Международно-правовой режим мирового океана

Рефераты по международному публичному праву » Международно-правовой режим мирового океана

«Международно-правовой режим Мирового океана»

«Международно-правовые проблемы Арктики и Антарктики»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ........................………………….................................................................... 3

1 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СУДОХОДСТВА В РОССИЙСКИХ АРКТИЧЕСКИХ ВОДАХ ...............……………………………………….................................................. 3

1.1. Правовой режим судоходства во внутренних морских во­дах и территориальном море российской Арктики .............…………………………………………………...... 4

1.2 Правовой режим судоходства в исключительной экономи­ческой зоне Арктики .…………………………………………………………………………………………….8

2 ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ КОНВЕНЦИИ ООН ПО МОРСКОМУ ПРАВУ 1982 г. ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ МОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ИМО) …………………………………………………………... 10

2.1. Основы взаимодействия между Конвенцией ООН по мор­скому праву 1982 г. и ИМО …………………………………………................................................................ 10

2.2. Предупреждение и контроль за загрязнением морской среды ……….............. 30

2.3. Функции и обязанности ИМО в свете вступления в силу Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. ………………………………………..................................... 42

3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИМО ПО УПРОЩЕНИЮ ФОРМАЛЬНОСТЕЙ В МЕЖДУНАРОДНОМ МОРСКОМ СУДОХОДСТВЕ ..........................…........... 50

3.1. Изменения и дополнения к Приложению к Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 г. принятые на сессиях Комитета FAL .……………………………………………………................................................ 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...………………........... ............................................. ............................ 57


ВВЕДЕНИЕ

В течение 1998 г. Союзморниипроектом проводились исследования по проектам «Международно-правовой режим морских пространств» и «Международно-правовые проблемы Арктики и Антарктики» подпро­граммы «Комплексные исследования океанов и морей Арктики и Антарк­тики».

1.По проекту «Международно-правовые проблемы Арктики и Ан­тарктики» проводились исследования вопросов судоходства во внутрен­них морских водах территориальном море и ИЭЗ российских арктических вод на основе положений Федерального закона «О внутренних водах тер­риториальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 1998 г. проектов законов «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» «Об арктической зоне Российской Федерации» в частности рассматривались вопросы осуществления права мирного прохода через территориальное море иностранных судов иностранных военных кораб­лей и других государственных судов а также правила захода этих судов во внутренние морские воды Российской Федерации.

В работе нашли отражение вопросы правового режима судоходства по трассам Северного морского пути которые в соответствии со ст. 14 Федерального закона 1998 г. являются исторически сложившейся нацио­нальной транспортной коммуникацией Российской Федерации в Арктике.

2. По проекту «Международно-правовой режим морских про­странств» проводились исследования вопросов связанных с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. в свете ее вступления в силу и взаимодей­ствия между Конвенцией ООН 1982 г. и Международной морской органи­зацией а также вопросов связанных с деятельностью ИМО в области уп­рощения формальностей в международном морском судоходстве в част­ности приводятся комментарии к отдельным стандартам и рекомендуемым практикам Конвенции по облегчению международного морского су­доходства 1965 г. отражающие позиции государств а также принятые из­менения и дополнения к Приложению к Конвенции.

Проведен анализ материалов относительно последствий вступления в силу Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. для Международной морской организации (ИМО).

Подготовлено заключение по проекту Закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» которое содержит анализ положений проекта в свете Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. в частности вопросов проведения морских научных исследований живых ресурсов.

Подготовленная инструкция «Об обращении в Международный Три­бунал ООН по морскому праву в случае ареста судов и экипажей» содер­жит краткую справку об учрежденном в соответствии с Конвенцией 1982 г. Международном Трибунале ООН по морскому праву. В Инструк­ции особо отмечается что Трибунал может вынести решение о «незамедлительном освобождении судна и экипажа» если последнее не освобождается несмотря на предоставление «разумного залога или иного финансового обеспечения».

1. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СУДОХОДСТВА В РОССИЙСКИХ АРКТИЧЕСКИХ ВОДАХ

Арктическая зона Российской Федерации определена решением Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 24 апреля 1989 г. В эту зону входят земли и острова указанные в По­становлении Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов расположенных в Северном Ледовитом океане» внутренние воды и территориальное море прилегаю­щие к северному побережью Российской Федерации. В пределах исключи­тельной экономической зоны и континентального шельфа Российская Фе­дерация обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.

Выделение Арктики в самостоятельный объект государственной по­литики обусловлено особыми национальными интересами в этом регионе и его спецификой.

В целях реализации государственной политики в Арктике ведется ра­бота по разработке законодательной и нормативно-правовой базы в част­ности проектов Федеральных законов «Об арктической зоне Российской Федерации» и «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» предусматри­вающих закрепление в законодательном порядке принципиальных поло­жений в области экономики социальной сферы экологии а также в во­просах науки военной безопасности и международных отношений в этом регионе.

В работе анализируются Положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Федерального закона «О внутренних морских водах терри­ториальном море и прилежащей зоне» 1998 г. проекта Федерального за­кона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» проекта Федерального закона «Об арктической зоне Российской Федера­ции» других законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации.

1.1. Правовой режим судоходства во внутренних морских водах и территориальном море российской Арктики

Правовой статус и границы внутренних морских вод и территориаль­ного моря Российской Федерации определяются Федеральным законом «О внутренних морских водах территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 1998 г. (далее - Федеральный закон 1998 г.) кото­рым уточняются и конкретизируются отдельные положения Закона «О Го­сударственной границе Российской Федерации» 1993 г. (далее - Закон 1993 г.)

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О внутренних мор­ских водах территориальном море и прилежащей зоне Российской Феде­рации» 1998 г. плавание по трассам Северного морского пути - историче­ски сложившейся национальной единой транспортной коммуникации Рос­сийской Федерации в Арктике в том числе в проливах Велькицкого Шо­кальского Дмитрия Лаптева Санникова осуществляется в соответствии с этим Федеральным законом другими федеральными законами междуна­родными договорами Российской Федерации и Правилами плавания по трассам Северного морского пути утверждаемыми Правительством Рос­сийской Федерации.

Северный морской путь (далее - СМП) является национальной транс­портной коммуникацией Российской Федерации на всем его протяжении независимо от удаленности от побережья.

В настоящее время действуют Правила плавания по трассам Северно­го морского пути утвержденные Министром морского флота СССР 14 сентября 1990 г. и введенные в действие с 1 июля 1991 г.

Осуществляя свои права в свете ст. 211 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (далее - Конвенция 1982 г.) СССР/Россия закрепила в Пра­вилах положения согласно которым «Правила на недискриминационной для судов всех государств основе регулируют судоходство по Северному морскому пути в целях обеспечения безопасности мореплавания предот­вращения сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов...».

Обязанность регулировать судоходство по СМП возложена на специ­альные российские навигационные службы - Штабы морских операций которые суббординационно связаны с Администрацией СМП (далее -АСМП).

Судно принятое под проводку Штабом морских операций АСМП за­ходит в любые арктические морские пространства России соблюдая при этом правовой режим судоходства установленный положениями Конвен­ции 1982 г. и законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации регулирующими правовой режим соответствующих морских пространств в силу наличия у Российской Федерации суверенитета юрисдикции или суверенных прав в них.

Одним из необходимых условий допуска судна для плавания по трас­сам СМП является наличие у него на борту свидетельства о надлежащем финансовом обеспечении гражданской ответственности владельца за ущерб от загрязнения морской среды (п. 5 Правил плавания по трассам СМП). Проблема ответственности за загрязнение морской среды с судов для России приобрела особую остроту в связи с введением в действие дан­ных Правил и открытием СМП для иностранного судоходства.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона 1998 г. внутренние морские воды - воды расположенные в сторону берега от исходных ли­ний от которых отмеряется ширина территориального моря. Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Феде­рации. Территориальное море определяется как примыкающий к сухопут­ной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль отмеряемых от исходных линий которыми являются:

линия наибольшего отлива вдоль берега указанная официально в издан­ных в Российской Федерации морских картах; прямая исходная линия со­единяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов рифов и скал в местах где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь остро­вов; прямая линия не превышающая 24 морские мили соединяющая точ­ки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в про­лив между островами или между островом и материком берега которых принадлежат Российской Федерации; система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и ма­териком исторически принадлежащими Российской Федерации.

