Интерпол

Г Г А У

Реферат на тему:

«Интерпол»

Выполнил:

John Doe

Владикавказ 2000 г.


Содержание

История возникновения и развития Интерпола............................................................................ 3

Основные цели Интерпола................................................................................................................. 3

Структура Интерпола........................................................................................................................... 3

Практическое осуществление международного сотрудничества в рамках Интерпола.... 7

Основные направления деятельности Интерпола....................................................................... 8

Россия и Интерпол.............................................................................................................................. 13

Список использованной литературы............................................................................................. 15

История возникновения и развития Интерпола

#G0Интерпол - сокращенное название #M12291 841502242Международной организации#S уголовной #M12291 841500005полиции#S (МОУП). Это единственная международная организация принимающая непосредственное участие в борьбе с #M12291 841500182преступностью#S.

Интерпол был создан в 1923 г. как Международная #M12291 841500888комиссия#S уголовной полиции (МКУП) для координации борьбы различных стран с общеуголовными #M12291 841500161преступлениями#S с центром в Вене. В 1938 г. она практически прекратила свое существование из-за оккупации #M12291 841500250Австрии#S фашистской #M12291 841501589Германией#S. В современном виде воссоздана в 1946 г. #M12291 841501704Устав#S Интерпола вступил в силу в 1956 г. Ее членами являются более 150 #M12291 841501644государств#S СССР вступил в нее с 1990 г. Штаб-квартира находится в Лионе (#M12291 841501777Франция#S). Она же является региональным центром для Европы Средиземноморья Северной Америки и Ближнего Востока. Другие центры Интерпола расквартированы в Найроби (для Восточной Африки) Абиджане (для Западной Африки) Буэнос-Айросе (для Южной Америки) в Токио (для Азии) и Пуэрто-Рико (для стран Карибского бассейна и Центральной Америки). С 1982г. Интерпол получил в ООН статус #M12291 841502245Международной Межправительственной Организации#S.

Основные цели Интерпола

Основные цели организации сформулированы в ст. 2 Устава:

1) обеспечивать и развивать широкое взаимное сотрудничество всех органов (#M12291 841501719учреждений#S) уголовной полиции в рамках существующего #M12291 841500603законодательства#S стран и в духе #M12291 1900204Всеобщей декларации прав человека;

2) #Sсоздавать и развивать учреждения которые могут успешно способствовать #M12291 841500144предупреждению#S и борьбе с общей уголовной преступностью. Устав запрещает любое вмешательство в деятельность политического военного религиозного или расового характера (ст. 3 Устава).

Структура Интерпола

Высшим пленарным органом Интерпола является Генеральная Ассамблея в период между ее сессиями высшим административным органом с более узкими полномочиями и составом - #M12291 841500800Исполнительный комитет#S во главе с президентом. Постоянно действующим рабочим органом является Генеральный секретариат во главе которого стоит Генеральный секретарь. Особое положение в системе органов управления Интерпола занимают Национальные центральные бюро (НЦБ) действующие одновременно в двух системах: отдельного государства и данной организации с соответствующим двойным подчинением. Замыкают систему органов управления советники исполняющие исключительно консультативные функции.

В состав Генеральной Ассамблеи входят представители всех стран-членов. Количественный состав делегации нигде не оговорен. Однако устав требует включать сюда чиновников уголовной полиции высокого ранга служащих функции которых в национальном масштабе связаны с деятельностью Интерпола а также специалистов по вопросам включенным в повестку дня очередной сессии Генеральной Ассамблеи (ст. 7). В работе сессии могут принимать участие в качестве наблюдателей представители стран не входящих в Интерпол а также делегаты от международных организаций.

Сессии Генеральной Ассамблеи проводятся ежегодно в осеннее время на разных континентах и в разных странах. Каждая делегация при #M12291 841501601голосовании#S имеет один голос. Уставные полномочия Генеральной Ассамблеи: определять основные направления сотрудничества полиции разных стран в рамках Интерпола; готовить и проводить мероприятия облегчающие такое сотрудничество; принимать новых членов; рассматривать и утверждать план работы и #M12291 841501365бюджет#S на предстоящий год избирать #M12291 841502278должностных лиц#S организации и решать финансовые вопросы. Здесь же образовываются постоянные и временные комиссии по специальному изучению отдельных вопросов борьбы с #M12291 841500187преступностью несовершеннолетних#S распространением #M12291 841502469наркотиков#S и др. #M12291 841501149Резолюции#S Генеральной Ассамблеи по внутриорганизационным и процедурным вопросам являются обязательными для исполнения а резолюции в адрес полицейских органов и #M12291 841500046правительств#S - рекомендательными.

