Основные приципы международного права

Рефераты по международному публичному праву » Основные приципы международного права

1.Понятие основных принципов.

Система МПП представляет собой довольно сложную структуру со­стоящую из различных элементов. Ядро современного МПП образуют его основ­ные принципы - обобщенные нормы отражающие характерные черты а также главное содержание международного права и обладающие высшей юридической силой. Эти принципы наделены также особой политической и моральной силой. Принципы МПП разделяются на основные и дополнительные всеобщие (зафиксированные в многосторонних конвенциях мирового значения) и регио­нальные (зафиксированные в региональных конвенциях) общие и отраслевые (принципы морского права).

Основные принципы МПП были зафиксированы в Уставе ООН Деклара­ции о принципах международного права касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г. Заключительном акте СБСЕ 1975 г. Необходимо при этом заметить что прин­ципы МПП постоянно находятся в развитии в связи с усложнением общественной и юридической практикой. Так например первые два документа зафиксировали семь таких принципов а Заключительный акт добавил к ним еще два.

2. Характерные черты.

Принципы МПП имеют свои характерные черты:

* универсальность которая понимается как обязанность всех субъектов МПП соблюдать их (принципы - фундамент международного правопорядка);

* необходимость признания всем мировым сообществом (что вытекает из общей особенности системы МПП);

* наличие принципов-идеалов или опережающий характер содержания не­которых из принципов (например пока остающиеся не реализованными прин­ципы мира и сотрудничества);

* взаимосвязанность что означает выполнимость ими своих функций только в том случае когда они будут рассматриваться как система взаимодей­ствующих элементов;

* авангардность регулирования при появлении новых субъектов МПП или новой сферы сотрудничества (задают “правила игры” или восполняют “пробелы” в международном праве);

· иерархичность (так например центральное место занимает принцип не­применения силы). Комплексу международно-правовых принципов присущи две основные функции: стабилизирующая которая заключается в определении основ взаимо­действия субъектов МПП путем создания нормативных рамок; и развивающая суть которой состоит в закреплении всего нового что появляется в практике международных отношений.

3. Содержание основных принципов.

Рассмотрим содержание основных принципов международного публичного права.

Принцип неприменения силы и угрозы силой. В международной жизни ввиду отсутствия надгосударственной власти сила находится в распоряжении самих субъектов. В таких условиях - единственных выход - установление право­вых рамок применения силы. В качестве главной цели Устав ООН установил: из­бавить грядущие поколения от бедствий войны принять практику в соот­ветствии с которой вооруженные силы применяются не иначе как в общих инте­ресах. Устав ООН предусматривает возможность применения силы или угрозы силой только в двух случаях. Во-первых по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы мира любого нарушения мира или акта агрессии (гл. VII). Во-вторых в порядке осуществления права на самооборону в случае вооруженного нападения до тех пор пока СБ не примет необходимых мер для поддержания международного мира и безопасности (ст.51). В рамках ООН неоднократно при­нимались документы которые раскрывали содержание данного принципа. Осо­бого внимания заслуживает Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 г.

Раскрытие содержания принципа неприменения силы происходит попутно с определением сущности понятия агрессии. Согласно принятому ГА ООН в 1974 г. Определению агрессии она представляет собой применение вооруженной силы государством против суверенитета территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства. Использование иных кроме вооруженных средств (экономических политических) может быть квалифициро­вано как применение силы если по своему влиянию и результатам они подобны военным мерам.

В нормативное содержание принципа неприменения силы таким образом согласно Определению включается запрещение: вторжения или нападения ВС государства на территорию другого государства; военной оккупация; полной или частичной аннексии территории; применения любого оружия одним государ­ством против другого даже без вторжения; актов нападения ВС одного госу­дарства на ВС другого; применения ВС одного государства находящихся по со­глашению со страной пребывания на ее территории в нарушение условий пред­усмотренных соглашением; продолжения пребывания ВС на территории ино­странного государства после прекращения действия соглашения о их пребыва­нии; действий государств позволяющих чтобы предоставленная им в распоря­жение другого государства территория использовалась последним для соверше­ния актов агрессии против третьего государства; засылки вооруженных банд групп а также регулярных сил или наемников на территорию другого госу­дарства в целях применения против него вооруженной силы. Нарушением прин­ципа неприменения силы следует также считать насильственные действия в от­ношении международных демаркационных линий линий перемирия блокаду портов или берегов государства любые насильственные действия препятствую­щие народам осуществлять законное право на самоопределение.

В Определении агрессии подчеркивается что никакие соображения лю­бого характера не могут служить оправданием агрессии в том числе и т.н. “превентивная оборона”).

На основании этого принципа ГА ООН осудила ввод советских войск в Афганистан в 1979 г. американское вторжение в Камбоджу в 1970 г. в Гренаду и Ливию в 1983 г. в Панаму в 1989 г.

