Введение в предмет гипноза

Рефераты по медицинским наукам » Введение в предмет гипноза

Прежде чем мы начнем понимать суть гипнотерапии ее теоретическое основание ее цели ипрактические способы достижения этих целей нам следует уделить внимание природе гипноза как такового. Гипноз является не методом терапии апсихологическим феноменом и поскольку это сложное и спорное явление вокруг которого существует много непонимания и разногласий необходимо посвятить целуюглаву попытке разъяснить его природу и многочисленные аспекты как теоретические так и практические.
В данной книге гипноз будет описываться с учетом потребностей и взглядов терапевта а не теоретика или экспериментальногопсихолога. Это означает различие в акцентах и вероятно более поверхностное внимание к таким вопросам как определение теория и научное доказательство.Если мы заняты проблемами тех чьей целью является помощь людям в преодолении трудностей физического или психологического порядка то нам уместно задатьсявопросом: "Какой из взглядов на гипноз окажется в этой связи наиболее полезным?" В этом случае мы будем рассматривать гипноз с позиции несколько отличной от той с которой рассматривали бы его исследователи стремящиеся к научному пониманию предмета.
Это решение может сразу же повергнуть читателя в некоторую тревогу из-за непрекращающейся борьбы гипноза за научно обоснованноеправо на существование. В главе 2 однако неизбежность такого различия в подходах будет оспорена и коль скоро каждый будет уважать запросы и желаниядругой стороны между теоретиком и практиком не возникнет больших разногласий а их работа может быть взаимно информативной.
Впрочем мы проводя окончательный анализ и рассматривая те предположения насчет гипноза которые подлежат опровержению должныобратиться к научному и эмпирическому подходам и этим согласно Попперу (Popper 1963) определить предмет научного исследования. Таким образом утверждения будто "гипноз улучшает память" и "гипноз проясняет мысленные образы" могут быть проверены эмпирически и как это ипроисходит найдены в целом ложными (Wadden and Anderton 1982; Mingay 1988). Однако когда терапевт практикующий гипноз заявляет что "гипноз помогаетполучить доступ к тем источникам проблем пациента которые скрыты в сфере бессознательного" он описывает модель которая ляжет в основу терапевтического воздействия на пациентов. Практика интересует не столько точное определение модели сколькото в какой степени следующие за ней процедуры смогут помочь пациенту измениться в лучшую сторону. Это сложный вопрос и он будет вновь поднят вглаве 2. Пока же давайте рассмотрим природу феномена который мы называем "гипнозом".

Природа гипноза

Гипноз такой каким он практикуется на деле относится к взаимодействию междудвумя людьми один из которых определяется как гипнотизер другой же - как субъект. (В случае группового гипноза возможно конечно большее числосубъектов.) Гипнотизер дает гипнотические инструкции а субъект на них отзывается.
Гипноз является сложным феноменом объединяющим рядфизиологических процессов. Он предполагает селективное внимание : такое при котором субъект сфокусирован на ограниченном числе раздражителей - какправило внутреннего происхождения таких как ощущения и воображение. Он предполагает релаксацию : почти вне зависимости от клинических задачсубъект (пока он не начнет переживать скажем какую-нибудь развивающуюся фантазию) расслаблен как душевно так и телесно. Гипноз также подключаетсостояние ожидания и его воздействие на переживание и реагирование субъекта: другими словами он создает условия в которых субъект ожидает отсебя особенных ощущений мыслей и реакций и формирование гипнотизером в сознании субъекта такого ожидания повышает возможную эффективность суггестии.Гипнотическому переживанию очень часто сопутствует воображение : субъект поглощен представлением какой-либо сцены обычно под управлением гипнотизера. Вобщем и целом между гипнотизером и субъектом устанавливается прочная связь ; кроме того гипноз несомненно подразумевает определенную податливость илиподчиненность со стороны субъекта: последний соответственно мотивирован к подчинению пожеланиям гипнотизера и его поведение частично может объяснятьсяэтими моментами. Например гипнотизер может внушить что рука субъекта настолько невесома что будет непроизвольно плавать в воздухе (суггестия поднятия руки).Субъект однако способен поднять руку потому что ему будет трудно ослушаться инструкции гипнотизера. Возможно подключение ролевой игры когда субъектведет себя в соответствии с собственными представлениями о поведении лица находящегося под гипнозом. Наконец мы должны обратиться к понятию атрибуции :чему именно приписывает свои переживания субъект? Говорит ли он: "Да я чувствовал себя под гипнозом потому что сильно расслабился и глубокопогрузился в свои фантазии" или же он заявляет: "Нет я не чувствовал себя загипнотизированным так как сильно расслабился и глубокопогрузился в свои фантазии"? Атрибуции гипнотизера тоже имеют фактическое отношение к делу. Чем с точки зрения гипнотизера вызвано поведение ипредъявленные переживания субъекта: состоянием гипноза или же просто выраженной релаксацией или состоянием подчиненности и так далее? В самом деле: некоторыеиз процессов упомянутых выше могут также относиться к поведению гипнотизера например ролевая игра и ожидание.
Если автор отвечая на вопрос "Что такое гипноз?" остановится на сказанном то читатель может справедливозаключить что "гипноз" не является по праву особым состоянием сознания но есть лишь простое название для взаимоотношений между двумя людьми отличающихся определенной комбинацией вышеупомянутых психологических феноменов. Действительно существуютвлиятельные теории гипноза которые в большей илименьшей степени подтверждают подобный вывод и каждая из них делает акцент на одной из составляющих представленных выше. Например феномен гипноза можетобъясняться преимущественно явлениями релаксации (Edmonston 1981) проигрыванием ролей (Sarbin and Coe 1972) подчинением (Wagstaff 1981) воображением(Hull 1933) и различными сочетаниями указанного (например Barber et al. 1974 Spanos 1982). Подробное обсуждение этих теорий здесь не планируется однако мыможем отметить что все они в целом относятся к "теориям не-состояния" в отличие от "теорий состояния" которые исходятиз измененного состояния сознания. Затронутость или незатронутость состояния сознания является предметом наиболее стойких и горячо обсуждаемых разногласий всовременном экспериментальном гипнозе и ссылки на этот вопрос будут представлены позднее.
Если мы готовы допустить что существует некий феномен чьи характеристики могут быть определены как особое состояние то нампозволительно добавить две дополнительные и важные составляющие а именно суггестию и транс (или гипнотическое переживание). Обе эти составляющиеявляются родственными но я намерен в подробностях обсудить каждую из них отдельно.

