Реферат: Определение эффективности введения предуктала в стандартную схему лечения пациентов ИБС, стенока - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Определение эффективности введения предуктала в стандартную схему лечения пациентов ИБС, стенока

Рефераты по медицине и здоровью » Определение эффективности введения предуктала в стандартную схему лечения пациентов ИБС, стенока

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени В.Н.Каразина

Факультет фундаментальной медицины

Кафедра общей и клинической иммунологии и

аллергологии

Курс социальной медицины, экономики и организиции

здравоохранения


КУРСОВАЯ РАБОТА

Организация и проведение медико-статистического исследования

"Определение эффективности введения предуктала в стандартную схему лечения пациентов ИБС, стенокардией"


Выполнил:

студент группы ВИ-52

Панов Станислав Игоревич

Проверил:

асс. Козлов Александр Петрович


Харьков

2007

Курсовая работа №29. В исследовании определялась эффективность стандартной антиангинальной терапии и такой же терапии с добавлением предуктала. По заявлению фармацевтической фирмы-производителя предуктал резко повышает эффективность и безопасность антиангинальной терапии. В нашем исследовании были обследованы 22 пациента с ИБС, стенокардией III ФК, которые были разделены на две группы (по 11 человек случайным образом). Пациенты первой группы получали стандартную терапию, 2 группы стандартную терапию с предукталом. Для оценки качества антиангинальной терапии использовали измеренную в баллах (10 баллов максимум) толерантность к физическим нагрузкам, а для оценки безопасности лечения – количество обращений к врачу за 6 месяцев наблюдения для коррекции терапии вследствие неэффективности или низкой эффективности ранее назначенной терапии. Получены следующие данные:


1 группа

2 группа

Толерантность к физ. нагрузкам,

баллы

Количество повторных обращений

Толерантность к физ. нагрузкам,

баллы

Количество повторных обращений
10 1 5 2
8 1 4 4
6 1 6 5
8 3 7 2
7 2 3 1
9 1 2 1
2 1 9 1
10 4 10 0
8 2 4 2
9 1 2 3
4 1 3 2

Цель исследования: определить эффективность введения предуктала в стандартную схему лечения пациентов ИБС, стенокардией, оценить эффективность предуктала в повышении толерантности к физическим нагрузкам и его эффективность в снижении количества повторных обращений вследствие неэффективности ранее назначенной терапии.


Этап I. Определение цели и составление программы исследования

Исследование будет проведено согласно стандартному плану медико–статистического исследования. В процессе исследования будет выяснена эффективность введения предуктала в стандартную схему лечения пациентов ИБС, стенокардией.

В процессе проведения первого этапа медико-статистического исследования сформулируем цель работы и определим программу медико-статистического исследования.

Цель работы: определить эффективность введения предуктала в стандартную схему лечения пациентов ИБС, стенокардией, оценить эффективность предуктала в повышении толерантности к физическим нагрузкам и его эффективность в снижении количества повторных обращений вследствие неэффективности ранее назначенной терапии.


Программа медико-статистического исследования:

Программа сбора материала – данные о толерантности к физическим нагрузкам получаем после проведения велоэргометрии, оценку проводим в баллах(максимум 10 баллов); данные о количестве повторных обращений вследствие неэффективности ранее назначенной терапии получаем из журнала посещений больными ЛПУ.

Программа разработки материала – в процессе разработки будет построена простая таблица; признаком эффективности будем считать толерантность к физическим нагрузкам, а признаком безопасности - количество повторных обращений вследствие неэффективности ранее назначенной терапии.

Программа анализа материала – в процессе анализа данных, которые будут получены согласно программы сбора материалов, будет проведён дисперсионный анализ, в частности критерий Стьюдента, полученных данных и рассчитаны показатели эффективности и безопасности применения различных схем лечения пациентов ИБС, стенокардией, на основании которых будут сделаны выводы о наиболее эффективной и безопасной схеме лечения.

