похода против Педро III и борьбы за Сицилию между братьями Альфонсом Арагонским и Хайме Сицилийским. 19 апреля 1283 года назначен великим адмиралом в правительстве Сицилийского королевства, возникшего в результате мятежа (Сицилийская Вечерня) против французов.
Гай Юлий Цивилис
Гай Юлий Цивилис (лат. Gaius Julius Civilis; род. 25г.) — вождь союзного римлянам германского племени батавов, префект когорты вспомогательных войск, возглавивший Батавское восстание против Рима.
Средства выразительности речи
Институт систем управления экономики международного права. Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и Культура речи.» Выполнила студентка Попова Кристина Анатольевна
Семенко Михайль
Семенко Михайль (1892—) — современный украинский поэт. Р. в семье народного учителя. Учился в Петроградском психоневрологическом ин-те. Имя С. связано с возникновением и историей украинского футуризма.
Эль Греко
Эль Греко (El Greco) настоящее имя Доменико Теотокопули (Theotocopuli) (1541-1614) испанский живописец.