Суггестия

Суггестия - это сообщение которое гипнотизер адресует субъекту и как и любоесообщение призвано особым образом изменить чувства мысли и поведение реципиента. Если согласиться с определенными характеристиками понятиясуггестии принятыми в сегодняшних условиях то мы по праву можем говорить о "гипнотической суггестии" как отличной от суггестии любого другоготипа. Впрочем в литературе по гипнозу как и в данном обсуждении этот термин часто используется как самостоятельный.

Характеристики суггестии

Транс или гипнотическое переживание

При осуществлении простой гипнотической индукции (см. главу 2) котораяподчеркивает глубокую физическую и умственную релаксацию а также возможно приглашает субъекта представить нечто приятное и сверх этого не делаетсяничего субъекты будучи разбужены обычно заявляют что ничего особо примечательного не произошло. Возможно они скажут что испытали выраженноерасслабление и погрузились в образы описанные гипнотизером но они также наверняка заявят что находились в состоянии бодрствования ни в коем случае неспали и не были без сознания понимали где находятся слышали голос гипнотизера и даже фоновые звуки а также могут восстановить большую часть если не все из того что произошло в промежутке между тем как они закрыли и открыли глаза. В случае самогипноза когда субъектам предлагают самостоятельнопройти сквозь эти процедуры их переживание вероятно окажется не богаче того что только что было описано.
Это состояние душевного расслабления поглощенности такими внутренними переживаниями как воображение воспоминания и ощущения иотрешенности от текущих событий внешнего мира может быть обозначено как "транс". Кое-кого это слово способно смутить поскольку порождаетассоциации со спиритизмом и сверхъестественным однако повседневное значение данного термина прекрасно поясняет что именно подразумевается в данномконтексте. Мы знаем что имеем в виду когда говорим что быть в таком-то и таком-то состоянии значит быть "в трансе" или: "Должно быть янаходился в трансе когда сделал это". Обычными примерами этого бывают моменты когда мы погружаемся в сны но в фокусе нашего внимания может такжеоказаться внешний мир - книга телевизионная программа или какая-нибудь волнующая музыка. Фактически в своем субъективном качестве гипнотический иповседневный транс очень похожи. В обоих случаях индивид может искаженно воспринимать время как правило находя что реальное время пролетело гораздобыстрее чем обычно: так что субъект по пробуждении может посчитать полчаса гипноза 10 или 15 минутами. Временами может спонтанно развиваться амнезия оказывающаяся либо обратимой либо нет и это может происходить во время повседневных трансов так как было описано в данной главе выше. Вследствиегипнотической индукции как и в результате других методов релаксации некоторые субъекты могут сообщать о своем искаженном восприятии собственного тела - их конечности например кажутся сильно вытянутыми или же положение тела видится измененным.
В дополнение приводится ряд важных признаков или допущений сделанных в отношении гипнотического транса:
1. Измененное восприятие. Только что я упоминал изменения в восприятии времени и в сборе и восстановлении информации.Измененное восприятие спонтанное или суггестированное может считаться свидетельством переживания транса. Раньше я утверждал что гипнотическиесуггестии должны вести к автоматическим и диссоциированным действиям и люди различаются в своей способности к подобному ответу на суггестии. Задачей индукцииявляется приведение субъекта в состояние в котором он сможет откликнуться на суггестию настолько насколько позволяет запас его восприимчивости к гипнозу.