План медико-статистического исследования: объектом наблюдения будут больные ИБС, стенокардией III ФК; будет использована выборочная, единовременная, репрезентативная, достаточная по объёму статистическая совокупность; сбор материала будет проведён методом получения данных после проведения велоэргометрической пробы, а так же методом копирования данных из журнала посещаемости ЛПУ; метод разработки материала – ручной; работа будет проведена в срок с 01.12.2007 по 31.12.2007 силами студента группы ВИ - 52 Панова Станислава Игоревича.


Этап II. Сбор материала для исследования

В процессе выполнения второго этапа медико-статистического исследования в соответствии с программой сбора материала был проведён анализ данных велоэргометрических проб, отражающих эффективность схемы лечения пациентов ИБС, стенокардией и частоте повторных обращений вследствие неэффективности ранее назначенной терапии, отражающей безопасность проводимой терапии.


Этап III. Статистическая разработка материала

В процессе выполнения программы сбора материала были получены нижеприведенные данные, которые буду представлены в виде простой таблицы

1 группа

2 группа

Толерантность к физ. нагрузкам,

баллы

Количество повторных обращений

Толерантность к физ. нагрузкам,

баллы

Количество повторных обращений
10 1 5 2
8 1 4 4
6 1 6 5
8 3 7 2
7 2 3 1
9 1 2 1
2 1 9 1
10 4 10 0
8 2 4 2
9 1 2 3
4 1 3 2

Для большей наглядности отобразим полученные данные графически. Для отображения такого типа данных наиболее рационально использовать линейную диаграмму. Сперва отобразим линейную диаграмму и проведём все необходимые расчёты по эффективности стандартной схемы лечения и схемы лечения с добавлением предуктала, а далее отобразим линейную диаграмму и проведём все необходимые расчёты по безопасности стандартной схемы лечения и схемы лечения с добавлением предуктала:



На графике заметна выраженная тенденция к повышению толерантности к физическим нагрузкам в группе, в которой проводилась стандартная терапия, по сравнению с группой в которой проводилась терапия с добавлением предуктала. График даёт косвенное доказательство того что стандартная схема лечения в большей мере повышает толерантность к физическим нагрузкам у больных ИБС, стенокардией.


Для определения наиболее эффективной схемы лечения больных ИБС, стенокардией необходимо рассчитать коэффициент Стьюдента, для этого будет использован пакет MS OFFICE EXCEL и программа MATHCAD.


Ход вычисления коэффициента Стьюдента:

1) Для вычисления коэффициента Стьюдента необходимо, что бы выборки имели нормальное распределение.

Условно обозначим пациентов получающих стандартную терапию "Группа I", а пациентов получающих терапию с добавлением предуктала "Группа II":





Входит в




Данные
3 сигма 1 сигма 0,625 сигма


10
0 1 1
-2,6364 48,308
8
0 0 1
-0,6364 0,164
6
0 0 0
1,36364 3,4578
8
0 0 1
-0,6364 0,164
7
0 0 1
0,36364 0,0175
9
0 0 1
-1,6364 7,17
2
0 1 1
5,36364 827,63
10
0 1 1
-2,6364 48,308
8
0 0 1
-0,6364 0,164
9
0 0 1
-1,6364 6561
4
0 1 0
3,36364 128,01








Количество испытаний -
11










Среднее значение выборки - 7,363636364


Среднее квадратичное отклонение - 2,500908926


Стандартная ошибка выборки - 0,754052413


Дисперсия выборки -
6,254545455






Лево Право

Трехсигмовый интервал -

-0,139090413

14,86636314



Сигмовый интервал -

4,862727438

9,864545289



0,625-сигмовый интервал -

5,800568285

9,864545289






















%

Результат:



Проверка условия а)

0

Распределение нормальное

Проверка условия б)

2,090909

Распределение нормальное

Проверка условия в)

2,636364

Распределение нормальное

Проверка данных, по толерантности к физическим нагрузкам в 1 группе, на соответствие нормальному закону распределения:

Известно следующее свойство нормального распределения:

а) почти все (99,7%) отклонения от среднего меньше 3-х сигм

б) две трети (68,3%) меньше чем сигма

в) половина отклонений меньше, чем 0,625 сигм


Проверка данных, по толерантности к физическим нагрузкам во 2 группе, на соответствие нормальному закону распределения:


Известно следующее свойство нормального распределения:

