Международное космическое право

Рефераты по международному публичному праву » Международное космическое право

С о д е р ж а н и е.

Введение 3-4
Глава 1. Понятие и особенности международного космического права. 5
1. Понятие международного космического права и его место в системе современного международного права. 5-8
2. История формированиямеждународного космического права как отрасли международного права. 8-17
Глава 2. Принципы международного космического права. 18
1. Понятие принципов международного права. 18-24
2. Виды и особенности принципов международного космического права. 24-54
Глава 3. Содержание отраслевых принципов международного космического права. 55-62
Заключение. 63-64
Список использованной литературы. 65-67

Введение.

Данная дипломная работа посвящена понятию и принципам международного космического права. В последние годы - годы научно-технического прогресса - одной из ведущих отраслей народного хозяйства является космос. Достижения в исследовании и эксплуатации космоса являются одним из важнейших показателей уровня развития страны.

Эту сверхновую отрасль международного права изучали и разрабатывали многие ученые (В. С. Верещетин Г. П. Жуков Е. П. Каменецкая. Ф. Н. Ковалёв Ю. М. Колосов И. И. Чепров и другие). Всё же множество вопросов данной темы являются нерешёнными и дискуссионными в теории и практике до сих пор. Так например с 1966 года в Комитете ООН по космосу рассматривается вопрос о делимитации воздушного и космического пространств и согласия в отношении того как следует урегулировать эту проблему достичь пока не удается. Ряд государств выступает за установление условной границы между воздухом и космосом на высоте не превышающей 100 километров над уровнем океана с предоставлением космическим объектам права мирного пролета через иностранное воздушное пространство для выхода в космическое пространство или для возвращения на Землю.

Некоторые страны считают что в установлении такой «произвольной» границы в настоящее время нет необходимости поскольку её отсутствие не препятствует успешному освоению космоса и не приводит к каким-либо практическим трудностям.

С самого начала зарождения науки международного космического права большая часть юристов исходила из того что основные принципы и нормы международного права распространяются и на космическую деятельность. А что касается её специфики то она подлежит учету в специальных нормах которые могут составить новую отрасль международного права но отнюдь не самостоятельную правовую систему. На сегодняшний день нет чётких ясных всеобъемлющих принципов международного космического права с учётом нынешних реалий.

Данная работа не имеет своей целью открытие или разработку новых принципов международного космического права. Напротив она являет собой попытку систематизировать и обобщить имеющиеся на сегодняшний день правовые нормы и принципы регламентирующие деятельность государств в космосе и их взаимоотношения в этой сфере. Без подобной систематизации трудно получить целостную картину ситуации сложившейся на сегодняшний день в международном космическом праве. Если эта попытка оказалась удачной то данная работа могла бы послужить основанием для дальнейших исследований в области международного космического права с целью возможного внесения дополнений введения новых норм и принципов.

Глава 1. Понятие и особенности международного космического права.

1. Понятие международного космического права и его место в системе современного международного права .

Международное право - это система юридических норм регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.

Система международного права представляет собой комплекс юридических норм характеризующийся принципиальным единством и одновременно упорядоченным подразделением на относительно самостоятельные части (отрасли подотрасли институты). Материальным системообразующим фактором для международного права служит система международных отношений которую оно призвано обслуживать. Основными юридическими и морально-политическими системообразующими факторами выступают цели и принципы международного права.

Сегодня в науке не существует какой-либо общепризнанной системы международного права. Каждый автор уделяет ей наибольшее внимание и обосновывает собственную точку зрения. Однако это не дает оснований для вывода будто оно «не является упорядоченной системой согласованных норм; в лучшем случае это - собрание норм различного происхождения более или менее произвольно систематизированных авторами.»[1] Таково например мнение известного польского юриста К. Вольфке.

Современное международное право определило основные цели взаимодействия государств а тем самым и международно-правового регулирования. В результате оно стало более точно определять не только формы но и содержание взаимодействия государств.

Сложившийся комплекс основных принципов международного права объединил организовал и соподчинил ранее разрозненные группы норм. Международное право перестало быть только диспозитивным появился комплекс императивных норм (jus cogens ) то есть общепризнанных норм от которых государства не вправе отступать в своих отношениях даже по взаимному согласию.

Появился еще один признак системы - иерархия норм установление их соподчиненности.[2] Иерархия норм дает возможность определить их место и роль в системе международного права упростить процесс согласования и преодоления коллизий что необходимо для функционирования системы.

Как уже было сказано выше система международного права - это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов договорных и обычно-правовых норм отраслей и так далее. Каждая отрасль представляет собой систему которая может считаться подсистемой в рамках целостной единой системы международного права. Правовые нормы и институты объединяются в отрасли международного права. Объектом отрасли является весь комплекс однородных международных отношений например касающихся заключения международных договоров (право международных договоров) связанных с функционированием международных организаций (право международных организаций) и так далее. Некоторые отрасли (например международное морское право и дипломатическое право) существует с давних времен другие (например международное атомное право право международной безопасности международное космическое право) возникли сравнительно недавно.

Рассмотрим наиболее подробно понятие международного космического права как отрасли международного права.