Кроме названных сессий представители государств-членов организации регулярно проводят Региональные конференции по проблемам которые нецелесообразно выносить на сессию Генеральной Ассамблеи. Ряд проблем требует предварительного обсуждения в странах данного региона. Как правило здесь формируется единая точка зрения ряда стран по данной проблеме единый подход к ее #M12291 841501171решению#S согласовываются и координируются практические усилия по борьбе с отдельными #M12291 841502221международными преступлениями#S уголовного характера распространенными в данном регионе.

Исполнительный комитет выполняет функции Генеральной Ассамблеи в период между сессиями. Он следит за проведением в жизнь рекомендаций Генеральной Ассамблеи контролирует деятельность Генерального секретаря и готовит повестку дня очередной сессии. Исполнительный комитет состоит из избираемых Генеральной Ассамблеей Президента (сроком на 4 года) трех Вице-президентов (сроком на 3 года) которые должны представлять разные страны и континенты (Азию Америку Африку #M12291 841500249Австралию#S и Европу) и девяти делегатов.

Президент Исполнительного комитета Интерпола фактически является главой всей организации и руководит ее деятельностью в период между сессиями Генеральной Ассамблеи. Все руководство осуществляется как через Исполнительный комитет так и непосредственно путем принятия единоличных решений по текущим делам. В 1988г. Президентом Интерпола был избран француз Иван Барбо - генеральный #M12291 841500075директор#S национальной полиции #M12291 841502442Министерства#S внутренних дел Франции под началом которого находились все #M12291 841502088департаменты#S французской полиции и их личный состав в количестве более 125 тыс. служащих.

Заседания Исполнительного комитета проводится не менее одного раза в год. Все решения принимаются большинством голосов. Однако Президент пользуется своим правом голоса только в том #M12291 841500370случае#S если голоса остальных членов распределились поровну. При выполнении своих функций все члены Исполнительного комитета действуют как представители Интерпола а не как представители своих стран (ст. 21 Устава).

Генеральный секретариат является постоянно действующей службой всей организации включает в себя Генерального секретаря специалистов и административный персонал. Он проводит в жизнь решения Генеральной Ассамблеи и Исполнительного комитета действует как международный центр по борьбе с общей преступностью а также как специализированный и информационный центры обеспечивает эффективное административное руководство Интерполом поддерживает связи с НЦБ и международными организациями готовит необходимые публикации выполняет #M12291 841502718обязанности#S рабочего секретариата на сессиях Генеральной Ассамблеи и заседаниях Исполнительного комитета поддерживает связь с Президентом и т.п.

Возглавляет секретариат Генеральный секретарь который назначается Генеральной Ассамблеей сроком на 5 лет из числа лиц не старше 65 лет. Это главная фигура Интерпола в деле организации борьбы с преступностью. По своему усмотрению он подбирает персонал Генерального секретариата и руководит всеми его службами. По состоянию на январь 1997 г. в штате Секретариата насчитывалось около 280 сотрудников из которых 16 работают по контракту. Остальные направлены сюда на работу полицейскими службами стран-членов организации. Всем этим сотрудникам запрещено при исполнении своих функций запрашивать или придерживаться #M12291 841500769инструкций#S какого-либо правительства или других органов вне Интерпола. Они должны воздерживаться от любых действий которые могут препятствовать выполнению их международной миссии (ст. 30 Устава).

С 1987 г. в составе Генерального секретариата действует Европейский секретариат для разрешения чисто региональных проблем борьбы с незаконной торговлей наркотиками на континенте и другими преступлениями и совершенствования полицейского сотрудничества государств в Европе. В числе других органов Генерального секретариата следует назвать службу Генерального секретариата специальное отделение для проведения работ общего характера и укрепления безопасности организации. В настоящее время в составе секретариата действуют 4 отдела: административный полицейский научно-исследовательский и технического обеспечения. Наибольший интерес представляет деятельность полицейского отдела который координирует сотрудничество полицейских органов - членов в борьбе с преступностью. В его структуре имеются подотделы по борьбе с незаконной торговлей #M12291 841502499оружием#S международным #M12291 841500557терроризмом#S. В другом подотделе обрабатывается #M12291 841500777информация#S об изготовлении и сбыте поддельных бумажных и металлических денег дорожных #M12291 841501825чеков#S #M12291 841502679облигаций#S #M12291 841500322акций#S и других фактах #M12291 841501725фальшивомонетничества#S. Здесь работает своя экспертная лаборатория для исследования поддельных #M12291 841501807ценных бумаг#S готовится и издается специальный бюллетень «Фальшивомонетничество и #M12291 841502590подделки#S» подписчиками которого являются более 15 тыс. #M12291 841501280банков и эмиссионных#S учреждений всего мира.