Перечень географических координат точек определяющих положе­ние исходных линий для отсчета ширины территориальных вод исклю­чительной экономической зоны и континентального шельфа России ут­вержден Постановлениями Совета Министров СССР от 7 февраля 1984 г. и от 15 января 1985 г. Перечень содержит 424 точки в том числе те через которые проходят линии соединяющие мысы лежащие на континенталь­ной части северного побережья страны.

Эта система будучи предопределена географическими особенностя­ми района в свою очередь обусловливает объединение имеющих различ­ный правовой статус морских пространств которые лежат в основе правового режима. Вполне понятно что все эти положения полностью соответ­ствуют международному праву.

Подобное соответствие относится и к правовому режиму территори­ального моря. Россия обладает суверенитетом над этими водами который согласно положениям Женевской конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и Конвенции 1982 г. ограничен лишь правом мирного прохода иностранных судов. С учетом положений этих Конвен­ций в Федеральном законе 1998 г. устанавливается порядок мирного про­хода через территориальное море.

Согласно ст. 12 Федерального закона 1998 г. « иностранные суда иностранные военные корабли и другие государственные суда пользуются правом мирного прохода через территориальное море в соответствии с за­конодательством Российской Федерации общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Рос­сийской Федерации».

В интересах обеспечения безопасности Российской Федерации а также в целях проведения учений специально уполномоченные федераль­ные органы исполнительной власти могут временно приостанавливать в определенных районах территориального моря осуществление права мир­ного прохода через территориальное море иностранных судов иностран­ных военных кораблей и других государственных судов.

Согласно правилам относящимся к мирному проходу иностранные суда иностранные военные корабли и иностранные государственные суда должны соблюдать законодательство Российской Федерации. Эти правила находятся в полном соответствии с положениями п. 1 2 ст. 21 Конвенции 1982г.

Во время прохода через территориальное море иностранные подвод­ные лодки и другие подводные транспортные средства должны следовать на поверхности и под своим флагом.

Иностранные суда и военные корабли с ядерными двигателями а также иностранные суда перевозящие ядерные или другие опасные или ядовитые по своей природе вещества или материалы в соответствии с Федеральным законом 1998 г. должны иметь на борту соответствующие документы соблюдать особые меры предосторожности установленные для таких судов международными договорами Российской Федерации и следовать по установленным для них морским коридорам и схемам разде­ления движения в территориальном море.

В Закон также включены положения в отношении сборов которыми могут облагаться иностранные суда. Данные положения находятся в пол­ном соответствии со статьей 26 Конвенции 1982 г.

В целях обеспечения безопасности судоходства охраны государст­венных интересов и охраны окружающей среды во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации могут устанавливаться за­претные для плавания и временно опасные для плавания районы в кото­рых полностью запрещается или временно ограничивается плавание по­становка на якорь добыча морских млекопитающих и другая деятель­ность. Временно опасные для плавания районы устанавливаются на опре­деленный срок после заблаговременного объявления об этом в «Извещениях мореплавателям». Решения об установлении таких районов и об их открытии принимает Правительство Российской Федерации. Прави­ла установленные для запретных для плавания и временно опасных для плавания районов обязаны выполнять все российские и иностранные суда и военные корабли.

Статьи Федерального закона 1998 г. которыми устанавливается уго­ловная и гражданская юрисдикция Российской Федерации на борту ино­странного судна проходящего через территориальное море Российской Федерации находятся в полном соответствии с положениями ст. 27 и ст. 28 Конвенции 1982г.