Хилгард (Hilgard 1986) используя метод "тайного наблюдателя" исследовал в эксперименте диссоциирующие свойства болееглубоких изменений восприятия. Например высоко гипнабельным субъектам давали суггестию аналгезии кисти и предлагали погрузить ее в емкость со льдом и водой.Затем их просили оценить испытанную боль по десятибалльной шкале. В норме баллы должны были бы возрастать пропорционально затраченному времени (допустим 2 4 6 8); однако после суггестии аналгезии кисти они приблизительно оставались в интервале 0-2. Субъектам также внушили что несмотря на то что они находилисьпод действием гипноза и их кисть оставалась нечувствительной к боли в их сознании сохранялся другой участок - "участок тайного наблюдателя" который сознавал болевое ощущение и мог предоставить независимо от сознания субъекта истинную оценку уровня перенесенной боли. Эти оценкификсировались свободной рукой либо письменно либо путем нажатия пронумерованных клавиш и Хилгард с коллегами (Hilgard 1986) обнаружили чтотаковые соответствовали оценкам высказанным устно без суггестии аналгезии (2 4 6 и т. д.). Похожие эксперименты проводились при исследовании гипноамнезии игипнотически суггестированной глухоты.
Другой разновидностью диссоциации которую можнообнаружить при глубоком изменении восприятия и потому лишь в высоко внушаемых субъектах является "логика транса" (Orne 1959 1962). Представьте что субъектам дали гипнотическую суггестию внушив что они когда откроют глаза не увидят стоящего перед ними стула. Некоторые высоковосприимчивыесубъекты заявляют что не видят стула однако они когда их просят встать и пройти вперед обходят этот стул стороной! Субъекты которых попросили только притвориться глубоко загипнотизированными наталкиваются на стул чаще. В другом эксперименте субъекты которые способны были вызвать "галлюцинацию" -фигуру друга сидящего на стуле напротив них могли также описать те части стула которые должны были быть скрыты телом сидящего. Опять же имитаторы былиболее склонны отрицать свою способность сделать это. Наконец Oрн (Orne 1972) описывает как субъекта который претерпел возрастную регрессию и в возрасте ккоторому регрессировал владел только немецким языком несколько раз спросили по-английски понимает ли он этот язык (всякий раз с использованием новойфразеологии) и он неизменно отвечал на это: "Nein".
"Тайный наблюдатель" и "логикатранса" критикуются как с методологической так и с теоретической точек зрения (см. Wagstaff 1981 1988). Уогстафф (Wagstaff 1981) предполагает чтоданные формы диссоциации насамом деле являются способами которыми субъекты сознательно могут разрешить дилемму предложенную "гипнотизером" аименно: следовать суггестиям гипнотизера и все же оставаться при этом честным. Они таким образом посредством "тайного наблюдателя" правдивоописывают свои скорее осознанные чем бессознательные переживания. По поводу дальнейшей дискуссии на данную тему заинтересованный читатель может такжеобратиться к Шихану (Sheehan 1986).
2. Измененное мышление. Вышеприведенные примеры"логики транса" показывают как нелогично могут вести себя посредством механизма диссоциации субъекты находящиеся под действием гипноза что распознается незагипнотизированными субъектами даже тогда когда последним велели притвориться загипнотизированными. В противоположность мышлениюбодрствования мышление в состоянии транса расценивается как более нелогичное более буквальное возможно - более эмоциональное менее вербальное менеекритическое и менее ориентированное во времени. Кроме того эти особенности мышления были отнесены к правому мозговому полушарию и эту точку зренияразделяют Алладин и Хип в главе 4 (см. также Pedersen 1990).
3. Доступ к бессознательному. На качестве 2основывается предположение о большем доступе к бессознательному материалу который включает в себя воспоминания фантазии и эмоции не подпадающие подконтроль сознания но тем не менее влияющие на ощущения пациента. (В клинических условиях речь идет обычно о деструктивном влиянии). Гипноз следовательно способен как усиливать диссоциацию переживаний так и улучшать воссоединение материала представленного в диссоциированной форме. При этом неимеется в виду что память благодаря гипнозу улучшается в целом; это - миф и на деле воспоминания вызванные действием гипноза рискуют быть засореннымифантазиями или наводящими вопросами (Mingay 1988).