Международное космическое право - это отрасль международного права регулирующая отношения между его субъектами в связи с их деятельностью по исследованию и использованию космического пространства включая небесные тела а также регулирующих права и обязанности участников космической деятельности.

Эти права и обязанности вытекают как из общих принципов и норм международного права регулирующих все области международных отношений так и из специальных принципов и норм отражающих особенности космического пространства и космической деятельности.

Международное космическое право вопреки буквальному толкованию этого термина распространяется не только на деятельность в самом космическом пространстве включая небесные тела но и на их деятельность и на Земле и в воздушном пространстве Земли в связи с изучением и освоением космоса.

Круг государств на которые распространяется действие норм международного космического права значительно шире так называемого «космического клуба» членами которого являются государства уже в настоящее время непосредственно участвующие в исследовании и использовании космического пространства с помощью своих технических средств[3] . Фактически общепринятые нормы международного космического права распространяются на все государства и создают для них определенные права и обязанности независимо от степени их активности в области космической деятельности.

Объектами международного космического права являются: космическое пространство (надземное пространство начиная с высоты около 100 км над уровнем моря) планеты Солнечной системы Луна искусственные космические объекты и их составные части космические экипажи деятельность по исследованию и использованию космического пространства и небесных тел результаты космической деятельности (например данные дистанционного зондирования Земли из космоса материалы доставленные с небесных тел на Землю и другие).

Надземное пространство делится на воздушное и космическое. Такое деление предопределяется различием технических принципов передвижения летательных аппаратов: для авиации - это подъёмная сила крыла и двигательная тяга; для космонавтики - это в основном инерционное движение под воздействием притяжения Земли и других планет[4] .

Субъектами международного космического пространства являются субъекты международного публичного права то есть главным образом это государства и международные межправительственные организации в том числе разумеется и те которые сами непосредственно космической деятельности не осуществляют.

2. История формирования международного космического права как отрасли современного международного права.

Возникновение международного космического права непосредственно связано с запуском в Советском Союзе 4 октября 1957 году первого искусственного спутника Земли который не только положил начало освоению космоса человеком но и оказал глубокое влияние на многие стороны общественной жизни включая всю сферу международных отношений. Открылась совершено новая сфера деятельности человека имеющая большое значение для его жизни на Земле.

Стало необходимым правовое регулирование в котором главная роль принадлежит международному праву. Создание международного космического права интересно в том отношении что демонстрирует способность международного сообщества быстро откликаться на потребности жизни используя широкий арсенал нормотворческих процессов.

Начало было положено обычной нормой появившейся сразу после запуска первого спутника. Она сложилась в результате признания государствами права мирного пролёта над их территориями не только в космосе но и на соответствующем участке воздушного пространства при запуске и приземлении.[5]

Еще до разработки первого специального Договора о космосе 1967 года ряд принципов и норм международного космического права сложился в качестве обычно-правовых. Некоторые обычно-правовые принципы и нормы относящиеся к космической деятельности нашли свое подтверждение в принятых единогласно резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН. Среди них особо следует отметить резолюцию 1721 (16) от 20 декабря 1961 года и резолюцию 1962 (18) от 13 декабря 1963 года. Последняя содержит Декларацию правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства.

Международное космическое право формируется в основном как договорное.

До появления первого Договора о космосе 1967 года существовали отдельные договорные нормы регулирующие те или иные аспекты деятельности в космосе. Мы находим их в некоторых международных актах:

* Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере в космическом пространстве и под водой подписанным в Москве 5 августа 1963 года;

* Устав ООН от 26 июня 1945 года (Вступил в силу 24 октября 1945 года. Членами ООН являются 185 государств /данные на 1996 год/ в том числе Россия с 15 октября 1945 года.)[6] ;

* Декларация о принципах международного права касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 года;

* Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 года (Вступил в силу 1 августа 1975 году. В нем участвует 9 государств /данные на 1996 год/ в том числе Россия с 1 августа 1975 года.)[7] .

Следует иметь в виду что с самого начала космической эры государства руководствовались в своих взаимоотношениях связанных с космической деятельностью основными принципами и нормами общего международного права обязательными для всех участников международного общения где бы не совершалась их деятельность включая пространство не находящегося под чьим-либо суверенитетом.

Но главным образом развитие международного космического права как и международного права в целом происходит путем заключения международных договоров.

Прежде всего следует выделить группу основных международных договоров разработанных в ООН а затем подписанных и ратифицированных большим числом государств. Например:

* Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства включая Луну и другие небесные тела от 27 января 1967 года (Вступил в силу 10 октября 1967 года. В нем участвует 222 государства /данные на 1996 год/ в том числе Россия с 10 октября 1967 года)[8] ;

* Соглашение о спасении космонавтов возвращении космонавтов и возвращение объектов запущенных в космическое пространство от 22 апреля 1968 года (Вступило в силу 3 декабря 1968 года. В нем участвует 198 государств /данные на 1996 год/ в том числе и Россия с 3 декабря 1968 года)[9] ;

* Конвенция о международной ответственности за ущерб причиненный космическими объектами от 29 марта 1972 года (Вступила в силу 1 сентября 1972 года. 176 участвующих государств /данные на 1996 год/ Россия - с 9 октября 1973 года)[10] ;

* Конвенция о регистрации объектов запускаемых в космическое пространство от 12 ноября 1974 года (Вступила в силу 15 сентября 1976 года. В ней участвует 18 государств /данные на 1996 год/ в том числе Россия - с 13 января 1978 года)[11] ;

* Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 18 декабря 1979 года (Вступило в силу 11 июля 1984 года. В нем участвует 9 государств /данные на 1996 год/ Россия не участвует)[12] .