а) почти все (99,7%) отклонения от среднего меньше 3-х сигм

б) две трети (68,3%) меньше чем сигма

в) половина отклонений меньше, чем 0,625 сигм





Входит в




Данные
3 сигма 1 сигма 0,625 сигма


5
0 0 1
0 0
4
0 0 0
1 1
6
0 0 1
-1 1
7
0 0 1
-2 16
3
0 0 0
2 16
2
0 1 1
3 81
9
0 1 1
-4 256
10
0 1 1
-5 625
4
0 0 0
1 1
2
0 1 1
3 16
3
0 0 0
2 16








Количество испытаний -
11










Среднее значение выборки - 5


Среднее квадратичное отклонение - 2,720294102


Стандартная ошибка выборки - 0,820199532


Дисперсия выборки -
7,4






Лево Право

Трехсигмовый интервал -

-3,160882305

13,16088231



Сигмовый интервал -

2,279705898

7,720294102



0,625-сигмовый интервал -

3,299816186

7,720294102






















%

Результат:



Проверка условия а)

0

Распределение нормальное

Проверка условия б)

2,090909

Распределение нормальное

Проверка условия в)

2,454545

Распределение нормальное


Вывод: выборки имеют нормальный закон распределения.

2) Вычислим коэффициент Стьюдента с помощью MATHCAD:


Сформируем нулевую и альтернативную гипотезу: Н0 Стандартная терапия эффективнее если полученное значение коэффициента меньше критического значения, а Н1 Терапия с предукталом эффективнее если полученное значение коэффициента больше критического значения.



Где Х – это количество повторных обращений в 1 группе, а Y – это повторных обращений во 2 группе.


Зададимся уровнем значимости:


Определим количество выборок с помощью встроенной функции length(X,Y), в программе Mathcad:


Вычислим среднее значение выборок с помощью встроенной функции mean(X,Y), в программе Mathcad:


Определим средние квадратичные отклонения выборок:


где s1 – это среднее квадратичное отклонение 1 группы, а s2 - это среднее квадратичное отклонение 2 группы.


Вычислим количество степеней свободы:


Определим стандартную ошибку среднего по формуле:



Вычислим коэффициент Стьюдента по формуле:


Вычислим критическое значение коэффициента Стьюдента:


Нулевая гипотеза принимается, если |t|<T:



Вывод: Исходя из полученных результатов, можно, статистически достоверно, сказать, что стандартная терапия эффективнее терапии с добавлением предуктала.



На графике заметна тенденция к повышению количества повторных посещений в группе, в которой проводилась терапия с добавлением предуктала, по сравнению с группой в которой проводилась стандартная терапия. График даёт косвенное доказательство того что стандартная схема лечения в большей мере безопасна чем терапия с предукталом.


Для определения наиболее безопасной схемы лечения больных ИБС, стенокардией необходимо рассчитать коэффициент Стьюдента, для этого будет использован пакет MS OFFICE EXCEL и программа MATHCAD.


Ход вычисления коэффициента Стьюдента:

1) Для вычисления коэффициента Стьюдента необходимо, что бы выборки имели нормальное распределение.

Условно обозначим пациентов получающих стандартную терапию "Группа I", а пациентов получающих терапию с добавлением предуктала "Группа II":

Проверка данных, по количеству повторных обращений в 1 группе, на соответствие нормальному закону распределения:

Известно следующее свойство нормального распределения:

а) почти все (99,7%) отклонения от среднего меньше 3-х сигм

б) две трети (68,3%) меньше чем сигма




Входит в






3 сигма 1 сигма 0,625 сигма


Безопасность

1 группа








1
0 0 0
0,63636 0,164
1
0 0 0
0,63636 0,164
1
0 0 0
0,63636 0,164
3
0 1 1
-1,3636 3,4578
2
0 0 1
-0,3636 0,0175
1
0 0 0
0,63636 0,164
1
0 0 0
0,63636 0,164
4
0 1 1
-2,3636 31,212
2
0 0 1
-0,3636 0,0175
1
0 0 0
0,63636 1
1
0 0 0
0,63636 0,164