Субъективный характерпереживаний во время транса

Из приведенного обсуждения читателю может показаться что невзирая надемонстрации Орна (см. выше) возможных видимых различий между высоко восприимчивыми субъектами и имитаторами главные признаки транса во многомзависят от субъективных оценок лица находящегося под гипнозом. Некоторые субъекты и пациенты разочаровываются в своих переживаниях; они не сообщают ни очем существенном кроме как о чувстве релаксации. Выше я останавливался на роли отношения субъекта в субъективном переживании суггестии; кроме того значение вданном случае имеют ожидания субъектов. Некоторые люди могут думать что гипноз является процессом под действие которого "нужно подпадать" и при этомне воспринимать окружающее; так что они вероятно будут настаивать что их не загипнотизировали. Отдельные практические работники могут попытаться убедитьтаких субъектов в том что они на самом деле были загипнотизированы однако не знали об этом. Подобный спор выявляет ограниченность и сложностьтерминологии используемой для описания гипноза. В действительности может случиться так что субъект обладает низкой восприимчивостью к гипнозу но такжеможет оказаться что гипнотическое переживание связано для него с определенными трудностями возможно из-за чувства тревоги и неспособности"раскрепоститься". Также не исключено что гипнотизер не дал субъекту подходящей возможности испытать диссоциированное переживание. Простойрелаксации может оказаться недостаточно и гипнотизеру следует позволить субъекту отреагировать на целый ряд суггестий.

Глубина транса

Глубина транса является довольно расплывчатым понятием которое обозначает степень вкоторой субъект переживает отрешение от непосредственной действительности и погружение во внутренние процессы а также реагирует на суггестии требующиеглубоких изменений восприятия и таких переживаний как возрастная регрессия амнезия и галлюцинации. Таким образом уместно говорить о легком среднем иглубоком трансе; некоторые субъекты способные к очень глубокому трансу расцениваются как "сомнамбулические" поскольку могут переживатьтранс с открытыми глазами.
Следовательно глубина транса зависит от восприимчивости к гипнозу однако в большей степени она соотносится ссубъективным переживанием и некоторыми распространенными показателями глубины транса типа тех что предложены Тартом (Tart 1970) и представляют собойпростой самоотчет с использованием пронумерованной шкалы.

Выводы и рекомендуемаялитература

В этой главе я сделал обзор современных представлений знаний и полемики вотношении феномена который мы называем "гипнозом". Было отмечено расхождение взглядов на оправданность разговора об особом состоянии сознания которое по существу отличается от повседневного состояния релаксации и помогает нам лучше понять явления наблюдаемые нами при осуществлении процедур именуемых "гипнозом". Было замечено что "гипноз" в своем обычном применении предполагает подключение различных психологическихпроцессов: релаксации ожидания податливости воображения селективного внимания и так далее однако двумя основными понятиями имеющими отношение кделу являются суггестия и транс или гипнотическое переживание. Было предложено подразумевать под гипнозом состояние умственной релаксации иограниченного бодрствования при которых субъекты обычно погружаются в такие внутренние переживания как чувства и воображение в своем мышлении становятсяменее аналитичными и логичными а также в большей степени способны отвечать на суггестии в автоматической и диссоциированной манере. Принято считать что этосостояние может быть достигнуто или усилено с помощью процедуры которая называется "гипнотической индукцией" (описание представлено в главе2) и имеет целью релаксацию субъекта и отвлечение его внимания от внешней действительности на внутренние переживания.
Это был сжатый обзор природы гипноза предназначенный для подготовки читателя к чтению последующих глав в которых описаныклинические аспекты гипноза. Многие детали и сложности были опущены так что читатель может быть заинтересован в более глубоком знакомстве с упомянутымитеоретическими и практическими изысканиями. Для этой цели чрезвычайно полезной окажется книга под редакцией Нэйша (Naish 1986). Уогстафф (Wagstaff 1981)предлагает пространный обзор исследований демонстрируя в нем высшую степень приверженности теории "не-состояния" однако читатель можетпредпочесть более современный труд вроде работы Спаноса и Чейвса (Spanos and Chaves 1989). Теория "состояния" наилучшим образом представлена вкниге Хилгарда (Hilgard 1986).
В данной главе не приводилась историческая справка о гипнозе поскольку существует несколько свежих работ на эту тему - например Голда (Gauld 1988) а также глава 2 посвященная работам Гибсона и Хипа (Gibson and Heap 1990). Труд Роули (Rowley 1986) является сжатой хорошонаписанной книгой о гипнозе и гипнотерапии в которой представлены история гипноза и обзор его различных теорий.