Все иностранные суда (за исключением военных кораблей и других государственных судов эксплуатируемых в некоммерческих целях) неза­висимо от их предназначения и форм собственности (далее - иностранные суда) могут заходить во внутренние воды и морские торговые и рыбные порты (далее - морские порты) открытые для захода иностранных судов.

Правительством Российской Федерации могут быть установлены от­ветные ограничения в отношении иностранных судов государств в кото­рых имеются специальные ограничения в отношении иностранных судов государств в которых имеются специальные ограничения захода в их внутренние морские воды и морские порты в отношении судов Россий­ской Федерации.

На иностранные суда и находящихся на их борту пассажиров и чле­нов экипажей во время пребывания их во внутренних морских водах и морских портах распространяется уголовная гражданская и администра­тивная юрисдикция Российской Федерации.

Иностранные суда при заходе во внутренние морские воды морские порты во время пребывания в указанных водах и портах и при выходе из них обязаны соблюдать международные нормы и стандарты а также зако­нодательство Российской Федерации другие правила в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

В отношении захода иностранных военных кораблей и других госу­дарственных судов эксплуатируемых в некоммерческих целях во внут­ренние морские воды и морские порты Федеральным Законом 1998 г. ус­танавливается разрешительный порядок. Запрос направляется по диплома­тическим каналам не позднее чем за 30 дней до предполагаемого захода если иной порядок не предусмотрен международными договорами Рос­сийской Федерации. Порядок захода указанных кораблей устанавливается Правительство Российской Федерации которым также могут быть уста­новлены ответные ограничения такого захода.

Федеральным законом 1998 г. устанавливаются правила вынужденно­го захода иностранных судов иностранных военных кораблей или других государственных судов в территориальное море во внутренние морские воды и в морские порты согласно которым правом такого захода пользу­ются суда и корабли всех государств без какой бы то ни было дискрими­нации в соответствии с нормами международного права.

Вынужденный заход может осуществляться в силу чрезвычайных об­стоятельств таких как: несчастный случай; авария; стихийное бедствие или сильный шторм угрожающий безопасности судна; ледовых условий угрожающих безопасности судна; буксировки поврежденного судна; дос­тавки спасенных людей; необходимости оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажиру а также в силу других чрезвычай­ных обстоятельств.

В осуществлении права вынужденного захода может быть отказано аварийным иностранным судам иностранным военным кораблям и дру­гим государственным судам с ядерными двигателями или судам перево­зящим ядерные или другие опасные или ядовитые по своей природе веще­ства или материалы которые могут нанести ущерб Российской Федерации значительно больший чем ущерб угрожающий такому аварийному судну.

Все споры в отношении действий иностранных военных кораблей нарушающих законодательство Российской Федерации во внутренних морских водах морских портах и в территориальном море разрешаются исключительно дипломатическим путем.

При применении иностранным военным кораблем оружия против ко­раблей судов летательных аппаратов или граждан Российской Федерации ответные меры для отражения нападения осуществляются в соответствии с Законом 1993 г. и Уставом Организации Объединенных Наций.

Законом 1998 г. регламентируется правовой режим исследования ис­пользования и охраны водных биологических ресурсов и других природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря при этом устанавливается что иностранным гражданам и лицам без гражданства иностранным юридическим лицам а также не имеющим статуса юридиче­ского лица объединениям юридических лиц иностранных государств и международным организациям запрещаются исследование разведка и разработка (добыча) водных биологических ресурсов и других природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря проведение морских научных исследований во внутренних морских водах и террито­риальном море а также другая деятельность во внутренних морских водах и территориальном море в том числе с борта летательного аппарата если иное не предусмотрено другими федеральными законами или междуна­родными договорами Российской Федерации.

Таким образом судоходство во внутренних морских водах и террито­риальном море арктического региона России регламентируется Федераль­ным законом «О внутренних морских водах территориальном море и при­лежащей зоне» 1998 г. а также Правилами плавания по трассам Северного морского пути 1991 г. совокупность норм которых представляет собой правовой режим судоходства в этом регионе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10