Количество испытаний -
11










Среднее значение выборки - 1,636363636


Среднее квадратичное отклонение - 1,026910636


Стандартная ошибка выборки - 0,309625207


Дисперсия выборки -
1,054545455






Лево Право

Трехсигмовый интервал -

-1,444368272

4,717095545



Сигмовый интервал -

0,609453

2,663274272



0,625-сигмовый интервал -

0,994544489

2,663274272






















%

Результат:



Проверка условия а)

0

Распределение нормальное

Проверка условия б)

1,909091

Распределение нормальное

Проверка условия в)

2,181818

Распределение нормальное

в) половина отклонений меньше, чем 0,625 сигм


Проверка данных, по количеству повторных обращений во 2 группе, на соответствие нормальному закону распределения:

Известно следующее свойство нормального распределения:

а) почти все (99,7%) отклонения от среднего меньше 3-х сигм

б) две трети (68,3%) меньше чем сигма

в) половина отклонений меньше, чем 0,625 сигм





Входит в






3 сигма 1 сигма 0,625 сигма


Безопасность

2 группа








2
0 0 0
0,09091 7E-05
4
0 1 1
-1,9091 13,283
5
0 1 1
-2,9091 71,619
2
0 0 0
0,09091 7E-05
1
0 0 0
1,09091 1,4163
1
0 0 0
1,09091 1,4163
1
0 0 0
1,09091 1,4163
0
0 1 1
2,09091 19,114
2
0 0 0
0,09091 7E-05
3
0 0 1
-0,9091 81
2
0 0 0
0,09091 7E-05








Количество испытаний -
11










Среднее значение выборки - 2,090909091


Среднее квадратичное отклонение - 1,445997611


Стандартная ошибка выборки - 0,435984684


Дисперсия выборки -
2,090909091






Лево Право

Трехсигмовый интервал -

-2,247083742

6,428901924



Сигмовый интервал -

0,64491148

3,536906702



0,625-сигмовый интервал -

1,187160584

3,536906702






















%

Результат:



Проверка условия а)

0

Распределение нормальное

Проверка условия б)

2

Распределение нормальное

Проверка условия в)

2,181818

Распределение нормальное


Вывод: выборки имеют нормальный закон распределения.


3) Вычислим коэффициент Стьюдента с помощью MATHCAD:


Сформируем нулевую и альтернативную гипотезу: Н0 Стандартная терапия безопаснее если полученное значение коэффициента меньше критического значения, а Н1 Терапия с предукталом безопаснее если полученное значение коэффициента больше критического значения.




Где Х – это количество повторных обращений в 1 группе, а Y – это повторных обращений во 2 группе.


Зададимся уровнем значимости:


Определим количество выборок с помощью встроенной функции length(X,Y), в программе Mathcad:


Вычислим среднее значение выборок с помощью встроенной функции mean(X,Y), в программе Mathcad:



Определим средние квадратичные отклонения выборок:


где s1 – это среднее квадратичное отклонение 1 группы, а s2 - это среднее квадратичное отклонение 2 группы.


Вычислим количество степеней свободы:


Определим стандартную ошибку среднего по формуле:


Вычислим коэффициент Стьюдента по формуле:


Вычислим критическое значение коэффициента Стьюдента:


Нулевая гипотеза принимается, если |t|<T:



Вывод: Исходя из полученных результатов, можно, статистически достоверно, сказать, что стандартная терапия безопаснее терапии с добавлением предуктала.


Этап IV. Анализ полученных данных, выводы и рекомендации


В результате проведённого нами медико-статистического исследования, целью которого являлось изучение эффективности введения предуктала в стандартную схему лечения пациентов ИБС, стенокардией, оценивание эффективности предуктала в повышении толерантности к физическим нагрузкам и его эффективности в снижении количества повторных обращений вследствие неэффективности ранее назначенной терапии, нами получены статистически достоверные результаты (|t| < T).


В свою очередь, эти данные дают возможность говорить о том, что введение предуктала в стандартную схему лечения пациентов ИБС, стенокардией является неэффективным и менее безопасным по сравнению со стандартной схемой лечения.


Исходя из полученных нами данных, рекомендуется не применять стандартную схему лечения пациентов ИБС, стенокардией совместно с предукталом.