Специальный подотдел полицейского отдела занимается сбором и анализом информации о незаконном распространении наркотических средств. В него входят служба руководителя подотдела со специальным подразделением по связям и сотрудничеству находящаяся в Бангкоке (Таиланд) группа по проведению операций и группа разведки. Большую помощь в работе оказывают региональные органы по борьбе с этими преступлениями. Руководит работой подотдела высший чиновник из Управления по делам о наркотических средствах министерства юстиции США.

Национальные центральные бюро (НЦБ) создаются в структуре полицейской службы каждого государства-члена Интерпола. Они являются центрами международного сотрудничества государств по борьбе с преступностью опорными пунктами Интерпола на местах. Как уже было отмечено в конкретном государстве НЦБ является постоянно действующим органом Интерпола. Одновременно оно является полицейским органом этого государства наделенным большими полномочиями по борьбе с преступностью. Подобных органов нет ни в одной международной организации. Будучи опорными пунктами международного полицейского сотрудничества НЦБ в своих странах поддерживает деловые связи с #M12291 841500469судом#S #M12291 841501937прокуратурой#S пограничной и #M12291 841500547таможенной#S службами а на международном уровне - с НЦБ других стран и Генеральным секретариатом.

Практическое осуществление международного сотрудничества в рамках Интерпола

Просьбы и запросы Генерального секретариата и НЦБ отдельных государств наделенных правом помечать свои #M12291 841502272документы#S грифом «Интерпол» поступают к руководителю НЦБ данной страны а не в Министерство иностранных дел или другое государственное ведомство. Руководитель НЦБ без промедления в #M12291 841501906приказном#S порядке поручает подчиненным ему службам или должностным лицам к установленному сроку исполнить запрос. Этим достигается оперативность и высокая эффективность в деятельности НЦБ и всего Интерпола.

В «Доктрине НЦБ» принятой на 34-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола в 1965 г. отмечено и другое направление деятельности: НЦБ как представитель Интерпола в государстве должно добиваться активного участия национальной полицейской службы в делах Интерпола информировать свой личный состав о преимуществах пребывания в этой организации разъяснять условия и принципы международной полицейской кооперации в его системе. При этом НЦБ должны стать центром пропаганды политики Интерпола инициаторами и проводниками претворения в жизнь всех решений его Генеральной Ассамблеи.

Советникам поручается научная разработка отдельных вопросов (ст. 34 Устава). В перечень таких вопросов входят проблемы борьбы с незаконным распространением наркотических и психотропных средств #M12291 841500187преступность несовершеннолетних#S идентификация и розыск огнестрельного оружия применение электронно-вычислительной техники в полицейской работе передача изображений отпечатков пальцев с помощью средств связи и т.п. Генеральный секретарь вправе приглашать специалистов из числа ученых и практиков хорошо зарекомендовавших себя в #M12291 841502481определенной#S#M12291 841502678области#S знаний работы или ремесла. В случае согласия такого лица провести конкретное научное исследование специалист решением Генеральной Ассамблеи назначается на должность консультанта сроком на три года. Досрочное отстранение консультантов от должности может производиться только по решению Генеральной Ассамблеи.

Свои исследования и другие функции консультанты-советники могут исполнять как в штаб-квартире Интерпола так и по месту постоянной службы и жительства в своей стране. Им предоставлено право посещать сессии Генеральной Ассамблеи в качестве наблюдателей а по приглашению президента они могут принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня.

Основные направления деятельности Интерпола

Во-первых это уголовная регистрация. Будучи общепризнанным и наиболее эффективным средством раскрытия международных уголовных преступлений розыска и #M12291 841500594задержания#S международных преступников она организуется Генеральным секретариатом по специальной методике в целях идентификации как преступников так и некоторых преступлений. Основными идентификационными признаками являются демографические данные внешние признаки объекта способ совершения преступления («модус операнди») особые приметы человека его привычки походка манера поведения и др. Уголовная регистрация подразделяется на два основных вида: общую и специальную. Объектом общей регистрации становятся сведения о международных преступниках и преступлениях уголовного характера имеющих международный элемент. Специальная регистрация фиксирует отпечатки пальцев и фотоснимки преступников. По каждому виду уголовной регистрации ведутся картотеки. К ним относятся:

1) алфавитная картотека всех известных международных преступников и лиц #M12291 841502627подозреваемых#S в преступной деятельности в которой на специальной карточке изложены все демографические и другие сведения включая преступную «профессию» (на конец 1996г. например в ней значилось более 4 млн. преступников из них более З00 тыс. активно действующих на которых дополнительно ведется персональное «досье» с данными об их #M12291 841500506судимостях#S переездах и связях);