Принцип мирного разрешения споров. В соответствии с Уставом ООН (п.3 ст.2) Декларация о принципах международного права 1970 г. сформулировала этот принцип следующим образом: “Каждое государство разрешает свои между­народные споры с другими государствами мирными средствами таким образом чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедли­вость”. Из этого следует что главными рамками этого принципа являются при­менение только мирных средств разрешения споров и сохранение при этом со­стояния мира в мировом сообществе. Что касается конкретных средств то здесь за государствами остается широкий выбор.

Нормативное содержание данного принципа стало в последние годы предметом пристального внимания экспертов СБСЕ. Совещание в Валлетте (Мальта 1991 г.) рекомендовало параметры общеевропейской системы мирного урегулирования международных споров. Итоговым документом в частности предусмотрено создание специального органа - “Механизма СБСЕ по урегули­рованию споров” который может быть использован по требованию любой из сторон в споре и действует в качестве примирительного органа.

Принцип уважения прав человека. В отношении развития данного прин­ципа принято большое количество международных документов среди которых выделяются Устав ООН; Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; два пакта о правах человека 1966 г. (о гражданских и политических правах и об экономиче­ских социальных и культурных правах); конвенции о предупреждении преступ­ления геноцида и наказании за него (1948 г.) о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966 г.) о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.) о правах ребенка (1989 г.) и т.д.

Анализ международных актов позволяет выбелить основные положения принципа уважения прав человека:

* признание достоинства присущего всем членам человеческой семьи а также их равных и неотъемлемых прав является основой свободы справедли­вости и всеобщего мира;

* каждое государство обязано содействовать путем совместных и само­стоятельных действий всеобщему уважению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом ООН;

* право человека должны охраняться властью закона что обеспечит мир и правопорядок человек не будет вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения;

* Государство обязано уважать и обеспечивать всем находящимся в пре­делах его юрисдикции лицам права и свободы без какого-либо различия по ка­кому-либо признаку;

* каждый человек несет обязанности в отношении других людей и того общества и государства к которым он принадлежит;

* государство обязано принять законодательные и иные меры необходи­мые для обеспечения международно признанных прав человека;

* государство обязано гарантировать любому лицу права которого нару­шены эффективные средства правовой защиты;

* государство обязано обеспечить право человека знать свои права и по­ступать в соответствии с ними.

Принцип суверенного равенства. Этот принцип означает что каждое го­сударство обязано уважать суверенитет других участников системы то есть их право осуществлять в пределах собственной территории законодательную ис­полнительную административную и судебную власть без какого-либо вмеша­тельства со стороны других государств а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Суверенное равенство вытекающее из определения par in parem non habet potestatem (равный над равным власти не имеет) в настоящее время является основой межгосударственных отношений что нашло отражение в п.1 ст.2 Устава ООН: “Организация основана на принципе суверенного ра­венства всех ее членов”. Прежде всего это означает что все нормы международ­ного права применяются ко всем государствам одинаково не взирая на разные политические экономические и их другие особенности.

Согласно Декларации 1970 г. понятие суверенного равенства включает в себя следующие элементы:

* государства юридически равны;

* каждое государство пользуется правами присущими полному суверени­тету;

* каждое государство обязано уважать правосубъектность других госу­дарств;

* Территориальная целостность и политическая независимость госу­дарства неприкосновенны;

* каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические социальные экономически и культурные системы;

* каждое государство обязано полностью и добросовестно выполнять свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

В Заключительном акте 1975 г. государства помимо этого приняли на себя обязательства соблюдать права присущие суверенитету т.е. уважать различия в развитии разнообразие позиций внутренние законы и правила и т.п.

Несмотря на то что формально правовой статус всех государств одинаков по-прежнему сохраняется фактическое неравенство в результате которого вели­кие государства имеют больше механизмов влияния на процесс международного нормотворчества.

Принцип невмешательства во внутренние дела. Для понимания сущности этого принципа важно раскрытие определения “внутренняя компетенция госу­дарства” как это зафиксировано в п.7 ст.2 Устава ООН. Эта дефиниция является относительной и четкого определения и границ не имеет. Между тем вмеша­тельством считаются любые меры государств или международных организаций с помощью которых последние пытаются препятствовать субъекту международ­ного права решать дела по существу входящие в его внутреннюю компетенцию за исключением применения принудительных мер в случаях угрозы миру нару­шения мира акта агрессии. Государство не может произвольно относить к своей компетенции любые вопросы.

Тем не менее вмешательство может быть прямым или косвенным. Прямое вмешательство означает неприкрытое принуждение (военное экономическое политическое и др.) одного государства другого к подчинению его воли решение некоторых или всех вопросов связанных с внутренней компетенцией. Косвенное вмешательство - это подобного рода военные экономические и другие меры ко­торое осуществляются не самим государством а лицами или организациями на­ходящимися под их контролем.