Центральное место среди этих договоров занимает Договор о космосе 1967 года устанавливающие наиболее общие международно-правовые принципы космической деятельности. Не случайно его участниками является наибольшее число государств (222 участника) и именно с этим договором связывают превращение международного космического права в самостоятельную отрасль общего международного права.

Вторую группу источников международного космического права образуют многочисленные международные научно-технические соглашения конвенции и так далее регулирующие совместную деятельность государств в космосе. По своему наименованию форме назначению характеру содержащихся в них норм научно-технические соглашения по космосу весьма разнообразны. Например

* Конвенция о международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) от 3 сентября 1976 года (Конвенция вступила в силу. В ней участвует 72 государства /данные на 1996 год/ в том числе и Россия - с 16 июля 1979 года)[13] ;

* Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 37/92 «Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания» от 10 декабря 1982 года;

* Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях от 13 июля 1976 года.

Среди них учредительные акты межправительственных организаций (например «Интерспутника» «Интелсата» и другие) многосторонние и двухсторонние соглашения по общим и конкретным вопросам совместной деятельности государств в космосе.

Следующим типом договора международного комического права является договор по спасению. Так Соглашение о спасении 1968 года в основном регулирует совершаемые на Земле операции по спасению и возвращении космонавтов и космических объектов а Конвенция о международной ответственности 1972 года имеет своей главной задачей возмещение ущерба причиненного при падении на Землю космических объектов или их составных частей.

Правовой основой сотрудничества ряда восточно-европейских и других государств в космической области в течении четверти века являлось заключенное в 1976 году Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях (программа «Интеркосмос»). Основными направлениями сотрудничества в рамках программы «Интеркосмос» являлись изучение физических свойств космического пространства космическая метеорология космические биология и медицина космическая связь и изучение природной среды из космоса. В настоящее время. В настоящее время это сотрудничество активно не осуществляется.

30 декабря 1991 года в Минске было подписано и в этот же день вступило в силу Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства участниками которого являются Азербайджан Армения Беларусь Казахстан Кыргызстан Россия Таджикистан Туркменистан и Узбекистан.

Согласно этому соглашению совместная деятельность девяти государств подлежит осуществлению на основе межгосударственных программ. Их реализация координируется Межгосударственным советом по космосу. Выполнение военных космических программ обеспечивается Объединенными стратегическими вооруженными силами. Основы финансирования - долевые вклады государств-участников.

Участники соглашения подтвердили свою приверженность нормам международного права и ранее принятым СССР обязательствам по международным договорам в области исследования и использования космического пространства.

Соглашение исходит их сохранения существующих космических комплексов и объектов космической инфраструктуры которые находились на территориях государств-участников во время их пребывания в составе СССР.

Еще одно направление в формировании международного космического права - это учреждения международных органов и организаций.

С 80-х годов происходит процесс приватизации и коммерциализации космической деятельности что ставит в повестку дня формирование международного частного космического права. Этой тенденции способствует развитие в ряде стран национального космического законодательства. Вместе с тем существует точка зрения согласно которой международная космическая деятельность может регулироваться исключительно нормами международного публичного права поскольку юридические и физические лица различных стран не могут вступать по этим вопросам в правоотношения без согласия государств несущих ответственность за всю национальную космическую деятельность.

В 1975 году образовалось Европейское космическое агентство (ЕКА) путем слияния ранее существовавших Европейской организации исследований (ЭСРО) и Европейской организации по созданию ракет-носителей (ЭЛДО). Согласно учредительному акту задача ЕКА - налаживание и развитие сотрудничества европейских государств в области разработки и применения космической науки и техники исключительно в мирных целях. Штаб-квартира ЕКА находится в Париже.

В 1964 была учреждена на основе Соглашения о временных условиях создания глобальной системы спутников связи Международная организация связи через искусственные спутники Земли (ИНТЕЛСАТ). В 1971 году были подписаны постоянные соглашения об ИНТЕЛСАТ. Членами ИНТЕЛСАТ являются свыше 120 государств. Задача ИНТЕЛСАТ - создание и эксплуатация на коммерческой основе глобальной системы спутниковой связи. Штаб-квартира ИНТЕЛСАТ находится в Вашингтоне.

В 1971 году была создана Международная организация космической связи «Интерспутник». Целью этой организации является координация усилий государств-членов по созданию и эксплуатации системы связи через искусственные спутники Земли. Штаб-квартира «Интерспутник» находится в Москве.

Международная организация морской спутниковой связи ( ИНМАРСАТ) была создана в 1976 году.

Страницы: 1 2 3 4 5 6