2) картотека словесного портрета преступников где изложены сведения о внешности преступников по 177 показателям (НЦБ) государств-членов организации заполняют специальную карточку на каждого международного преступника и отправляют ее в Генеральный секретариат получив запрос со словесным портретом разыскиваемого опытные служащие находят соответствующую карточку снимают с нее ксерокопию и направляют адресату;

3) картотека документов и названий состоящая из двух разделов. В первом учитываются по номерам сериям и другим реквизитам #M12291 841502585паспорта#S #M12291 841501687удостоверения#S личности удостоверения на право #M12291 841501440владения#S самолетом автомобилем огнестрельным оружием кинокамерой и другие документы которыми пользовались международные преступники. Второй раздел содержит карточки с названиями морских судов летательных аппаратов автомашин на которых перевозились наркотики драгоценности и т.п. а также названия фирм или организаций замешанных в международных преступлениях);

4) картотека преступлений и способов их совершения которая состоит из нескольких картотек с описанием названия и способов совершения однородных групп или отдельных видов преступлений: незаконного распространения наркотиков фальшивомонетничества контрабанды оружием захвата и #M12291 841501684угона#S самолетов и т.п.;

5) дактилоскопическая картотека десятипальцевой регистрации карточки в которой располагаются в соответствии с формулой известной в #M12291 841501028криминалистике#S как «формула Гальтона и Генри». Здесь собрано более 300 тыс. карточек. Ежегодно картотека пополняется примерно на 10 тыс. штук. С ее помощью идентифицируют преступников;

6) картотека учета лиц по чертам внешности с использованием фотоизображений или рисованных деталей лица (фотографии и рисунки здесь располагаются по видам преступных «профессий»: торговец наркотиками гостиничный вор фальшивомонетчик и т.п. В фототеке находится более 10 тыс. фотографий наиболее опасных преступников).

В Интерполе ведутся и другие картотеки содержащие сведения о похищенных в различных странах автомобилях произведениях искусства и др. ценностях; о лицах пропавших без вести; о неопознанных трупах; картотека нарезного ручного огнестрельного оружия всех стран мира и др.

Пополнение картотек - обязанность каждого государства-члена Интерпола. Однако большинство государств проявляют пассивность в этом важном деле. В свою очередь Генеральный секретариат снабжает НЦБ государств свежей информацией из своих картотек не дожидаясь специальных запросов. Например при появлении сведений о преступной активности лица Генеральный секретариат рассылает в страны-члены организации международный «зеленый циркуляр» (специальный #M12291 841501344бланк#S с зеленой эмблемой Интерпола в правом верхнем углу) с просьбой держать это лицо под наблюдением и сообщать о его перемещениях и всех обстоятельствах имеющих отношение к его преступной деятельности.

Во-вторых это международный розыск преступников подозреваемых в совершении международных преступлений лиц пропавших без вести похищенных ценностей и других объектов преступного посягательства. На долю международного розыска преступников приходится основной объем всей розыскной работы Интерпола. Он включает в себя оперативно-розыскные действия проводимые за пределами территории государства где было совершено преступление. В розыске участвует полиция нескольких стран с соблюдением национального законодательства и ведомственных инструкций. Интерпол не только координирует действия полиции нескольких стран но и оказывает помощь в снабжении информацией из своих картотек.

В случае успеха задерживают и водворяют преступника под стражу после чего по дипломатическим и другим каналам производятся переговоры о его выдаче (экстрадиции) государству на территории которого совершено преступление или #M12291 841501995гражданином#S которого он является.

В практике Интерпола различают три вида розыска: обычный срочный и смешанный. Обычный розыск включает в себя целый ряд стадий - собранные документы орган расследования или суд направляет в НЦБ своей страны с просьбой о розыске бежавшего за границу преступника. Здесь просьба проверяется запрашиваются дополнительные сведения составляется «красный циркуляр» (специальный бланк с красной эмблемой Интерпола в правом верхнем углу). Генеральный секретариат после соответствующей проверки рассылает его в НЦБ всех или некоторых стран-членов. Получив этот документ каждое НЦБ дает полицейским органам команду о начале розыска. «Красный циркуляр» обязывает полицию действовать без промедления и служит своеобразным международным приказом об #M12291 841501245аресте#S разыскиваемого лица. В случае задержания и ареста НЦБ немедленно уведомляет Генеральный секретариат и НЦБ страны-инициатора розыска. Последнее в свою очередь сообщает о задержании преступника в заинтересованные органы своей страны.

Страницы: 1 2