Принцип территориальной целостности и неприкосновенности. Этот принцип был выделен в качестве самостоятельного Заключительным актом СБСЕ 1975 г. Первая часть принципа (территориальная целостность) означает недопустимость незаконного расчленения государства. отделения от него частей оккупация и т.п. Вторая его часть (территориальная неприкосновен­ность) означает более широкое понятие охватывая не только случаи отторже­ния но и иные виды посягательств например вооруженное нападение которое не ставит целей захвата территории транзит любых транспортных средств без разрешения территориального суверена разработка иностранными лицами или государствами природных ресурсов без разрешения суверена и т.д. Приобрете­ние территории в следствие нарушение этого принципа признается незаконным.

Принцип нерушимости границ . Этот принцип впервые был четко сформу­лирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. и в настоящее время может рас­сматриваться в качестве дополнительно принципа к принципу уважения терри­ториальной целостности. Он означает:

* признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;

* отказ от каких-либо территориальных претензий на данный момент или в будущем;

* отказ от каких-либо посягательств на эти границы включая угрозу силой или ее применение.

Посягательство на государственные границы означает односторонние действия или требования направленные на их изменение положения линии гра­ницы ее юридического оформления или фактического положения линии границы на местности.

Принцип нерушимости границ имеет точки соприкосновения с принципом неприкосновенности государственных границ. Из последнего вытекает обязан­ность государства не допускать незаконного пересечения границы с другим го­сударством а также право контролировать движение через границу. Можно также утверждать что принцип нерушимости границ имеет больше региональ­ный характер поскольку зафиксирован в региональном документе - Заключи­тельном акте СБСЕ.

Принцип равноправия и самоопределения народов. Содержание данного принципа впервые раскрыто в Декларации 1970 г.: “Создание независимого го­сударства свободное присоединение к независимому государству или объедине­ние с ним или установление любого другого политического статуса свободно определенного народом являются формами осуществления этим народом права на самоопределение”. Первоначально этот принцип мыслился в неразрывной связи с широкими процессами деколонизации во второй половине текущего сто­летия. Теперь же учитывается и фактор территориальной целостности. Таким образом данный принцип должен пониматься как очень тонкое соотношение требований самоопределения и целостности государства что достигается только в стабильном обществе. Однако в качестве императива остаются два требования в отношении уже созданных государств:

* каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственных действий лишающих народы их права на самоопределение;

* каждое государство обязано воздерживаться от любых действий на­правленных на частичное или полное нарушение территориальной целостности и единства любого государства.

Принцип сотрудничества. Был сформулирован впервые в Декларации 1970 г. Он обязывает государства сотрудничать друг с другом независимо от разли­чий их политических экономических и социальных систем в следующих направ­лениях: поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав человека; осуществление международных отношений в экономической социальной куль­турной технической и торговой областях в соответствии с принципами суверен­ного равенства и невмешательства; сотрудничество с ООН и принятие мер пред­усмотренных ее Уставом; содействие экономическому развитию во всем мире особенно в развивающихся странах. Принцип имеет характер идеи так как не­возможно обязать государства сотрудничать.

Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву. Данный принцип утверждался вместе с международным правом и именно в нем заключен источник юридической силы МПП поскольку единственным спо­собами создания юридически обязательных норм для суверенных государств яв­ляется их соглашение. В Декларации 1970 г. содержится иерархия обязательств: обязательства по Уставу ООН; обязательства вытекающие из общепризнанных принципов и норм МПП; обязательства по договорам действительным согласно эти принципам и нормам. Заключительный акт 1975 г. добавил к такому понима­нию принципа положение о том что при осуществлении своих суверенных прав включая право устанавливать свои законы и административные правила госу­дарства должны сообразовываться со своими обязательствами по международ­ному праву. В соответствии с этим в Законе о международных договорах РФ 1995 г. говориться: “Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюде­ние договорных и обычных норм подтверждает свою приверженность основопо­лагающему принципу международного права - принципу добросовестного вы­полнения обязательств по международному праву”.

Общие принципы являясь фундаментом всей системы МПП пронизывают остальные ее струкутрообразующие элементы.

Список использованной литературы:

1. Камаровский Л.А. Основные вопросы науки международного права.- М. 1992

2. Капустин М.Н. Международное право. Конспект лекций.- Ярославль 1998

3. Международное право /Под ред. Г.И.Тункина.- М. 1994

4. Международное право /Под ред.Н.Т.Блатовой.- М. 2001

5. Пашуканис Е. Очерки по международному праву.- М. 1995

6. Шишкин А.Ф. Шварцман К.А. XX век и моральные ценности человечества.- М. 1988

План:

1. Понятие основных принципов.

2. Характерные черты.

3. Содержание основных принципов.

Список использованной литературы.